НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 05.10.2022 № А04-5400/20

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-5400/2020

октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 05.10.2022г., решение в полном объеме изготовлено 12.10.2022г.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Котляревского Владислава Игоревича, при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Вистеровой Анастасией Алексеевной, рассмотрев в судебном заседании

заявление Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115) к Межрайонной ИФНС России №2 по Амурской области (ОГРН 1042800189673, ИНН 2813005457) о признании решения недействительным

Третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области (ОГРН 1042800037411, ИНН 2801099980), военная прокуратура Благовещенского гарнизона, администрация города Райчихинска (ОГРН 1022800873413, ИНН 2806000715), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (Росимущество в Амурской области) (ИНН 2801150690, ОГРН 1102801004712), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (ОГРН 1042800036730, ИНН 2801100402), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Амурской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)

при участии в заседании: от заявителя посредством онлайн-заседания: Митрофанова Е.С. по доверенности от 01.08.2022 № 49, паспорт, диплом (до перерыва); Власенко М.В. по доверенности № 43 от 01.06.2022, паспорт, диплом (после перерыва);

от ответчика: Евнович М.В. по доверенности от 24.11.2021 № 02/5-12/012556, удостоверение;

От Министерства обороны РФ: Митрофанова Е.С. по доверенности №207/5/Д/45 от 13.11.2020, паспорт, диплом (до перерыва), Власенко М.В., по доверенности № 207/5/Д/52 от 13.11.2020, паспорт, диплом (после перерыва);

От УФНС: Евнович М.В. по доверенности № 07-08/5 от 12.01.2022, удостоверение

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации  (далее - заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №2 по Амурской области от 04.03.2020 №57.

В обосновании заявленных требований Учреждение указало, что налоговым органом вынесено оспариваемое решение, которым дополнительно начислен земельный налог и пени. Решение считает незаконным и необоснованным, поскольку Инспекция неправомерно накладывает на Учреждение обязанность по уплате земельного налога за земельные участки, которые изъяты из оборота. Земли, изъятые из оборота, не являются объектами налогообложения по налогу.

На земельном участке с кадастровым номером 28:04:010614:60 находится военный городок № 11 «Северный»: г. Райчихинск, участок № 1, расположены объекты недвижимого имущества, в том числе: здание КТП, здание хранилища металлическое, объекты переданы войсковой части № 58147-5. Согласно акту осмотра на земельном участке располагаются два многоквартирных жилых дома.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, согласно п. 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

В силу изменений в п. 3 ст. 389 НК РФ, вступивших в силу с 2015 года, земельный налог в отношении земельных участков, используемых под многоквартирными жилыми домами, не исчисляется.

Акты осмотров проведены в период с марта по май 2019 года, камеральная проверка проводилась по декларации за 2018 год. Акты осмотров за 2019 год неактуальны и не являются допустимым доказательством.

В нарушение п. 1 ст. 92 НК РФ налоговый орган незаконно произвел осмотр территории лица, в отношении которого проводится проверка налоговой декларации по земельному налогу.

Ответчик требования не признал в полном объеме, указал, что инспекция правомерно пришла к выводу о том, что спорные земельные участки в проверяемом периоде принадлежали Учреждению, не были изъятыми из оборота в связи с чем являлись объектами налогообложения.

Инспекцией в обжалуемом решении сделан вывод, что оспариваемые земельные участки фактически не используются для постоянной деятельности ВС РФ, других войск, воинских формирований, что подтверждается мероприятиями налогового контроля, проведенными в ходе проверки. Документы, представленные заявителем, не опровергают фактически установленные в ходе проверки обстоятельства.

Положения статьи 92 Налогового кодекса РФ не применяются в отношении актов обследования, проведенных должностными лицами органов местного самоуправления.

Привлеченное к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерство обороны Российской Федерации поддержало доводы заявителя по аналогичным основаниям.

Привлеченная к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, военная прокуратура Благовещенского гарнизона поддержала доводы заявителя по аналогичным доводам, считает требования заявителя законными и обоснованными.

Привлеченное к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области поддержало доводы ответчика по аналогичным  основаниям.

Управление, проанализировав имеющиеся в материалах проверки документы, поддерживает позицию Инспекции в правомерности вывода о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 28:12:020101:1, 28:04:010614:60, 28:12:021006:1, 28:12:020901:1, 28:12:021301:11, 28:08:000000:410 подлежат обложению земельным налогом за 2018 год, поскольку Заявителем не представлено подтверждение фактического использования спорных земельных участков для обеспечения нужд обороны и безопасности.

Решением суда от 04.03.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021, признано недействительным как не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решение инспекции от 04.03.2020 № 57 в части начисления земельного налога по участку с кадастровым номером 28:04:010614:60 в сумме 2 581 086 рублей и соответствующей пени 60 155 рублей 48 копеек, в остальной части в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.09.2021 решение от 04.03.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу № А04-5400/2020 Арбитражного суда Амурской области о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области от 04.03.2020 № 57 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 28:04:010614:60, отменено. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.

Повторно рассмотрев материалы дела в отмененной части, суд первой инстанции решением от 31.01.2022 отказал в удовлетворении требований о признании недействительным как не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решения МИФНС России N 2 по Амурской области от 04.03.2020 N 57 в части дополнительного начисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 28:04:010614:60 в сумме 2 581 086 руб. и соответствующих сумм пени 60 155  руб. 48 коп., придя к выводу о недоказанности нахождения жилых домов на спорном земельном участке, а также отсутствие регистрации права собственности муниципального образования на земельные участки с кадастровыми номерами 28:04:010614:61; 28:04:010614:62; 28:04:010614:63; 28:04:010614:64; 28:04:010614:65, образованными под переданными в муниципальную собственность объектами недвижимого имущества.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа решение от 31.01.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 по делу N А04-5400/2020 Арбитражного суда Амурской области об отказе в признании недействительным как не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области от 04.03.2020 N 57 в части дополнительного начисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 28:04:010614:60 в сумме 2 581 086 рублей и соответствующих пени 60 155 рублей 48 копеек, отменено. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.

При новом рассмотрении ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России представлены дополнительные пояснения, согласно которымземельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60, на котором расположены два многоквартирных жилых дома, не является объектом налогообложения в силу изменений п.3 ст.389 НК РФ.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 36 ЖК РФ предусматривает, что собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Таким образом, собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности не только земельныйучасток, занятый многоквартирным домом, а также земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома.

Исключение из расчета земельного налога площади земельных участков, занятых многоквартирными домами без учета площади земельных участков, необходимых для эксплуатации домов, противоречит нормам ЖК РФ, а именно ст. 155 ЖК РФ.

Территория необходимая для обслуживания жилых домов включает в себя и земельные участки (28:04:010614:61; 28:04:010614:64; 28:04:010614:65), на которых расположены объекты недвижимого имущества необходимые для обслуживания жилых домов (котельная, здания водонасосных станций, канализационная станция, водонапорная башня, емкость). Исключение из расчета земельного налога площади земельных участков, занятых многоквартирными домами без учета площади земельных участков, необходимых для эксплуатации домов неправомерно.

Согласно приказу заместителя МО РФ № 553 от 23.08.2016 «Об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования города Райчихинск Амурской области» в муниципальную собственность переданы объекты недвижимого имущества, расположенные в границах военного городка № 11. Подписан Передаточный акт № 248 от 31.03.2017 о передаче 9 объектов недвижимого имущества: жилой дом (инв. № 84), жилой дом (инв. № 136), здание котельной (инв. № 111), здание водонасоснойстанции (инв. № 145), здание водонасосной станции (инв. № 145), здание водонасосной станции (инв. № 75), канализационная насосная станция (инв. № 146), водонапорная башня (инв. № 147), емкость (инв. № 149).

Обращает внимание суда и на то обстоятельство, что в границах земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60, наряду с МКД, находятся муниципальные объекты жизнеобеспечения (9 объектов).

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

Названной статьей закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное или муниципальное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии с перечисленными в указанной норме критериями.

Из вышеизложенного следует вывод о том, что под указанными муниципальными объектами жизнеобеспечения, земельные участки также являются муниципальной собственностью и не подлежат налогообложению.

Кроме того, Учреждение считает, что земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 не изменялся и из него не образовывались иные земельные участки, в виду того, что площадь земельного участка не изменялась. А образование земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:61; 28:04:010614:62; 28:04:010614:63;. 28:04:010614:64; 28:04:010614:65 является реестровой ошибкой.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерство обороны Российской Федерации поддержало доводы заявителя в полном объеме.

Ответчик требования не признал в полном объеме, указал, что инспекция правомерно пришла к выводу о том, что спорные земельные участки в проверяемом периоде принадлежали Учреждению, не были изъятыми из оборота в связи с чем являлись объектами налогообложения.

Учитывая информацию об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60, и пересекающих его границы земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:63, 28:04:010614:62, можно сделать однозначный вывод о том, что объекты недвижимости - квартиры, расположенные по адресу: г. Райчихинск, ул. Победы 77 и 77/1, расположены именно на земельных участках, с кадастровыми номерами 28:04:010614:63, 28:04:010614:62.

Документального подтверждения того, что жилые дома расположены на земельном участке с кадастровым номером 28:04:010614:60 не установлено. Так же как и не установлено документального подтверждения нахождения земельных участков, с кадастровыми номерами 28:04:010614:63, 28:04:010614:62, на земельном участке с кадастровым номером 28:04:010614:60.

Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области поддержало позицию ответчика по аналогичным доводам.

Привлеченное к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Амурской области в письменном отзыве пояснило обстоятельства кадастрового учета запрошенных земельных участков. В частности, филиал указал, что проведя анализ сведений внесенных в ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:60, 28:04:010614:61, 28:04:010614:62, 28:04:010614:63, 28:04:010614:64,   28:04:010614:65 на основании поручения Управления Росреестра по Амурской области от 31.08.2022 года № 28-02/22/07723@ о проведении верификации данных внесенных в ЕГРНбыло выявлено, что имеется пересечение земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 с земельными участками с кадастровыми номерами 28:04:010614:61, 28:04:010614:62, 28:04:010614:63, 28:04:010614:64, а земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:65 полностью идентичен земельному участку с кадастровым номером 28:04:010614:60.

Пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 и образованных из него путем раздела земельных участков 28:04:010614:61, 28:04:010614:62, 28:04:010614:63,         28:04:010614:64,28:04:010614:65 возникло из-за того, что постановка на кадастровый учет вышеуказанных земельных участков осуществилась в период действия Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", которым не было предусмотрено такое понятие, как «раздел с сохранением исходного в измененных границах». Кроме того, снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 не представлялось возможным, поскольку на него было зарегистрировано право собственности 05 марта 2007 года.

После выявления указанных пересечений и установлении дублирующих сведений, 02.09.2022 года земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:65 решением Государственного регистратора был снят с кадастрового учета, а площадь и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 были изменены в связи с образованием из него земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:61, 28:04:010614:62, 28:04:010614:63, 28:04:010614:64. После внесенных изменений площадь земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 изменилась с 1243190 кв.м., на 1222602 кв.м.

На сегодняшний день, пересечения местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:60, 28:04:010614:61, 28:04:010614:62, 28:04:010614:63, 28:04:010614:64 в ЕГРН отсутствуют.

Привлеченное к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области в письменном отзыве указало, что государственный кадастровый учет указанных выше земельных участков был осуществлен по правилам Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу с 17.05.2008) в соответствии с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденным Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 №11/119 (далее - Порядок) (утратил силу с 12.01.2010).

В соответствии с п. 2.2.3. Порядка, учетная кадастровая запись о прекращении существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета осуществляется путем закрытия подраздела на основании письменной информации о зарегистрированных правах на вновь образованные из него земельные участки. Если прекращающий существование земельный участок является источником образования нескольких новых земельных участков, учетная кадастровая запись выполняется при поступлении информации о зарегистрированных правах хотя бы на один вновь образованный земельный участок.

В связи с тем, что государственная регистрация прав носит заявительный характер, регистрирующий орган не вправе выступать с инициативой внесения сведений о возникновении, переходе или прекращении прав на объекты недвижимого имущества в ЕГРН.

Поскольку до настоящего времени права ни на один из образованных земельных участков не зарегистрированы, у органа кадастрового учета отсутствовали основания для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60.

Таким образом, в ЕГРН были учтены земельные участки с кадастровыми номерами 28:04:010614:61, 28:04:010614:62, 28:04:010614:63, 28:04:010614:64 (образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60), а также земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:65 (конфигурация данного участка идентична конфигурации земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 с учетом выделенных из него земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:61, 28:04:010614:62, 28:04:010614:63, 28:04:010614:64).

В этой связи, в целях приведения сведений ЕГРН в соответствие с нормами действующего законодательства (пп. 1 п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации) было принято решение об исключении дублирующих записей, а именно: записи о земельном участке с кадастровым номером 28:04:010614:65 был присвоен статус «архивная» (объект недвижимого имущества снят с кадастрового учета), в свою очередь, площадь и местоположение земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 были изменены в связи с образованием из него земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:61, 28:04:010614:62, 28:04:010614:63, 28:04:010614:64.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области  в соответствии со ст. 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год, представленной Учреждением 07.02.2019 с заявленной суммой налога к уплате в бюджет 3 748 079 рублей.

Инспекцией в отсутствие налогоплательщика рассмотрены Акт проверки, материалы камеральной налоговой проверки, возражения. По результатам рассмотрения, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, для подтверждения фактов нарушения налогового законодательства или отсутствия таковых. Инспекцией 13.08.2019 приняты решения № 86 «О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля» и № 82 «О продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки».

По результатам рассмотрения, по ходатайству заявителя (зафиксировано в протоколе рассмотрения б/н от 12.11.2019), в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, для подтверждения фактов нарушения налогового законодательства или отсутствия таковых, Инспекцией 12.11.2019 приняты решения № 2 «О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля» и № 2 «О продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки».

По окончанию дополнительных мероприятий налогового контроля, Инспекцией на основании п. 6.1 ст. 101 НК РФ составлено дополнение к акту налоговой проверки от 10.01.2020 № 2, которое вместе с документами, полученными налоговым органом в ходе мероприятий налогового контроля, сопроводительным письмом от 17.01.2020 № 08-10/000350 направлено налогоплательщику 17.01.2020 заказным письмом (ШПИ 67672243000793) и получено Заявителем 28.01.2020, что подтверждается сведениями официального сайта ФГУП «Почта России».

Заявителем в порядке, предусмотренном п. 6.2 ст. 101 НК РФ, в Инспекцию 04.02.2020 (вх. № 001309) представлены возражения на дополнение к акту проверки от 10.01.2020 №2.

По результатам рассмотрения, состоявшегося 18.02.2020 в отсутствие представителей Учреждения, Инспекцией принято обжалуемое решение, которым Заявителю дополнительно начислен земельный налог в сумме 145 352 177 рублей; в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 7 888 719,87 рублей. Всего по результатам камеральной проверки Учреждению дополнительно начислено 153 235 514,87 рублей.

На данное решение заявителем была подана апелляционная жалоба в УФНС России по Амурской области. Решением Управления от 08.06.2020 № 15-08/2/139 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.

Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.

В соответствии со статьёй 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, согласно статье 394 Налогового кодекса устанавливается налоговая ставка 0,3%.

Таким образом, законодатель разграничил порядок налогообложения земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, исключив первые из объектов налогообложения и предусмотрев для вторых применение пониженной налоговой ставки.

Земельные участки, отнесенные к землям обороны, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, являющиеся в силу этого ограниченными обороте, подлежат обложению земельным налогом с применением ставки 0,3%.

В силу подпункта 2 пункта 4, подпункта 5 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка. Следовательно, не подлежат налогообложению земельным налогом только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

С учетом указаний суда кассационной инстанции при новом рассмотрении судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 принадлежит ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования, местоположение земельного участка: Амурская область, г. Райчихинск, участок № 1 в/городок «Северный», относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации войскового городка.

В соответствии с актом обследования Администрации г. Райчихинска Амурской области земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 использовался по назначению для эксплуатации военного городка «Северный», что подтверждается фотоснимками (разрушенные здания казарм, штаба, клуба и т.д.). Ограждение земельного участка сохранено частично (бетонные столбики), шлагбаумы, информационные стенды, межевые знаки отсутствуют. На земельном участке расположены: два многоквартирных жилых дома, разрушенное здание общежития, котельная, которые переданы в муниципальную собственность без земельных участков. Наличие специальных сооружений для проведения учений, следов пребывания военной техники не установлено. Земельный участок зарос деревьями, кустарниками и травой, в соответствии с разрешенным использованием (для эксплуатации военного городка) не используется (акт осмотра (обследования) земельного участка (территории) от 17.04.2019 № 4-26/19-14).

Доводы заявителя о проведении обследования в 2019 году и распространении его на 2018 год судом отклонены, поскольку материалы обследования не опровергнуты иными доказательствами, о наличии зданий, строений, сооружений на земельном участке с кадастровым номером 28:04:010614:60. А установленные при проведении обследования кустарники и деревья подтверждают длительное не использование земельного участка.

Суд признает обоснованными доводы ответчика о том, что требования статьи 92 Налогового кодекса РФ не распространяются на акты обследований проведенных органами местного самоуправления.

Орган местного самоуправления в соответствии со статьёй 72 Земельного кодекса РФ вправе проводить муниципальный земельный контроль, а налоговый орган вправе использовать имеющуюся в отношении налогоплательщика информацию с целью контроля правильности исчисления налогов.

Возражения заявителя в части содержания актов обследования, использования пояснений физических лиц судом не принимаются, поскольку заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства, опровергающие выводы актов обследований и пояснений об отсутствии на земельных участках зданий, строений, сооружений, произрастании древесно-кустарниковой растительности.

Кроме этого, согласно информации, полученной Инспекцией 09.04.2019 (вх. № 073733) от Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области (исх. № 03-16/532 от 03.04.2019), земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 находится в собственности РФ, в соответствии с приказом от 23.08.2016 № 553 заместителя министра обороны РФ в собственность городского округа город Райчихинск Амурской области подлежит передаче из собственности РФ 98 объектов недвижимого имущества, расположенных на территории бывшего военного городка №11. На указанном земельном участке расположены объекты, находящиеся в муниципальной собственности городского округа город Райчихинск Амурской области. Большая часть объектов не принята по актам приема-передачи, фактически отсутствуют.

В перечнях объектов жилого и нежилого фондов, приложенных к письму Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области (исх. № 03-16/532 от 03.04.2019), земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 не поименован, т.е. в муниципальную собственность фактически не передан.

Согласно представленным кадастровым делам на земельные участки с кадастровыми номерами 28:04:010614:62, 28:04:010614:63 в 2007 году в границах земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 были сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 28:04:010614:62, 28:04:010614:63 под многоквартирным жилыми домами по адресу г. Райчихинск, военный городок № 11, ул. Победы, д. 77, д. 77/1.

Сопоставляя сведения из указанных кадастровых дел, данные публичной кадастровой карты и выписку из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60, судом установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 после формирования земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:62, 28:04:010614:63 осталась неизменной и составляет 1 243 190 кв.м. Согласно особым отметкам в выписке из ЕГРН земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 границы земельного участка пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:62, 28:04:010614:63.

Выписками из ЕГРН подтверждается, что собственность на квартиры в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Райчихинск, ул. Победы, д. 77, д. 77/1, принадлежит физическим лицам и городскому округу город Райчихинск, право собственности регистрировалось в 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годах.

Судом по представленным кадастровым делам исследованы доказательства формирования земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:61 - город Райчихинск, военный городок № 11, ул. Победы 77/12 территория котельной, 28:04:010614:65 город Райчихинск, военный городок № 11. Согласно исследованным кадастровым делам на указанные земельные участки, на земельные участки с кадастровыми номерами  28:04:010614:62 (ул. Победы 77/1 60-ти квартирный жилой дом), 28:04:010614:63 (ул. Победы 77 60-ти квартирный жилой дом),, 28:04:010614:64 (ул. Победы 77/2 общежитие на 96 мест), (том дела № 5, листы 70-117), а также на земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 установлено, что формирование перечисленных земельных участков было произведено под указанными объектами и не привело к фактическому разделу земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60.

Согласно информации представленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Амурской области на основании представленных документов в Государственный земельный кадастр (на сегодняшний день ЕГРН) были внесены сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60.

В последующем, на основании заявления от 04 октября 2007 г. № 1-04/07-429 поданного Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Амурской области в лице представителя Минеева С.М. о постановке на кадастровый учет 5 земельных участков образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 и приложенных к нему Проекта границ земельного участка, описание границ земельного участка от10.07.2007 г., Описания границ земельных участков от 01.08.2007 года на Государственный кадастровый учет 08.10.2007 года были поставлены следующие земельные участки:

- Земельный участок площадью - 8612 кв.м., категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для эксплуатации войскового городка, расположенный по адресу: Амурская область, г. Райчихинск, ул. Победы, 77/12 с присвоением кадастрового номера 28:04:010614:61;

- Земельный участок площадью - 4137 кв.м., категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для эксплуатации войскового городка, расположенный по адресу: Амурская область, г. Райчихинск, ул. Победы, 77/1 с присвоением кадастрового номера 28:04:010614:62;

- Земельный участок площадью - 5372 кв.м., категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для эксплуатации войскового городка, расположенный по адресу: Амурская область, г. Райчихинск, ул. Победы, 77 с присвоением кадастрового номера 28:04:010614:63;

- Земельный участок площадью - 2467 кв.м., категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для эксплуатации войскового городка, расположенный по адресу: Амурская область, г. Райчихинск, ул. Победы, 77/2 с присвоением кадастрового номера 28:04:010614:64;

- Земельный участок площадью - 1222602 кв.м., категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для эксплуатации войскового городка, расположенный по адресу: Амурская область, г. Райчихинск с присвоением кадастрового номера 28:04:010614:65.

Из письменных пояснений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Амурской области следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 28:04:010614:61 - город Райчихинск, военный городок № 11, ул. Победы 77/12 территория котельной, 28:04:010614:62 (ул. Победы 77/1 60-ти квартирный жилой дом), 28:04:010614:63 (ул. Победы 77 60-ти квартирный жилой дом), 28:04:010614:64 (ул. Победы 77/2 общежитие на 96 мест), 28:04:010614:65 город Райчихинск, военный городок № 11 образованы из земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60. При этом площадь земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 после выдела из него вышеперечисленных земельных участков не изменилась и составила 1243190 кв.м. В 2022 году площадь и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 были изменены в связи с образованием из него земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:61, 28:04:010614:62, 28:04:010614:63, 28:04:010614:64. После внесенных изменений площадь земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 изменилась с 1243190 кв.м. на 1222602 кв.м.

Судом установлено, что на спорном земельном участке расположены два многоквартирных жилых дома, расположенных по адресам: г. Райчихинск, ул. Победы, д. 77, д. 77/1. Данное обстоятельство подтверждается материалами налоговой проверки, актом обследования органа местного самоуправления, кадастровыми делами, генеральным планом военного городка № 11, выписками из ЕГРН в отношении объектов недвижимости, сведениями налогового органа в отношении квартир, расположенных в многоквартирных домах, письменными пояснениями лиц, участвующих в деле.

Поскольку образование земельных участков 28:04:010614:62 (ул. Победы 77/1 60-ти квартирный жилой дом), 28:04:010614:63 (ул. Победы 77 60-ти квартирный жилой дом) под многоквартирными жилыми домами было произведено из земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60, но площадь и местоположение границ земельного участка не изменились, а налоговым органом земельный налог был определен от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 (то есть от всей площади земельного участка), суд делает вывод о том, что на земельном участке с кадастровым номером 28:04:010614:60 находились многоквартирные жилые дома по адресам ул. Победы 77, ул. Победы 77/1 и земельные участки под указанными многоквартирными жилыми домами были обложены земельным налогом.

Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество может быть установлен только законом.

Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относится и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) по земельным участкам, сформированным до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности возникает у собственников помещений в доме в силу закона с 01.03.2005. По земельным участкам, сформированным после введения в действие названного кодекса, право общей долевой собственности на них у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ) (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N 14363/12).

На основании изложенных выше норм, а также разъяснений содержащихся в пунктах 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности.

В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность иных лиц, что означает прекращение права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки.

При этом возникновение указанного права общей долевой собственности в силу закона означает, что каких-либо актов органов власти, подтверждающих данное право, не требуется, это право считается возникшим вне зависимости от его регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как указано в пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ N 54, именно собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме являются плательщиками земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Государственная регистрация права собственности на квартиры в многоквартирных жилых домах осуществлялась с 2017 года, таким образом, с учетом положений части 2 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ в проверяемом налоговым органом 2018 году, земельные участки под многоквартирными жилыми домами по адресу г. Райчихинск, военный городок № 11, ул. Победы, д. 77, д. 77/1 находились в собственности собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

При этом возражения налогового органа о том, что многоквартирные жилые дома находятся не на земельном участке с кадастровым номером 28:04:010614:60, а на других земельных участках судом не принимаются по вышеприведенным основаниям, а также в связи с тем, что данные обстоятельства налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки не исследовались, оценка данным обстоятельствам не давалась.

Дополнительное начисление земельного налога и соответствующей суммы пени по земельному участку с кадастровым номером 28:04:010614:60 в отношении части земельного участка, занятого многоквартирными жилыми домами по адресам Амурская область, город Райчихинск, ул. Победы, д. 77, д. 77/1 с учетом вышеперечисленных норм закона и установленных судом обстоятельств суд признает неправомерным.

Довод заявителя о том, что земельный участок следует судьбе объектов, судом исследован и отклонен по следующим основаниям.

Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент передачи в собственность городского округа город Райчихинск Амурской области не предусматривал в качестве обязательного условия необходимость передачи в муниципальную собственность земельного участка, на котором расположены передаваемые объекты военного недвижимого имущества.

Согласно информации Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 в муниципальную собственность фактически не передан. Кроме того, указано, что большая часть объектов не принята по актам приема-передачи, фактически отсутствуют.

Следовательно, довод заявителя не основан на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.

Судом не принята ссылка заявителя на приказ начальника Амурского территориального гарнизона местного Белогорского гарнизона № 25 от 11.04.2019, в котором отражено, что земельный участок 28:04:010614:60 закреплен за в/ч 21720, поскольку приказ принят в 2019, в связи с чем, не распространяет свое действие на проверяемый период 2018.

Актом технического состояния от марта 2016 г. здания КТП и здания хранилища, расположенных в в/ч 58147-5 установлено, что здания требуют капитального ремонта (находится в непригодном состоянии для его эксплуатации), при этом акт не подтверждает территориальной принадлежности к земельному участку с кадастровым номером 28:04:010614:60. Каких либо документов, подтверждающих, что военная часть 58147-5 находится на земельном участке 28:04:010614:60 налогоплательщиком не представлено.

Иных документов, достоверно свидетельствующих о фактическом использовании земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 в постоянной деятельности вооруженных сил налогоплательщиком не представлено.

Таким образом, доказательств размещения на земельном участке с кадастровым номером 28:04:010614:60 для постоянной деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов налогоплательщиком ни в ходе мероприятий налогового контроля, ни в ходе судебного разбирательства не представлено.

Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 не изъят из оборота и подлежит обложению земельным налогом по льготной ставке – 0,3 % от кадастровой стоимости участка, за исключением площади, занятой многоквартирными жилыми домами.

Довод заявителя и Министерства обороны РФ о необходимости исключения из расчета земельного налога площади земельных участков, необходимых для эксплуатации домов с учетом объектов недвижимого имущества необходимых для обслуживания жилых домов (котельная, здания водонасосных станций, канализационная станция, водонапорная башня, емкость) судом исследован и отклонен. Согласно представленным кадастровым делам на земельные участки с кадастровыми номерами 28:04:010614:62 (ул. Победы 77/1 60-ти квартирный жилой дом), 28:04:010614:63 (ул. Победы 77 60-ти квартирный жилой дом) формирование земельных участков было произведено для эксплуатации многоквартирных жилых домов, необходимость включения в земельные участки каких либо иных объектов и земельных участков под ними не обосновано. Доказательства связи указанных заявителем объектов непосредственно с многоквартирными жилыми домами заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлены.

Довод заявителя и Министерства обороны РФ о том, что земельные участки под муниципальными объектами жизнеобеспечения в границах земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60, также являются муниципальной собственностью и не подлежат налогообложению, судом отклонен по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 11 части 8 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, такие права, за исключением прав на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под ними земельные участки, прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре недвижимости.

Право муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 28:04:010614:61; 28:04:010614:64; 28:04:010614:65 под объектами недвижимости, переданными в муниципальную собственность, не зарегистрировано, в связи с чем отсутствуют основания прекращения права учреждения на указанные земельные участки, сформированные под объектами недвижимого имущества (кроме многоквартирных жилых домов), переданными в собственность муниципального образования, и правомерности включения их налоговым органом в налогооблагаемую базу для исчисления земельного налога по общему земельному участку с кадастровым номером 28:04:010614:60.

В связи с указанным судом не принимается ссылка заявителя на ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Ходатайство заявителя о применении обстоятельств смягчающих ответственность не подлежит удовлетворению, поскольку согласно оспариваемому решению налогоплательщик не привлекался к налоговой ответственности, при отсутствии санкций отсутствуют основания для уменьшения их размера.

На основании изложенного требования заявителя о признании недействительным решения налогового органа в части дополнительного начисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 28:04:010614:60 подлежат удовлетворению в части дополнительного начисления земельного налога и соответствующей суммы пени в отношении части земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60, занятого многоквартирными жилыми домами по адресам Амурская область, город Райчихинск, ул. Победы, д. 77, д. 77/1.

В соответствии с положениями подпункта 1 статьи 333.37 НК РФ заявитель от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

Признать недействительным как не соответствующим Налоговому кодексу РФ решение Межрайонной ИФНС России №2 по Амурской области от 04.03.2020 №57 в части дополнительного начисления земельного налога и соответствующей суммы пени в отношении части земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60, занятого многоквартирными жилыми домами по адресам Амурская область, город Райчихинск, ул. Победы, д. 77, д. 77/1.

В остальной части в удовлетворении требования отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                                           В.И. Котляревский