НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 06.07.2020 № А04-2348/20

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-2348/2020

06 июля 2020 года

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 06.07.2020. Резолютивная часть решения объявлена 30.06.2020.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Н.С.Заноза,

при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Е.И. Небытовой

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление государственного казенного учреждения управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

министерству имущественных отношений Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании права собственности на акции ПАО "Восточный экспресс банк", обязании произвести учет акций ПАО публичное акционерное общество "Восточный экспресс банк"

третьи лица: Правительство Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>);

публичное акционерное общество "Восточный экспресс банк" (ОГРН <***>, ИНН <***>); акционерное общество "Республиканский специализированный регистратор "Якутский фондовый центр" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

при участии в заседании: от истца: ФИО1 - дов. № 02-2014/1 от 25.06.2020 сроком до 31.12.2020, паспорт, диплом

от ответчика: ФИО2 – дов. № 03-02/ от 29.12.2019 сроком на один год, паспорт, диплом

Правительство Амурской области: не явился, увед. ч. 6 ст. 121 АПК РФ

ПАО "Восточный экспресс банк": не явился, увед. ч. 6 ст. 121 АПК РФ

АО "Республиканский специализированный регистратор "Якутский фондовый центр": не явился, увед. з/п 42626, 42627

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось государственное казенное учреждение управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» (далее –истец) с исковым заявлением к министерству имущественных отношений Амурской области (далее – ответчик) со следующими требованиями:

1. О признании права собственности Амурской области на бездокументарные акции

- Российского акционерного коммерческого дорожного банка (ПАО) (ПНР <***>, ОГРН <***>), обыкновенные именные в количестве 12 шт. номинальной стоимостью 100 рублей каждая, государственный регистрационные номер 10101573В;

- ПАО «Восточный экспресс банк» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обыкновенные именные в количестве 5 шт., номинальной стоимостью 100 рублей каждая, государственный регистрационный номер 10101460В;

2. Обязании министерства имущественных отношений Амурской области произвести учет областного имущества - акций:

- Российского акционерного коммерческого дорожного банка (ПАО) (ИНН <***>, ОГРН <***>), обыкновенных именных в количестве 12 шт., номинальной стоимостью 100 рублей каждая, государственный регистрационный номер 10101573В;

- ПАО «Восточный экспресс банк» (ИНН <***>, ОГРН <***>), обыкновенных именных в количестве 5 шт., номинальной стоимостью 100 рублей каждая, государственный регистрационный номер 10101460В.

Исковые требования государственного казенного учреждения управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» мотивированы тем, что на основании постановления главы администрации Амурской области от 22.11.1994 № 1015 «Об изменении структуры управления дорожным хозяйством области» образовано управление автомобильных дорог администрации Амурской области «Амурупрадор» на баланс которого было передано имущество, в том числе без документарные акции: Российского акционерного коммерческого дорожного банка (ПАО), обыкновенные именные в количестве 12 шт., номинальной стоимостью 100 рублей каждая, государственный регистрационный номер 10101573В; ПАО «Восточный экспресс банк», обыкновенные именные в количестве 5 шт., номинальной стоимостью 100 рублей каждая, государственный регистрационный номер 10101460В; Азиатско-Тихоокеанского банка (ПАО), обыкновенные в количестве 31 753 шт., номинальной стоимостью 0,000000112 рублей каждая, государственный регистрационный номер 10401810В.

В связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений и принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее - Закон № 83-ФЗ), постановлением Правительства Амурской области от 30.11.2010 № 672 «О создании казенных учреждений Амурской области» было создано государственное казенное учреждение управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» (далее - ГКУ «Амурупрадор», Учреждение) путем изменения типа существующего государственного учреждения - управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор».

Поскольку ГКУ «Амурупрадор» не вправе участвовать в обращении ценных бумаг и быть учредителем (участником) юридических лиц, учреждение проинформировало ответчика о целесообразности передачи вышеуказанных акций в собственность области.

Ссылаясь на уклонение министерства от принятия в собственность Амурской области спорных бездокументарных акций, учреждение обратилось в суд с настоящими требованиями.

Определением от 27.03.2020 суд выделил требования государственного казенного учреждения управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» о признании права собственности Амурской области на бездокументарные акции: Российского акционерного коммерческого дорожного банка (ПАО), обыкновенные именные в количестве 12 шт. номинальной стоимостью 100 рублей каждая, государственный регистрационные номер 10101573В и обязании министерства имущественных отношений Амурской области произвести учет областного имущества – акций Российского акционерного коммерческого дорожного банка (ПАО), обыкновенных именных в количестве 12 шт., номинальной стоимостью 100 рублей каждая, государственный регистрационный номер 10101573В в отдельное производство (выделенному делу присвоен номер А04-2396/2020).

В заседании 30.06.2020 истец уточнил требования - просит признать право собственности Амурской области на бездокументарные акции публичного акционерного общества «Восточный экспресс банк», обыкновенные именные в количестве 50 000 шт., номинальной стоимостью 0,01 руб., государственный регистрационный номер 10201460В, обязать министерство имущественных отношений Амурской области произвести учет областного имущества – акций публичного акционерного общества «Восточный экспресс банк», обыкновенных именных в количестве 50 000 шт., номинальной стоимостью 0,01 руб., государственный регистрационный номер 10201460В.

Ходатайство истца судом принято к рассмотрению (ст. 49 АПК РФ).

Минимущество области, позицию которого поддерживает представитель Правительства Амурской области, в отзыве указало, что оснований для принятия в казну Амурской области бездокументарных акций не имеется, поскольку истцом не представлены документы, предусмотренные п. 15.3.4. Положения об учете областного имущества, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 17.03.2020 № 111.

Публичное акционерное общество "Восточный экспресс банк" в отзыве указало, что по имеющейся у банка информации по состоянию на 09.09.2019 государственному казенному учреждению управлению автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» принадлежит 50 000 обыкновенных именных акций банка номинальной стоимостью 0,01 руб. (1 копейка) каждая. Для получения документов, подтверждающих права на акции Банка, следует обратиться к держателю реестра акционеров банка – АО РСР «ЯФЦ». Рассмотрение исковых требований оставляет на усмотрение суда. Представил доказательства исполнения положений ч. 3 ст. 225.4 АПК РФ.

В заседание 30.06.2020 от Акционерного общества "Республиканский специализированный регистратор "Якутский фондовый центр" поступили письменные пояснения и запрошенные судом документы.

Изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об удовлетворении уточненных истцом требований на основании следующего.

Как установлено из материалов дела, 22 мая 2007 года Контрольно-счетной палатой Амурской области в рамках внешней проверки исполнения областного бюджета за 2006 год, проводимой в соответствии с пунктом 2.1 плана работы Контрольно-счетной палаты Амурской области на 2007 год, утвержденного Постановлением Амурского областного Совета народных депутатов от 22.12.2006 № 21/702 и на основании поручения от 21.05.2007 № 51, выданного председателем Контрольно-счетной палаты Амурской области, главным инспектором Контрольно-счетной палаты Амурской области ФИО3 проведена встречная проверка в Государственном учреждении управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» по вопросу наличия на балансе Государственного учреждения управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» акций акционерных обществ и других ценных бумаг, по результатам которой составлен соответствующий акт.

В ходе проведения проверки Контрольно-счетной палатой Амурской области установлено следующее:

Государственное учреждение управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» (далее - Учреждение) создано на основании Постановления Главы Администрации Амурской области от 22.11.1994 № 1015 «Об изменении структуры управления дорожным хозяйством области».

Учредителем Учреждения является администрация Амурской области.

Учреждение является правопреемником Амурского предприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования «Амуравтодор».

Учреждение действует на основании Устава, утвержденного Постановлением Главы Администрации Амурской области от 17.10.1995 № 501 (в редакции от 20.04.2006 года).

Проверкой установлено, что на балансе Учреждения по состоянию на 01.01.2006, 01.01.2007 числятся бездокументарные акции следующих акционерных обществ:

- открытого акционерного общества «Российский акционерный коммерческий дорожный банк» - акции обыкновенные именные в количестве 12 штук номинальной стоимостью 100,00 рублей на общую сумму 1 200,00 рублей, государственный регистрационный номер 10101573В;

- открытого акционерного общества «Восточный экспресс банк» - акции обыкновенные именные в количестве 5 штук номинальной стоимостью 100,00 рублей на общую сумму 500,00 рублей, государственный регистрационный номер 10101460В;

- открытого акционерного общества «Азиатско-Тихоокеанский Банк» - акции обыкновенные в количестве 31 753 штуки номинальной стоимостью 0,0000001 12 рублей на общую сумму 0,003556336 рубля, государственный регистрационный номер 10401810В.

Вышеперечисленные акции открытых акционерных обществ внесены в Реестр областной государственной собственности.

Согласно выпискам из реестров владельцев именных ценных бумаг от 16.02.2007 № 28:07''00098 (регистратор Амурский филиал ЗАО «Новый регистратор»), от 05.03.2007 № ВЭБА-Ф4-008 (регистратор ЗАО «Сибирская регистрационная компания») и справке от 16.10.2003 № 38020 (специализированный регистратор «Московский фондовый центр») владельцем вышеперечисленных акций является Государственное учреждение управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор».

Актом Контрольно-счетной палаты Амурской области от 22.05.2007 указано на неправомерность наличия на балансе Учреждения бездокументарных ценных бума (акций).

В связи с чем, 01.06.2007 Контрольно-счетной палатой Амурской области истцу выдано представление № 01-07/456, в котором указано на необходимость передать в казну Амурской области акции указанных акционерных обществ.

Как следует из пояснений истца, изложенных в иске и материалов дела, Учреждение неоднократно, в том числе письмами от 25.06.2007 № 827-юр, от 22.10.2007 № 1353-юр, от 29.04.2009 № 505, от 04.03.2014, № 789, от 13.02.2019 № 03-341 обращалось в министерство имущественных отношений Амурской области (его предшественникам) о необходимости принятия в казну Амурской области вышеуказанных акций.

Непринятие ответчиком мер по принятию в собственность Амурской области бездокументарных акций ПАО «Восточный экспресс банк» послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая настоящий спор, суд исходил из следующего.

В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В рассматриваемом случае предмет иска составляют требования ГКУ «Амурупрадор» (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ) к министерству имущественных отношений Амурской области о признании права собственности Амурской области на бездокументарные акции публичного акционерного общества «Восточный экспресс банк», обыкновенные именные в количестве 50 000 шт., номинальной стоимостью 0,01 руб., государственный регистрационный номер 10201460В и обязании министерства имущественных отношений Амурской области произвести учет областного имущества – акций публичного акционерного общества «Восточный экспресс банк», обыкновенных именных в количестве 50 000 шт., номинальной стоимостью 0,01 руб., государственный регистрационный номер 10201460В.

Федеральный закон № 39-ФЗ от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг" определяет, что акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации (часть вторая статьи 2).

Этот же закон устанавливает, что деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг, ею имеют право заниматься только юридические лица. Лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра, именуется держателем реестра, которым по поручению эмитента или лица, обязанного по ценным бумагам, может быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра (регистратор), либо в случаях, предусмотренных федеральными законами, иной профессиональный участник рынка ценных бумаг (абзацы первый - третий пункта 1 статьи 8).

Как установлено судом, деятельность по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества «Восточный экспресс банк» осуществляет держатель реестра - акционерное общество «Республиканский специализированный регистратор «Якут­ский Фондовый Центр» (на основании соответствующего договора от 10.07.2014), согласно пояснениям которого (исх. № 15/2020 от 15.06.2020), акционерным обществом «Республиканский специализированный регистратор «Якут­ский Фондовый Центр реестр владельцев ценных бумаг Публичного акционерного общества «Восточный экспресс банк» был принят 29.12.2014 у предыдущего регистратора - Закрытого акционерного общества «Сибирская регистрационная компания» на основании Акта приема-передачи документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг ПАО КБ «Восточный».

Согласно Регистрационному журналу, принятому от предыдущего регистратора, за период с 15.03.2002 по 19.08.2003 Открытого акционерного общества Коммерческий банк «Дальвнешторгбанк» зарегистрированному лицу - Государственному учреждению управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» 15.03.2002 открыт лицевой счет № 65 и зачислено 5 (Пять) штук акций обыкно­венных именных государственный регистрационный № 10101460В номинальной стоимостью 100 рублей.

В 2009 году в связи с реорганизацией Открытого акционерного общества Коммерческий банк «Дальвнешторгбанк» в Открытое акционерное общество «Восточный экспресс банк» 5 (Пять) штук акций обыкновенных именных государственный регистрационный № 10101460В номинальной стоимостью 100 рублей кон­вертировались в 50 000 (Пятьдесят тысяч) штук акций обыкновенных именных государственный регистрационный № 10201460В номинальной стоимостью 0,01 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ) Закон № 7-ФЗ дополнен ст. 9.1 "Государственные, муниципальные учреждения", согласно п. 2 которой типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные, а ст. 1 Закона № 7-ФЗ дополнена п. п. 4.1 и 4.2, в соответствии с которыми действие абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг), Закона № 7-ФЗ не распространяется на бюджетные и на казенные учреждения.

Кроме того, поскольку истец является казенным учреждением, на него распространяются и требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 10 статьи 161 которого казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги.

Учредительными документами ГКУ «Амурупрадор» также установлено, что Учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги; не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц (п. п. 2.7, 2.8 Устава).

Исходя из анализа приведенных правовых норм и положений учредительных документов следует, что ГКУ «Амурупрадор» не вправе участвовать в обращении ценных бумаг и быть учредителем (участником) юридических лиц.

В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Амурской области, утвержденным постановлением губернатора Амурской области № 148 от 04.04.2008 министерство является исполнительным органон государственной власти Амурской области, реализующим государственную политики и осуществляющим межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений на территории Амурской области по вопросам, отнесенным к его полномочиям в соответствии с законодательством Российской Федерации Амурской области.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3.6 Положения, к полномочиям министерства относится реализация в порядке и пределах, определенных законодательством, от имени области отдельных полномочий собственника, в том числе в отношении имущества государственных унитарных предприятий области, областных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего казну области (за исключением денежных средств), а также полномочия собственника по передаче областного имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) областного имущества.

Отсутствие у истца документов, предусмотренных п. 15.3.4. Положения об учете областного имущества, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 17.03.2020 № 111, не может является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований по причине предусмотренного законом запрета на владение казенным учреждением ценными бумагами и участие в составе юридических лиц (в данном случае истец является акционером ПАО «Восточный экспресс банк»).

Учитывая вышеизложенное, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что уклонение министерства от принятия в собственность Амурской области бездокументарных акций противоречит указанным выше нормам закона, нарушает интересы ГКУ «Амурупрадор», исковое требование подлежат удовлетворению в полном объеме.

В связи с удовлетворением требований ГКУ «Амурупрадор», госпошлина по иску на основании ст. 110 АПК РФ относится на ответчика, которая взысканию не подлежит в связи с тем, что ответчик освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования государственного казенного учреждения управление автомобильных дорог Амурской области «Амурупрадор» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к министерству имущественных отношений Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить – признать право собственности Амурской области на бездокументарные акции публичного акционерного общества «Восточный экспресс банк» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обыкновенные именные в количестве 50 000 шт., номинальной стоимостью 0,01 рублей, государственный регистрационный номер 10201460В;

Обязать министерство имущественных отношений Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) произвести учет областного имущества - акций публичного акционерного общества «Восточный экспресс банк» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обыкновенных именных в количестве 50 000 шт., номинальной стоимостью 0,01 рублей, государственный регистрационный номер 10201460В.

Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Н.С.Заноза