НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 18.06.2009 № А04-2873/09

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск ул. Ленина, д. 163

Тел. (4162) 59-59-00, Факс (4162) 51-83-48

E-mail: info@amuras.arbitr.ru

http://www.amuras.arbitr.ru

г. Благовещенск

Дело №

А04-2873/09

«

18

»

июня

2009 г.

Резолютивная часть

«

18

»

июня

2009 г.

Изготовление Решения в полном объеме

Арбитражный суд в составе судьи

Курмачева Дениса Валерьевича

(Фамилия И.О. судьи)

Рассмотрев в судебном заседании заявление

И.о. прокурора Октябрьского района

  (наименование заявителя)

к

ООО «Октябрьское автотранспортное предприятие»

(наименование ответчика)

О привлечении к административной ответственности

Протокол вел: И.В. Прокопенко, секретарь судебного заседания

(Фамилия И.О., должность лица)

При участии в заседании: Заявитель: Супрун В.Н., удостоверение.

Ответчик: Зорькин А.Н., паспорт, руководитель.

Установил:

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом вынесено протокольное определение о перерыве в судебном заседании до 18.06.2009.

В арбитражный суд обратился и.о. прокурора Октябрьского района Амурской области с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях ООО «Октябрьское автотранспортное предприятие» (далее Общество).

В обоснование своих требований заявитель указал, что Общество совершило административное правонарушение, которое выразилось в нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности:

1. не организовано проведение внепланового инструктажа по предупреждению правил дорожного движения, допущенных 03.05.2009 и 07.05.2009 с водителем Барнашовым А.В.;

2. нарушается режим отдыха водителей:

24 апреля 2009 года согласно путевому листу № 73 рабочий день водителя Христюка В.Д. начался в 5 часов 30 минут, при этом межсменный отдых составил 9 часов 44 минуты; 28 апреля 2009 года согласно того же путевого листа водитель Христюк В.Д. начал рабочий день в 4 часа 30 минут и межсменный отдых составил 11 часов 30 минут; 22 апреля 2009 года согласно путевому листу № 65 рабочий день водителя Барнашова А.В. начался в 7 часов 20 минут, межсменный отдых составил 11 часов 30 минут.

Согласно путевому листу б/н межсменный отдых водителя Христюка В.Д. составил 8 апреля 2009 года - 11 часов 45 минут; 11 апреля 2009 года - 11 часов 35 минут.

Согласно путевому листу № 73 межсменный отдых водителя Христюка В.Д. составил 18 апреля 2009 года - 11 часов 14 минут; 27 апреля 2009 года - 11 часов 30 минут; 30 апреля 2009 года - 11 часов 14 минут.

Согласно путевому листу № 38 межсменный отдых водителя Барнашова А.В. составил 2 апреля 2009 года - 11 часов 50 минут; 4 апреля 2009 года - 11 часов 34 минуты; 10 апреля 2009 года - 11 часов 50 минут.

Указанные нарушения являются нарушением условий, предусмотренных лицензией в связи с чем, просит привлечь Общество к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ответчик требования не признал. Считает, что при суммарном учете времени отдыха водителей необходимо учитывать время перерыва для питания и отдыха, которое и будет являться межсменным. Представил трудовые договоры.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Октябрьское автотранспортное предприятие», зарегистрировано в качестве юридического лица 09.12.2008 Межрайонной ИФНС РФ № 6 по Амурской области, ОГРН 1082827000563, находится по адресу: Амурская область, Октябрьский район, с. Екатеринославка, ул. Куйбышевская, 7.

Транспортную деятельность осуществляет на основании лицензии на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек АСС 28 010416 от 30.12.2008.

Указанный факт зафиксирован в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.05.2009.

Действиям Общества дана правовая оценка по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд признает факт совершения ООО «Октябрьское автотранспортное предприятие» административного правонарушения установленным, по следующим основаниям.

В соответствии с предписаниями ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Условия осуществления деятельности, предусмотренной лицензией – выполнение Устава автомобильного транспорта, правил перевозок, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществление мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдение экологических норм.

Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.

В силу пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, к лицензионным требованиям и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в том числе относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Согласно ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно- транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Обязанность Общества обеспечивать соблюдение водителями режима труда и отдыха и ведения учета рабочего времени водителей установлена ч.1 ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ; п. 2.2, 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2; п. 2.3.6, 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 г. № 15.

В соответствии с п. 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Как следует из материалов дела, Обществу вменяется совершение административного правонарушения, которое выразилось в не соблюдении норм установленных законодательством Российской Федерации продолжительности междусменного отдыха:

Водитель Христюк В.Д.:

24 апреля 2009 года путевой лист № 73 рабочий день начался в 5 часов 30 минут - межсменный отдых составил 9 часов 44 минуты;

28 апреля 2009 года согласно того же путевого листа рабочий день начался в 4 часа 30 минут - межсменный отдых составил 11 часов 30 минут;

18 апреля 2009 года согласно путевому листу № 73 межсменный отдых составил - 11 часов 14 минут;

27 апреля 2009 года межсменный отдых составил - 11 часов 30 минут;

30 апреля 2009 года межсменный отдых составил - 11 часов 14 минут.

Вместе с тем, при вынесении решения суд принимает во внимание истечение срока давности привлечения к административной ответственности в части нарушения режима труда и отдыха по путевым листам водителя Христюка В.Д. б/н от 08.04.2009 и 11.04.2009.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности Общества истек 04.06.2009 и 11.06.2009 соответственно.

Водитель Барнашов А.В.:

22 апреля 2009 года согласно путевому листу № 65 рабочий день начался в 7 часов 20 минут, межсменный отдых составил 11 часов 30 минут.

Вместе с тем, при вынесении решения суд принимает во внимание истечение срока давности привлечения к административной ответственности в части нарушения режима труда и отдыха по путевым листам водителя Барнашова А.В. № 38 от 02.04.2009, 04.04.2009, 10.04.2009.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности Общества истек 02.06.2009, 04.06.2009 и 10.06.2009 соответственно.

Довод ответчика о том, что при суммарном учете времени отдыха водителей необходимо учитывать время перерыва для питания и отдыха, которое и будет являться межсменным является несостоятельным.

Работодатель обязан обеспечить водителю здоровые и безопасные условия труда (п. 1.1.3 Правил по охране труда). Пунктом 2.3.1.10 Правил по охране труда установлено, что работодатель не имеет права направлять водителя в рейс, если тот до выезда не отдыхал в течение времени, предусмотренного действующими нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение), работодатель составляет графики работы (сменности) на линии для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводит их до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов (пункт 7 Положения).

При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (пункт 11 Положения).

Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 Положения. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается (пункт 13 Положения).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (пункт 25 Положения).

Кроме того, продолжительность междусменного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (п. 25 Положения о водителях автомобилей).

Пунктом 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27, предусмотрено, что организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТСТРУКТАЖЕЙ, а также должен осуществлять учет сведений о проведении инструктажей. Требования к профессиональному отбору, инструктажу, обучению и проверке знаний правил по охране труда работников предусмотрены разделом 10 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28.

Представленный в судебное заседание журнал учета инструктажей с отметкой проведения внепланового инструктажа водителя о нарушении ПДД, на момент проверки прокуратурой отсутствовал. Как пояснил в судебном заседании представитель ответчик журнал был заполнен в конце мая месяца после проведения проверки, в связи с чем суд считает обоснованным довод заявителя наличии в данной части состава правонарушения.

Таким образом, положения названных нормативных правовых актов, касающиеся деятельности по перевозке пассажиров, относятся к лицензионным требованиям и условиям, обязательным для исполнения лицензиатами.

Поскольку деятельность лицензиатов по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Обществом не представлено доказательств соблюдения транспортного законодательства и не опровергнуты данные прокуратуры.

Таким образом, выявленные при проверке нарушения является нарушением лицензионных требований и условий и согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, данное деяние необходимо квалифицировать по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Санкция ч. 3 ст. 14.1 КоАП предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.

Учитывая отсутствие обстоятельств отягчающих ответственность суд считает необходимым применить штраф в минимальном размере.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Признать общество с ограниченной ответственностью «Октябрьское автотранспортное предприятие», зарегистрированное в качестве юридического лица 09.12.2008 г. Межрайонной ИФНС России № 6 по Амурской области, основной государственный регистрационный номер 1082827000563, находящееся по адресу - Амурская область, Октябрьский район, с. Екатеринославка, ул. Куйбышевская, 7, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Назначить ООО «Октябрьское автотранспортное предприятие» за административное правонарушение по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об Административных правонарушениях наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, с перечислением штрафа по реквизитам:

Наименование получателя: УФК МФ РФ по Амурской области (Прокуратура Амурской области) ИНН 2801018780 КПП 280101001 Расчетный счет 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10401000000 КБК 41511621010010000140.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой апелляционный арбитражный суд (г.Хабаровск), после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Д.В.Курмачев