НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 04.05.2018 № А04-1431/2018

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-1431/2018

мая 2018 года

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Ю.К. Белоусовой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу – жилищно-эксплутационного (коммунального) отдела № 3 (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратился  филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу – жилищно-эксплутационного (коммунального) отдела № 3 (далее – заявитель, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, отдел) с заявлением об оспаривании постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган, управление, ответчик) от 14.02.2018 № 03А-24/979 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Требования заявителя основаны на допущенных процессуальных нарушениях при проведении проверки и процессуальных прав учреждения, что свидетельствует о недопустимости полученных по ее результатам доказательств, которые не могут быть приняты и  постановление подлежит отмене. 

Определением от 06.03.2018 на основании пункта 4 части 1 статьи 227 АПК РФ заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Стороны уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении заявителю – №№ 67597221717787, 67597221717794, ответчику - № 67597221717800.

В соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ заявление размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа; в определении сторонам установлены сроки для представления доказательств и отзыва на заявление (не позднее 29.03.2018), а также документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции (не позднее 23.04.2018).

Заявитель возражений на письменный отзыв управления  не представил.

Ответчик 26.03.2018 представил письменный отзыв с материалами дела об административном правонарушении, согласно которого полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Поступившие в установленные сроки от сторон возражения и доказательства размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. На основании части 5 статьи 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

После истечения установленных сроков дело рассмотрено судом по существу по имеющимся в материалах дела доказательствам, 04.05.2018 постановлено решение в виде резолютивной части по правилам статьи 229 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» арбитражный суд вправе изготовить мотивированное решение по своей инициативе. В этом случае решение вступает в законную силу и срок на его обжалование исчисляется со дня принятия решения путем вынесения (подписания) резолютивной части.

С учетом характера спора, доводов сторон суд полагает необходимым изготовить мотивированное решение по собственной инициативе.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 14.11.2002 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, по юридическому адресу: <...>.

Учреждение создано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - приказ от 02.03.2017 № 155) путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора № 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва).

Основными целями деятельности Учреждения являются выполнение работ, оказание услуг для обеспечения реализации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включая осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 № 607, последнее находится в ведомственном подчинении Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России последнее на территории Российской Федерации имеет филиалы, в том числе филиал по Восточному военному округу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

В соответствии с п.п. 9 и 10 Положения о филиале по Восточному военному округу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России названный филиал выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе забор и очистку воды для питьевых и промышленных нужд, доведение её до питьевого качества и распределения потребителям.

Непосредственно на территории Амурской области оговоренными выше функциями наделен жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 3 филиала по Восточному военному округу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, расположенный в городе Хабаровске (ФГБУ «ЦЖКУ по ВВО» МО РФ).

В сентябре 2017 года 36 военной прокуратурой гарнизона назначено проведение проверки  исполнения должностными лицами  ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в части подготовки к отопительному периоду 2017-2018 гг, расположенных в г.Свободном и территориально относящихся к проверке  военной прокуратуре ВВО 36 военной прокуратуры гарнизона.

Для проведения проверки уведомлением о ее проведении  от  26.09.2017 прокуратурой привлечено для участия Дальневосточное управление Ростехнадзора.

В ходе прокурорской проверки, проведенной с привлечением специалистов Дальневосточного управления Ростехнадзора,  выявлены следующие нарушения, допускаемые ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

При проверке котельной № 62 в/г «Усть-Пера» в/ч 03415, расположенной на 3 км от г. Свободного, выявлены допускаемые учреждением нарушения требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а именно:

- ремонт в котельной при подготовке к отопительному периоду 2017-2018 гг. проводился не в полном объеме; котлы ЯР-1 - 1 шт., ЯР-1,5 - 1 шт., ЯР-2 - 1 шт. демонтированы, новые котлы взамен не поставлены; на котлах КВС-0,43 отсутствуют 24 колосника на колосниковых решетках; необходима замена тепловой сети на участке от караульного помещения до ТК-21 протяженностью 100 м, требуется ремонт теплоизоляции тепловой сети, ревизия запорной арматуры, что является нарушением пункта 2.7.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭТЭУ);

- на работающих на момент проверки котлах ИЖ-0,5 предохранительные устройства установлены с нарушениями раздела 5 ПТЭТЭУ либо отсутствуют вовсе, что является нарушением пункта 5.3.25 ПТЭТЭУ;

- состояние здания котельной не соответствует предъявляемым требованиям, изложенным в разделе 3.3 ПТЭТЭУ, а именно: текущий ремонт здания по окончанию отопительного периода 2016-2017 гг. не проведен (не устранены повреждения и не выполнено утепление въездных ворот в котельный зал, не заменено поврежденное остекление, техническое освидетельствование строительных конструкций здания не проведено (нарушение пункта 3.3.1 ПТЭТЭУ);

- в котельной не обеспечено ведение необходимой документации в объёме требования ПТЭТЭУ; отсутствует оперативный журнал, оперативные схемы тепловых сетей, оперативные схемы установок, оперативные схемы источника, журналы обходов тепловых сетей, журнал учёта работ по нарядам и распоряжениям, журнал дефектов и неполадок с оборудованием, журнал учёта тепловой энергии и теплоносителя в водяных (паровых) системах теплопотребления, что является нарушением пункта 5.3.63 и приложения № 4 ПТЭТЭУ;

- не проведены технические освидетельствование котлов перед началом отопительного периода (внутренний, наружный осмотр гидравлические испытания); не проведены гидравлические испытания тепловых сетей (нарушение пункта 9.3. ПТЭТЭУ); устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см 2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388 град. К (115 QC), согласованы Госгортехнадзором РФ № 03-35/89 от 03.06.92 г. (далее - Правила по котлам), что является нарушением пункта 6.2.11 ПТЭТЭУ;

- персонал котельной (машинисты котлов, ремонтный персонал) не прошли обязательные формы работы (стажировку, проверку знаний, дублирование, противоаварийные тренировки), что является нарушением пункта 2.3.1 ПТЭТЭУ;

- на котельной отсутствуют приборы учета вырабатываемой и передаваемой тепловой энергии (нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

При проверке модульной котельной № 99/100 в/г «Болотный» в/ч 59313-16 и котельной № 76 в/г «Кустарный» в/ч 30593-19, расположенных в г. Свободном, выявлены следующие нарушения требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок:

-в нарушение пунктов  2.8.4 и 2.8.6 ПТЭТЭУ на рабочем месте персонала отсутствуют должностные и эксплуатационные инструкции;

- до обслуживания и ремонта котельной допущен персонал, не прошедший обязательные формы работы (стажировка, проверка знаний с выдачей удостоверений установленной формы, дублирование, противопожарные и противоаварийные тренировки), что является нарушением пунктов 2.3.8.4 и 2.3.8.5 ПТЭТЭУ;

- в нарушение пунктов 5.3.25 и 5.3.26 ПТЭТЭУ не проведена регулировка предохранительных клапанов, на предохранительных клапанах отсутствуют информационные таблички;

- не выполнена поверка контрольно-измерительных приборов, установленных на котлах и питательных насосах (нарушение пунктов 2.9.7 и 2.9.11 ПТЭТЭУ).

Результаты проверки зафиксированы справками  специалиста Дальневосточного управления Ростехнадзора, привлеченного прокуратурой.

13.10.2017 заместителем прокурора 36 военной прокуратуры гарнизона отобраны письменные объяснения у начальника котельной № 62 жилищно-коммунальной службы № ¾ ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО1, а также начальника котельной жилищно-коммунальной службы № ¾ ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО2 по факту выявленных нарушений.

Уведомлением от 13.10.2017 за исх. № 3709 прокурором заявителю сообщено о том, что 24.11.2017 в 11 час. 00 мин. в отношении учреждения будет решаться вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 9.11 КоАП РФ и о необходимости в связи с  этим явки представителя в указанное время. Уведомление получено заявителем 13.11.2018.

23.11.2017 в адрес заместителя военного прокурора 36 военной прокуратур гарнизона от начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО ЖЭ (К) О № 3 поступили возражения против привлечения к ответственности, с указанием о рассмотрении вопроса в отсутствии представителя учреждения.

Постановлением от 24.11.2017 заместителем военного прокурора 36 военной прокуратуры гарнизона, вынесенным в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя учреждения,  возбуждено производство по делу об административном правонарушении, действиям учреждения дана оценка по статье 9.11 КоАП РФ.

Постановление  и материалы проверки направлены в Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  для рассмотрения по существу.

24.11.2017 копия постановления направлена в адрес учреждения.

Определением Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.01.2018 № 03А-24/416 назначено время и время рассмотрения дела об административном правонарушении на 14.02.2018 в 10 час. 00 мин. Определение получено учреждением 30.01.2018 (ФГБУ «ЦЖКУ по ВВО» МО РФ г. Хабаровск) 31.01.2018 (ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ г.Москва), что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами № 67503019000733 и № 67503019000716 соответственно.

Постановлением Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.02.2018 № 03А-24/979 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. Копия постановления вручена представителю жилищно-эксплутационного (коммунального) отдела № 3 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО3, действующему по доверенности от 29.12.2017, в день составления, о чем имеется соответствующая подпись. Кроме того, при вынесении постановления представителю разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ.

Не согласившись с вынесенным постановлением, жилищно-эксплутационный (коммунальный) отдел № 3 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратился в Арбитражный суд Амурской области с настоящим заявлением.

Оспариваемое постановление получено представителем ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России 14.02.2018.  Принимая во внимание сроки и порядок оспаривания постановлений административных органов, установленных частью 2 статьи 208 АПК РФ и частью 3 статьи 113 АПК РФ, обратившись с настоящим заявлением в суд 26.02.2018, общество не пропустило процессуальные сроки.

Рассмотрев требования по существу, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу пункта 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки в виде наложения административного штрафа на  юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно материалам дела, на основании приказа МО РФ № 155 от 02.03.2017 создано ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ с целью безаварийного и качественного предоставления услуг потребителям тепловой энергии. Непосредственно на территории Амурской области функции оказания услуг по качественному теплоснабжению потребителей тепловой энергии возложены на жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу (ЖЭ(К)О № 3 филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО).

Следовательно, учреждение является субъектом вменяемого ему правонарушения.

С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации теплопотребляющих энергоустановок и содержания их в исправном состоянии Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 утверждены «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (далее – ПТЭТЭУ).

Согласно пункту 2.3.1 ПТЭТЭУ  эксплуатация тепловых энергоустановок осуществляется подготовленным персоналом. Специалисты должны иметь соответствующее их должности образование, а рабочие - подготовку в объеме требований квалификационных характеристик. С целью предупреждения аварийности и травматизма в организации следует систематически проводить работу с персоналом, направленную на повышение его производственной квалификации.

В соответствии с пунктом 2.3.8.4  ПТЭТЭУ установлены обязательные формы работы с различными категориями работников, а именно с оперативными руководителями, оперативным и оперативно-ремонтным персоналом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по безопасности труда, а также инструктаж по пожарной эксплуатации;  подготовка по новой должности или профессии с обучением на рабочем месте (стажировка); проверка знаний правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности; дублирование; специальная подготовка; контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки.

В соответствии с пунктом 2.3.8.5 ПТЭТЭУ установлены обязательные формы работы с различными категориями работников, а именно с ремонтным персоналом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по безопасности труда, а также инструктаж по пожарной эксплуатации; подготовка по новой должности или профессии с обучением на рабочем месте (стажировка); проверка знаний правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации.

Согласно пункта 2.7.3 ПТЭТЭУ система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов. Годовые планы ремонтов утверждает руководитель организации.

В соответствии с пунктом 2.8.4 ПТЭТЭУ все рабочие места снабжаются необходимыми инструкциями, составленными в соответствии с требованиями настоящих Правил, на основе заводских и проектных данных, типовых инструкций и других нормативно-технических документов, опыта эксплуатации и результатов испытаний оборудования, а также с учетом местных условий.

В инструкциях необходимо предусмотреть разграничение работ по обслуживанию и ремонту оборудования между персоналом энергослужбы организации и производственных подразделений (участков) и указать перечень лиц, для которых знание инструкций обязательно. Инструкции составляют начальники соответствующего подразделения и энергослужбы организации и утверждаются техническим руководителем организации.

Поручать персоналу, эксплуатирующему тепловые энергоустановки, выполнение работ, не предусмотренных должностными и эксплуатационными инструкциями, не допускается.

В инструкциях по эксплуатации тепловой энергоустановки приводятся: краткое техническое описание энергоустановки; критерии и пределы безопасного состояния и режимов работы; порядок подготовки к пуску, пуск, остановки во время эксплуатации и при устранении нарушений в работе; порядок технического обслуживания; порядок допуска к осмотру, ремонту и испытаниям; требования по безопасности труда, взрыво- и пожаробезопасности, специфические для данной энергоустановки (пункт 2.8.6 ПТЭТЭУ).

Согласно пункта 2.9.7 ПТЭТЭУ техническое обслуживание и ремонт средств измерений осуществляет персонал подразделения, выполняющего функции метрологической службы организации.

На все контрольно-измерительные приборы тепловых энергоустановок составляются паспорта с отметкой о периодических поверках и произведенных ремонтах (пункт 2.9.11 ПТЭТЭУ).

Пунктом 3.3.1 ПТЭТЭУ установлено, что производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.

В соответствии с пунктом 5.3.25 ПТЭТЭУ предохранительные клапаны должны иметь табличку с указанием: давления срабатывания клапана; срока проведения испытания; срока следующего проведения испытания.

Эксплуатация котлов с недействующим предохранительным устройством не допускается (пункт 5.3.26 ПТЭТЭУ).

В котельной необходимо вести документацию в объеме требований настоящих Правил. При этом в обязательном порядке в оперативный журнал записываются:  сдача, приемка смены;  характеристика состояния оборудования; все переключения в схемах оборудования, должность и фамилия лица, давшего распоряжение на переключение (за исключением случаев аварийной остановки при срабатывании технологических защит, в этом случае делается запись о первопричине срабатывания защиты) (пункт 5.3.63 ПТЭТЭУ).

В соответствии с пунктом 6.2.11 ПТЭТЭУ гидравлические испытания трубопроводов водяных тепловых сетей с целью проверки прочности и плотности следует проводить пробным давлением с внесением в паспорт. Минимальная величина пробного давления при гидравлическом испытании составляет 1,25 рабочего давления, но не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2). Максимальная величина пробного давления устанавливается расчетом на прочность по нормативно-технической документации, согласованной с Госгортехнадзором России. Величину пробного давления выбирает предприятие-изготовитель (проектная организация) в пределах между минимальным и максимальным значениями. Все вновь смонтированные трубопроводы тепловых сетей, подконтрольные Госгортехнадзору России, должны быть подвергнуты гидравлическому испытанию на прочность и плотность в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

В вину учреждению вменено нарушение пунктов 2.7.3, 5.3.25, 5.3.26, 3.3.1, 5.3.63, 6.2.11, 2.3.1, 2.8.4, 2.8.6, 2.3.8.4, 2.3.8.5, 2.9.7, 2.9.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а также пункта 1 статьи  13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.  Нарушения в этой части подтверждены материалами дела, заявителем не оспариваются.

На основании изложенного в деянии учреждения имеется событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статей 9.11 КоАП РФ.

Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения учреждением правил и норм в области эксплуатации котельных в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Таким образом, у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.

Позиция заявителя о том, что были нарушены его процессуальные права при проведении  проверки, поскольку в нарушение   требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), а также Закона «О прокуратуре Российской Федерации»  учреждение не было уведомлено о проведении проверки, - судом признается необоснованной.

По настоящему делу проверка проводилась  36 военной прокуратурой гарнизона, при привлечении прокуратурой специалистов Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ, положения данного закона не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

Положения Федерального закона № 294-ФЗ, в том числе, по предварительному извещению проверяемого лица на проведение проверки в рамках Закона о прокуратуре не распространяются  и предварительное извещение прокурором проверяемого лица не требуется.

Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор осуществляет функции по контролю и надзору, в частности, в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), в том числе через свои территориальные органы.

В связи с этим позиция заявителя о том, что проверка филиалов учреждения органами Ростехнадзора является неправомерной, - не состоятельна. Кроме того, проверка проводилась прокурором, орган Ростехнадзора, в лице его специалистов, только принимал в ней участие на основании поручения прокурора.

При этом следует отметить следующее.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере теплоснабжения понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в рамках предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения полномочий, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных настоящим Федеральным законом, техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее в настоящей статье - обязательные требования), и осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.

Федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора определен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 N 610 «О федеральном государственном энергетическом надзоре».  

В соответствии с пунктом 2(2) указанного Положения государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляется органами государственного надзора и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее - обязательные требования в сфере теплоснабжения), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования в сфере теплоснабжения лиц к ответственности, а также деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере теплоснабжения, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере теплоснабжения.

К такому территориальному  органу государственного надзора применительно к рассматриваемому делу относится Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Дальневосточное управление Ростехнадзора).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2017 году № 125 о внесении изменений в Положение «Вопросы Министерства обороны РФ», утвержденное Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, -  Министерство обороны в порядке, определяемом Правительством РФ, осуществляет федеральный государственный энергетический контроль (подпункт  55.3  пункта 7   Положения).

После внесения 27.03.2017 изменений в Положение Министерству обороны делегировали  осуществление федерального государственного энергетического надзора в Вооруженных Силах, при этом Правительством РФ его порядок по настоящее время не определен, а с Ростехнадзора аналогичные полномочия, в частности,  в отношении к объектам Министерства обороны, с принятием соответствующих изменений в действующее законодательство, не сняты.

Таким образом, у Дальневосточного управления Ростехнадзора имелось право участвовать в прокурорской проверке по проверке исполнения  ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в части подготовки к отопительному периоду 2017-2018 гг.

Равно как и в соответствии с положениями, закрепленными в  статье 23.30 КоАП РФ,  рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.9, 9.11, 9.17, 9.18, 9.19  КоАП.

Таким образом, проверка была проведена и закреплены ее результаты в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений процессуальных прав   ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России прокурором, а также административным органом допущено не было.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России извещалось прокурором о месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также Дальневосточным управлением Ростехнадзора о рассмотрении дела и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено компетентным территориальным заместителем военного прокурора  и в соответствии с требованиями Закона о прокуратуре, соответствует требованиям статей 28.2 и 28.4 КоАП РФ. Оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности принято надлежащим должностным лицом уполномоченного на привлечение по такой категории дел административного органа, соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Полномочия прокурора и должностных лиц судом проверены, процедура соблюдена. Процессуальных нарушений, а также нарушений прав привлекаемого лица, прокурором и управлением допущено не было.

Представленные административным органом в обоснование наличия события и состава административного правонарушения в действиях юридического лица  собраны и оформлены в соответствии с административным регламентом, в связи с чем суд признает их допустимыми. А поскольку представленные доказательства  сомнений и неясностей не содержат, взаимно дополняют друг друга, - суд признает их достоверными и достаточными для установления факта правонарушения и его совершения заявителем.

Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по такой категории дел административным органом соблюден.

Суд не находит оснований для применения в рассматриваемом деле положений о малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ).

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Из содержания пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Допущенные учреждением нарушения малозначительными не являются, поскольку установленные нарушения  свойствами исключительности нарушение не обладают.

При назначении административного наказания управлением не установлено наличие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.11 КоАП РФ.

Оснований для снижения размера назначенного наказания не имеется.

Заявитель субъектом малого (среднего) предпринимательства не является, основания для замены наказания на предупреждение по правилам статьи 4.1.1 КоАП РФ также отсутствуют.

Рассмотрев дело в полном объеме, суд установил, что оспариваемое заявителем постановление вынесено Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения, не имеется.

На основании части 3 статьи 211 АПК РФ в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.

Заявления рассматриваемой категории государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении требований заявителя об отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 14.02.2018 № 03А-24/979, которым  Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)  привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, - отказать.

2. Решение суда подлежит немедленному исполнению. Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия решения путем вынесения (подписания) резолютивной части, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня принятия решения путем вынесения (подписания) резолютивной части.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://amuras.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                Ю.К. Белоусова