НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 10.06.2008 № А04-1004/08

Именем Российской Федерации

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 163

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-1004/08-12/69

Дата объявления Решения

10

июня

2008 г.

Дата принятия (изготовления в полном объеме) Решения

16

июня

2008 г.

Арбитражный суд Амурской области

в составе:

председательствующего

А.А. Шведова

Протокол вел секретарь судебного заседания

А.В. Шигина

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО «Вираж»

к

1. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

2. Амурской области в лице министерства финансов Амурской области

о

взыскании 1 386 395 руб. 79 коп.

Третьи лица:

1. Отдел министерства социальной зашиты населения Амурской области по Тамбовскому району

2. министерство социальной защиты населения Амурской области

При участии в заседании:

от истца: Мироненко Н.А. –дов. 23.07.2007, паспорт 10 02 432578 выдан 05.09.2008 УВД г. Благовещенск

установил:

В соответствии со ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме откладывалось до 16.06.2008 г.

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Вираж» (далее – ООО «Вираж») с иском к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 1 386 395 руб. 79 коп., в том числе:

–1 193 994 руб. 65 коп., убытки за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г., понесенные в результате перевозки граждан отдельных категорий, включенных в федеральный регистр – получателей социальных услуг по единым социальным проездным билетам, утвержденным Постановлением губернатора Амурской области от 20.01.2006 г. № 10 «О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году» по договору № 3 от 10.01.2007 г.;

–192 401 руб. 14 коп., убытки за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г., понесенные в результате перевозки граждан отдельных категорий по единым социальным проездным билетам, утвержденным Постановлением губернатора Амурской области от 18.07.2007 г. № 425 «О едином социальном проездном билете» согласно Закону Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» по договору № 15 от 01.01.2007 г.

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: отдел министерства социальной защиты населения Амурской области по Тамбовскому району, министерство социальной защиты населения Амурской области.

В обоснование исковых требований истец указал, что по договорам № 3 от 10.01.2007 г., № 15 от 01.01.2007 г. истец осуществлял перевозку граждан отдельных категорий, включенных в федеральный регистр – получателей социальных услуг по единым социальным проездным билетам, утвержденным Постановлением губернатора Амурской области от 20.01.06г. № 10 «О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году», а также перевозку граждан отдельных категорий по единым социальным проездным билетам, утвержденным Постановлением губернатора Амурской области от 18.07.2007 г. № 425 «О едином социальном проездном билете» согласно Закону Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий».

ООО «Вираж» обязательства по договорам № 3 от 10.01.2007 г., № 15 от 01.01.2007 г. исполнены надлежащим образом в полном объеме.

По состоянию на 01.01.2008 г. истцу не компенсированы расходы за оказанные услуги по перевозке данных категорий граждан на общую сумму 1 386 395 руб. 79 коп.

Фактическая потребность Тамбовского района в средствах на компенсацию льгот по перевозке граждан указанных категорий – получателей социальных услуг по  ЕСПБ превышает выделенный из федерального и областного бюджетов объем денежных средств, предназначенный для указанных целей.

Поскольку финансирование льгот относится к полномочиям Российской Федерации, Амурской области, истец обратился в суд с настоящим иском к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, как главным распорядителям бюджетных средств.

В судебном заседании 10.06.2008 г. представитель истца уточнил исковые требования, просил взыскать с Амурской области в лице минфина Амурской области убытки в сумме 289 381 руб. 77 коп., с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытки в сумме 1 191 964 руб. 12 коп., всего 1 481 345 руб. 89 коп.

Судом уточнение исковых требований принято в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчики, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Ранее в судебных заседаниях представитель минфина Амурской области с исковыми требованиями не согласился, поскольку все запланированные средства федерального и областного бюджетов перечислены министерству социальной защиты населения Амурской области для дальнейшего направления отделам социальной защиты муниципальных районов.

Представитель министерства социальной защиты населения Амурской области исковые требования считает необоснованными, в отзыве на иск указал, что истцом расчет иска произведен неверно, поскольку перевозчик обязан совместно с органом социальной защиты населения составить акт приема-передачи документов, подтверждающих перевозку льготником на определенную сумму, денежные средства, полученные из федерального и областного бюджетом направлены отделу социальной защиты населения Тамбовского района в полном объеме.

Представитель отдела соц. защиты населения Тамбовского района пояснил, что истец осуществлял перевозку пассажиров в пределах муниципального маршрута, вместе с тем, муниципальное образование Тамбовский района заканчивается перед п. Волково, соответственно после п. Волково перевозка пассажиров осуществляется за счет пассажиров. Истец же осуществлял перевозку за счет средств бюджета, в связи с чем, приказом № 14 от 02.05.2007 сумма в размере 30 000 была удержана с истца.

Кроме того, представитель отдела социальной защиты пояснил, что истцом в реестре талонов по льготной категории граждан, включенных в областной регистр, неверно указано количество талонов, используемых некоторыми гражданами в январе и марте 2007 года, включены категории граждан, относящихся к федеральному регистру.

Представитель истца в судебном заседании 10.06.2008 пояснил, что в уточненном расчете исковых требований истцом исключены суммы за перевозку граждан льготной категории в соответствии с возражениями представителя отдела социальной защиты, а именно расчет произведен исходя из фактического наличия талонов и соответствия категории федеральному, либо областному регистру.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

10.01.2007 г. между ООО «Вираж» (предприятие) и Отделом социальной защиты населения Тамбовского района (уполномоченный орган) был заключен договор № 3 перевозки льготных категорий граждан на 2007 г.

В соответствии с п. 1.1 договора уполномоченный орган поручает и оплачивает, а предприятие обеспечивает перевозку граждан - получателей социальных услуг по Единым социальным проездным билетам (далее- ЕСПБ), включенных в федеральный регистр, введенным постановлением губернатора области от 20.01.2006г. № 10 «О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам, соединяющим муниципальный район и городской округ, находящийся в границах этого района, по районным, а в случае их отсутствия - по межмуниципальным автобусным маршрутам в границах муниципального района и по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году», (в редакции от 29.03.2006г. № 132 и от 29.12.2006г. № 714) по регулярным пригородным автобусным маршрутам общего пользования, на основании ЕСПБ и талонов, выдаваемых уполномоченным органом.

Согласно п. 2.1.1 договора предприятие обязуется обеспечивать перевозку пассажиров по ЕСПБ и талонам, выдаваемым уполномоченным органом без ограничения числа поездок по маршрутам следования на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах общего пользования.

Пунктом 2.2.1 договора установлено, что уполномоченный орган обязан возмещать предприятию расходы за проезд отдельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр,  в пределах лимита бюджетных обязательств в соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 11.05. 2006г. № 232 «Об утверждении порядка и условий обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказания мер социальной поддержки которых относятся к ведению Российской Федерации в 2006г» (в редакции от 29.12.2006г. № 736).

Оплата за перевозки льготных пассажиров производится по согласованным и утвержденным тарифам (2.2.2 договора).

Настоящий договор заключается на период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. и действует до полного исполнения обязательств по договору (п. 5.1 договора).

01.01.2007 г. между ООО «Вираж» (исполнитель) и Отделом социальной защиты населения Тамбовского района (заказчик) был заключен договор № 15 перевозки льготных категорий граждан на 2007 г.

Согласно п. 1.1 договора заказчик поручает и оплачивает, а исполнитель обеспечивает перевозку граждан - получателей социальных услуг по Единым социальным проездным билетам (далее- ЕСПБ), утвержденных постановлением губернатора области от 20.01.2006г. № 10 «О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на
 пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусам общего, а также по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006году».

В соответствии с п. 1.2. договора исполнитель обязуется обеспечивать перевозку граждан, указанных в п. 1.1 настоящего договора, в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения по перевозке пассажиров, багажа для личных нужд на автомобильном
 транспорте по городским (сельским) муниципальным маршрутам, пригородным муниципальным маршрутам, согласно утвержденной маршрутной сети.

Пунктом 2.2 договора установлено, что заказчик обязуется:

- осуществлять перечисление исполнителю средств за проданные Почтой ЕСПБ согласно ежемесячным отчетам, представляемым Почтой заказчику;

- производить за каждый проданный ЕСПБ возмещение перевозчику разницы между средней стоимостью проездного билета и стоимостью ЕСПБ в пределах выделенных на указанные цели лимитов бюджетных обязательств;

- производить путем безналичных расчетов оплату перевозчику в течение трех банковских дней со дня поступления средств на счета уполномоченных органов.

Договор заключен на период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. (раздел 4 договора).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Амурской области от 05.12.2005 г. № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» одной из мер социальной поддержки граждан отдельных категорий, включенных в федеральный и областной регистры лиц, имеющих право на ее получение, является единый социальный проездной билет стоимостью 130 руб. на право проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным троллейбусным маршрутам. При этом порядок возмещения пассажирским транспортным предприятиям расходов устанавливается губернатором области.

Постановлением Губернатора Амурской области от 20.01.2006 №10 (в ред. от 21.02.2006 г.) «О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году» введен с 01.02.2006 г. на территории Амурской области ЕСПБ стоимостью 130 руб. и утвержден Порядок обеспечения граждан отдельных категорий, включенных в федеральный и областной регистры, едиными социальными проездными билетами.

В соответствии с п. 8 указанного Порядка продажа ЕСПБ гражданам отдельных категорий, включенным в федеральный и областной регистры, ежемесячно производится Управлением Федеральной почтовой связи Амурской области – филиалом ФГУП «Почта России» и ее обособленными структурными подразделениями на основании договора, заключенного между Почтой и департаментом социальной защиты населения администрации области.

Из материалов дела следует, что истец в период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. осуществлял перевозки граждан, включенных в федеральный и областной регистры, имеющих право на бесплатный проезд на основании ЕСПБ.

Затраты истца на перевозку граждан в период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г., включенных в федеральный регистр, выразившиеся в разнице между проданными ЕСПБ и стоимостью проезда в муниципальном транспорте, составили 1 191 964 руб. 12 коп., за перевозку граждан, включенных в областной регистр составили 119 279 руб. 77 коп.

Представленный истцом расчет обоснован следующими доказательствами.

В соответствии с п. 54 Раздела 6 Порядка заполнения и предоставления форм государственного статистического наблюдения № 3-Автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта», «65-Автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта», № 1-Автотранс «Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта», утвержденного постановлением Федеральной службой государственной статистики № 9 от 19.01.2007 г. (далее Порядок) граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, купивших социальные проездные билеты за наличные средства (независимо от их стоимости), следует относить к платным пассажирам.

При продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов (ЕСПБ), дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях).

Пунктом 56 Порядка установлено, если в городе имеется несколько организаций, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами (а также городским наземным электрическим транспортом) во внутригородском сообщении, то при действии единого тарифа и единых разовых проездных билетов (в том числе социальных разовых проездных билетов), единых проездных билетов долговременного пользования (в том числе социальных проездных билетов), а также при перевозках пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, количество перевезенных пассажиров распределяется территориальным органом исполнительной власти (или уполномоченным на это лицом), выполняющим функцию заказчика по организации перевозок пассажиров, между отдельными пассажирскими предприятиями (автобусными, троллейбусными и трамвайными) пропорционально выполненной работе на линии.

Аналогичным образом осуществляется распределение количества перевезенных пассажиров на тех пригородных маршрутах, которые обслуживаются несколькими автопредприятиями.

Согласно п. 57 Порядка в междугородном и международном сообщении количество пассажиров, перевезенных маршрутными автобусами и маршрутными таксомоторами, определяется по числу проданных билетов.

Согласно представленных в материалы дела: талонам за проезд льготной категории граждан, справкам о количестве проданных ЕСПБ гражданам, включенных в областной и федеральный регистры, расчету по задолженности, актам сверок, подписанными руководителями истца и отделом соцзащиты населения без возражений, всего за 2007 г. было продано 3 023 шт. ЕСПБ, в том числе федеральный регистр – 2 091 шт., областной регистр – 932 шт.

Понесенные истцом расходы возмещены ему не в полном объеме, по расчету истца задолженность за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. составила 1 481 345 руб. 89 коп., в том числе: 1 191 964 руб. 12 коп. - разница между проданными ЕСПБ и стоимостью проезда в муниципальном транспорте граждан, включенных в федеральный регистр, 119 279 руб. 77 коп. - разница между проданными ЕСПБ и стоимостью проезда в муниципальном транспорте граждан, включенных в областной регистр, 170 102 руб. – задолженность за проданные ЕСПБ.

Истцом в материалы дела представлен расчет заявленных требований, который судом проверен, признан правильным.

В качестве доказательств предоставления льгот по ЕСПБ истцом представлены реестры талонов ЕСПБ областных и федеральных льготников за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г., талоны ЕСПБ, акты сверок расчетов, подписанного руководителями истца и отделом соцзащиты населения тамбовского района без возражений, отчеты УФПС по Амурской области ФГУП «Почта России» о реализации ЕСПБ по Тамбовскому району за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г., выписка из приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области № 21-пр/п от 27.04.2007 г.

Документы, представленные истцом в качестве доказательств по делу, ответчиками не оспорены.

Суд в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления», принятым в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ряд федеральных законов, предоставляющих некоторым категориям граждан право на льготный (бесплатный) проезд, внесены изменения, отменяющие право на бесплатный проезд и предоставляющие социальные гарантии, в том числе за счет обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Внесены изменения и в ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которым предусматривается предоставление отдельным категориям граждан государственной социальной помощи, пособий, субсидий, набора социальных услуг.

Указанным законом (с учетом изменений) предусмотрено оказание мер социальной поддержки как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. Обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.

Согласно ФЗ от 24.06.1999 г. №119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий. Указанные требования распространяются также на Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

В соответствии с положениями ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов социальной поддержки граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда в общественном транспорте, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации за исключением субвенций из федерального бюджета.

Статьей 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций из федерального фонда компенсаций является одной из форм межбюджетных трансфертов.

В силу ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, является расходным обязательством Российской Федерации. Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных БК РФ, в том числе в виде субвенций бюджетам субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий, подлежащих в соответствии с Законом № 184-ФЗ финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.

В п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь ввиду положения статей 84, 85 БК РФ (в ред., действующей после 01.01.2005 г.), статьи 26.3 Закона №184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Пунктом 7 ст. 47 ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ установлено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, в сумме 4 250 735,2 тыс. рублей с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению 21 к настоящему Федеральному закону, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно приложению № 21 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» бюджету Амурской области предусмотрена субвенция на указанные цели в сумме 18 269,5 тыс. руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 г. № 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, оказание социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.

Пунктом 1 указанных Правил межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 Правил предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации ежеквартально в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют субвенции на финансирование ежемесячных выплат гражданам взамен бесплатного проезда, расчеты с транспортными организациями за предоставление социальных проездных билетов, возмещение убытков транспортным организациям при предоставлении льготного проезда, погашение задолженности перед транспортными организациями.

Закон Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (далее по тексту Закон № 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В соответствии с п. 1–6 ч. 1 ст. 1. Закона № 99-ОЗ (в ред. Закона Амурской области от 03.04.2006 № 168-ОЗ) право на получение социальной поддержки имеют граждане следующих категорий:

1) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

2) лица, имеющие звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости или за выслугу лет независимо от прекращения ими трудовой деятельности;

3) лица, имеющие звание «Ветеран военной службы», по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости;

4) лица, имеющие звание «Ветеран труда», получающие пенсию по основаниям, отличным от предусмотренных п. 2 настоящей части, по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин;

5) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, и проживающие совместно с ними члены их семей;

6) лица, которым присвоено звание «Почетный донор Амурской области»;

В соответствии с ч. 1 п. 6 статьи 2 Закона № 99-ОЗ гражданам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе единый социальный проездной билет стоимостью 130 рублей на проезд граждан отдельных категорий, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 1 настоящего Закона, на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным городским, пригородным, сельским, районным маршрутам, а в случае их отсутствия - по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам общего пользования (на расстояние до 50 км включительно) и по троллейбусным маршрутам.

Порядок обеспечения граждан отдельных категорий единым социальным проездным билетом на проезд указанными маршрутами, а также порядок возмещения пассажирским транспортным предприятиям расходов устанавливается губернатором области.

Постановлением Губернатора Амурской области от 20.01.2006 г. №10 введен ЕСПБ стоимостью 130 руб., средства от продажи которых уполномоченные органы муниципальных районов и городских округов на основании ежемесячных отчетов Почты о проданных гражданам ЕСПБ за наличный расчет должны перечислять транспортным предприятиям в полном объеме. Это постановление касается граждан отдельных категорий, включенных как в федеральный, так и в областной регистры.

В соответствии утвержденным постановлением Губернатора Амурской области от 11.05.2006 г. № 232 Порядком главным распорядителем бюджетных средств, поступающих из федерального бюджета на указанные цели, определен Департамент социальной защиты населения Администрации Амурской области (в настоящее время преобразованный в министерство социальной защиты населения Амурской области), который должен средства федерального бюджета, предусмотренные на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, распределять по муниципальным районам и городским округам пропорционально количеству проданных в соответствующем периоде Почтой единых социальных проездных билетов. Порядком также установлено, что поступившие средства в полном объеме перечисляются транспортным предприятиям в соответствии с заключенными договорам, а если услуги по перевозке граждан отдельных категорий предоставляют несколько транспортных предприятий, то поступившие средства распределяются между ними пропорционально их доли в общем объеме перевозок.

При этом какой-либо конкретной методики расчетов возмещения транспортным организациям выпадающих доходов от перевозки по ЕСПБ отдельной категории граждан, включенных в федеральный регистр, Порядок не содержит.

Постановлением губернатора Амурской области от 29.12.2006 г. № 736 продлено действие постановления губернатора Амурской области от 11 мая 2006 г. № 232 «Об утверждении Порядка и условий обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в 2006 году» (в редакции постановления губернатора области от 2 ноября 2006 г. № 588) на 2007 год.

В соответствии с п.п. 16, 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, устанавливающих льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что фактическая потребность Тамбовского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, выделенные из бюджетов Российской Федерации и Амурской области.

Доказательств нецелевого использования денежных средств полученных бюджетом Тамбовского района не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ни Отдел социальной защиты населения администрации тамбовского района, ни минсоцзащиты Амурской области в 2007 г. не имели возможности направлять средства на реализацию указанных льгот, поскольку средства на реализацию указанного закона из федерального и областного бюджетов в 2007 г. в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.

В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

На основании изложенного с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца надлежит взыскать убытки за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 1 191 964 руб. 12 коп. - разница между проданными ЕСПБ и стоимостью проезда в муниципальном транспорте граждан, включенных в федеральный регистр; с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ООО «Вираж» надлежит взыскать убытки за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в сумме 289 381 руб. 77 коп., в том числе: 119 279 руб. 77 коп. - разница между проданными ЕСПБ и стоимостью проезда в муниципальном транспорте граждан, включенных в областной регистр, 170 102 руб. – задолженность за проданные ЕСПБ.

Государственная пошлина с суммы исковых требований составляет 18 906 руб. 73 коп.

При подаче истцу на основании ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины распределены между сторонами пропорционально удовлетворенным исковым требованиям: с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину по иску в сумме 3 693 руб. 43 коп., с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации следует взыскать государственную пошлину по иску в сумме 15 213 руб. 28 коп.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ООО «Вираж» убытки за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в сумме 1 191 964 руб. 12 коп.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 15 213 руб. 28 коп.

Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ООО «Вираж» убытки за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в сумме 289 381 руб. 77 коп.

Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 693 руб. 43 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья А.А. Шведов