НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 31.10.2011 № А03-13944/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул Дело № А03-13944/2011 08 ноября 2011 г.

Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2011г.

Полный текст решения изготовлен 08 ноября 2011г.

Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи Доценко Э.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чижевской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Сибирский центр точной металлообработки», г. Барнаул,

кМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю, г. Барнаул,

о признании недействительными решения № 5125 от 25.07.2011г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, решения № 43 от 25.07.2011г. об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Степаненко А.В., доверенность от 01.10.2011г., Скурихина Е.Б., доверенность от 12.10.2011г.,

от заинтересованного лица – Сафронова В.А., доверенность от 31.12.2010г. № 04-26/0050, Давыдова Л.Ю., доверенность от 20.10.2011г. № 04-27, Фаст Е.И., доверенность от 16.06.2011г. № 04-27/0078,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирский центр точной металлообработки» (в дальнейшем тексте - ООО «СЦТМ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Алтайскому краю о признании недействительными решений от 25.07.2011г.: № 5125 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и № 43 об отказе в возмещении НДС в сумме 2048811 рублей, вынесенных по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 4 квартал 2010 года. Основанием для оспаривания указанных решений явилось несогласие налогоплательщика в выводом инспекции об обязанности исчислить и уплатить НДС с полученных предварительных оплат в счёт предстоящих поставок, вследствие того, что полученные авансы возвращены или произведен взаимозачет задолженности в одном налоговом периоде.

Инспекция отзывом и её представители в судебном заседании требования заявителя не признали, пояснив, что при проверке налоговой декларацией по НДС за 4 квартал 2010 года обнаружено неполное отражение налоговой базы по НДС за счет не включения в неё сумм предварительных оплат, полученных заявителем от ООО «Промышленное оборудование», чем нарушен пункт 1 ст.154 НК РФ. Инспекция, ссылаясь на ст.167 НК РФ указала, что моментом определения налоговой базы по НДС является день оплаты в счет предстоящих поставок. Инспекция пояснила, что налоговым периодом для заявителя являлся квартал, в связи с чем, ООО «СЦТМ» должно было в декларации в налоговую базу включить суммы полученных предоплат и в случае возврата полученных предоплат в этом же налоговом периоде заявить налоговые вычеты НДС, исчисленный с этих предоплат. В подтверждение своих доводов о возврате денежных сумм, полученных предоплатой, и их зачете заявитель не представил документов, подтверждающих возврат и зачет.

Перечисленные обстоятельства, по мнению инспекции, свидетельствуют о наличии оснований для доначисления ООО «Сибирский центр точной металлообработки» НДС, пени и применения штрафа по п.1 ст.122 НК РФ.

В соответствии со ст.143, 174 НК РФ ООО «Сибирский центр точной металлообработки» является плательщиком налога на добавленную стоимость и обязано представлять в налоговый орган налоговые декларации. Согласно ст.163 НК РФ налоговый период устанавливается как квартал.

В соответствии со ст.176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением принимается: решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решениеоб отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению

Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по НДС за 4 квартал 2010 года и вынесены решения от 25.07.2011г. № 5125 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым к заявителю применен штраф по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 118104,40 руб., доначислен НДС – 3305990 руб. и пеня по НДС -138851,57 руб. и решение № 43 «Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость», которым отказано в возмещении суммы НДС – 2048811 руб., заявленной к возмещению.

В решении № 5125 от 25.07.2011г. налоговый орган указал, что ООО «Сибирский центр точной металлообработки» в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2010 года допустило неполное отражение налоговой базы по НДС за счет не включения в неё сумм предварительных оплат, полученных от ООО «Промышленное оборудование» в декабре 2010 года, всего 3871200 руб., чем нарушило пункт 1 ст.154 НК РФ. Инспекция, ссылаясь на ст.167 НК РФ указала, что моментом определения налоговой базы по НДС является день оплаты в счет предстоящих поставок и обществу следовало исчислить с суммы предоплаты НДС 590522 руб. На довод заявителя о возврате полученных сумм предоплат инспекция в решении указала, что предоплаты начали поступать с 10.12.2010г., а возврат предоплат общество производило уже с 12.10.2010 года и возвратило сумму 4334200 рублей.

Инспекция также установила поступление заявителю от ООО «Промышленное оборудование» в октябре, ноябре и декабре 2010 года денежных сумм в счет предоплаты 31232500 рублей (в т.ч. НДС – 4764280 руб.), которые также не включены в налоговую базу и НДС с неё не исчислен, возврат указанной суммы заявителем не произведен, деньги зачтены зачетом взаимных требований. Заявитель получение указанных предоплат в 4 квартале 2010 года не оспаривает, но не согласен с доначислением налога за этот период, в связи с возвратом указанных сумм плательщику.

В решении инспекция указала, что в случае, если получение и возврат сумм предоплат произведены в одном налоговом периоде, то налогоплательщик в декларации должен отразить в налоговой базе получение предоплат, исчислить с них налог и одновременно заявить вычет этого налога, что документы, подтверждающие налоговый вычет, в инспекции отсутствуют.

В решении № 43 от 25.07.2011г. инспекция указала, что налогоплательщик в декларации по НДС за 4 кв. 2010 года допустил занижение налоговой базы на 35103700 рублей, заявил вычеты на 2048811 рублей, в связи с вынесенным решением № 5125 от 25.07.2011г. обществу отказано в возмещении НДС 2048811 руб.

Решениями УФНС по Алтайскому краю от 09.09.2011г. ООО «Сибирский центр точной металлообработки» отказано в удовлетворении апелляционных жалоб на указанные решения, и они вступили в силу.

В соответствии со ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Статьей 146 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно ст.154 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная из цен, определяемых в соответствии со ст.40 НК РФ с учетом акцизов и без включения в них налога. Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта.

Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта.

Пунктом 1 ст. 166 НК РФ определено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 настоящего Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Согласно ст.173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Согласно ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Пунктом 5 настоящей статьи предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

В решении инспекции отражено, что ООО «Сибирский центр точной металлообработки» вместе с возражениями по акту проверки представило инспекции договоры поставки № 39/2010, № 39/1712, подряда № 2010/07,спецификации к ним № 5 и № 6, соглашения о расторжении договоров и спецификаций, а на возврат кредиторской задолженности документы не представлены (т.1, л.д.9). Однако, инспекция не потребовала от заявителя представления платежных документов на возврат полученных предоплат в сумме 3871200 рублей, но установила и в тексте решения указала, что возврат денежных средств произведен в 4 квартале 2010 года в сумме 4334200 руб. (т.1, л.д.10). В подтверждение возврата полученных предоплат заявитель представил суду копии платежных поручений на возврат задолженности, возникшей в связи с расторжением договора подряда № 2010/07 и спецификаций к нему № 5 и № 6 и пояснил, что сумма возврата превышает предоплаты, поскольку часть сумм возвращена по ранее полученным предоплатам.

Представленные заявителем инспекции и суду акты сверок задолженности заявителя с ООО «Промышленное оборудование» и соглашения о прекращении взаимных обязательств зачетом от 02.11.2010г. и 23.12.2010г. (т.1, л.д. 61, 74) на суммы 16302500 руб. и 14930000 руб. (всего – 31232500 руб.) свидетельствуют о возврате в 4 квартале 2010 года предоплаты в сумме 31232500 рублей.

Таким образом, по результатам камеральной налоговой проверки установлено получение и возврат путем перечисления денежных средств в сумме 3871200 рублей и возврат путем проведения зачета 31232500 рублей в одном налоговом периоде 4 квартале.

Не отражение в налоговой декларации налога, подлежащего начислению с полученных предоплат, и этой же суммы налога, подлежащей вычету, свидетельствует о неправильном заполнении декларации, однако это не повлекло занижение исчисленного налога и его неуплату. Следовательно, состав правонарушения, предусмотренный п.1 ст.122 НК РФ, в действиях заявителя отсутствует. Отсутствуют основания для начисления пени в соответствии со ст.75 НК РФ, поскольку неуплаты налога по результатам налогового периода, в котором следовало исчислить НДС с предоплат и заявить вычеты этих же сумм налогов, в связи с возвртом предоплат, не возникло.

Поскольку, сумма налога к уплате по итогам налогового периода определяется с учетом вычетов, то налоговым органом доначислен налог с предоплат и не правомерно не исключены вычеты, в связи с возвратом предоплат, а также неправомерно решением № 43 от 25.07.2011г. отказано в возмещении налога, заявленного в декларации к возмещению.

Оспариваемые решения вынесены с нарушением ст. 52, 154, 164, 165, 167, 171, 173, 176 НК РФ и нарушают экономические интересы заявителя в предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное и, руководствуясь ст.ст. 29, 110, 179, 109-201, 257, 259 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными решения Межрайонной инспекции ФНС России №15 по Алтайскому краю от 25.07.2011 года № 5125 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «Сибирский центр точной металлообработки» в виде штрафа - 118104,40 руб., предложения уплатить НДС – 3305990 руб., пеню - 138851,57 руб. и № 43 об отказе в возмещении НДС в сумме 2048811 руб. ООО «Сибирский центр точной металлообработки» и обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 15 по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения прав и экономических интересов ООО «Сибирский центр точной металлообработки».

Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Алтайскому краю в пользу ООО «Сибирский центр точной металлообработки» расходы по госпошлине 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через арбитражный суд Алтайского края.

Судья Э.С. Доценко