Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru | ||||
Именем Российской Федерации | ||||
РЕШЕНИЕ | ||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-192/2013 | ||
16 мая 2013 года | изготовление решения в полном объеме | |||
08 мая 2013 года | резолютивная часть | |||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Марины Александровны Басос, | ||||
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Т.В. Носаль, | ||||
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Корфовское» (ОГРН 1092720000856, ИНН 2720039407) | ||||
к | Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области (ОГРН 1042800037587, ИНН 2801888889), Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области (ОГРН 1022800509643, ИНН 2801079609), | |||
о возврате из бюджета средств излишне взысканных либо излишне уплаченных | ||||
при участии третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области (ОГРН 1042800037411, ИНН 2801099980), Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области (ОГРН 1022800510150, ИНН 2801008213), Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Хабаровскому краю (ОГРН 1032700296859, ИНН 2700000313), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700094910, ИНН 2720025002), | ||||
при участии в заседании: от заявителя – Соколова И.В., директора, согласно выписке из ЕГРЮЛ; от Межрайонной ИФНС №1 России по Амурской области – Летник В.А., представителя по доверенности от 20.07.2012 № 05-37/151; от УПФР в г.Благовещенске – Евдокимовой Е.В., представителя по доверенности от 10.01.2013 № 09-40; от УФНС по Амурской области – Астайкиной Е.С., представителя по доверенности от 17.01.2013 № 07-19/129; от ОПФР по Амурской области – Старосветской Е.А., представителя по доверенности от 09.01.2013 № 09-05, | ||||
установил, | ||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ Корфовское» с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области и Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области возвратить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 175706,81 рублей (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 АПК РФ).
В обоснование требований заявитель указал, что излишне перечислил страховые взносы на расчетный счет Управления Пенсионного фонда России по г.Хабаровску и Хабаровскому району, где он ранее состоял на учете, в указанной сумме, имеющаяся переплата подтверждается актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 28.05.2012 № 4851 между обществом и Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю. Общество обратилось с заявлением от 03.08.2012 о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в налоговый орган по месту своего нахождения - Межрайонную ИФНС России № 1 по Амурской области, которая приняла решение от 13.08.2012 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных страховых взносов со ссылкой на часть 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». 23.10.2012 общество обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Благовещенске, официального ответа на данный запрос получено не было.
Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, указал, что декларации, содержащие сведения о начисленных страховых взносах отсутствуют, поскольку они хранились у бухгалтера, который в данный момент уволился и документы не передал, основным доказательством имеющейся переплаты считает акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 4851 за период с 01.01.2012 по 27.05.2012 по состоянию расчетов на 28.05.2012, составленный с Межрайонной ИФНС № 3 России по Хабаровскому краю и справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам № 158309 по состоянию на 10.09.2012, выданную Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области, представил выписки операций по счету общества за 2009, 2010, 2011 гг. Указал, что обществом в 2011 году была подана уточненная декларация по страховым взносам, в связи с чем, и возникла переплата.
Представитель УПФР в г.Благовещенске против удовлетворения требований возражал, указал, что согласно письму ОПФР по Хабаровскому краю страхователю ООО «ЖКХ Корфовское» передана информация о излишне уплаченных страховых взносах по обязательному пенсионному страхованию на накопительную часть трудовой пенсии по 182 главе в размере 1605 рублей. Данная сумма переплаты подтверждается формой АДВ-11 за 2010 год и реестром поступления платежей от страхователя за 2010 год. Представитель УПФР в г.Благовещенске пояснил, что 23.10.2012 от общества поступило заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов. Заместителем начальника УПФР в городе Благовещенске Амурской области вынесено решение от 26.10.2012 № 2684 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных страховых взносов, так как указанные страхователем суммы излишне уплаченных страховых взносов отсутствовали, при возникновении возражений по данному решению предложено составить акт сверки по начисленным и уплаченным страховым взносам. 13.12.2012 в УПФР в городе Благовещенске Амурской области вновь поступило заявление от ООО «ЖКХ Корфовское» о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, по результатам рассмотрения которого также было вынесено решение от 19.12.2012 № 2962 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных страховых взносов, так как указанные страхователем суммы излишне уплаченных страховых взносов отсутствовали.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области против удовлетворения требований возражал, указал, что в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2009 № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и Приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002-2009 гг. являлась ФНС России. В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н, органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета. Согласно положениям Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н, заявка на возврат оформлялась администратором доходов бюджета по администрируемым им КБК с учетом кода главы главного администратора дохода бюджета, в ведении которого находится администратор доходов бюджета. В 2010 году ФНС России являлась главным администратором доходов бюджета ПФР за расчетные периоды 2002 - 2009 гг. по следующим КБК: 182 1 02 02010 06 0000 160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии»; 182 1 02 02020 06 0000 160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии». Согласно Приказу Минфина России от 21.12.2012 № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» с 01.01.2013 ФНС России не является главным администраторомдоходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Дополнительно в судебных заседаниях представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области пояснил, что поскольку администратором страховых взносов с 2010 года является пенсионный орган, а администратором КБК, на который зачислялись страховые взносы, в указанный период, являлся налоговый орган, то акт сверки о начисленных и уплаченных страховых взносах должен быть трехсторонним, с участием налогоплательщика, пенсионного и налогового органов. Поскольку налоговый орган как администратор КБК на лицевом счете налогоплательщика может видеть только поступление денежных средств в счет уплаты страховых взносов без учета расходных обязательств налогоплательщика, в представленном заявителем акте сверки отображается переплата страховых взносов. Представил декларацию по обязательным взносам на пенсионное страхование за 2009 год, налоговые декларации по УСН за 2009 год (первичную и уточненную), за 2010 год, за 2011 год, сведения о среднесписочной численности работников 2011 и 2012 годы, представленные обществом и поступившие в налоговый орган из Межрайонной ИФНС № 3 по Хабаровскому краю в электронном виде. Указал, что налоговым органом представлены все декларации, поданные обществом с момента регистрации, уточненных деклараций по страховым взносам обществом не подавалось.
Представитель УФНС по Амурской области поддержал позицию Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области, указал, что возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на коды бюджетной классификации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба России, осуществляется по решению территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Налоговый орган решения о возврате указанных взносов не принимает, а лишь оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Представитель ОПФР по Амурской области поддержал позицию УПФР в г.Благовещенске, указал, что по страхователю ООО «ЖКХ Корфовское», состоявшему на регистрационном учете в УПФР в г.Хабаровске и Хабаровском районе с 30.04.2009 и перерегистрированному 01.06.2012 в Амурскую область, передана информация об излишне уплаченных страховых взносах по обязательному пенсионному страхованию на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1605 рублей. Данная сумма переплаты подтверждается формой АДВ-11 за 2010 год, реестром поступления платежей от страхователя и электронным расчетным документом.
Дополнительно в судебном заседании 15.04.2013 представителем ОПФР по Амурской области представлены расчеты ООО «ЖКХ Корфовское» по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год (годовой), за первый квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, за 2011 год (годовой), первый квартал 2012 года, полугодие 2012 года, 9 месяцев 2012 года, 2012 год (годовой), а также пояснения с учетом декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год, расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год, реестром поступления платежей, выпиской банка, в соответствии с которыми за заявителем числится переплата в сумме 1605 рублей. Также указал, что у пенсионного органа отсутствуют какие-либо уточненные декларации или информация о подаче обществом уточненной декларации по страховым взносам.
ОПФР по Хабаровскому краю явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. Направило в адрес суда письменный отзыв, в котором указало, что согласно представленной плательщиком страховых взносов ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год у ООО «ЖКХ Корфовское» по состоянию на 01.01.2010 имелась задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 166545 рублей, а также переплата по накопительной части трудовой пенсии в сумме 54023 рублей. Данные о начислениях страховых взносов, указанные в ведомости, полностью соответствуют данным, указанным в декларации, выгруженной налоговым органом. 05.04.2010 МИФНС России № 3 по Хабаровскому краю осуществлен зачет излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 54023 рублей в счет погашения задолженности на страховую часть трудовой пенсии, что подтверждается выписками из реестра платежей. Оставшаяся задолженность по страховой части трудовой пенсии в сумме 112522 рублей оплачена плательщиком страховых взносов платежным поручением от 20.01.2010 № 005 на сумму 8 948,00 рублей, платежными ордерами от 27.05.2010 № 035 на сумму 67 685,81 рублей и от 28.05.2010 № 035 на сумму 35 888,19 рублей в соответствии с решением УПФР в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 24.05.2010 № 11. Кроме того, ООО «ЖКХ Корфовское» 20.01.2010 платежным поручением № 004 оплатило страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1605 рублей. Данная сумма является излишне уплаченной. Переплата в сумме 1605 рублей на накопительную часть трудовой пенсии передана по новому месту регистрации плательщика, что подтверждается письмом от 17.08.2012 № 30.3-24/2251к.
Межрайонная ИФНС № 3 России по Хабаровскому краю явку своего представителя не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, документы, запрошенные судом не представила.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ Корфовское», зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю 20.04.2009, за основным государственным регистрационным номером 1092720000856, ИНН 2720039407.
ООО «ЖКХ Корфовское» в связи с изменением места расположения (переезд из г. Хабаровска в г. Благовещенск) было зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области.
28.05.2012 ООО «ЖКХ Корфовское» совместно с Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю был составлен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 4851, в соответствии с которым за обществом числится переплата по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию в общей сумме 175706,81 рублей, в том числе: по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 130821,00 рублей; по пеням, начисленным за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 256,35 рублей; по страховым взносам на накопительную часть в сумме 44629,46 рублей.
22.06.2012 общество обратилось в Межрайонную ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Решениями Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю от 28.06.2012 №№ 252, 254 обществу в возврате страховых взносов было отказано и разъяснено, что возврат производит инспекция по месту учета.
03.08.2012 общество обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в Межрайонную ИФНС России № 1 по Амурской области.
Решением Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области от 13.08.2012 № 835 обществу было отказано в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов и разъяснено, что согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд российской Федерации», возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов) за расчетный период 2002-2009 годы производится налоговым органом по результатам рассмотрения заявления плательщика страховых взносов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, указанным решением налогоплательщику было предложено обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
23.10.2012 общество обратилось с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов в УПФР в г.Благовещенске.
Решением УПФР в г.Благовещенске от 26.10.2012 № 2684 в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов было отказано, поскольку по состоянию на 26.10.2012 по плательщику состоявшему на регистрационном учете в УПФР в г. Хабаровске и Хабаровском районе с 30.04.2009 и перерегистрированному 31.05.2012 в УПФР в г.Благовещенске Амурской области, передана информация об излишне уплаченных страховых взносах по обязательному пенсионному страхованию на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1605,00 рублей.
В связи с изложенными обстоятельствами ООО «ЖКХ Корфовское» обратилось в суд с заявлением об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы, предъявив данные требования к Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области и Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд признает заявленные требования частично обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 3 и 62 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 1 января 2010 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно статьям 26, 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов на основании письменного заявления плательщика страховых взносов.
В соответствии со статьей 2 и приложением № 2 Федерального закона от 30.11.2009 № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанные периоды являлась ФНС России.
Порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых являлось ФНС России был определен письмом ФНС РФ №ЯК-17-8/58, ПФ РФ № АД-30-24/8509@ от 11.08.2010 «О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование».
Указанным порядком определено, что в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н, органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета.
Согласно положениям Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н, заявка на возврат оформляется администратором доходов бюджета по администрируемым им КБК с учетом кода главы главного администратора дохода бюджета, в ведении которого находится администратор доходов бюджета.
ФНС России и Пенсионный фонд России осуществляют возвраты излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является ФНС России, в следующем порядке:
1. Плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
2. Территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам.
По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 № 979н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование».
3. Указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
4. Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет Заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Порядком Минфина России от 05.09.2008 № 92н и Порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н, подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику.
6. Налоговый орган направляет территориальному органу ПФР в рамках Соглашения об информационном обмене между ФНС России и ПФР копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В обоснование требований о возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 175706,81 рублей общество ссылается на сведения о переплате, отраженные в справке Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 10.09.2012 № 158309 и акте совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю от 28.05.2012 № 4851.
Вместе с тем, общество не пояснило, в какой период возникла переплата в спорной сумме, не представило расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, декларации, на основании которых было произведено исчисление и уплата страховых взносов, а также платежные поручения по уплате страховых взносов.
В подтверждение наличия факта излишне уплаченных страховых взносов обществом представлены лишь банковские выписки операций по расчетному счету общества за 2009, 2010, 2011 гг.
Между тем, из предписаний статей 26, 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ следует, что право плательщика страховых взносов на возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм страховых взносов непосредственно связано с наличием переплаты данных сумм и отсутствием задолженности по страховым взносам, что должно быть подтверждено соответствующими доказательствами: платежными поручениями, информацией об исполнении плательщиком обязанности по уплате страховых взносов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого плательщика, характеризующей состояние его расчетов и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм взносов.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм страховых взносов, подлежащих уплате за определенный период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах плательщика с бюджетом. Излишне уплаченной или взысканной суммой страховых взносов может быть признано зачисление на счета бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы страховых взносов за определенные периоды.
В ходе рассмотрения дела органами Пенсионного фонда и налоговыми органами были представлены в материалы дела декларация общества по обязательным взносам на пенсионное страхование за 2009 год, расчеты общества по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год (годовой), за первый квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, за 2011 год (годовой), первый квартал 2012 года, полугодие 2012 года, 9 месяцев 2012 года, 2012 год (годовой), ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год от 05.03.2010, за 2010 год от 07.04.2011, реестры поступления платежей общества.
Суд исследовал указанные документы, а также представленные обществом выписки банка операций по счету.
Согласно декларации общества по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2009 год, за расчетный период обществом начислены платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 310569 рублей, из них на страховую часть трудовой пенсии – 231688 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии – 78881 рублей. Согласно реестру поступления платежей за 2009 год за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 обществом уплачены страховые взносы в общей сумме 198047 рублей, из них 65143 рублей – по страховой части пенсии, 132904 рублей – по накопительной части пенсии. Таким образом, за 2009 год у общества имелась задолженность в сумме 166545 рублей по страховым взносам по страховой части и переплата в сумме 54023 рублей по страховым взносам по накопительной части, что подтверждается ведомостью уплаты страховых взносов за 2009 год от 05.03.2010, подписанной обществом. Кроме того, все суммы, указанные в реестре поступления платежей за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, совпадают с суммами, указанными в представленной обществом выписке банка по операциям по счету за 2009 год.
Согласно реестру поступления платежей за период с 01.2010 по 28.05.2010 обществом внесены платежи в сумме 112 522 рублей – по страховой части и 1605 рублей по накопительной части, указанные суммы полностью совпадают с суммами, указанными в выписке банка по операциям по счету за 2010 год. Переплата в сумме 54023 рублей по страховым взносам по накопительной части в связи с имеющейся задолженностью была зачтена в счет оплаты страховых взносов по страховой части, что подтверждается реестром поступления платежей за 2010 год и электронным расчетным документом № 0001264135878911. Таким образом, за 2009 год задолженность в сумме 166545 рублей по страховым взносам по страховой части была погашена, а по страховым взносам по накопительной части образовалась переплата в сумме 1605 рублей, что подтверждается ведомостью уплаты страховых взносов за 2010 год от 07.04.2010.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010 год, обществом начислены страховые взносы в общей сумме 147999 рублей, в том числе страховые взносы на страховую часть – 104882 рублей, на накопительную часть – 43117 рублей, уплачено за расчетный период 92528 рублей, в том числе на страховую часть 64299 рублей, на накопительную часть 28229 рублей, указанная оплата подтверждается реестром платежей общества за 2010 год, все указанные в реестре суммы совпадают с суммами, указанными в выписке банка операций по счету за 2010 год.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2011 год, обществом начислены страховые взносы в общей сумме 0 рублей, в том числе страховые взносы на страховую часть – 0 рублей, на накопительную часть – 0 рублей, уплачено за расчетный период 55471 рублей, в том числе на страховую часть 40583 рублей, на накопительную часть 14888 рублей, указанная оплата подтверждается выпиской банка из лицевого счета за период за период с 01.07.2011 по 31.07.2011.
Таким образом, начисленные по расчету за 2010 год страховые взносы были полностью оплачены обществом в 2010-2011 гг.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2012 год, остаток страховых взносов, подлежащих уплате на начало расчетного периода (код строки 100) у общества имеется переплата в сумме 1 рублей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть, все остальные строки расчета имеют значение «0».
Таким образом, наличие у общества переплаты в сумме 175706,81 рублей имеющимися в материалах дела документами не подтверждается, у общества фактически имеется переплата по страховым взносам по накопительной части трудовой пенсии в сумме 1605 рублей, перечисленная ООО «ЖКХ Корфовское» 20.01.2010 платежным поручением № 004.
Суммы, указанные в выписке банка из лицевого счета за период с 01.07.2011 по 31.07.2011 и в выписке банка операций по счету за 2011 год имеющие назначение платежа «уплата пени в ПФР» (130,87 рублей, 337,72 рублей) или «страховые взносы на ОПС ПЕНЯ» (221,50 рублей, 3319,64 рублей) не могут рассматриваться в качестве излишне уплаченных страховых взносов, поскольку из указанных выписок невозможно установить на какой КБК зачислены указанные суммы и на основании каких документов, первичные платежные документы обществом не представлены. Указанные суммы не отражены ни в реестрах поступления платежей общества, представленных органами Пенсионного фонда, ни в выписках из лицевого счета плательщика, представленных налоговыми органами, что свидетельствует о том, что данные суммы на счета Пенсионного фонда не поступили.
Судом отклоняется довод общества о том, что истребуемая переплата возникла в связи с подачей уточненной декларации по страховым взносам в 2011 году, в связи с тем, что указанная декларация обществом не представлена, согласно пояснениям пенсионного и налогового органов такая декларация у них также отсутствует, поскольку обществом не подавалась.
Судом отклоняется довод общества о том, что спорная переплата подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 10.09.2012 № 158309 и актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 28.05.2012 № 4851, выданными налоговыми органами, поскольку фактическая переплата в суммах, указанных в данных документах, отсутствует.
На момент выдачи приведенных документов законодательно был установлен порядок, согласно которому контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, а главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являлась ФНС России. Таким образом, налоговый орган как администратор доходов, фиксировал лишь поступление денежных средств от плательщика без учета его расходных обязательств перед соответствующим бюджетом. Как следует из Порядка возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование (письмо ФНС РФ № ЯК-17-8/58, ПФ РФ № АД-30-24/8509@ от 11.08.2010) возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов был возможен только с учетом данных, имеющихся у пенсионного фонда как органа контроля и у налогового органа как главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда.
Рассматривая требования общества в части обязания Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области возвратить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 175706,81 рублей, суд счел их необоснованными, поскольку с 01.01.2013 в соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и Приложением № 6 к Приказу Минфина России от 21.12.2012 № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по КБК 1 02 02010 06 0000 160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии), КБК 1 02 02020 06 0000 160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, КБК 1 02 02031 06 0000 160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно), КБК 1 02 02032 06 0000 160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно) является Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить частично, обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ Корфовское» излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1605 рублей, в остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Судом учтены предписания статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в соответствии с которыми закреплено право плательщика страховых взносов на своевременный возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Возврат производится органом контроля за уплатой страховых взносов по заявлению плательщика страховых взносов в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Приведенная норма не препятствует плательщику страховых взносов обратиться в суд с иском о возврате из соответствующего бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Переплата по страховым взносам по накопительной части трудовой пенсии в сумме 1605 рублей возникла в связи с перечислением ООО «ЖКХ Корфовское» данной суммы 20.01.2010 платежным поручением № 004.
Заявление о возврате переплаты обществом направлено в арбитражный суд 27.12.2012.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ размер пошлины по настоящему делу, исходя из заявленных требований (иск о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 175706,81 рублей), составляет 6271,20 рублей.
Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Определением от 17.01.2013 заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке заявитель был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, с учетом того, что требования удовлетворены только в части возврата страховых взносов в сумме 1605 рублей, с заявителя в доход федерального бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 6223,05 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявленные требования удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области (ОГРН 1022800509643, ИНН 2801079609)возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1605 рублей обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ Корфовское» (ОГРН 1092720000856, ИНН 2720039407).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Корфовское» (ОГРН 1092720000856, ИНН 2720039407) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6223,05 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Амурской области.
Судья М.А. Басос