НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 09.07.2013 № А04-3313/13

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-3313/2013

09 июля 2013 года

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Пожарской Валентины Дмитриевны,

рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Амурской области (ОГРН 1052800034385, ИНН 2801102086) в лице территориального отдела в г. Свободном и г. Шимановске, Свободненском, Шимановском, Мазановском и Селемджинском районах Амурской области

к

индивидуальному предпринимателю Гусевой Татьяне Николаевне (ОГРН 304280727800010, ИНН 280701405450)

о привлечении к административной ответственности,

установил:

управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Амурской области в лице территориального отдела в г. Свободном и г. Шимановске, Свободненском, Шимановском, Мазановском и Селемджинском районах Амурской области (далее – заявитель, административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Гусевой Татьяны Николаевны (далее – предприниматель, ИП Гусева Т.Н.) за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Требования обоснованы реализацией предпринимателем продукции, без указания в сопроводительной документации сведений о декларации соответствия. Процессуальные гарантии лицу, привлекаемому к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении обеспечены.

Определением от 24.05.2013 на основании пункта 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

В соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ заявление размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа; в определении сторонам установлены сроки для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, а также документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции. В установленный определением от 24.05.2013 срок лица, участвующие в деле, дополнительных пояснений и доказательств суду не представили.

Стороны уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Гусева Татьяна Николаевна зарегистрирована 04.10.2004 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304280727800010, ИНН 280701405450 по адресу: Амурская область, г. Свободный, ул. Чехова, д. 29, кв. 6.

Предпринимателю на праве аренды по договору от 20.1.02010 № 16 передано нежилое помещение по адресу: Амурская область, г. Свободный, ул. М. Чесноковская, 12, в котором расположен магазин.

На основании рассмотрения обращения гражданина по факту нарушения его прав при реализации пищевых продуктов в вышеупомянутом магазине (вх. № 461/41 от 28.03.2013) управлением на 05.04.2013 назначено проведение внеплановой выездной проверки, о чем 29.03.2013 вынесено распоряжение № 311. Копия распоряжения в день проверки вручена предпринимателю, о чем имеется его подпись.

В ходе проверки зафиксирован ряд нарушений действующего законодательства, в том числе факт отсутствия указания в сопроводительных документах сведений, подтверждающих качество и безопасность реализуемых пакетов фасовочных из полимерных материалов, мясных консервов «Гепар». Произведено фотографирование продукции.

Извещением, полученным предпринимателем лично 05.04.2013, рассмотрение вопроса об ознакомлении с актом проверки назначено на 23.04.2013 в помещении административного органа.

23.04.2013 в присутствии ИП Гусевой Т.Н. составлен акт проверки, в котором зафиксирован факт реализации предпринимателем продукции, без указания в сопроводительной документации сведений о декларации соответствия. Акт подписан без возражений. Также, 23.04.2013 в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении № 108С, действия предпринимателя квалифицированы по статье 14.45 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела направлены в Арбитражный суд Амурской области для принятия решения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и письменные доводы сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии предусмотрена статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Формой подтверждения соответствия является определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

К документам, подтверждающим соответствие продукции техническим регламентам, стандартам, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» относит декларацию о соответствии и сертификат соответствия.

Пунктом 2 статьи 28 названного Федерального закона установлена обязанность указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

Согласно Единому перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единому перечню продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 консервы из мяса, мяса птицы, из субпродуктов, включая паштетные (все виды убойных и промысловых животных и птицы) (раздел 9216 Консервы мясные) являются товарами, подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769 утвержден технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки», вступивший в силу с 01.07.2012, в соответствии со статьями 7, 8 которого упаковка должна быть подвергнута процедуре подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента, а также иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, который проставляется в сопроводительной документации. Пунктом 2 приложения 5 к названному техническому регламенту к упаковке отнесена упаковка полимерная для пищевой продукции, в том числе, пакеты.

В силу пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (статья 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Письмом Госстандарта РФ от 22.09.2000 N ИК-110-19/3022 «О предоставлении информации об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности» разъяснено, что информация об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предоставляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила).

Из содержания пункта 11 Правил следует, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Такая информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе, сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В силу положений пункта 12 Правил продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

Из материалов дела следует и не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности, факт отсутствия на момент проверки документов, подтверждающих качество и безопасность мясных консервов «Гипар», а также отсутствия ссылки на указанные документы в сопроводительных документах на товар – товарной накладной от 26.07.2012 № Б00001690.

Представленная декларация о соответствии от 11.01.2012 на полиэтиленовые пакеты не может быть принята в качестве доказательства, подтверждающего соответствие требованиям технических регламентов и обязательных требований, по следующим основаниям.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 293 утверждены форма сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правила их оформления. Декларация, представленная предпринимателем, принята до вступления в силу положений Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки».

В силу пункта 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государств - членов Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 февраля 2014 года, за исключением таких документов, выданных или принятых до дня официального опубликования настоящего Решения, которые действительны до окончания срока их действия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 № 766 утвержден перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации. В соответствии с пунктами 8, 11, 12, 13 названного постановления принятая изготовителем (продавцом, исполнителем) декларация о соответствии подлежит регистрации в органе по сертификации, аккредитованном в установленном порядке. По результатам проверки орган по сертификации регистрирует декларацию о соответствии либо информирует изготовителя (продавца, исполнителя) о необходимости устранения выявленных несоответствий установленным требованиям. Регистрация осуществляется путем присвоения декларации о соответствии регистрационного номера, содержащего идентификационное обозначение (код) органа по сертификации и порядковый номер декларации о соответствии по реестру, который ведет орган по сертификации. В декларации о соответствии орган по сертификации указывает сведения о ее регистрации (наименование и адрес органа по сертификации, дата регистрации и регистрационный номер декларации, печать органа по сертификации и подпись его руководителя).

В нарушение названных положений декларация о соответствии от 11.01.2012 не содержит информации об органе по сертификации, который произвел ее регистрацию, о порядковом номере регистрации по реестру, отсутствуют иные обязательные реквизиты, подтверждающие соблюдение процедуры принятия декларации о соответствии.

Кроме того, в сопроводительной документации на полиэтиленовые пакеты (накладной от 26.01.2012 № 5559, коробке) отсутствуют ссылки на поименованную выше декларацию.

Таким образом, вина предпринимателя заключается в реализации мясных консервов «Гипар» и полиэтиленовых пакетов без сопроводительных документов, в которых указаны сведения, подтверждающие качество и безопасность поименованных товаров. Следовательно, действия предпринимателя образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

С субъективной стороны вменяемое предпринимателю правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

В силу части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В рассматриваемом деле правонарушение совершено Гусевой Татьяной Николаевной с умышленной формой вины, поскольку предпринимателю были известны (должны были быть известны) требования законодательства о необходимости указания в сопроводительной документации на товар сведений о соответствующей декларации соответствия, о получении документов, подтверждающих качество и безопасность реализуемых консервов и полиэтиленовых пакетов, однако необходимых действий им предпринято не было, что свидетельствует о безразличном отношении к требованиям публичного порядка.

Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено. Событие вменяемого предпринимателю нарушения подтверждается собранными в порядке статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами в их совокупности, в том числе фотографиями, актом проверки от 23.04.2013, протоколом № 108С. Более того, факт правонарушения признан ИП Гусевой Т.Н. Протокол об административном правонарушении от 23.04.2013 № 108С составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разъяснены его процессуальные права и гарантии.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих ответственность, суду не представлено. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, судом принимается факт признания правонарушения и совершения его впервые, а также факт нахождения на иждивении 2 несовершеннолетних.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание характер совершенного правонарушения и степень вины лица, привлекаемого к ответственности, смягчающие ответственность обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости привлечения ИП Гусевой Т.Н. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, суд приходит к следующим выводам.

Допущенное предпринимателем нарушение заключается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей по указанию в товаросопроводительных документах информации о декларации о соответствии, и применительно к части 2 статьи 4.5 КоАП РФ является длящимся. Следовательно, срок давности привлечения к ответственности начал течь с даты проведения проверки, то есть с 05.04.2013.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что в Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.

Ввиду того, что ИП Гусевой Т.Н. вменяется нарушение обязательных требований при реализации в розницу продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о декларации о соответствии, а поводом для проверки и возбуждения дела об административном правонарушении послужила жалоба конкретного потребителя, суд приходит к выводу о том, что в данном случае предпринимателем совершено административное правонарушение в сфере защиты прав потребителей.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.45 КоАП РФ, в рассматриваемом случае, составляет один год, который на момент рассмотрения дела в суде не истек.

Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Гусеву Татьяну Николаевну, 09.10.1971 года рождения, уроженку поселка Чайбуха Северо-Эвенского района Магаданской области, зарегистрированную в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304280727800010, ИНН 280701405450 по месту жительства: город Свободный Амурской области, улица Чехова, дом 29, квартира 6, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и возложить на нее ответственность в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Штраф подлежит перечислению на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Амурской области (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) № 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области г. Благовещенск ИНН 2801102086 КПП 280101001, БИК 041012001 КБК 14111628000016000140 ОКАТО 10430000000, наименование платежа: административный штраф.

Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Пожарская В.Д.