НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 17.09.2015 № А04-7706/15

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-7706/2015

сентября 2015 года

изготовление решения в полном объеме

«

»

сентября

резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи И.А. Москаленко,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ООО «Электротехническая компания» (ОГРН 1052800102244, ИНН 280110715)

к

управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800507157, ИНН 2801052325)

о взыскании 649 390 рублей

протокол вела: секретарь судебного заседания Е.Н. Личагина,

при участии в заседании:

от истца – И.Ю. Горчаков по доверенности от 13.08.2015;

от ответчика не явился, извещен;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Электротехническая компания» (далее по тексту – истец, ООО «Электротехническая компания») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска (далее – ответчик, управление ЖКХ) о взыскании 649390 рублей задолженности по договорам на предоставление субсидий от 19.09.2014 № 98/1, от 22.09.2014 № 99/1, от 07.10.2014 № 105/1, от 16.10.2014 № 116, 30000 рублей судебных издержек на оплату представителя и расходов по оплате государственной пошлины.

Исковые требования обоснованы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате за оказанные услуги по договорам, в связи с чем, образовалась задолженность, в добровольном порядке сумма долга не оплачена.

Определением от 02.09.2015 назначено предварительное судебное заседание. Суд в соответствии со статьей 137 АПК РФ завершил предварительное заседание и перешел в стадию судебного разбирательства.

Истец в заседании на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Представил акт сверки взаимных расчетов. На вопрос суда пояснил, что денежные средства за представление интересов истца получены при заключении договора, о чем в договоре имеется расписка.

Ответчик представил письменный отзыв и решение Совета адвокатской палаты Амурской области. Указал, что просрочка исполнения обязательств по договорам в части оплаты образовалась в связи с недоведением ответчику бюджетных денежных средств на оплату выполненных работ по указанным договорам субсидии, которые должны были быть выплачены истцу в срок до 31.12.2014. Счел стоимость судебных издержек завешенной. Просил провести предварительное заседание без участия представителя.

Исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Электротехническая компания» заключены договоры на выполнение по перечню ремонтно-строительных работ:

- от 03.07.2014 с С.В. Мандрыкой, объект ремонта г. Благовещенск, ул. Партизанская, 19, кв. 84; по выполнению работ составлена локальная смета, справка о стоимости выполненных работ и акт о приемке выполненных работ на сумму 82600 рублей;

- от 27.06.2014 с Л.М. Петровой, объект ремонта г. Благовещенск, ул. Лазо, 60/2, кв. 39; по выполнению работ составлена локальная смета, справка о стоимости выполненных работ и акт о приемке выполненных работ на сумму 194250 рублей;

- от 08.07.2014 с В.П. Калугиным, объект ремонта г. Благовещенск, ул. Пролетарская, 134, кв. 21; по выполнению работ составлена локальная смета, справка о стоимости выполненных работ и акт о приемке выполненных работ на сумму 199640 рублей;

- от 26.06.2014 с Т.В. Потаповой, объект ремонта г. Благовещенск, ул. Институтская, 17/1, кв. 84; по выполнению работ составлена локальная смета, справка о стоимости выполненных работ и акт о приемке выполненных работ на сумму 172900 рублей.

Данными договорами установлено, что стоимость работ оплачивается полностью по окончании работ путем перечисления в пределах лимитов бюджетных ассигнований субсидий на возмещение затрат организаций, выполняющих работы по капитальному и (или) текущему ремонту жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации, получившим инвалидность при исполнении обязанностей военной службы, вдовам или родителям военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

Составленные локальная смета, справка о стоимости выполненных работ и акт о приемке выполненных работ, подписаны специалистом управления ЖКХ без возражений.

После представления управлению ЖКХ вышеперечисленных документов, на основании решения Благовещенской городской Думы от 05.12.2013 № 68/149, между истцом и ответчиком (предприятие) заключены договоры от 19.09.2014 № 98/1 (размер субсидии 82600 рублей), от 22.09.2014 № 99/1 (размер субсидии 194250 рублей), от 07.10.2014 № 105/1 (размер субсидии 199640 рублей), от 16.10.2014 № 116 (размер субсидии 172900 рублей) на предоставление в пределах лимитов бюджетных ассигнований субсидии предприятию на возмещение затрат связанных, с выполнением работ по текущему ремонту жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионерам Министерства обороны РФ, получивших инвалидность при исполнении обязанностей военной службы, вдовам или родителям военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

Согласно пункту 2 договоров, управление ЖКХ обязано производить перечисление субсидии в порядке и сроки, установленные настоящим договором. Предприятие обязано предоставить управлению документы, подтверждающие фактические затраты при выполнении работ в соответствии с постановлением администрации города Благовещенска от 10.02.2012 № 527 (с последующими изменениями и дополнениями), в частности: акты выполненных работ по форме КС-2 и КС-3 подписанные, в том числе ветеранами Великой Отечественной войны или вдовами ветеранов Великой отечественной войны, пенсионерами Министерства обороны РФ, получившими инвалидность при исполнении обязанностей военной службы, вдовами или родителями военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы; договор подряда на выполнение ремонтных работ; сметный расчет ремонтных работ, составленный предприятием и утвержденный ветераном. Не позднее 3-х дней с момента подписания договора предоставить управлению расчет суммы субсидии по форме, установленной приложением к Порядку предоставления субсидий юридическим лицам.

Пунктами 3 договоров установлено, что сумма субсидии по договору от 19.09.2014 № 98/1 составляет 82600 рублей, по договору от 22.09.2014 № 99/1 составляет 194250 рублей, по договору от 07.10.2014 № 105/1 составляет 199640 рублей, по договору от 16.10.2014 № 116 составляет 172900 рублей. Управление производит перечисление субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств. Предоставление субсидии производится на основании представляемого предприятием расчета суммы субсидии по форме, установленной приложением к Порядку предоставления субсидий юридическим лицам путем перечисления денежных средств на расчётный счёт предприятия до 31.12.2014.

Приложениями к договорам от 19.09.2014 № 98/1, от 22.09.2014 № 99/1, от 07.10.2014 № 105/1, от 16.10.2014 № 116, указаны объекты (жилые помещения) в которых произведены ремонты.

ООО «Электротехническая компания» в адрес ответчика 26.06.2015 направлена претензия о погашении задолженности в размере 649390 рублей.

На день рассмотрения дела ответчик обязательства по перечислению субсидий не исполнил, задолженность не оплатил, доказательства в материалах дела отсутствуют.

Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан, создания условий для улучшения качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны, вдов ветеранов Великой Отечественной войны и пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации, получивших инвалидность при исполнении обязанностей военной службы, на основании статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации города Благовещенска от 10.02.2012 № 527 утвержден Порядок финансирования текущего ремонта жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны, вдов ветеранов Великой Отечественной войны и пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации, получивших инвалидность при исполнении обязанностей военной службы, вдовам или родителям военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы, за счет субсидии, предусмотренной в городском бюджете на 2012 - 2013 годы.

Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что предоставление субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполнившим ремонт в жилых помещениях отдельной категории граждан, указанных в п. 1.1 настоящего Порядка, осуществляется после подачи заявки подрядной организации на получение субсидии на возмещение затрат организаций, выполняющих работы по текущему ремонту жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны, вдов ветеранов Великой Отечественной войны и пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации, получивших инвалидность при исполнении обязанностей военной службы, вдовам или родителям военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы, составленной по форме согласно приложению N 4, и предоставления подтверждающих документов о выполнении ремонтных работ в Управление ЖКХ.

Предоставление субсидии подрядной организации осуществляется на основании договора на предоставление субсидии при наличии акта о приемке выполненных работ (унифицированная форма N КС-2), подписанного уполномоченным лицом Управления ЖКХ, и справки стоимости выполненных работ (унифицированная форма N КС-3), утвержденных постановлением Госкомстата России от 11.11.999 № 100 (пункт 3.3 Порядка).

Согласно пункту 16 Решения Благовещенской городской Думы от 05.12.2013 № 68/149 «О городском бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» утвержден перечень субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории города Благовещенска, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи в производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг, которые предоставляются следующим категориям лиц, в том числе,  юридическим лицам на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по текущему ремонту жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, получивших инвалидность при исполнении обязанностей военной службы, вдовам или родителям военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Размер субсидии на 2014 год составил 19396600 рублей. Главные распорядители субсидий ежегодно определяются решением о бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с Порядком предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг , утвержденных постановлением Мэра города Благовещенска от 30.01.2008 № 262 субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до главных распорядителей бюджетных средств. Субсидии предоставляются, в том числе, юридическим лицам, реализующим товары, выполняющим работы, оказывающим услуги по утвержденным администрацией города Благовещенска тарифам, в случае, если утвержденные тарифы не обеспечивают экономически обоснованные затраты, связанные с их реализацией, выполнением, оказанием, из них: юридическим лицам на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по текущему ремонту жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации, получившим инвалидность при исполнении обязанностей военной службы, вдовам или родителям военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Юридические лица, претендующие на получение субсидии, подают заявки на получение субсидии после утверждения Благовещенской городской Думой решения о городском бюджете на очередной финансовый год или внесения соответствующих изменений в решение о бюджете. Главные распорядители на основании поданных заявок заключают с юридическими лицами, имеющими право на получение субсидии, договоры, в которых предусматриваются размер, сроки, цели предоставления субсидии и иные условия. Условия договора должны предусматривать предоставление субсидии исключительно при представлении главному распорядителю документов, подтверждающих фактические затраты или недополученные (выпадающие доходы) при производстве (реализации) товаров, выполнении работ, оказании услуг. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, учтенных на лицевом счете главного распорядителя (получателя) средств, открытом в финансовом управлении администрации города Благовещенска, на расчетный счет организации, открытый в кредитной организации, на основании представленного в финансовое управление администрации города Благовещенска (вместе с платежным поручением на перечисление субсидии) договора и расчета размера субсидии по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Согласно правилам статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Представленные истцом в дело документы доказывают надлежащее выполнение им обязательств по договорам на ремонтно-стороительные работы.

В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Учитывая, что ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства оплаты имеющейся перед истцом задолженности в полном объеме по договора в сумме 649390 рублей, требования истца о взыскании с ответчика задолженности в указанном размере являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Требование о взыскании судебных издержек подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Истцом заявлено о включении в состав судебных расходов судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей. В качестве доказательства расходов истцом представлены договор на оказание правовых услуг от 13.08.2015 с распиской в получении денежных средств в размере 30000 рублей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 № 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Поскольку судебный акт по настоящему делу принят в пользу истца, следовательно, он правомерно воспользовался правом на возмещение судебных издержек.

Определяя размер подлежащих взысканию судебных издержек, суд, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 21.12.2004 № 454, исходит из обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Разумность пределов судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией и конкретизируется с учетом правовой оценки фактических обстоятельств рассмотрения дела.

Согласно правовой позиции Европейского суда по правам человека, изложенной, в том числе в постановлениях от 25.03.1999 по делу № 31195/96 и от 21.12.2000 по делу № 33958/96, судебные издержки и расходы возмещаются в истребуемом размере, если будет доказано, что расходы являются действительными, понесенными по необходимости, и что их размер является разумным и обоснованным.

Пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» установлено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.

Разумность пределов судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя определятся с учетом правовой оценки фактических обстоятельств рассмотрения конкретного дела.

Суд считает, что объем оказанных представителем общества услуг является незначительным. Кроме того, наличие доступной и единообразной судебной практики по аналогичным делам способствует применению незначительных временных и трудовых затрат на написание искового заявления, при этом не требуется углубленного изучения и анализа представителем общества нормативной правовой базы. Доказательств значительности трудозатрат на подготовку позиции по делу и процессуальных документов, а также сбор доказательств в материалы дела истцом не представлено.

При установлении суммы судебных расходов, подлежащей взысканию, суд с учетом названных норм права, рекомендаций, данных в пункте 20 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 82, учел категорию дела, продолжительность рассмотрения дела, количество представленных доказательств, объем выполненных представителем истца работ, стоимость оплаты услуг адвокатов по аналогичным делам, участие в заседании (1), срок рассмотрения, судебную практику о взыскании судебных расходов, счел, что размер запрашиваемой суммы расходов превышает разумные пределы. Доказательств обратного, суду не представлено. 

При таких обстоятельствах, суд, с учетом предусмотренного частью 2 статьи 110 АПК РФ принципа разумности, признал подлежащими возмещению за счет ответчика судебных расходов, понесенных истцом в сумме 15000 рублей. В удовлетворении остальной части судебных расходов следует отказать.

При подаче иска истцу была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины на сумму 15988 рублей. Ответчик в порядке статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  

решил:

взыскать с управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800507157, ИНН 2801052325) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Электротехническая компания» (ОГРН 1052800102244, ИНН 280110715) 649390 рублей задолженности по договорам на предоставление субсидий от 19.09.2014 № 98/1, от 22.09.2014 № 99/1, от 07.10.2014 № 105/1, от 16.10.2014 № 116, 15000 рублей судебных издержек, всего 654390 рублей.

В остальной части во взыскании судебных расходов отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

СудьяИ.А. Москаленко