НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 06.11.2009 № А04-6932/09

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-6932/2009

«06» ноября 2009 года

Арбитражный суд в составе судьи А.А. Шведова

при участии секретаря судебного заседания А.В. Шигиной

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Муниципального унитарного предприятия «Жилкомуслуги»

к

Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ

о

взыскании 12 434 руб. 75 коп.

третьи лица: Финансовое управление администрации Архаринского района, министерство финансов Амурской области, отдел образования администрации Архаринского района

протокол вел: секретарь судебного заседания А.В. Шигина

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились

установил:

Резолютивная часть решения объявлена 05.11.2009.

Полный текст решения изготовлен 06.11.2009.

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомуслуги» (далее МУП «Жилкомуслуги») с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 12 434 руб. 75 коп., составляющих убытки, понесенные за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в результате предоставления мер социальной поддержки по муниципальному контракту от 19.01.2007 на оплату жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам отдела образования администрации Архаринского района.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации Архаринского района, отдел образования администрации Архаринского района.

Исковые требования обоснованы тем, что 19.01.2007 между истцом и отделом образования администрации Архаринского района был заключен муниципальный контракт «На возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам сотрудникам педагогических учреждений и педагогам-пенсионерам, проживающим в сельской местности на 2007 год».

Поскольку до настоящего времени не возмещены затраты по предоставленным льготам за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в сумме 12 434 руб. 75 коп., истец на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик с иском не согласен, в отзыве указал о том, что законодательное регулирование и финансирование льгот, предоставляющим педагогическим работникам в спорный период право пользоваться социальной поддержкой по оплате жилья и коммунальных услуг в виде снижения размера оплаты за жилье и коммунальные услуги, должно осуществляться органами власти субъекта Российской Федерации.

Финансовое управление администрации Архаринского района представило отзыв на иск, из которого следует, что в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 №99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (далее Закон №99-ОЗ) Архаринскому району в 2007 году на исполнение полномочий субъекта РФ по предоставлению мер социальной поддержки работникам, проживающим в сельской местности в бюджете области было предусмотрено и выделено средств в сумме 13 495 тыс. руб., в то время как сумма фактических затрат составила 15 409,1 тыс. руб.

Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2008 с учетом задолженности предыдущих лет составила 5 347,8 тыс. руб., в том числе по педагогическим работникам в сумме 3 475,7 тыс. руб.

В судебное заседание 05.11.2009 лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В суд от истца поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.

Суд рассматривает в соответствии со статьей 156 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации без участия сторон и третьих лиц.

Исследовав представленные доказательства, суд установил:

19.01.2007 между МУП «Жилкомуслуги» (исполнитель) и отделом образования администрации Архаринского района (заказчик) был заключен муниципальный контракт «На возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам сотрудникам педагогических учреждений и педагогам – пенсионерам, проживающим в сельской местности на 2007 год», предметом которого является оказание жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам и педагогам-пенсионерам, проживающим в жилом фонде поселка городского типа Прогресс, согласно поданных списков, заверенных печатью заказчика.

В период с 01.01.2007 по 31.12.2007 истцом были предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам Архаринского района на общую сумму 12 434 руб. 75 коп., что подтверждается счетами, счетами-фактурами, актами, списками работников Чериниговской школы, а также актом сверки расчетов между истцом и отделом образования по состоянию на 05.10.2009, подписанным руководителями МУП «Жилкомуслуги» и отделом образования.

Оплата оказанных услуг не произведена, задолженность составляет 12 434 руб. 75 коп.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (далее Закон РФ «Об образовании») педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Согласно статье 2 Федерального закона №52-ФЗ от 06.05.2003 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе Законом РФ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.

Пунктом 2 Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 №377 (далее Правила), субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартальных отчетов субъектов Федерации о фактически произведенных ими расходах на указанные цели (пункт 3 Правил).

Согласно отчету об использовании субвенций выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг специалистов государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств местных бюджетов, проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), пенсионеров относящихся к данным специалистам, проработавших в указанных учреждениях не менее 10 лет и проживающих в сельской местности по Архаринскому району из областного бюджета в 2007 году фактически выделено средств на оказание мер социальной поддержки в размере 13495 тыс. руб., том числе педагогическим работникам – 8289,2 тыс. руб.

Сумма фактических затрат предприятиями по предоставлению льгот составила 15409,1 тыс. руб., в том числе по педагогическим работникам Архаринского района 9653,8 тыс. руб.

Таким образом, выделенные средства не обеспечили фактическую потребность в них Архаринский район.

Доказательств того, что в доход бюджета Амурской области из федерального бюджета поступили средства в объеме, обеспечивающем фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления льгот спорной категории граждан, не представлено.

Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.

В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета

Учитывая, что пунктом 2 статьи 26.3 названного Закона решение вопросов возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан (в том числе по реализации Закона РФ «Об образовании») не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации не представило доказательств того, что обеспечило субъект финансированием для реализации Закона РФ «Об образовании».

В соответствии с пунктами 16, 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, устанавливающих льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были представлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

На основании изложенного, суд признает обоснованными требования истца о возмещении убытков за период 01.01.2007 по 31.12.2007 в размере 12 434 руб. 75 коп., связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам Чериниговской школы, проживающим в поселке городского типа Прогресс, за счет казны Российской Федерации.

Доводы ответчика – Министерства финансов РФ, изложенные в отзыве на иск, являются несостоятельными по вышеуказанным основаниям.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В данном конкретном случае ни законом, ни договором возмещение убытков в меньшем размере не предусмотрено.

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской, Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации за счет соответственно казны Российской Федерации и казны субъекта Российской Федерации.

Таким образом, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу МУП «Жилкомуслуги» подлежат взысканию убытки за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в сумме 12 434 руб. 75 коп.

При подаче иска истцу на основании статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.

Ответчик – Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия «Жилкомуслуги» убытки за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в сумме 12 434 руб. 75 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья А.А. Шведов