НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 12.04.2011 № А04-472/2011

Арбитражный суд Амурской области

675000, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

E-mail: amuras.info@arbitr.ruhttp://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-472/2011

«18» апреля 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2011 года.

Арбитражный суд в составе судьи М.А. Басос

при участии секретаря судебного заседания Т.В. Носаль

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «АРТ-Маркет» (ОГРН 1022800530972, ИНН 2801067681)

к

Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Амурской области (ИНН 2801102086)

об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности

Третьи лица: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу; ООО «АРТ-Маркет Союз» (ОГРН 1092801002535, ИНН 2801141455).

протокол вел: секретарь судебного заседания Т.В. Носаль

при участии в заседании: от заявителя: Вязанкина Р.Н., доверенность от 16.03.2010; от ответчика: Зерников В.К., доверенность от 11.01.2011 № 9; от ООО «АРТ-Маркет Союз»: Орлова О.В., доверенность от 08.04.2011; от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу: не явились.

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «АРТ-Маркет» с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Амурской области от 27.01.2011 № 39 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за занижение регулируемых государством цен на алкогольную продукцию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу и ООО «АРТ-Маркет Союз».

Заявленные требования обоснованы несогласием с привлечением к административной ответственности, поскольку выводы о реализации обществом алкогольной продукции по ценам, ниже установленных действующим законодательством, опровергаются имеющимися документами.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Считает постановление незаконным, поскольку выводы о реализации обществом алкогольной продукции по ценам ниже установленных действующим законодательством, опровергаются приходными кассовыми ордерами, которые представлены при рассмотрении материалов административного дела, но не приняты управлением. Пояснил, что при оформлении товарно-транспортных накладных произошла техническая ошибка, в результате цены в накладных были указаны ниже установленного предела. Считает, что указанные накладные не могут являться надлежащими доказательствами, поскольку представленные платежные документы подтверждают факт реализации алкогольной продукции по ценам, соответствующим действующему законодательству в спорный период.

Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя не признал, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, пояснил, что в период проведения Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу плановой выездной проверки ООО «АРТ-Маркет» установлено, что общество осуществляло оборот алкогольной продукции с нарушением установленного порядка регулирования цен на алкогольную продукцию (с занижением регулируемых государством цен). Факт нарушения подтверждается документами ООО «АРТ-Маркет» о реализации перечисленной в материалах административного дела алкогольной продукции. Указал, что при назначении административного наказания смягчающим обстоятельством признано совершение правонарушения впервые. Просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель ООО «АРТ-Маркет Союз» в судебном заседании подержал позицию заявителя, считает, что отсутствовали основания для привлечения заявителя к административной ответственности, представил документы, подтверждающие цены, по которым у ООО «АРТ-Маркет» была закуплена алкогольная продукция, в частности расходные накладные, чеки контрольно-кассовой техники.

Представитель третьего лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу в судебное заседание не явился, истребованных определением суда документов и возражений не представил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «АРТ-Маркет» (сокращенное наименование – ООО «АРТ-Маркет») имеет лицензию А 623824 от 07.10.2010 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, сроком действия до 27.06.2011, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (взамен лицензии Б 089403 от 17.09.2009).

Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу на основании приказа от 05.10.2010 № 297 в период с 11.10.2010 по 19.10.2010 проведена внеплановая проверка общества на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О Государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В результате проверки установлено, что общество в нарушение пункта 1.2 Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 02.06.2010 №39н «Об установлении и введении с 1 июля 2010 года минимальных цена на водку» осуществляло оборот алкогольной продукции с нарушением установленного порядка регулирования цен на алкогольную продукцию (с занижением регулируемых государством цен), а именно, на обществом реализовывалась алкогольная продукция в адрес ООО «АРТ-Маркет Союз» по товарно-транспортным накладным:

1) № ДРД-00081608 от 17.09.2010 - водка «Старорусская мягкая», емкость 0,5 л., в количестве 20 бутылок, стоимостью 41,95 рублей за одну бутылку, водка «Сувенирная мягкая», емкость 0,5 л., в количестве 2 бутылок, стоимостью 57,35 рублей за одну бутылку, водка «Сувенирная пшеничная», емкость 0,5 л., в количестве 1 бутылки, стоимостью 57,35 рублей за одну бутылку;

2) № ДРД-00081848 от 17.09.2010 - водка «Старорусская», емкость 0,5 л., в количестве 40 бутылок, стоимостью 41,09 рублей за одну бутылку;

3) № ДРД-00081849 от 17.09.2010 - водка «Ямская мягкая», емкость 0,25 л., в количестве 10 бутылок, стоимостью 37,49 рублей за одну бутылку, водка «Ямская мягкая», емкость 0,7 л., в количестве 12 бутылок, стоимостью 95,70 рублей за одну бутылку, водка «Ямская мягкая», емкость 1,0 л., в количестве 6 бутылок, стоимостью 134,47 рублей за одну бутылку;

4) № ДРД-00082097 от 21.09.2010 - водка «Пять озер», емкость 0,25 л., в количестве 5 бутылок, стоимостью 39,60 рублей за одну бутылку, водка «Пять озер», емкость 0,5 л„ в количестве 10 бутылок, стоимостью 72,01 рублей за одну бутылку, водка «Пять озер», емкость 0,7 л., в количестве 3 бутылок, стоимостью 100,79 рублей за одну бутылку, водка «Хлебная дорога», емкость 0,5 л., в количестве 5 бутылок, стоимостью 65,90 рублей за одну бутылку;

5) № ДРД-00082098 от 21.09.2010 - водка «Ямская мягкая», емкость 0,5 л., в количестве 24 бутылок, стоимостью 68,39 рублей за одну бутылку.

По факту нарушений Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу в отношении ООО «АРТ-Маркет» составлен протокол об административном правонарушении от 18.10.2010 № 04-17/179, действия общества квалифицированы по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

С коммерческого директора общества отобраны объяснения, согласно которым первоначально бухгалтерией общества представлены первичные документы на отпуск продукции ООО «АРТ-Маркет Союз», распечатанные из программы «1с бухгалтерия». Бухгалтер не произвел сверку с первоначально выписанными и представленными документами. Ошибка по контрагенту ООО «АРТ-Маркет Союз» произошла в результате импортации ТТН из программы «1с торговля» в программу «1с бухгалтерия». Ошибка не была обнаружена по причине того, что организация осуществляет деятельность непродолжительное время, сверка с первичными документами на отпуск не производилась. В настоящее время ошибка исправлена, при расчете налогов и составлении бухгалтерского баланса будет учтена.

В соответствии с объяснительной системного администратора общества от 18.10.2010 при импортации ТТН из программы «1с торговля» в программу «1с бухгалтерия» во вновь созданную организацию ООО «АРТ-Маркет Союз» произошла ошибка в настройке цен реализации товара (отпускная цена, торговая наценка, НДС). Ошибка не была обнаружена по причине того, что организация осуществляла деятельность непродолжительное время, сверка с первичными документами на отпуск не производилась.

Материалы дела об административном правонарушении Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу направлены для рассмотрения по существу в Управление Роспотребнадзора по Амурской области.

Определением от 07.12.2010 (получено 13.12.2010) рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 16.12.2010.

Определениями от 16.12.2010, от 23.12.2010 (получены 22.12.2010, 11.01.2011) рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 23.12.2010 и на 27.01.2011 соответственно.

22.12.2010 в адрес управления ООО «АРТ-Маркет» направлены письменные возражения о несогласии с доводами, изложенными в протоколе об административном правонарушении.

Постановлением от 27.01.2011 № 39 общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.

Оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу о состоятельности заявленных требований по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239.

В данный Перечень включены водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно пункту 5.2.4 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка принимает акты, устанавливающие минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольной продукции от 02.06.2010 № 39н, действующим на момент совершения административного правонарушения, с 1 июля 2010 года была установлена минимальная цена на водку, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации, поставляемую организацией, осуществившей ее закупку у иной организации, в размере 77 рублей за 0,5 литра готовой продукции.

Как следует из оспариваемого постановления, обществу вменено нарушение в виде занижения регулируемых государством цен на водку при реализации ее обществу с ограниченной ответственностью «АРТ-Маркет Союз». К таким выводам пришло Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу при составлении протокола об административном правонарушении, исследовав при проведении проверки общества товарно-транспортные накладные.

Согласно статье 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, к таким документам относится товарно-транспортная накладная.

В соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132, утвердившем Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, товарная накладная применяется для оформления продажи (отпуска) товарно - материальных ценностей сторонней организации.

Расходная накладная применяется для оформления отпуска товаров.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» кассовый чек представляет собой первичный учетный документ, отпечатанный контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, подтверждающий факт осуществления между пользователем и покупателем (клиентом) наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, содержащий сведения об этих расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами контрольно-кассовой техники, обеспечивающими надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов.

Заявителем представлены в материалы дела расходные накладные и приходные кассовые ордера, свидетельствующие об отсутствии занижения цен на алкогольную продукцию при ее реализации в адрес ООО «АРТ-Маркет Союз».

ООО «АРТ-Маркет Союз», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, представило подлинные расходные накладные, кассовые чеки, подтверждающие цены, по которым была закуплена алкогольная продукция у ООО «АРТ-Маркет».

Анализ доказательств, а именно представленных заявителем и третьим лицом расходных накладных от 17.09.2010 № РД-00081608, № РД-00081848, № РД-00081849, от 21.09.2010 № РД-00082097, № РД-00082098, кассовых чеков, авансовых отчетов, оригиналы которых были исследованы в судебном заседании и показания заявителя и третьего лица, опровергают факт реализации обществом алкогольной продукции по ценам ниже установленных действующим законодательством и подтверждают доводы заявителя об ошибке в настройке цен программы «1с бухгалтерия» ООО «АРТ-Маркет».

Согласно приведенным первичным учетным документам при реализации алкогольной продукции цены на нее составили:

- водка «Старорусская мягкая», емкость 0,5 л., в количестве 20 бутылок на сумму 1540 рублей, стоимость 77 рублей за одну бутылку;

- водка «Сувенирная мягкая», емкость 0,5 л., в количестве 2 бутылок на сумму 170 рублей, стоимость 85 рублей за одну бутылку;

- водка «Сувенирная пшеничная», емкость 0,5 л., в количестве 1 бутылки, стоимость 85 рублей за одну бутылку;

- водка «Старорусская», емкость 0,5 л., в количестве 40 бутылок на сумму 3080 рублей, стоимость 77 рублей за одну бутылку;

- водка «Ямская мягкая», емкость 0,25 л., в количестве 10 бутылок на сумму 483,60 рублей, стоимость 48,36 рублей за одну бутылку (за 0,5 л. 96,72 рублей);

- водка «Ямская мягкая», емкость 0,7 л., в количестве 12 бутылок на сумму 1495,44 рублей, стоимость 124,62 рублей за одну бутылку (за 0,5 л. 89,01 рублей);

- водка «Ямская мягкая», емкость 1,0 л., в количестве 6 бутылок, стоимостью 167,4 рублей за одну бутылку (за 0,5 л. 83,7 рублей);

- водка «Пять озер», емкость 0,25 л., в количестве 5 бутылок на сумму 342 рублей, стоимостью 68,4 рублей за одну бутылку (за 0,5 л. 136,80 рублей);

- водка «Пять озер», емкость 0,5 л. в количестве 10 бутылок на сумму 1233 рублей, стоимость 123,3 рублей за одну бутылку;

- водка «Пять озер», емкость 0,7 л., в количестве 3 бутылок на сумму 518,4 рублей, стоимость 172,8 рублей за одну бутылку (за 0,5 л. 123,43 рублей);

- водка «Хлебная дорога», емкость 0,5 л., в количестве 5 бутылок на сумму 481,5 рублей, стоимость 96,3 рублей за одну бутылку;

- водка «Ямская мягкая», емкость 0,5 л., в количестве 24 бутылок на сумму 2142,72 рублей, стоимость 89,28 рублей.

Пунктом 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.

При этом одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в силу статьи 24.5 КоАП РФ является отсутствие события административного правонарушения.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ, частью 1 статьи 65, частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Вышеперечисленные документы были представлены заявителем административному органу при рассмотрении материалов административного дела, однако, во внимание последним не приняты.

Анализ исследованных судом доказательств свидетельствует об отсутствии события вмененного обществу административного правонарушения и необоснованности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку факт правонарушения опровергается представленными в материалы дела документами, показаниями заявителя и третьего лица, суд считает в действиях ООО «АРТ-Маркет» не имеется состава административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Вина заявителя в совершении административного правонарушения, не установлена, при таких обстоятельствах надлежит признать незаконным и отменить полностью оспариваемое постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Амурской области от 27.01.2011 № 39.

Порядок привлечения к административной ответственности судом проверен, нарушений не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден, судом проверены полномочия должностных лиц на составление протокола и вынесение оспариваемого постановления.

Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Амурской области от 27.01.2011 № 39 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «АРТ-Маркет» (ОГРН 1022800530972, ИНН 2801067681) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Амурской области.

Судья М.А. Басос