НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 18.10.2022 № А04-4441/2022

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-4441/2022

октября 2022 года

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 18.10.2022

Резолютивная часть решения объявлена 12.10.2022.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Воробьёвой В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кулинкович К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании  заявление муниципального автономного общеобразовательного учреждения Чигиринская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (ОГРН 1022800525043, ИНН 2812006433)  к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области (ОГРН: 1022800510150, ИНН: 2801008213)  о признании недействительными решений,

при участии в заседании:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чигиринская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (далее – заявитель, школа) обратилось в суд с заявленными требованиями об отмене решений  Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области (далее – ответчик, пенсионный фонд) от 16.03.2022 года № 038S19220002326; № 038S19220002327; № 038S19220002328;            № 038S19220002329; № 038S19220002330; № 038S19220002331; № 038S19220002332; № 38S19220002333; № 038S19220002334;    № 038S19220002335; № 038S19220002336;         № 038S19220002337; № 038S19220002338;  № 038S19220002339; № 038S19220002340; № 038S19220002341; № 038S19220002342;    № 038S19220002343; № 038S19220002344; № 038S19220002345; № 038S19220002346; № 038S19220002347; № 038S19220002348; № 038S19220002349; № 038S19220002350; № 038S19220002351; № 038S19220002352; № 038S19220002353 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".     

В обоснование заявленных требований указано, что заявитель неоднократно предпринимал попытки представить отчетность за август и сентябрь 2021 года в электронном виде, однако она не была принята в связи с отсутствием у директора школы электронной цифровой подписи ввиду недавнего назначения на должность. При этом отчетность была подготовлена в установленные сроки. Кроме директора в школе отсутствуют должностные лица, имеющие электронные цифровые подписи. На момент совершения правонарушения директор находился в должности менее недели, в начале сентября в школе начался учебный процесс.

Определением суда от 21.06.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ). Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.

Определением суда от 11.08.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Уточнив заявленные требования, заявитель просил отменить решения Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области (далее – ответчик, пенсионный фонд) от 16.03.2022 года № 038S19220002326; № 038S19220002327; № 038S19220002328;            № 038S19220002329; № 038S19220002330; № 038S19220002331; № 038S19220002332; № 38S19220002333; № 038S19220002334;    № 038S19220002335; № 038S19220002336;         № 038S19220002337; № 038S19220002338;  № 038S19220002339; № 038S19220002340; № 038S19220002341; № 038S19220002342;    № 038S19220002343; № 038S19220002344; № 038S19220002345; № 038S19220002346; № 038S19220002347; № 038S19220002348; № 038S19220002349; № 038S19220002350; № 038S19220002351; № 038S19220002352; № 038S19220002353 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". 

Ответчик с заявленными требованиями не согласился по доводам письменного отзыва. Указывает, что решения от 16.03.2022 №№ 038S19220002342, 038S19220002747 признаны недействительными во внесудебном порядке, решение от 16.03.2022 № 038S19220002351 аннулировано. Указывает, что у учебного заведения в спорный период имелось несколько действительных сертификатов ключей электронных подписей, с использованием которых могла быть представлена отчетность за август и сентябрь 2021 года. Просит отказать в удовлетворении требований.

В судебное заседание представитель заявителя не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлено.

Представитель ответчика не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено.

На основании статьи 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чигиринская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (ОГРН 1022800525043, ИНН 2812006433) зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ 23.10.2000.

Согласно представленной МАОУ «Чигиринская СОШ» отчетности по форме СЗВ-М, численность работающих лиц в июле 2021 года составила 104 человека, в августе 2021 года также 104 человека.

Сведения по формам СЗВ-ТД за август 2021 года в отношении 1 застрахованного лица и сентябрь 2021 года в отношении 24 застрахованных лиц представлены заявителем в территориальный орган ПФР по почте на бумажных носителях.

Факты установленных нарушений нашли свое отражение в актах от 28.01.2022 г. № 038S18220000689,  № 038S18220000690,  № 038S18220000691,  № 038S18220000692, № 038S18220000693,  № 038S18220000694,  №038S18220000695, № 038S18220000696, № 038S18220000697,  № 038S18220000698,  № 038S18220000699, №038S18220000700,  №038S18220000701,  № 038S18220000702,  № 038S18220000703,  № 038S18220000704, № 038S18220000706,  № 038S18220000707, №038S182200007108, №038S18220000709, №038S18220000711,  № 038S18220000712, №038S18220000713, №038S18220000715, №038S18220000716.

Заместителем управляющего ОПФР по Амурской области вынесены решения от 16.03.2020 г. № 038S19220002326, № 038S19220002327, № 038S19220002328, № 038S19220002329, № 038S19220002330, № 038S19220002331, № 038S19220002332, №038S19220002333, № 038S19220002334, № 038S19220002335, № 038S19220002336, №038S19220002337, № 038S19220002338, № 038S19220002339, № 038S19220002340, №038S19220002342, №038S19220002341, № 038S19220002343, № 038S19220002344, № 038S19220002345, №038S19220002346,  №038S19220002347, № 038S19220002348, № 038S19220002349, № 038S19220002350, №038S19220002351, №038S19220002352, № 038S19220002353 о привлечении МАОУ Чигиринская СОШ к ответственности, предусмотренной ч. 4, ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде взыскания финансовых санкций в сумме 28 000 руб. 00 коп.

С целью досудебного урегулирования спора должнику были направлены требования от 18.04.2022 г. № 038S01220002721, № 038S01220002722, № 038S01220002723, №038S01220002724, № 038S01220002725, № 038S01220002726, № 038S01220002727, №038S01220002728, № 038S01220002729, № 038S01220002730, № 038S01220002731, №038S01220002732, № 038S01220002733, № 038S01220002734, № 038S01220002735, №038S01220002736, № 038S01220002737, № 038S01220002738, № 038S01220002739, № 038S01220002740, № 038S01220002741, № 038S01220002742, № 038S01220002743, № 038S01220002744, № 038S01220002745 об уплате финансовых санкций в срок до 18.05.2022 г. Денежные средства в срок, установленный для добровольной уплаты, не поступили.

Не согласившись с принятыми решениями и полагая их недействительными, заявитель обратился в суд.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном названным кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит наличие следующих обстоятельств: - несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту; - нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя. При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершенных действий (бездействия)) проверяются исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий (бездействия)).

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложено на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.

В статьях 5 и 6 Закона № 167-ФЗ определено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Закон № 167-ФЗ школа является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Закона обязана представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу статьи 5 Закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ).

Заявитель, в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Закона № 27-ФЗ, является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должен исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.

При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ).

В преамбуле Закона № 27-ФЗ определено, что данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Этим же правовым актом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.

Пунктом 2.4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя представлять о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя, отчество;

3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 Закона № 27-ФЗ.

В соответствии с п. 2.5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются:

1) с 1 января 2020 года - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя.

При отсутствии у зарегистрированного лица случаев, указанных в пункте 2.4 настоящей статьи, сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя на такое зарегистрированное лицо представляются не позднее 15 февраля 2021 года;

2) с 1 января 2021 года:

в случаях перевода на другую постоянную работу, подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления;

в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

Страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (пункт 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей на момент предоставления отчетности заявителем).

Из материалов дела следует и подтверждается сведениями по форме СЗВ-М за июль 2021 и август 2021 года, что в указанный период в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Чигиринская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов было трудоустроено 104 застрахованных лица.

Следовательно, образовательное учреждение обязано представлять сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц по форме СЗВ-ТД в пенсионный фонд в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно материалам дела, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чигиринской средней общеобразовательной школой представлены сведения о трудовой деятельности зарегистрированных лиц по форме СЗВ-ТД за август, сентябрь 2021 года на бумажных носителях.

   Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.04.2020 № 590 «Об особенностях порядка и сроках представления страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц» в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица сведения СЗВ-ТД предоставляются не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1.9 Постановления Правления Пенсионного фонда от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений» страхователь представляет форму СЗВ-ТД в форме электронного документа. В случае если численность работающих у него зарегистрированных лиц менее 25, он может представлять форму СЗВ-ТД на бумажном носителе.

Пунктом 1.12 предусмотрено, что форма СЗВ-ТД в форме электронного документа представляется страхователем по форматам согласно приложению 3 к настоящему постановлению и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Факт подачи сведений в отношении трудовой деятельности застрахованных лиц на бумажных носителях обусловлен отсутствием у учреждения квалифицированной электронной подписи для подачи сведений в пенсионный фонд  по телекоммуникационным каналам связи.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами урегулированы Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Согласно статье 2 Федерального закона №63-ФЗ от 06.04.2011, электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию; сертификат ключа проверки электронной подписи - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи;

квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) - сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, созданный аккредитованным удостоверяющим центром либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи (далее - уполномоченный федеральный орган), и являющийся в связи с этим официальным документом.

Владелец сертификата ключа проверки электронной подписи - лицо, которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке выдан сертификат ключа проверки электронной подписи (пункт 4 статьи 2 Федерального закона №63-ФЗ от 06.04.2011).

В случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу, в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности (пункт 3 статьи 14 Закона N 63-ФЗ).

Функции по созданию и выдаче сертификата ключа проверки электронных подписей осуществляет аккредитованный удостоверяющий центр.

Пунктом 2 части 1 статьи 18 Закона №63-ФЗ предусмотрено, что при выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр обязан в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, получить от лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, подтверждение правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата.

Перечень документов при обращении в аккредитованный удостоверяющий центр приведен в пункте 2 статьи 18 Закона №63-ФЗ, к таковым относятся: основной документ, удостоверяющий личность, основной государственный регистрационный номер заявителя - юридического лица, документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности.

Аккредитованный удостоверяющий центр должен с использованием инфраструктуры осуществить проверку достоверности документов и сведений, представленных заявителем (п. 2.2 статьи 18 Закона №63-ФЗ).

Принимая во внимание толкование положений Закона №63-ФЗ, судом отклоняется довод пенсионного фонда о возможности подачи сведений в электронном виде  посредством подписания их электронной цифровой подписью должностного лица Управления образования администрации Благовещенского района за МАОУ Чигиринская СОШ, поскольку факт того, что Управление является учредителем школы, не налагает на него обязательства по сдаче отчетности в пенсионный фонд за иное юридическое лицо. Электронная цифровая подпись, предоставленная Управлению образования администрации Благовещенского района дает полномочия для подписания документов только в отношении документов данного юридического лица. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что сертификат №0250065F00E7AC6E9D468D6D77F8E0AE10 со сроком действия с 10.03.2021 по 10.03.2022, выдан на МАОУ Чигиринская СОШ с полномочиями подписания руководителем юридического лица – директора Кореневой Татьяне Алексеевне.

Довод пенсионного фонда о действительности сертификата от 10.03.2021 электронной цифровой подписи школы с полномочиями подписания Кореневой Татьяной Алексеевной при отсутствии указанных сведений в ЕГРЮЛ, ввиду увольнения Кореневой Татьяны Алексеевны и принятия на должность директора школы иного лица, не соответствует действующему законодательству и отклоняется судом.

То есть, на момент необходимости сдачи отчетности по форме СЗВ-ТД, действующего сертификата с усиленной квалифицированной подписью от аккредитованного удостоверяющего центра у МАОУ Чигиринская СОШ не имелось.

Согласно приказу  № 47 от 25.08.2021 Шевелев Андрей Владимирович принят на должность директора МАОУ Чигиринская СОШ с 25.08.2021. Из выписки единого государственного реестра юридических лиц следует, что сведения о Шевелеве А.В. как о лице, имеющим право, действовать от имени юридического лица МАОУ Чигиринская СОШ без доверенности, внесены налоговым органом только 13.09.2021. В соответствии с требованиями законодательства без актуальных сведений в ЕГРЮЛ получение электронной подписи невозможно. Сертификат с усиленной квалифицированной подписью МАОУ Чигиринская СОШ с полномочиями подписания директором Шевелевым Андреем Владимировичем, получен после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, и проведенной проверкой аккредитованным удостоверяющим центром  со сроком действия с 21.09.2021 по 21.09.2022.

Следовательно, только с 21.09.2021 Шевелеву А.В. возможно было начать пользоваться электронной подписью, соответственно сдача отчетности в электронном виде также могла осуществляться Шевелевым А.В. только после 21.09.2021.

Судом отмечается, что сведения по форме СЗВ-ТД в отношении Рожок Г.И. (18.08.2021), Раздобреевой Л.А. (29.08.2021), Саморуковой М.В. (31.08.2021), Гавриловой Я.С. (01.09.2021), Веляевой  Э.М. (01.09.2021), Бурчик Д.Г. (01.09.2021), Клепининой Т.Е. (01.09.2021), Кулаковой Т.Ю. (01.09.2021), Карловской Т.С. (01.09.2021), Кузнецова Р.Е. (01.09.2021), Фоминой И.А. (01.09.2021), Лукашевской А.Н. (01.09.2021), Стуловой Я.С. (01.09.2021), Новиковой С.И. (01.09.2021), Петровой Ю.А. (31.08.2021) при дате их приема и (или) увольнения, в силу подпункта 2 пункта 2.5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, подлежали представлению в пенсионный фонд, не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), подтверждающих оформление трудовых отношений. Во исполнение предписаний Федерального закона № 27-ФЗ МАОУ Чигиринская СОШ были представлены в пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-ТД по указанным выше застрахованным лицам на бумажном носителе, по причине отсутствия иной возможности подачи данных сведений в установленный законом срок.

В рамках проверочных мероприятий школой представлены письменные возражения в отношении факта привлечения к ответственности, ввиду отсутствия электронной подписи юридического лица на вновь назначенного директора школы. Вместе с тем, для пенсионного фонда данные обстоятельства не явились основанием для освобождения МАОУ Чигиринская СОШ от ответственности.

Как следует из материалов дела, пенсионным фондом приняты решения 16.03.2022 года № 038S19220002326; № 038S19220002327; № 038S19220002328;№  038S19220002329; № 038S19220002330; № 038S19220002331; № 038S19220002332; № 38S19220002333; № 038S19220002334; № 038S19220002335; № 038S19220002336;    № 038S19220002337; № 038S19220002338;         № 038S19220002339; № 038S19220002340; № 038S19220002341; № 038S19220002342; № 038S19220002343; № 038S19220002344; № 038S19220002345; № 038S19220002346; № 038S19220002347; № 038S19220002348; № 038S19220002349; № 038S19220002350; № 038S19220002351; № 038S19220002352; № 038S19220002353 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".   

Принимая решения в данном случае, пенсионный фонд ограничился лишь описанием факта представления школой сведений с нарушением установленного порядка, - не установив вину лица в совершении вмененных ему правонарушений.

Указанное характеризуется формальным подходом к выявленным правонарушениям, что недопустимо с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, в соответствии с которой формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, поскольку именно, наличие вины в совершении правонарушения влечет за собой ответственность.

При этом суд учитывает, что школа действовала добросовестно, направив сведения о трудовой деятельности зарегистрированных лиц (СЗВ-ТД) на бумажном носителе в установленные Федеральным законом № 27-ФЗ сроки, с учетом объективных обстоятельств, препятствующих направление форм отчетности в электронном виде до 22.09.2021.

Пенсионным фондом в свою очередь не исследован и не оценен довод МАОУ Чигиринская СОШ относительно того, что до момента назначения директора школы с 25.08.2021, у образовательного учреждения реальной возможности по получению усиленной квалифицированной подписи от аккредитованного удостоверяющего центра не было.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности вины МАОУ Чигиринская СОШ в совершенном правонарушении, что исключает возможность привлечения МАОУ Чигиринская СОШ к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ и, как следствие, указывает на незаконность решений от 16.03.2022 года № 038S19220002326; № 038S19220002327; № 038S19220002328; № 038S19220002329; № 038S19220002330; № 038S19220002331; № 038S19220002332; № 38S19220002333; № 038S19220002334; № 038S19220002335; № 038S19220002336;    № 038S19220002337; № 038S19220002338; № 038S19220002339; № 038S19220002340; № 038S19220002343; № 038S19220002344; № 038S19220002345; № 038S19220002346.

Судом установлено, что решения от 16.03.2022 № 038S19220002347, № 038S19220002342 пенсионным фондом отменены самостоятельно в ходе проведения проверки.

Решение от 16.03.2022 № 038S19220002351 пенсионным органом аннулировано, по причине двукратного фиксирования акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении Стрельцовой Н.В.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика пояснял, что данные решения были отменены и аннулированы во внесудебном порядке, на основании указанных решений требования об уплате штрафной санкции не выставлялись.

Заявителем уточнений в отношении количества оспариваемых решений суду не представлено, несмотря на неоднократные предложения суда уточнить заявленные требования, из последних уточнений заявителя следует, что им оспариваются все 28 решений принятых пенсионным фондом в отношении заявителя.

Согласно пункту 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Судом принято во внимание, что решения о привлечении школы к ответственности от 16.03.2022 № 038S19220002351 № 038S19220002347 № 038S19220002342, были самостоятельно отменены и аннулированы пенсионным фондом до обращения заявителя в суд (30.03.2022) что в рассматриваемом случае не привело к нарушению прав МАОУ Чигиринская СОШ, так как требования об уплате штрафных санкций, основанных на отмененных решениях не выставлялись, какие-либо негативные последствия для заявителя не наступили, доказательств обратного в материалы дела заявителем не представлено.

В данном случае заявителем не доказана совокупность условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также не указано то, каким образом избранный заявителем способ защиты приведет к восстановлению его нарушенных прав, учитывая, что оспариваемые решения от 16.03.2022 № 038S19220002351 № 038S19220002347, № 038S19220002342 пенсионным фондом отменены самостоятельно во внесудебном порядке.

Таким образом, оспаривание решений от 16.03.2022 № 038S19220002351, № 038S19220002347, № 038S19220002342 не направлено на восстановление прав заявителя, у которого отсутствует заинтересованность, являющаяся в силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием для обращения в арбитражный суд, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительными решений от 16.03.2022 № 038S19220002351, № 038S19220002347, № 038S19220002342.

Рассматривая доводы МАОУ Чигиринская СОШ о незаконности решений от 16.03.2022 № 038S19220002341, № 038S19220002349, № 038S19220002350, № 038S19220002351, № 038S19220002352, № 038S19220002353, суд установил следующее.

Как отмечено судом ранее, сертификат с усиленной квалифицированной подписью МАОУ Чигиринская СОШ с полномочиями подписания директором Шевелевым Андреем Владимировичем, выдан аккредитованным центром 21.09.2021.

Вместе с тем, из материалов дела установлено, что сведения по форме СЗВ-ТД за сентябрь 2021 года в отношении застрахованных лиц: Стрельцовой Н.В. (дата приема 01.09.2021, представлена 22.09.2021), Алексерова М.М. оглы (дата увольнения 23.08.2021, представлена 30.09.2021), Сидоровой Н.С. (дата увольнения 26.08.2021, представлена 30.09.2021), Кацубы П.Д. (дата увольнения 31.01.2020, представлена 30.09.2021), Дериглазовой А.В. (дата приема 13.09.2021, представлена 28.09.2021), Кангиной М.В. (дата приема 24.09.2021, дата представления 28.09.2021) направлены в пенсионный фонд на бумажном носителе, после устранения обстоятельств невозможности подачи сведений в электронном виде, а также в период наличия у школы действующего сертификата ключа электронной цифровой подписи, позволяющей направить указанные сведений по телекоммуникационным каналам связи в пенсионный фонд.

Данные обстоятельства следуют из материалов дела и не опровергнуты заявителем. Доказательств направления после 21.09.2021 сведений по форме СЗВ-ТД за сентябрь 2021 года на застрахованные лица в форме электронного документа в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств отсутствия технической возможности подачи сведений в пенсионный фонд в электронном виде, при наличии электронной цифровой подписи у директора школы Шевелева А.В.

Согласно части четвертой статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 000,00 рублей.

Процедура привлечения МАОУ Чигиринская СОШ к ответственности пенсионным фондом соблюдена.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности решений от 16.03.2022 № 038S19220002341, № 038S19220002349, № 038S19220002350, № 038S19220002351, № 038S19220002352, № 038S19220002353 Государственного учреждения – Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Амурской области.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В силу положений статьи 201 АПК РФ суд считает в удовлетворении заявленных требований в признании недействительными решений от 16.03.2022 № 038S19220002341, № 038S19220002349, № 038S19220002350, № 038S19220002351, № 038S19220002352, № 038S19220002353 следует отказать.

С учетом количества заявленных требований в силу пункта 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" размер государственной пошлины  по настоящему делу составил 84 000 рублей.

При обращении в суд с настоящим заявлением МАОУ Чигиринская СОШ уплачена государственная пошлина по платежному поручению № 535 от 25.04.2022 в размере 3000 рублей. На сумму 81 000 рублей заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 102 НК РФ.

Из пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", следует, что при отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.

Поскольку в удовлетворении требований о признании недействительных решений от 16.03.2022 № 038S19220002341, № 038S19220002349, № 038S19220002350, №038S19220002351, №038S19220002352, № 038S19220002353 № 038S19220002351, № 038S19220002347, №038S19220002342, судом отказано, государственная пошлина в размере 27 000 рублей подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.

Государственная пошлина  в порядке статьи 110 АПК РФ в размере 3000 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.

руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  

решил:

Признать недействительными, не соответствующими Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» решения Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области 16.03.2020 г. № 038S19220002326, № 038S19220002327, № 038S19220002328, № 038S19220002329, № 038S19220002330, № 038S19220002331, № 038S19220002332, №038S19220002333, № 038S19220002334, № 038S19220002335, № 038S19220002336, №038S19220002337, № 038S19220002338, № 038S19220002339, № 038S19220002340, № 038S19220002343, № 038S19220002344, № 038S19220002345, № 038S19220002346.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области (ОГРН: 1022800510150, ИНН: 2801008213)   в пользу муниципального автономного общеобразовательного учреждения Чигиринская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (ОГРН 1022800525043, ИНН 2812006433) судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рублей.

Взыскать с муниципального автономного общеобразовательного учреждения Чигиринская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (ОГРН 1022800525043, ИНН 2812006433) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 27 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                                     В.С. Воробьёва