НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 16.12.2020 № А04-8762/20

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-8762/2020

декабря 2020 года

резолютивная часть решения объявлена  16 декабря 2020 г. 

арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовой А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании  заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области (ОГРН 1082801006738, ИНН 2801134440) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) (ОГРН 1022800509643, ИНН 2801079609)

о признании незаконным решения

при участии в заседании:

от заявителя: Чернышева Е.О., по дов. от 09.12.2020, паспорт,

от ответчика: Тышкевич И.И., по дов. от 01.12.2020, сл. уд.,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области  (далее – заявитель, министерство) с заявлением о признании незаконным решения Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.10.2020 №038S19200005685.

В обоснование требований заявитель ссылается на отсутствие события правонарушения при представлении сведений по форме СЗВ-М за июль 2019 года ввиду увольнения работников Литовского Н.В., Веденеевой Е.В., Каспирович С.Ю., Моисеевой Т.В., 26.03.2019, 21.05.2019, 08.05.2019, 05.06.2019, о чем ответчику было известно из представленной дополняющей формы СЗВ-СТАЖ за 2019 год. 

Ответчик указал на законность оспариваемого решения, поскольку сведения представленные заявителем до момента их фактической корректировки страхователем по форме СЗВ-СТАЖ являлись полными и достоверными.

Учитывая обстоятельства непредставления в срок корректных сведений со стороны заявителя, а также то, что учет страхового стажа производится на основании формы СЗВ-СТАЖ в котором в июле 2019 года застрахованные лица осуществляли трудовую деятельность, довод заявителя об отсутствии факта непредставления заявителем сведений, предусмотренных п. 2.2. ст. 11 Закона 27-ФЗ являются необоснованным.

Кроме того, ответчик обращает внимание суда на то, что согласно абз. 9, 11 ст. 17 Закона 27-ФЗ, решение выносится на основании акта зафиксировавшего факт правонарушения в определенный законом промежуток времени, в настоящем деле акт был составлен по истечении 5-дневного срока представленного заявителю для внесения достоверных сведений либо в форму СЗВ-М либо СЗВ-СТАЖ. Более того, каких-либо возражений от 18.09.2020 на акт управление от заявителя не получало. Следовательно, доводы заявителя о представлении возражений на акт являются несостоятельными.

Суд в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное заседание и перешел в стадию судебного разбирательства.

В судебном заседании представители сторон настаивали на ранее изложенных позициях. Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в письменных пояснениях участников процесса. 

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

05.08.2020 заявителем по телекоммуникационным каналам связи в адрес УПФР в городе Благовещенске Амурской области представлены сведения о 28 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2019, в числе которых не имелось сведений о работниках Литовском Н.В., Веденеевой Е.В., Каспирович С.Ю., Моисеевой Т.В.

27 февраля 2020 г. в адрес УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонного) от заявителя поступили сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год (в срок согласно п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ) на 31 застрахованное лицо, в том числе на Литовского Н.В. с периодом работы 01.01.2019 - 31.12.2019, Веденеевой Е.В. с периодом работы 01.01.2019 - 31.12.2019, Каспирович С.Ю. с периодом работы 18.04.2019 - 31.12.2019, Моисеевой Т.В. с периодом работы 01.01.2019 - 31.12.2019.

УПФР в г. Благовещенске проведена проверка достоверности представленных сведений по форме СЗВ-СТАЖ (2019) и СЗВ-М. В результате проведенной проверки было выявлено несоответствие сведений между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у управления, а именно в отчетной форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год Литовский Н.В., Веденеева Е.В., Каспирович С.Ю., Моисеева Т.В. осуществляли трудовую деятельность в июле 2019 года, тогда как согласно форме СЗВ-М за июль 2019 года, указанные застрахованные лица не осуществляли свою трудовую деятельность у страхователя.

03.04.2020 по телекоммуникационным каналам связи, заявителю было направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий.

По результатам проведенной проверки органом контроля 01.09.2019 был составлен акт № 038S18200003883 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерацииобиндивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Актом зафиксировано нарушение законодательства Российской Федерации, выразившееся в предоставлении неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М за июль 2019 г., а именно в отчете отсутствуют сведения о факте работы 6 застрахованных лиц.

07.09.2020 министерством в адрес УПФР в г. Благовещенске представлена форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ) дополняющая.

09.09.2020 министерством в адрес УПФР в г. Благовещенске представлена форма «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР).

В указанных формах сведений о работника Литовском Н.В., Веденеевой Е.В., Каспирович С.Ю., Моисеевой Т.В. как о застрахованных лицах не содержится.

18.09.2019 в управление министерством были поданы письменные
возражения исх. № 28/01-161/2974 от 14.09.2020. В данных возражениях
указано на надлежащее и своевременное предоставление сведений по форме
СЗВ-М, отчета по форме СЗВ-КОРР и отсутствие необходимости направления уточняющей формы.

07.10.2020УПФР в г. Благовещенске было вынесено решение № 038S19200005685 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому заявитель привлечен к ответственности, установленной п. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Не согласившись с таким решением министерство, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив изложенные обстоятельства, суд счел требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а также сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), действовавшей на период подачи сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за июль 2019.

Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. 

Согласно абзацу 7 статьи 17 Закона N 27-ФЗ акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (абзац 9 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, сведения по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2019 года на 28 застрахованных лиц с типом формы "исходная" представлены министерством в пенсионный фонд в установленный законом срок, что не оспаривается сторонами.

Пунктом 37 Инструкции N 766н установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Доводы ответчика о том, что сведения представленные заявителем до момента их фактической корректировки страхователем по форме СЗВ-СТАЖ являлись полными и достоверными, а также о том, что решение выносится на основании акта зафиксировавшего факт правонарушения в определенный законом промежуток времени (в настоящем деле акт был составлен по истечении 5-дневного срока представленного заявителю для внесения достоверных сведений либо в форму СЗВ-М либо СЗВ-СТАЖ) признаются судом несостоятельными в силу следующего.

Материалами дела подтверждается (приказы от 26.03.2019 № 22-лс, 16.05.2019 №38лс, 06.05.2019 № 34-лс, 05.06.2019 № 49-лс) и не опровергнуто ответчиком, что работники министерства - Литовский Н.В., Веденеева Е.В., Каспирович С.Ю., Моисеева Т.В., уволены со службы 26.03.2020, 21.05.2019, 08.05.2019, 05.06.2019, то есть, в июле 2019 г. заявитель не являлся их страхователем, о чем пенсионному фонду было известно по поданной отчетности по формам СЗВ-СТАЖ дополняющая и СЗВ-КОРР.

Как указывалось выше, в приведенных формах сведений о работниках Литовском Н.В., Веденеевой Е.В., Каспирович С.Ю., Моисеевой Т.В. как о застрахованных лицах не содержится.

Указанная отчетность, как и возражения от 18.09.2020, были представлены проверяющему органу 07.09.2020 и 09.09.2020, то есть, до вынесения оспариваемого решения.

Вопреки доводам ответчика, применительно к изложенным выше нормам Закона N 27-ФЗ, сам по себе факт непредставления корректирующих сведений или ответа на уведомление территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, установленный пунктом 37 Инструкции N 766н, (а также до составления акта проверки), не освобождает контролирующий орган от обязанности и не препятствует пенсионному фонду принять и оценить соответствующие сведения до вынесения решения по результатам камеральной проверки.

Следовательно, у пенсионного фонда имелись основания более тщательно проверить сложившуюся спорную ситуацию с учетом всех имеющихся у него сведений.

Таким образом, пенсионный фонд не имел правовых оснований для привлечения министерства к ответственности в связи с отсутствием у заявителя обязанности представлять сведения на Литовского Н.В., Веденееву Е.В., Каспирович С.Ю., Моисееву Т.В. за июль 2019 г.

При этом пенсионный фонд имел возможность установить данные обстоятельства.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение не соответствует приведенным выше нормам права и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Частью 8 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, ст. 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил заявление удовлетворить.

Признать незаконным, несоответствующим Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" решение Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области (межрайонного) о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.10.2020 №038 S19200005685.

Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                       П.А. Чумаков