АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Барнаул Дело № А03-22978/2014
31 августа 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 27.08.2015
Полный текст решения изготовлен 31.08.2015
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Юдиной Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью ТФ «Гранд Белокуриха» (ИНН 2203000391, ОГРН 1112203001778) к Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2014 № ЛЮ-0388 по делу об административном правонарушении,
при участии в заседании:
от заявителя – Остроумов С.С., по доверенности от 10.02.2015 № 4,
от административного органа – Некрасова Е.С., по доверенности от 23.12.2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ТФ «Гранд Белокуриха» (далее – ООО ТФ «Гранд Белокуриха», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю (далее – Инспекция, МИФНС № 1 по АК) о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2014 № ЛЮ-0388 по делу об административном правонарушении.
Определением суда от 10.12.2014 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Определением суда от 16.01.2015 дело принято к рассмотрению по общим правилам искового производства (административного производства) в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 227 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 18.03.2015 производство по делу № А03-22978/2015 было приостановлено до рассмотрения Седьмым арбитражным апелляционным судом по существу апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Алтайского края по делу А03-22982/2014.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.05.2015 по делу № А03-22982/2014 оставлено без изменения, вступило в законную силу.
Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по настоящему делу, устранены, определением Арбитражного суда Алтайского края от 04.08.2015 производство по делу было возобновлено.
В обоснование требований заявитель ссылается на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения. Полагает, что поскольку ООО ТФ «Гранд Белокуриха» не подпадает под действие Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», оно не обязано иметь специальный банковский счет.
Административный орган в отзыве на заявление указал, что оспариваемое постановление вынесено с соблюдением требований законодательства и является законным и обоснованным, указал на выявление при проверке факта приема Обществом платежей от физических лиц по поручению и за вознаграждение ЗАО «Курорт Белокуриха» - поставщика услуг, в силу чего деятельность указанных юридических лиц регулируется Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Более подробно позиция лиц, участвующих в деле, изложена в заявлении, отзыве на заявление, представленных в материалы дела.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении требований настаивал, представитель административного органа требования считала не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
17 октября 2014 года Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю на основании поручения № 378-009 от 17.10.2014 была проведена проверка использования специального банковского счета для осуществления расчетов и сдачи в полном объеме в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) в ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха» (ИНН 2203000391).
В ходе проверки установлено, что 02 октября 2014 года во исполнение субагентского договора на реализацию санаторно-курортных путевок ЗАО «Курорт Белокуриха» без номера от 01.11.2013 на расчетный счет № 40702810402280001968 ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха», который не является специальным банковским счетом, поступило 78777 рублей 60 копеек от ООО «Белокуриха-Трэвл» за проданные физическим лицам Сизиковой С.М. (47203 рубля 20 копеек) и Кирсановой Л.И (31574 рубля 40 копеек) санаторно-курортные путевки в санаторий «Белокуриха» с 30.09.2014 на 12 дней.
01 ноября 2013 года между ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха» (агент) и ООО «Белокуриха-Трэвл» (субагент) заключили субагентский договор на реализацию санаторно-курортных путевок ЗАО «Курорт Белокуриха».
Из оспариваемого постановления следует, что в силу части 5 статьи 2 Закона 103-ФЗ и п. 1.1 субагентского договора от 01.11.2013 г. ООО «Белокуриха-Трэвл» является платежным субагентом по приему платежей физических лиц по поручению агента (ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха») за вознаграждение, по поручению последнего, посредством совершения от своего имени и за свой счет юридических и иных действий связанных с распространением и реализацией санаторно-курортных путевок на оказание санаторнокурортных и дополнительных услуг в санаториях ЗАО «Курорт Белокуриха».
Субагентский договор от 01.11.2013 действует до 31.12.2013 и автоматически продлевается на неопределенный срок, если ни одна из сторон за 20 календарных дней до истечения срока действия Договора не оповестила другую о желании расторгнуть Договор (п.4.1 Договора). Договор является действующим, доказательств, подтверждающих его расторжение в ходе проведения проверки не представлено.
Между ЗАО «Курорт Белокуриха» (принципал) и ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха» заключен договор на реализацию санаторно-курортных путевок ЗАО «Курорт Белокуриха» (агент) через посредника от 01.01.2014 г. На основании части 4 статьи 2 Закона 103-ФЗ и п. 1.1 вышеуказанного договора от 01.01.2014 ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха» является оператором (платежным агентом) по приему платежей физических лиц по поручению принципала, в данном случае поставщика (ЗАО «Курорт Белокуриха») обязуется за вознаграждение от своего имени, но за счет принципала совершать юридические и иные действия, связанные с распространением и реализацией путевок и услуг принципала, включая санаторнокурортные путевки на оказание санаторно-курортных услуг в санаториях принципала (ЗАО «Курорт Белокуриха»).
В разделе 2.3 «Агент обязуется» кроме основной услуги (реализация санаторнокурортных путевок) указаны дополнительные информационные, консультационные и иные услуги, которые оказывает ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха» клиентам. По мнению административного органа, данный факт не влияет на правовую природу взаимоотношений поставщика услуг и платежного агента, а свидетельствуют лишь о смешанном характере заключенного договора с ЗАО «Курорт Белокуриха».
Пунктами 3.1, 3.2 данного договора от 01.01.2014 г. предусмотрено, что выдача путевок, и оказание услуг агенту и его клиентам производится после их оплаты, за минусом комиссионного вознаграждения, путем перечисления денежных средств на расчетный счет или наличными в кассу принципала по доверенности или обменной путевке, при наличии подтвержденной брони, а при ее отсутствии - возможности принципала. Денежные средства от реализованных путевок перечисляются на расчетный счет принципала не позднее 10 дней, с даты выставления счета на предоплату принципалом за вычетом агентского вознаграждения. Агентское вознаграждение субагенту составляет 15% (с 01.01.2014 г. по 10.06.2014 г., с 25.09.2014 г. по 31.12.2014 г.) и 12% (с 11.06.2014 г. по 24.09.2014 г.) от фактической суммы, полученной за оказанные услуги по реализованным путевкам.
Договор на реализацию санаторно-курортных путевок ЗАО «Курорт Белокуриха» через посредника от 01.01.2014 г. вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.12.2014. (п.4.1 Договора).
Таким образом, административным органом был сделан вывод о том, что санаторно-курортные услуги (предоставление физическим лицам, представителям агента, лечебных процедур, входящих в стоимость путевки, а также услуг по проживанию и питанию на установленный путевкой срок) оказывает ЗАО «Курорт Белокуриха», которое на основании части 1 статьи 2 Закона 103-ФЗ является поставщиком, а ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха» - оператор (агент) по приему платежей физических лиц и в нарушение ч.14 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ (ред. 05.05.2014) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не использовало специальный банковский счет для зачисления денег, полученных от субагента ООО «Белокуриха-Трэвл» за проданные физическим лицам путевки в ЗАО «Курорт Белокуриха».
07.11.2014 по данному факту в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 25.11.2014 Инспекцией вынесено постановление № ЛЮ-0388 по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Давая оценку доказательствам и доводам, приведенными лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Субъектами правонарушения являются, в том числе платежные агенты.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Законом N 103-ФЗ.
В статье 2 Закона 103-ФЗ даны определения основных понятий используемых в данном законе:
1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Пунктами 1, 2 статьи 3 Закона N 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Как следует из пункта 14 статьи 4 Закона 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Согласно пункту 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, не допускается (пункт 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ).
Таким образом, если денежные средства получены платежным агентом от физического лица, такие денежные средства должны быть зачислены исключительно на специальный банковский счет платежного агента.
Указанные выше нормы Закона N 103-ФЗ позволяют сделать вывод, что платежный агент это юридическое лицо, которое принимает платежи от физических лиц в пользу поставщика и не осуществляет иных действий для того, чтобы физическое лицо эти товары (работы, услуги) получило или у физического лица возникло право получить товары (работы, услуги) от поставщика.
Применительно к обстоятельствам данного дела объективной стороной вмененного Обществу административного правонарушения является неиспользование специального банковского счета для зачисления принимаемых от граждан платежей наличных денежных средств.
ООО ТФ «Гранд Белокуриха», по мнению Инспекции, является платежным агентом, а, следовательно - субъектом правонарушения.
Вместе с тем, в силу положений Закона N 103-ФЗ платежный агент характеризуется лишь принятием платежей от физических лиц в пользу поставщика в отсутствие какого-либо встречного предоставления плательщику со стороны платежного агента, а также в отсутствие обязательств агента перед плательщиком.
Из материалов дела следует, в ходе проведенной Инспекцией проверки установлено, что ООО ТФ «Гранд Белокуриха» принимались денежные средства от физических лиц без открытия специального банковского счета.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности заявителя является деятельность туристических агентств код ОКВЭД 63.30 (л.д. 95).
Порядок осуществления туристской деятельности регулируется Федеральным законом N 132-ФЗ от 24.11.1996 года "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) и Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением РФ N 452 от 18.07.2007 года (далее - Правила оказания услуг).
В статье 1 Закона N 132-ФЗ даны определения основных понятий:
турагентская деятельность - это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Согласно статье 9 Закона N 132-ФЗ туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик).
Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.
Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.
На основании статьи 10 Закона N 132-ФЗ реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.
Отношения, возникающим между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, от своего имени реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта регулируются статьей 10.1 Закона N 132-ФЗ.
К данным отношениям применяются положения статьи 10 Закона N 132-ФЗ, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 10.1 Закона N 132-ФЗ договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, наряду с условиями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, должен также включать: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента; информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор; информацию о возможности туриста в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 настоящего Федерального закона, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.
При реализации турагентом туристского продукта от своего имени в договоре с туристом и (или) заказчиком должно содержаться указание на туроператора, сформировавшего туристский продукт, в том числе на способы связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адрес электронной почты и другие сведения).
Согласно пункту 2 Правил оказания услуг под исполнителем услуг по реализации туристского продукта понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности Российской Федерации" и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, туристский продукт может реализовываться как туроператором, так и турагентом. При этом реализация турагентом от своего имени туристского продукта, сформированного туроператором, не освобождает турагента от обязанностей исполнителя услуг и не освобождает от ответственности перед туристом.
Из материалов дела следует, что 01.11.2013 года между ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха» (агент) и ООО «Белокуриха-Трэвл» (субагент) заключен субагентский договор на реализацию санаторно-курортных путевок ЗАО «Курорт Белокуриха».
На основании п. 1.1 вышеуказанного субагентского договора от 01.11.2013 г. ООО «Белокуриха-Трэвл» является субагентом, который за вознаграждение обязуется совершать по поручению Агента (ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха, от своего имени и за свой счет юридические и иные действия, связанные с распространением и реализацией санаторно-курортных путевок на оказание санаторнокурортных и дополнительных услуг в санаториях ЗАО «Курорт Белокуриха».
Между ЗАО «Курорт Белокуриха» (принципал) и ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха» заключен договор на реализацию санаторно-курортных путевок ЗАО «Курорт Белокуриха» (агент) через посредника от 01.01.2014 г.
Согласно договору от 26.09.2014 года, заключенному с Сизиковой С.М., ООО «Белокуриха-Трэвл» приняло на себя обязательство по подбору и бронированию санаторно-курортной путевки в санаторий «Белокуриха»; гарантировало размещение в определенном Сизиковой С.М. номере, трехразовое питание, лечебные процедуры согласно санаторно-курортной карте, обеспечение обслуживания в месте пребывания, с указанием, что турагент является для заказчика единственным полномочным представителем всех лиц, оформленным от имени заказчика (пункт 1.2) и несет ответственность за выполнение принятых на себя обязательств (пункт 6.1).
Из условий субагентского договора на реализацию санаторно-курортных путевок ЗАО "Курорт Белокуриха" и договора от 26.09.2014 года следует, что прием оплаты за турпродукт неразрывно связан с комплексом услуг, оказываемых в целях реализации санаторно-курортной путевки, персонально обществом, в том числе с комплексом последующих услуг (по отказу от забронированной путевки, возврату денежных средств или внесения иных изменений в бронирование, пункт 5 договора) и является составной частью таких услуг.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу № А03-22982/2014, оставившем в силе решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.05.2015, поддержаны выводы суда первой инстанции о том, что в рассматриваемых правоотношениях ООО «Белокуриха-Трэвл» в смысле ст. 2 закона № 103-ФЗ не является платежным агентом, функции которого ограничиваются только лишь деятельностью по приему платежей от физических лиц.
В рамках рассматриваемого спора аналогичный вывод следует и в отношении ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха», являющимся Агентом по договору от 01.11.2013.
При этом из указанных договоров следует, что ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха» (в рамках договора от 01.01.2014) совершает от своего имени по поручению Принципала (ЗАО «Курорт Белокуриха») юридические и иные действия, связанные с распространением и реализацией путевок и услуг Принципала. При этом выдача путевок и оказание услуг Агенту и его Клиентам производится после их оплаты за минусом комиссионного вознаграждения Агента путем перечисления денежных средств на расчетный счет или наличными в кассу Принципала.
Общество в рамках рассматриваемых правоотношений является турагентом и оказывает объем услуг, выходящий за рамки только приема платежей, поскольку при обращении физического или юридического лица к обществу - турагенту не существует обязанности по оплате какого-либо продукта; без выполнения турагентом ряда действий (прием заявки, подбор, бронирование, получение подтверждений о возможности приобретения санаторно-курортной путевки невозможно физическому лицу произвести какую-либо оплату, в том числе в пользу туроператора.
Принимая во внимание положения статей 1005, 1009 ГК РФ, Закона N 132-ФЗ, Правил оказания услуг, учитывая условия договора на реализацию санаторно-курортных путевок ЗАО «Курорт Белокуриха» (агент) через посредника, заключенный ЗАО «Курорт Белокуриха» (принципал) и ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха», субагентский договор от 01.11.2013 года на реализацию санаторно-курортных путевок ЗАО «Курорт Белокуриха», заключенный между ООО «Туристическая фирма «Гранд Белокуриха» (агент) и ООО «Белокуриха-Трэвл» (субагент), договор от 26.09.2014 года, заключенный заявителем с Сизиковой С.М. и объем оказываемых по нему услуг, суд приходит к выводу о том, что Общество осуществляет прием платежей от физических лиц, как результат оказания туристических услуг, в том числе деятельность общества в рамках договора с физическим лицом не сводиться лишь к приему денежных средств, а также при реализации санаторно-курортную путевки у общества помимо обязательств перед клиентом возникает самостоятельная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по заключенному с ним договору. То есть Общество, оказывая услуги, действует от своего имени.
В этой связи, суд приходит к выводу о том, что в рамках сложившихся отношений ООО ТФ «Гранд Белокуриха» в смысле статьи 2 Закона N 103-ФЗ не является платежным агентом, функции которого ограничиваются только лишь деятельностью по приему платежей от физических лиц.
Совокупность указанных обстоятельств исключает возможность квалификации действий ООО ТФ «Гранд Белокуриха» по приему денежных средств от физических лиц в качестве действий платежного агента в понимании Закона N 103-ФЗ, в связи с чем, отсутствует необходимость использования специального банковского счета при получении оплаты от физических лиц.
Таким образом, факт нарушения Обществом требований пунктов 14, 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ Инспекцией не доказан.
В связи с изложенным, арбитражный суд полагает, что ООО ТФ «Гранд Белокуриха» не является субъектом вмененного правонарушения и в его действиях отсутствует объективная сторона правонарушения.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно частям 1, 3 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (ч. 5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Административным органом, в нарушение требований п. 5 ст. 205 АПК РФ, не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, что является самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, суд принимает решение об удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление общества с ограниченной ответственностью ТФ «Гранд Белокуриха» удовлетворить.
Признать постановление Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю от 25.11.2014 № ЛЮ-0388 по делу об административном правонарушении незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья В.В. Синцова