НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 17.09.2008 № А04-4070/08

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Амурской области

г. Благовещенск

Дело №

А04-4070/08-11/314

17

сентября

2008 г.

– дата объявления резолютивной части

18

сентября

2008 г.

– дата изготовления решения в полном объеме

Арбитражный суд в составе судьи

Голубевой С.В.

При участии помощника судьи

Силиной Н.В.

Рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

МУЗ «Детская городская клиническая больница»

к

Отделу социальной защиты населения администрации Благовещенского района

Амурской области в лице министерства финансов Амурской области

Министерству социальной защиты населения Амурской области

о

взыскании 4 024, 20 руб.

В качестве третьего лица привлечено:

Финансовое управление администрации Благовещенского района

Протокол вел помощник судьи Силина Н.В.

При участии в заседании:

от истца – Трифонов С.А. дов. № 1 от 25.06.2008.

Ответчики:

от минфина Амурской области – не явились, извещены (почтовое отправление № 26770 получено 26.08.2008).

от Отдела социальной защиты населения администрации района – не явились, извещены (почтовое отправление № 26769 получено 27.08.2008).

от Министерства социальной защиты населения области – не явились, извещены (почтовое отправление № 26929 получено 27.08.2008).

от третьего лица – Брыкова Е.А. дов. от 09.07.2008, паспорт 1005 943037. 

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Муниципальное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница» с исковым заявлением к Отделу социальной защиты населения администрации Благовещенского района о взыскании задолженности в сумме 4 024, 20 руб.

В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Финансовое управление администрации Благовещенского района и министерство финансов Амурской области.

Определением от 24.07.2008 на основании ст. 46 АПК РФ с согласия истца к участию в деле в качестве второго ответчика судом привлечена Амурская область в лице министерства финансов Амурской области.

Определением от 21.08.2008 с согласия истца к участию в деле в качестве соответчика судом привлечено Министерство социальной защиты населения Амурской области.

Свои требования истец обосновывает тем, что в 2005 году на основании Закона Амурской области от 30.12.2004 № 399-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области» осуществлял бесплатный отпуск детям первого и второго года жизни, проживающих в семьях со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума, специальных молочных продуктов детского питания. Согласно отчетов учреждения всего им было поставлено молочных продуктов на сумму 36 724, 20 руб. Отдел социальной защиты населения администрации Благовещенского района, на который была возложена обязанность по оплате, оплат произвел не в полном объеме, задолженность составила 4 024, 20 руб.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования – просил взыскать 4 024, 20 руб. с министерства финансов Амурской области в качестве убытков, понесенных им при предоставлении социальной поддержки в натуральной форме, осуществление которой предусмотрено за счет средств областного бюджета.

На основании ст. 49 АПК РФ уточнение исковых требований судом было принято.

Ответчик министерство финансов Амурской области требования истца не признает. В представленном отзыве указывает, что в соответствии с Законом Амурской области от 23.12.2005 № 129-ОЗ в 2005 году Благовещенскому району было запланировано предоставление субвенций в части обеспечения молочными смесями детей первого и второго годов жизни из малообеспеченных семей в размере 173 тыс. руб., при этом фактически выделено субвенций – 33 тыс. руб. Считает, что при рассмотрении настоящего дела министерство финансов области является ненадлежащим представителем казны Амурской области, поскольку согласно Ведомственной классификации расходов областного бюджета на 2005 год главным распорядителем средств названных субвенций являлся Департамент социальной защиты населения Администрации Амурской области.

Ответчик Отдел социальной защиты населения администрации Благовещенского района исковые требования также не признает, согласно представленного отзыва считает, что является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску. Ссылается при этом на то, что финансовое обеспечение предусмотренных законом мер социальной поддержки граждан должно производиться за счет средств областного бюджета.

Ответчик Министерство социальной защиты населения Амурской области письменный отзыв на иск не представило.

Третье лицо Финансовое управление администрации Благовещенского района в отзыве сообщило, что в 2005 году согласно отчету об использовании субвенций в бюджет Благовещенского района поступили средства в сумме 32 700 руб., при этом сумма фактических затрат предприятий составила 36 724, 20 руб. По состоянию на 01.01.2006 средства на бесплатное обеспечение детей специальными молочными продуктами были освоены в полном объеме, однако сложилась кредиторская задолженность в сумме 13 024, 20 руб.

В настоящее судебное заседание ответчики своих представителей не направили, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство было проведено в их отсутствие.

Исследовав доводы истца, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона Амурской области от 30.12.2004 № 399-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области» (утратил силу с 01.01.2006 в связи с принятием Закона Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ) малообеспеченные семьи имеют право на бесплатное обеспечение детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей, и его соответствия прожиточному минимуму, установленному на территории области.

На основании этого положения закона в 2005 году МУЗ «Детская городская клиническая больница» осуществляло бесплатный отпуск для детей первого и второго года жизни, проживающих в семьях со среднедушевыми доходами ниже установленного прожиточного минимума, специальные молочные продукты детского питания. Всего за период с марта по декабрь 2005 г. было отпущено молочных продуктов на общую сумму 36 724, 20 руб.

Отдел социальной защиты населения администрации Благовещенского района, на который в силу п. 2 ст. 12 Закона Амурской области от 30.12.2004 № 399-ОЗ были возложены полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и перечислению денежных средств, оплату произвел не в полном объеме, задолженность на день рассмотрения дела составила 4 024, 20 руб.

Наличие и размер задолженности подтверждены представленными в материалы дела счетами-фактурами № 28 от 31.03.2005, № 42 от 04.05.2005, № 65 от 31.05.2005, № 82 от 29.06.2005, № 97 от 27.07.2005, № 111 от 31.08.2005, № 124 от 30.09.2005, № 139 от 31.10.2005, № 158 от 30.11.2005 и № 178 от 26.12.2005, отчетами о получении детьми бесплатных специальных молочных продуктов за март – декабрь 2005 г., а также актом сверки взаиморасчетов по состоянию на 14.07.2008, подписанным со стороны Отдела социальной защиты населения администрации района без возражений.

Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.

Суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона Амурской области от 30.12.2004 № 399-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области» финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан, предусмотренных этим Законом, производится за счет средств областного бюджета. Пунктом 2 ст. 12 установлено, что органы местного самоуправления районов и городов областного значения наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки гражданам на период с 1 января по 31 декабря 2005 года. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенции. Субвенция зачисляется в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов районов и городов областного значения. Порядок расходования, учета средств субвенции и предоставления отчетности устанавливается губернатором области (п. 3 ст. 12).

Во исполнение положений Закона Губернатором Амурской области принято постановление от 04.02.2005 № 57 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам по оплате проезда на железнодорожном транспорте в пригородных поездах и в местных (рабочих) поездах пригородного сообщения и предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», определившее в числе прочего порядок бесплатного обеспечения детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания, а также предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки.

Судом установлено, что в 2005 году в соответствии с Законом Амурской области от 28.12.2004 № 398-ОЗ «Об областном бюджете на 2005 год» Благовещенскому району было запланировано выделение субвенций в части обеспечения детей первого и второго годов жизни из малообеспеченных семей молочными смесями в размере 173 тыс. руб. При этом согласно Закону Амурской области от 31.08.2006 № 221-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2005 год» фактически за этот год району на указанные цели была выделена субвенция в размере 33 тыс. руб.

Как следует из представленного Финансовым управлением администрации Благовещенского района отчета об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на бесплатное обеспечение детей специальными молочными продуктами, в 2005 году в бюджет Благовещенского района поступило 32 700 руб., перечислено предприятиям, организациям и учреждениям 23 700 руб., тогда как сумма фактических затрат предприятий, организаций и учреждений на обеспечение детей молочными продуктами за данный период составила 36 724, 20 руб. Денежные средства в сумме 9 000 руб., составляющие разницу между суммой поступивших Отделу денежных средств (32 700 руб.) и суммой средств, перечисленных им предприятиям (23 700 руб.), перечислены Отделом МУЗ «Детская городская клиническая больница» платежным поручением № 615 от 18.09.2006.

Таким образом, полученные Благовещенским районом из областного бюджета в 2005 году средства на реализацию мер социальной поддержки в части обеспечения детей первого и второго годов жизни из малообеспеченных семей молочными продуктами, предусмотренные Законом Амурской области от 30.12.2004 № 399-ОЗ, были полностью распределены.

Из изложенного следует, что фактическая потребность Благовещенского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным мерам социальной поддержки, превышает размер средств, выделенных из бюджета Амурской области. В связи с этим суд приходит к выводу, что задолженность Отдела социальной защиты населения администрации Благовещенского района по оплате выпадающих доходов истца от предоставления данных мер поддержки образовалась в результате недостаточного выделения денежных средств из областного бюджета.

Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Благовещенского района денежных средств суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Отдел социальной защиты населения администрации Благовещенского района не имел возможности направлять средства на реализацию Закона Амурской области от 30.12.2004 № 399-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области», поскольку денежные средства из областного бюджета в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, оказалось недостаточно.

Федеральными законами «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

В соответствии с п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшие товары (выполнившего работы, оказавшие услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Пунктом 17 названного постановления Пленума установлено также, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.

Поскольку Благовещенскому району в 2005 году не были выделены из областного бюджета в достаточном размере средства на реализацию полномочий в части предоставления мер социальной поддержки гражданам согласно Закона Амурской области от 30.12.2004 № 399-ОЗ, и Отдел социальной защиты населения администрации Благовещенского района не имел возможности для исполнения обязательств по возмещению истцу выпадающих доходов, в силу ст.ст. 16, 1069 ГК РФ и ст. 136 БК РФ убытки в сумме 4 024, 20 руб., связанные с предоставлением в марте – декабре 2005 года для детей первого и второго года жизни, проживающих в малоимущих семьях, специальных молочных продуктов детского питания, подлежат возмещению за счет средств казны Амурской области.

В качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). При этом по смыслу данной нормы представителем ответчика по данной категории дел должен являться главный распорядитель средств бюджета, являющийся таковым на день рассмотрения дела в суде.

Как установлено судом, Закон Амурской области от 30.12.2004 № 399-ОЗ утратил силу с 01.01.2006 в связи с принятием Закона Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ «О социальной поддержки граждан отдельных категорий», которым было предусмотрено оказание мер социальной поддержки детям первых трех лет жизни, проживающим в малоимущих семьях. При этом постановление Губернатора Амурской области № 702 от 23.12.2005, определившее порядок предоставления и использования субвенций и предусматривавшее, что главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки указанным выше категориям граждан является департамент социальной защиты населения администрации области, также утратило силу с 01.01.2008.

При таких обстоятельствах представителем Амурской области в рамках рассматриваемого дела должно выступать министерство финансов Амурской области.

Таким образом, с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу истца следует взыскать убытки в сумме 4 024, 20 руб.

В удовлетворении исковых требований к Отделу социальной защиты населения администрации Благовещенского района и Министерству социальной защиты населения Амурской области следует отказать.

При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 500 руб. На основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате пошлины подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-171, 180 АПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу Муниципального учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница» (ИНН 2801010011) убытки в размере 4 024, 20 руб., расходы по уплате госпошлины в сумме 500 руб., а всего 4 524, 20 руб.

В иске к Отделу социальной защиты населения администрации Благовещенского района, Министерству социальной защиты населения Амурской области отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу – в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Голубева С.В.