Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-2265/2014
06 июня 2014 года
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Пожарской Валентины Дмитриевны,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества с ограниченной ответственностью «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области (далее – административный орган, инспекция, налоговый орган) от 26.03.2014 № 000067/2014 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 10.04.2014 на основании пункта 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ заявление размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. В определении сторонам установлены сроки для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, а также документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Стороны уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
Поступившие в установленные сроки от сторон возражения и дополнительные доказательства размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
27.05.2014 от общества поступило ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам административного производства в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств. В разумный срок инспекция своей правовой позиции по названному ходатайству не выразила.
Рассмотрев ходатайство общества от 27.05.2014, суд отказывает в его удовлетворении, поскольку такие обстоятельства как необходимость в определении правового похода и установления состава вменяемого административного нарушения сами по себе не свидетельствуют о наличии обстоятельств, перечисленных в части 5 статьи 227 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, по имеющимся в деле доказательствам.
Требования заявителя обоснованы тем, что общество не является платежным агентом, а его деятельность и не подпадает под регулирование Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Общество занимается реализацией услуг перевозки как единого продукта с приложением перечня сопутствующих услуг (подбор оптимального маршрута, бронирование, информирование, оформление, доставка, возврат проездных документов), а не просто деятельностью по принятию платежей от населения и перечислению этих средств поставщику услуг. В действиях заявителя отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
Административный орган требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указал, что материалами дела об административном правонарушении доказан состав правонарушения, процедура привлечения к ответственности соблюдена, оспариваемое постановление вынесено должностным лицом, в пределах своих полномочий. Общество, действуя в рамках агентских договоров, не осуществляет никаких самостоятельных услуг, помимо продажи перевозочных документов (авиа- и железнодорожных билетов), а также осуществляет деятельность исключительно по перечислению денежных средств от потребителя поставщику услуг, то есть отвечает критериям платежного агента, закрепленным в Федеральном законе от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Следовательно, заявитель был обязан обеспечить раздельный учет поступающих в кассу денежных средств от деятельности, связанной с принятием наличных денежных средств платежным агентом, для чего не учитывать их в составе остатка наличных денежных средств на конец рабочего дня, обеспечить оформление отдельного приходного кассового ордера на денежную сумму, принятую платежным агентом, обеспечить ведение отдельной кассовой книги на денежную сумму, принятую платежным агентом, и вносить в нее требуемые записи.
Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» зарегистрировано 15.12.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> по юридическому адресу: <...>. Лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, является исполнительный директор Кивал С.В., генеральный директор Кивал А.М.
На основании договора о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков от 06.07.2012 № 06БГЩ-АВС-6, комиссионного договора № Р-01559 от 30.06.2009, агентского соглашения о продаже пассажирских перевозок от 21.02.2013 №03-01-RPSA-10847/1302, договора о продаже пассажирских перевозок от 09.11.2009 №1297/11-09 общество осуществляет деятельность по реализации услуг перевозки воздушным и железнодорожным транспортом в офисах продаж, расположенных по адресам: <...> лет Октября, 24, ул. Мухина, 114.
На основании поручения заместителя начальника инспекции от 05.03.2014 проведена проверка заявителя за период с 01.02.2014 по 21.03.2014. Предметом проверки явилось соблюдение, в том числе, Федерального закона № 103-ФЗ от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ). В ходе проверки исследованы документы: поименованные выше агентские договоры, приходные кассовые ордера при расчетах с физическими лицами за реализацию авиа и ж/д билетов от 24.02.2014, от 27.02.2014, от 28.02.2014, от 04.03.2014, от 17.02.2014, от 17.02.2014, от 03.03.2014, от 03.03.2014, от 03.03.2014, от 03.03.2014, от 03.03.2014, отчет по фискальной памяти.
При исследовании первичных упомянутых документов налоговый орган пришел к выводу, что общество, принимает наличные денежные средства от физических лиц за предоставляемые услуги по проезду авиа- и железнодорожным транспортом, и одновременно выдает гражданам билеты, являющиеся бланками строгой отчетности и подтверждающими оплату физическим лицом услуг, в связи с чем деятельность заявителя попадает в сферу регулирования Закона № 103-ФЗ. Вместе с тем, раздельный учет поступающих в кассу денежных средств от деятельности, связанной с принятием наличных денежных средств платежным агентом, в нарушение пунктов 1.1-1.4, 3.3, 5.1, 5.2, 6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение № 373-П), обществом не ведется, то эти суммы учитываются в составе остатка наличных денежных средств на конец рабочего дня, не обеспечивается оформление отдельного приходного кассового ордера на денежную сумму, принятую платежным агентом, не обеспечивается ведение отдельной кассовой книги на денежную сумму, принятую платежным агентом, и не вносятся в нее требуемые записи.
По результатам проверки в присутствии законного представителя общества Кивал А.М. составлен акт № 000011 проверки полноты учета выручки денежных средств от 21.03.2014, протоколы об административном правонарушении от 21.03.2014 № 000067/2013, № 000068/2013. Действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ - нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств. Законный представитель с фактом выявленного нарушения не согласился, пояснил, что общество платежным агентом в смысле, придаваемом ему Законом № 103-ФЗ, не является, кассовые операции проведены в точном соответствии закону, превышение лимитов наличных денежных средств не допущено, событие правонарушения отсутствует. Информация о времени и месте рассмотрения административного дела, назначенном на 26.03.2014 в 14 час. 15 мин. в помещении инспекции, отражена в протоколе об административном правонарушении; копия протокола в день составления вручена генеральному директору Кивал А.М.
В объяснениях от 26.03.2014 общество указало, что в его действиях отсутствует событие вменяемого нарушения, поскольку действия по взиманию платы с потребителей за оказание услуг перевозки как отдельного продукта не подпадает под понятие платежного агента, кассовые операции проводились в точном соответствии закону.
26.03.2014 должностным лицом инспекции в присутствии законного представителя общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 000067/2014, заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Также обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением об его оспаривании.
Рассмотрев требования по существу, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования общества подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из оспариваемого постановления, в вину обществу вменяется отсутствие раздельного учета поступающих в кассу денежных средств от деятельности, связанной с принятием наличных денежных средств платежным агентом, названные суммы учитываются в составе остатка наличных денежных средств на конец рабочего дня, отсутствие оформления отдельного приходного кассового ордера на денежную сумму, принятую платежным агентом, отсутствие отдельной кассовой книги на денежную сумму, принятую платежным агентом, и ее неведение.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения № 373-П оно распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет, а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения.
Согласно пункту 1.2 Положения № 373-П для ведения кассовых операций юридическое лицо устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
В силу пункт 1.3 Положения № 373-П юридическое лицо определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Положению. Платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Законом № 103-ФЗ, при определении лимита остатка наличных денег не учитывает наличные деньги, принятые им при осуществлении указанной деятельности (далее - наличные деньги, принятые платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Пунктом 1.4 Положения № 373-П юридическому лицу вменено в обязанность хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 настоящего Положения лимита остатка наличных денег (далее - свободные денежные средства). Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций. В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом не допускается.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения № 373-П при ведении юридическим лицом кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом). Платежным агентом помимо приходного кассового ордера 0310001, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Пунктами 5.1, 5.2 Положения № 373-П предусмотрено, что для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо ведет кассовую книгу 0310004. Платежный агент помимо кассовой книги 0310004, указанной в абзаце первом настоящего пункта, ведет кассовую книгу 0310004 для учета наличных денег, принятых платежным агентом. Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
В силу пункта 6.1 Положения № 373-П юридическое лицо обеспечивает организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе:
внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег);
недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения;
хранение на банковских счетах в банках свободных денежных средств, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения.
С учетом приведенных нормативных положений, специальные требования кассовой дисциплины распространяются исключительно на лиц, отвечающих признакам платежного агента, перечисленных в Законе № 103-ФЗ.
При привлечении к административной ответственности налоговый орган исходил из доказанности осуществления обществом деятельности, подпадающей под регулирование Закона № 103-ФЗ, а само общество признал платежным агентом.
Суд находит поименованный вывод ошибочным, основанном на неверном толковании норм действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 1 Закона № 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона № 103-ФЗ установлены, в том числе следующие понятия:
поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Из системного толкования поименованных норм следует, что для признании лица платежным агентом необходимы следующие условия:
1. Между физическим лицом и поставщиком имеется действующее обязательство по оплате товаров, работ, услуг (например, договор оказания жилищных и коммунальных услуг, договор оказания связи и т.п.);
2. Платежный агент не является стороной поименованного действующего между физическим лицом и поставщиком обязательства по оплате товаров, работ, услуг, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг;
3. Деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств;
4. Платежный агент взимает комиссию (при ее наличии) с плательщика, а не поставщика.
Частью 2 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
Статьей 82 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено, что по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа его провоз, а отправители грузобагажа - провоз грузобагажа. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа - багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа - грузобагажными квитанциями. Порядок исчисления размера платы за проезд пассажиров, перевозку багажа, грузобагажа и взимания с пассажиров и отправителей такой платы определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения.
Согласно пунктам 15, 23 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент:
предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, другую сопутствующую информацию;
производит подбор оптимального маршрута и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения.
При бронировании уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю предоставляется информация в соответствии с заданными пассажиром, грузоотправителем приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки.
Пунктами 29, 30, 31 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, предусмотрено, что за перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата.
Провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 № 155 и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.
Тарифы и сборы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны быть зарегистрированы и опубликованы перевозчиком в установленном порядке.
За оказание уполномоченным агентом пассажиру услуг по подбору оптимального маршрута перевозки, провозной платы за перевозку в соответствии с заданными пассажиром приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки и консультативных услуг уполномоченным агентом может взиматься дополнительная плата.
Провозная плата указывается в перевозочном документе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Между открытым акционерным обществом «Авиакомпания «Сибирь» (перевозчик) и обществом (агент) заключено агентское соглашение о продаже пассажирских перевозок от 21.02.2013 №03-01-RPSA-10847/1302, по условиям которого перевозчик поручает агенту совершать от имени перевозчика поиск и привлечение пассажиров, оформление и продажу пассажирских перевозок бланках перевозочной документации, а также в формате электронного билета (пункт 1.1). Агент не имеет право устанавливать дополнительные сборы при продаже перевозок на рейсы перевозчика без предварительного согласования с последним (пункт 2.5). В пунктах 3.1, 3.2 между сторонами достигнуто соглашение о получении агентом агентского вознаграждения. При этом денежные средства, поступающие к агенту в качестве оплаты за продажу перевозок, являются собственностью перевозчика. Агент перечисляет на расчетный счет перевозчика все суммы, полученные за проданные авиаперевозки, за вычетом причитающихся ему агентского вознаграждения, в сроки, указанные в приложении № 1 настоящего соглашения.
Между открытым акционерным обществом «Авиакомпания «Якутия» (перевозчик) и обществом (агент) заключено соглашение о продаже пассажирских перевозок от 09.11.2009 № 1297/11-09, предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на взаимовыгодное сотрудничество перевозчика и агента по обслуживанию клиентов и продаже пассажирских перевозок на бланках перевозчика (пункт 1). Агент уполномочен действовать от имени и по поручению перевозчика по бронированию и продаже авиаперевозок на воздушных линиях перевозчика (пункт 2.3). Агент осуществляет продажу пассажирских перевозок на рейсы перевозчика, деятельность агента направлена на предоставление клиенту действительной перевозочной документации, включая и не ограничиваясь бронированием и выпиской авиабилета (договора на перевозку), а также продажу дополнительных услуг, связанных с обеспечением авиаперевозки (пункт 3.1). Агент принял на себя обязательство всеми доступными ему средствами рекламировать услуги перевозчика (пункт 3.14). Пунктом 7.1 соглашения предусмотрено, что агент за продажу авиаперевозок и других услуг перевозчика получает комиссионное вознаграждение в размерах, указанных в Приложении № 2 настоящего соглашения. Вознаграждение является полной компенсацией за услуги агента. Пунктом 7.2 оговорено, все суммы, полученные агентом за продажу перевозок, включая все сборы, таксы, комиссионные, являются собственностью перевозчика и доверены агенту на хранение до тех пор, пока не будет произведено перечисление выручки за проданные перевозки. Агент перечисляет на расчетный счет перевозчика все суммы, полученные за проданные авиаперевозки, за вычетом причитающихся ему комиссионных, в сроки, указанные в приложении № 3 настоящего соглашения.
Между закрытым акционерным обществом «Транспортная Клиринговая Палата» (ТКП) и обществом (агент) заключен стандартный договор от 06.07.2012 №06БГЩ-АВС-6 о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков, по условиям которого по поручению перевозчиков, заключивших с ТКП «стандартный договор об организации продажи на бланках стандартных перевозочных документов и электронных билетах НСАВ-ТКП и расчетов за воздушные перевозки», ТКП наделяет агентство правом продажи от имени перевозчиков воздушных перевозок на внутренние и международные рейсы перевозчиков и их интерлайн - партнеров на бланках стандартных перевозочных документов, являющихся собственностью ТКП и (или) электронных билетах НСАВ-ТКП, а также правом проведения расчетов в порядке и на условиях, определяемых настоящим договором (пункт 1).
Пунктом 2.1.2 договора предусмотрена обязанность агентства осуществлять продажу внутренних и международных воздушных перевозок на рейсах перевозчиках на бланках стандартных перевозочных документов и электронных билетах НСАВ-ТКП, имеющих с ТКП стандартный договор. Продажа перевозок осуществляется только по тарифам с учетом льгот, скидок, зарегистрированных в установленном порядке (пункт 2.1.3). Также пунктом 2.1.4 договора предусмотрена обязанность агентства оформлять перевозки на бланках стандартных перевозочных документов и электронных билетах НСАВ-ТКП в соответствии с правилами их оформления. Право агентства на агентское вознаграждение закреплено пунктом 3.1. договора. Агентское вознаграждение определяется как сумма агентского вознаграждения за проданные перевозки за вычетом суммы агентского вознаграждения за перевозки, по которым оформлен возврат. При этом, из содержания пунктов 2.2, 4.2 договора следует, что агент осуществляет 100 % предоплаты услуг ТКП, а также материальных ценностей, приобретаемых в ТКП для обеспечения процесса продажи перевозок (квоты на электронные билеты, билетопечатающие устройства, программное обеспечение и т.д.).
Дополнительным соглашением от 16.10.2013 № ЖД-АВС/13 в стандартный договор от 06.07.2012 №06БГЩ-АВС-6 внесены изменения, в соответствии с которыми агент осуществляет от имени железнодорожных перевозчиков продажу железнодорожных перевозок, резервирование железнодорожных проездных документов пассажирам, прием и возврат платежей.
Из толкования поименованных условий договоров следует, что общество является агентом, все юридические и фактические действия совершенные им порождают права и обязанности у принципала (перевозчика), то есть общество участвует в реализации услуг (перевозки) от имени соответствующего перевозчика. При этом, до заключения договора воздушной перевозки (выдачи билета) какие-либо действующие отношения между физическим лицом и поставщиком услуг, в том числе по оплате товаров (работ, услуг), отсутствуют. Также, помимо оформления билетов, подтверждающих факт заключения договора перевозки, общество осуществляет действия по поиску и привлечению пассажиров, бронированию перевозки, предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию, производит подбор оптимального маршрута, а в случае отказа потребителя от договора в одностороннем порядке – осуществляет возврат денежных средств. Кроме того, комиссия за какие-либо из перечисленных выше операций с потребителя не взимается, удержанию подлежат только установленные в области перевозки тарифы и сборы, вознаграждение выплачивается обществу перевозчиком по отдельным ставкам (прейскуранту), приведенному в приложениях к названным агентским соглашениям.
С учетом названных обстоятельств общество на основании агентских договоров осуществляет посредническую деятельность по реализации услуг перевозки как отдельного продукта, имеющего самостоятельную экономическую ценность, а не принимает платежи населения. Действие Закона № 103-ФЗ не распространяется на отношения по агентскому соглашению о продаже пассажирских перевозок от 21.02.2013 №03-01-RPSA-10847/1302, договору о продаже пассажирских перевозок от 09.11.2009 №1297/11-09, стандартному договору от 06.07.2012 №06БГЩ-АВС-6.
В соответствии с пунктом 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Между обществом с ограниченной ответственностью «Телетрейн» (исполнитель) и обществом (заказчик) заключен комиссионный договор № Р-01559 от 30.06.2009, по условиям которого заказчик за агентское вознаграждение от своего имени осуществляет поиск клиентов для оказания им услуг по оформлению железнодорожных билетов по России, СНГ и странам Балтии, оформление авиационных билетов, бронирование и проживание в гостиницах, добровольное страхование от несчастных случаев (пункт 1.1). При этом, исполнитель является представителем транспортных компаний, осуществляющих перевозку (перевозчиков) и поставщиков услуг по размещению в гостиницах (пункт 4.2). Вознаграждением заказчика является выплачиваемая исполнителем комиссия, если она предусмотрена условиями настоящего договора для каждого конкретного вида услуг. Порядок выплаты комиссий указан в приложении № 1 (за продажу авиабилетов) и в приложении № 2 (за бронирование гостиниц). Вознаграждением заказчика являются также установленные им сборы с привлеченных клиентов, взимаемые помимо цены билета или проживания в гостинице (пункт 1.4 договора).
Согласно пункту 2.1.1 ООО «Телетрейн» обязалось зарегистрировать заказчика в Web-системе www.teletrein.ru., а также открыть ему лицевой счет для учета поступлений и расходования денежных средств партнера в счет оплаты заказов. Своевременно и в полном объеме предоставлять оформленные билеты и документы, подтверждающие право проживания в гостинице и страхование пассажиров согласно заказам заказчика.
В силу пункта 3.2 поименованного договора расчеты за приобретенные билеты осуществляются по предоплате, которую заказчик должен зачислить на свой лицевой счет после подписания договора, при этом пункт 2.1.2. договора устанавливает обязанность ООО «Телетрейн» предоставить оформленные билеты только при условии наличия на лицевом счете общества денежных средств, достаточных для их оплаты.
Таким образом, в момент передачи билета клиенту он уже оплачен обществом за счет собственных средств, находящихся на лицевом счете в ООО «Телетрейн» и указанный платеж фактически является компенсацией туристического агентства расходов, произведенных по приобретению билета, а также вознаграждением за оказанную услугу по подбору оптимального перелета и оформлению билета.
Вместе с тем из вышеприведенных положений Закона № 103-ФЗ следует, что его действие распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - приему платежей. В данном случае деятельность общества не направлена на прием от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), напротив лицо, приобретающее билет в агентстве никаких денежных обязательств перед поставщиком (перевозчиком) не имеет, в связи с чем, указанная услуга является самостоятельной и оказывается заявителем в совокупности с иными услугами. При этом, до заключения договора воздушной перевозки (выдачи билета) какие-либо действующие отношения между физическим лицом и поставщиком услуг, в том числе по оплате товаров (работ, услуг), отсутствуют.
С учетом названных конкретных обстоятельств, сложившихся между заявителем и его контрагентами взаимоотношений, общество не является платежным агентом.
Иных нарушений кассовой дисциплины, не связанных с неправомерным приданием статуса платежного агента заявителю, обществом не допущено, ведение кассовых операций им осуществлялось в установленном законом порядке, приходный кассовый ордер 0310001 оформлялся на общую сумму денежных средств, поступающие в кассу наличные денежные средства учтены в кассовой книге, то есть оприходованы, превышение лимита остатка денежных средств с учетом установленной приказом от 01.01.2014 № 1 суммы в 500 000 руб. не допущено, что нашло отражение в оспариваемом постановлении и протоколе об административном правонарушении. Доказательств обратного налоговым органом не представлено. Следовательно, в действиях общества отсутствует событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
В силу пункта части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Согласно пункту 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении ходатайства о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного производства обществу с ограниченной ответственностью «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» отказать.
признать незаконным и отменить постановление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области от 26.03.2014 № 000067/2014 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.Д.Пожарская