НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 30.10.2018 № А03-15142/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, http:// www.altai-krai.arbitr.ru,

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

06 ноября 2018 года

г. Барнаул

                                        Дело № А03-15142/2018

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 06 ноября 2018 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой И.Н., рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению  индивидуального предпринимателя Некрасовой Лидии Александровны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда России по Алтайскому краю о признании недействительным решения по делу № 032F07180002596 от 23.07.2018,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Управление Пенсионного фонда РФ в г.Барнауле Алтайского края и МИФНС №15 по Алтайскому краю,

при участии в заседании представителей сторон:

- от заявителя – Матвеев Г.А., доверенность от 23.08.2018,

- от заинтересованного лица – Петров К.А., доверенность от 18.07.2018,

- от Управления Пенсионного фонда РФ в г.Барнауле Алтайского края – не явился, извещён,

- от МИФНС №15 по Алтайскому краю – не явился, извещён.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Некрасова Лидия Александровна (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда России по Алтайскому краю (далее – заинтересованное лицо, Пенсионный фонд, Отделение) о признании незаконным решения по делу № 032F07180002596 от 23.07.2018 об отказе в возврате  денежных средств по страховым взносам за 2014,2015 годы.

В качестве устранения нарушения прав и законных интересов ИП Некрасова Л.А. просила суд обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Алтайскому краю произвести возврат страховых взносов в размере 243481,68, как излишне уплаченных.

В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что для определения дохода для исчисления страховых взносов положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон  № 212-ФЗ) должны применяться во взаимосвязи с нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Согласно разъяснению названного судебного постановления, при расчете суммы взносов, подлежащих оплате дополнительно в связи с размером дохода, превышающим на сумму 300 000 рублей, подлежит учету сумма дохода за минусом налоговых вычетов. Таким образом, при исчислении подлежащих уплате страховых взносов необходимо учитывать не только сумму дохода, но и размер понесенных расходов, страховые взносы за 2014 должны быть оплачены в размере 52227 руб. 38 коп., однако фактически уплачено 138627 руб. 84 коп.,  за 2015 должны быть оплачены в размере 61706 руб. 62 коп., однако фактически уплачено 148886 руб. 40 коп.,  следовательно,  и за 2014 год, и за 2015 год,  имеет место переплата.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает, что Постановление Конституционного суда 27-П принято судом в декабре 2016 года, соответственно на правоотношения 2014, 2015 годы свое действие не распространяет. Соответствующее решение в отношении предпринимателя было принято  23.07.2018. Начисление страховых взносов производилось в строгом соответствии с нормами Закона № 212-ФЗ и на основании сведений о доходах за 2014,2015 годы, представленных Налоговым органом. Соответственно излишне уплаченных сумм страховых взносов у заявителя не имеется. Действия Пенсионного фонда правомерны.

Определением суда от 28.08.2018 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Управление Пенсионного фонда РФ в  г. Барнауле Алтайского края и  МИФНС №15 по Алтайскому краю.

Инспекция представила отзыв на заявление, в котором указала, что  с 01.01.2017 налоговые органы осуществляют администрирование страховых взносов, как установленных Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», так и установленных Налоговым кодексом РФ. ФНС России и ПФ России  разработан Порядок взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации разработан в целях реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 N 243-Ф3 (утв. ФНС России N ММВ-23-1/12@, Правлением ПФ РФ N ЗИ 22.07.2016). В целях организации работы по осуществлению возврата плательщику страховых взносов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, разработали для использования в работе алгоритм взаимодействия отделений ПФР и УФНС по субъектам РФ. В соответствии с данными документами,  обязанность по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов по-прежнему возложена на ПФР на основании Закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» действовавшего до 01.01.2017. В соответствии с положениями п.4 ст.21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, а также согласно Порядку и алгоритму взаимодействия отделений ПФР и УФНС по субъектам РФ обязательных для нижестоящих территориальных органов, МИФНС №15 по Алтайскому краю обязано будет оформить заявку (решение) в УФК на возврат излишне уплаченных страховых взносов, в случае разрешения судебного спора в пользу ИП  Некрасовой Л.А. о пересчете страховых взносов и  обязании вынести решение ПФР о возврате переплаты.

Разрешение спора Инспекция оставила на усмотрение суда.

Управление Пенсионного фонда поддержало позицию Отделения, изложенную в отзыве, представила дополнительные документы, которые судом приобщены к материалам дела.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя просил признать оспариваемое решение недействительным, нарушающим права и законные интересы страхователя.

Представитель Отделения пенсионного Фонда Российской Федерации по Алтайскому краю возражал в удовлетворении требований.

В судебном заседании 25.10.2018 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 30.10.2018. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии представителя Отделения, представитель заявителя не явился, о времени и месте рассмотрения дела (после перерыва) извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из фактических обстоятельств и материалов дела, Некрасова Лидия Александровна зарегистрирована в качестве индивидуального  предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица с 11.04.2013. Состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России  № 15 по Алтайскому краю и является налогоплательщиком.

В качестве страхователя ИП Некрасова Лидия Александровна зарегистрирована в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края с 07.06.2013 года.

За 2014 и 2015 годы Некрасовой Л.А. в Межрайонную ИФНС России № 15 по Алтайскому краю представлены налоговые декларации по упрощенной системе налогообложения с объек­том налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», и Единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Являясь   плательщиком  страховых взносов ИП Некрасова Л.А.  во внебюджетные фонды уплатила  в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ страховые взносы.

Поскольку 2014 году предприниматель имела доход (без учета расходов) свыше 300 000 руб. в год,  то  дополнительно (помимо фиксированной суммы) уплачивала страховые взносы из расчета величины дохода в сумме 121299,36 руб., в 2015 году дополнительно уплачивал страховые взносы из расчета величины дохода в сумме 130275,60 руб.

Таким образом, ИП Некрасова Л.А.  при расчете страховых взносов учитывала только доходза расчетный период,  с учетом максимального значения.

Руководствуясь   Постановлением Конституционного суда от 30.11.2016 № 27-П ИП Некрасова Л.А.  10.07.2018  обратилась  с заявлением в УПФ РФ в городе Барнауле  Алтайского края о произведении перерасчета уплаченных страховых взносов по ОПС за 2014, 2015 и возврате излишне уплаченных взносов.

После регистрации заявления территориальный орган ПФР уведомил Отделение ПФР, направив справку по страхователю.

Заявление рассмотрено, Отделением ПФР по Алтайскому краю принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных денежных средств № 032F07180002596 от 23.07.2018, о чем сообщено Управлению в соответствии с ч. 4 ст. 21  Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

При этом мотивировано решение Отделения тем, что по итогамкамеральной проверки РВС-1 (РСВ-2) факт переплаты по peг. № 032-009-109417 не установлен. Плательщик (ИП Некрасова Л.А.)  осуществляя предпринимательскую деятельность, самостоятельно произвела  перерасчет  сумм дохода за 2014, 2015  с учетом произведенных расходов.

ГУ УП РФ в г. Барнауле вручило предпринимателю  принятое Отделением решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств № 032F07180002596.

Таким образом, в возврате из внебюджетного фонда излишне уплаченных страховых взносов за 2014  и 2015 годы  предпринимателю отказано.

Посчитав данную позицию Пенсионного фонда не обоснованной, отказ в возврате денежных средств незаконным, нарушающим его права и законные интересы,  Некрасова Л.А.  обратилась   в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы Пенсионного фонда, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Порядок оспаривания ненормативных правовых актов и решений государственных органов регламентирован положениями гл. 24 АПК РФ.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование, в Фонд обязательного медицинского страхования, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в период спорных правоотношений (до 01.01.2017) регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Согласно ст. 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Материалами дела подтверждается, что предприниматель в 2014, 2015 годах являлся плательщиком страховых взносов на основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ как индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

 Согласно подпункту 1.1 части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

Рассматриваемый по настоящему делу спор касается порядка определения размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиком страховых взносов, поименованным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, применяющим УСН и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П (далее – Постановление № 27-П), взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

В силу статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционном Судом истолковании, не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельные его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом в этом постановлении истолкованием.

Суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда не соответствующим Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом в этом постановлении истолковании.

В резолютивной части Постановления № 27-П указано, что оно окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Учитывая, что Постановление № 27-П вступило в силу 02.12.2016, выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в данном постановлении, являются обязательными для применения, в том числе, при рассмотрении споров относительно правоотношений, возникших до вступления такого постановления в силу.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937 по делу № А27-5253/2016 указано, что налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.

В определении указано, что принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», а изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Как установлено судом, в рассматриваемом деле суммы страховых взносов за 2014 и 2015 годы уплачены (взысканы) исходя из доходов предпринимателя за соответствующий период без учета произведенных предпринимателем расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженных в представленных им в налоговый орган декларациях за 2014 и 2015 годы.

Так, из материалов дела усматривается, что ИП Некрасова Л.А.   в 2014 году исчислила  и уплатила  страховые взносы ОПС в сумме 17328,48 рублей (платежные поручения от 22.04.2014  № 147, 24.07.2014 № 271, от 24.10.2014 № 373, от 11.12.2014 № 438) и дополнительно за 2014 год уплатила страховые взносы в сумме 121299,36 руб. (платежное поручение  от  30.03.2015  № 106). В 2015 году исчислила  и уплатила  страховые взносы ОПС в сумме 18610,80 рублей (платежные поручения от 23.04.2015 № 139, от 24.07.2015 № 243, от23.10.2015 № 354, от 14.12.2015 № 404) и еще дополнительно за 2015 год уплатила страховые взносы в сумме 130275,60 руб. (платежное поручение  от  18.03.2016  № 90)

Данные обстоятельства подтверждаются отзывами Отделения и Управления, иными материалами дела и заинтересованным лицом по делу не оспариваются.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Следовательно, при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода. Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 304-КГ16-16937 и отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017) (п.27).

Таким образом, в целях определения Пенсионным фондом размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2014,2015 годы, подлежала учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженных в налоговой декларации за 2014 и 2015 годы.

С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937 по делу № А27-5253/2016, страховые взносы за 2014 год с суммы дохода свыше 300 000 рублей должны были быть уплачены в размере 34898 руб. 90 коп. ((3789890  руб. - 300 000 руб.) * 1%). За 2015 год с суммы дохода свыше 300 000 рублей должны были быть уплачены в размере 43095 руб. 82 коп. ((4609582  руб. - 300 000 руб.) * 1%).

То есть, в соответствии со ст. 12 Закона № 212-ФЗ страховые взносы на ОПС для заявителя должны были составлять  в 2014 году: 52227,38 руб.  В 2015 году: 61706,62 руб.

Вместе с этим  предпринимателем во внебюджетные фонды уплачено страховых взносов: в 2014 - 138627,84 руб., в 2015 – 148886,40 руб.

 Данное обстоятельство привело к тому, что за 2014-2015 годы у заявителя образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в сумме 86400 руб. 46 коп. (с учетом учтенной добровольной уплаты предпринимателем  в размере 52227,38  руб. (17328,48 + 34898,90)), а за 2015 год в сумме 87179,78 руб. (с учетом учтенной добровольной уплаты предпринимателем  в размере 61706,62 руб. (18610,80 + 43095,82).

Из материалов дела следует, что заинтересованное лицо не оспаривает ни факт наличия излишней уплаты предпринимателем страховых взносов за 2014,215 годы в истребуемой сумме, ни факт отсутствия у него задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для отказа ИП Некрасовой Л.А.в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 годы в сумме 173580, 24 руб., оспариваемый отказ, оформленный Решением подлежит признанию недействительным, поскольку нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также противоречит положениям пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта указывает, в том числе на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Как определено статьей 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют передачу налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно статье 20 указанного закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как уже указывалось выше на основании части 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет его в соответствующий налоговый орган.

Таким образом, из приведенных выше положений Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ следует, что налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды; налоговый орган исполняет соответствующее решение органа Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не осуществляя какой-либо последующий контроль.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда России по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, возвратить ИП Некрасовой Л.А. сумму излишне уплаченных страховых взносов за 2014  и 2015 года,  путем принятия соответствующего решения.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление индивидуального предпринимателя Некрасовой Лидии Александровны удовлетворить.

Признать недействительным отказ Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю возвратить индивидуальному предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы за 2014, 2015  год, оформленный  Решением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пени, штрафов № 032F07180002596 от 23.07.2018.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, возвратить индивидуальному предпринимателю Некрасовой Лидии Александровне сумму излишне уплаченных страховых взносов в размере 173580 руб. 24 коп.   за 2014, 2015 года, путем принятия соответствующего решения.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу индивидуального предпринимателя Некрасовой Лидии Александровны 300 руб. судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при обращении с заявлением в арбитражный суд.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г.Томск) с подачей жалобы через Арбитражный суд Алтайского края в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                                                       Л.Ю. Ильичева