АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Барнаул | Дело №А03-14628/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31 октября 2016 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Долговой А.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», с. Алтайское Алтайского района Алтайского края (ОГРН 1082203000010, ИНН 2232008701) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю (ОГРН 1042201654505, ИНН 2204019780), г. Бийск о признании незаконным и отмене постановления № КЮ-0135 от 16.08.2016, прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заявителя.
с участием представителей:
от заявителя – Метлюкова Е.В. по доверенности №03/16 от 12.01.2016.
от заинтересованного лица – Некрасова Е.С. по доверенности 05-15/26923 от 31.12.2015,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю (далее – административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № КЮ-0135 от 16.08.2016, прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заявителя.
В обоснование заявленных требований указано, что заявитель соблюдает порядок оприходования в кассу денежной наличности, указанная инспекторами денежная сумма в размере 1 553 500,00 рублей отражена в кассовой книге Общества (головного предприятия), данная сумма полностью оприходована Обществом в соответствии с Указаниями Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, в связи с чем, считает, что общество привлечено к административной ответственности неправомерно.
В судебном заседании представитель заявителя и административного органа поддержали свои доводы и возражения.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, в период с 18.07.2016 по 05.08.2016 сотрудниками отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю проведена проверка полноты учета выручки денежных средств за период с 01.01.2014 по 17.07.2016 организации ОАО «ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» (ИНН: 2232008701).
Обособленное подразделение Общества, расположенное по адресу: Алтайский край, Алтайский район, Урочище Талдушка, отвечает следующим признакам и условиям:
- адрес обособленного подразделения отличается от адреса организации, указанного в ЕГРЮЛ (659650, Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское, ул. Советская, д. 185);
- по месту нахождения обособленного подразделения на срок более месяца оборудованы стационарные рабочие места;
- по месту нахождения обособленного подразделения (Алтайский край, Алтайский район, территория ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ») установлена необходимая мебель и контрольно-кассовые машины модели «ШТРИХ-ФР-К» заводской № 00124492, 00127272, 00129678 и 00137323, модели «ШТРИХ-М-ФР-К» заводской № 00017263 и 00017341, модели «ЭКР-2102К» заводской № 1650969, 1659821, 1650877, 1660236, 1650740, 1659999 и 1657804, модели «МЕРКУРИЙ-180К» заводской № 13404176;
- рабочие места созданы на срок более месяца, при этом работники заявителя трудятся на этих рабочих местах постоянно;
- помещение, где находятся рабочие места, подконтрольно Обществу, так как в силу свидетельства о государственной регистрации права от 02.11.2010 22 АВ № 548774, ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» владеет нежилым четырехэтажным административно-хозяйственным зданием, расположенным по адресу: Алтайский край, Алтайский район, Урочище Талдушка;
- в силу выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.07.2016 № 220420160121798 ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» осуществляет деятельность управления недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код по ОКВЭД: 68.32).
В ходе проведения проверки установлено, что на территории, принадлежащей заявителю, расположенной по адресу: Алтайский край, Алтайский район, Урочище Талдушка, осуществлялись денежные расчеты с клиентами с применением контрольно-кассовых машин, т.е. ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» по адресу: Алтайский край, Алтайский район, Урочище Талдушка, оборудовала обособленные рабочие места (далее - обособленное подразделение).
На основании приказа от 31.12.2015 № 101 для Общества на 2016 год установлена максимально допустимая сумма наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций.
На основании сведений и документов, представленных заявителем в ходе проведения проверки, следует, что руководителем ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» на 2016 год место для проведения кассовых операций для Общества не определено.
На основании сведений и документов, представленных ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» в ходе проведения проверки, следует, что для обособленного подразделения Общества, расположенного по адресу: Алтайский край, Алтайский район, Урочище Талдушка, максимально допустимая сумма наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, и место для проведения кассовых операций не определено.
Выборочной проверкой установлено, что как в период с 01.06.2016 по 17.07.2016, так и в ходе проведения проверки кассовая книга в обособленном подразделении заявителя, расположенного по адресу: Алтайский край, Алтайский район, Урочище Талдушка, не велась.
Так, в период с 01.06.2016 по 17.07.2016 обособленным подразделением ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ», расположенного по адресу: Алтайский край, Алтайский район, Урочище Талдушка, с применением контрольно-кассовой машины модели «ШТРИХ-М-ФР-К» заводской № 00017341 получена от клиентов наличная выручка в сумме 1548400,00 руб., а именно: 20.06.2016 – 5300,00 руб., 21.06.2016 – 31800,00 руб., 22.06.2016 – 34100,00 руб., 23.06.2016 – 38000,00 руб., 24.06.2016 – 35900,00 руб., 26.06.2016 – 60800,00 руб., 27.06.2016 – 32000,00 руб., 28.06.2016 – 28000,00 руб., 29.06.2016 – 48400,00 руб., 30.06.2016 – 38900,00 руб., 01.07.2016 – 57100,00 руб., 02.07.2016 – 15400,00 руб., 03.07.2016 – 52800,00 руб., 04.07.2016 – 51500,00 руб., 05.07.2016 – 61500,00 руб., 06.07.2016 – 60100,00 руб., 07.07.2016 – 50500,00 руб., 08.07.2016 – 59200,00 руб., 09.07.2016 – 104500,00 руб., 10.07.2016 – 95900,00 руб., 11.07.2016 – 63600,00 руб., 12.07.2016 – 75200,00 руб., 13.07.2016 – 79800,00 руб. 14.07.2016 – 92900,00 руб., 15.07.2016 – 96500,00 руб., 16.07.2016 – 96000,00 руб. и 17.07.2016 – 82700,00 руб.
По состоянию на 05.08.2016 сумма в размере 1548400,00 руб. в кассу обособленного подразделения ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» не оприходована, а именно: 20.06.2016 – 5300,00 руб., 21.06.2016 – 31800,00 руб., 22.06.2016 – 34100,00 руб., 23.06.2016 – 38000,00 руб., 24.06.2016 – 35900,00 руб., 26.06.2016 – 60800,00 руб., 27.06.2016 – 32000,00 руб., 28.06.2016 – 28000,00 руб., 29.06.2016 – 48400,00 руб., 30.06.2016 – 38900,00 руб., 01.07.2016 – 57100,00 руб., 02.07.2016 – 15400,00 руб., 03.07.2016 – 52800,00 руб., 04.07.2016 – 51500,00 руб., 05.07.2016 – 61500,00 руб., 06.07.2016 – 60100,00 руб., 07.07.2016 – 50500,00 руб., 08.07.2016 – 59200,00 руб., 09.07.2016 – 104500,00 руб., 10.07.2016 – 95900,00 руб., 11.07.2016 – 63600,00 руб., 12.07.2016 – 75200,00 руб., 13.07.2016 – 79800,00 руб. 14.07.2016 – 92900,00 руб., 15.07.2016 – 96500,00 руб., 16.07.2016 – 96000,00 руб. и 17.07.2016 – 82700,00 руб.
Согласно акту о проверке наличных денежных средств кассы № РПО-102-005103 от 03.08.2016, составленному в 10 часов 53 минуты, следует, что:
- на начало дня 03.08.2016 в денежный ящик контрольно-кассовой машины модели «ШТРИХ-М-ФР-К» заводской № 00017341, установленной в помещении КПП-2 по адресу: Алтайский край, Алтайский район, Урочище Талдушка, кассир Власов Михаил Сергеевич вложил разменную монету в сумме 5000,00 руб., которая 03.08.2016 не оформлена соответствующим документом (расходным кассовым ордером);
- в течение рабочего дня 03.08.2016 кассиром Власовым М.С. с применением контрольно-кассовой машины модели «ШТРИХ-М-ФР-К» заводской № 00017341 получена наличная выручка в сумме 10000,00 руб.;
- фактически в денежном ящике контрольно-кассовой машины модели «ШТРИХ-М-ФР-К» заводской № 00017341 установлена сумма в размере 15100,00 руб.;
- излишек составил 100,00 руб. (15100,00 – 5000,00 - 10000,00 = 100,00).
На основании объяснения, полученного 03.08.2016 сотрудниками Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю у кассира ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» Власова М.С., следует, что он работает в качестве кассира Общества; излишек в сумме 100,00 руб. сложился в связи с тем, что в течении 03.08.2016 им неправильно сдана сдача клиенту.
В этот же день 03.08.2016 заявителем предъявлена сотрудникам Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю копия расходного кассового ордера № 338 от 29.07.2016 о выдаче Власову М.С. денег на размен в сумме 5000,00 руб.
03.08.2016 выдача кассиру Общества Власову М.С. разменной монеты в сумме 5000,00 руб. в кассовой книге обособленного подразделения ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» не оприходована.
По состоянию на 05.08.2016 сумма излишка в размере 100,00 руб., зафиксированная в акте о проверке наличных денежных средств кассы РПО-102-005103 от 03.08.2016, составленного в 10 часов 53 минуты по контрольно-кассовой машине модели «ШТРИХ-М-ФР-К» заводской № 00017341, установленной в помещении КПП-2 ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» по адресу: Алтайский край, Алтайский район, Урочище Талдушка, в кассовой книге обособленного подразделения Общества не оприходована.
Таким образом, действия Общества по неоприходованию в кассовой книге обособленного подразделения ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» наличных денег в сумме 1553500,00 руб. являются нарушением порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки № 005103 от 18.07.2016 и приложении к нему.
В отношении Общества 09.08.2016 составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 16.08.2016 № КЮ-0135 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 2 Указания № 3210-У от 11.03.2014 для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня.
Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям (пункт 2 Указания № 3210-У от 11.03.2014).
Экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется юридическим лицом обособленному подразделению в порядке, установленном юридическим лицом (пункт 2 Указания № 3210-У от 11.03.2014).
Уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, сдавать наличные деньги в кассу юридического лица или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица (пункт 3 Указания № 3210-У от 11.03.2014).
Кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица из числа своих работников, с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись (пункт 4 Указания № 3210-У от 11.03.2014).
В силу пункта 4.1 Указания от 11.03.2014 № 3210-У кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами цифровой код формы документа - 0310001, расходными кассовыми ордерами цифровой код формы документа - 0310002 (далее - кассовые документы).
Согласно пункту 4.2 Указания от 11.03.2014 № 3210-У кассовые документы оформляются:
- главным бухгалтером;
- бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее - бухгалтер);
- руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).
Кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), а также кассиром (пункт 4.3 Указания от 11.03.2014 № 3210-У).
На основании пункта 4.6 Указания от 11.03.2014 № 3210-У поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге (цифровой код формы документа - 0310004).
В силу пункта 4.6 Указания от 11.03.2014 № 3210-У записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег и проставляет подпись (пункт 4.6 Указания от 11.03.2014 № 3210-У).
На основании пункта 4.6 Указания от 11.03.2014 № 3210-У записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности (пункт 4.6 Указания от 11.03.2014 № 3210-У).
Контроль за ведением кассовой книги осуществляет главный бухгалтер (пункт 4.6 Указания от 11.03.2014 № 3210-У).
Документы, предусмотренные настоящим Указанием, могут оформляться на бумажном носителе или в электронном виде (пункт 4.7 Указания от 11.03.2014 № 3210-У).
На основании пункта 6 Указания от 11.03.2014 № 3210-У выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам.
Таким образом, Указанием от 11.03.2014 № 3210-У установлена обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие и выдаваемые наличные деньги, не только юридическим лицом, но и каждым обособленным подразделением юридического лица. Обособленные подразделения обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (выдачи), а именно:
- оформить приходные (расходные) кассовые ордера о поступивших (выданных) наличных денежных средствах в кассу обособленного подразделения;
- внести запись в кассовую книгу обособленного подразделения и передать копию листа кассовой книги (после выведения остатка наличных денег на конец рабочего дня) в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Под понятием «оприходование в кассу денежной наличности» понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день поступления (выдачи), в том числе: оформить приходные (расходные) кассовые ордера о поступивших (выданных) наличных деньгах в кассу обособленного подразделения организации и внести в тот же день в кассовую книгу обособленного подразделения организации записи о поступивших (выданных) денежных средствах, невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций.
Требование Указания от 11.03.2014 № 3210-У о ведении кассовой книги, в которую вносятся записи на основании приходных (расходных) кассовых ордеров, должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением (Письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255), и независимо от того, обладает ли такое обособленное подразделение статусом филиала или представительства юридического лица, а также не зависит от основания постановки на учет в налоговом органе - на основании пункта 3 или пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 10196/05 следует, что поскольку требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств, то моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения (выдачи) наличности и неоприходования ее в кассу.
Следовательно, под неоприходованием денежной наличности в кассу следует понимать неоприходование ее в кассу в день получения (выдачи).
Таким образом, действия Общества по неоприходованию в кассовой книге обособленного подразделения ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» наличных денег в сумме 1553500,00 руб. являются нарушением порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки № 005103 от 18.07.2016 и приложении к нему.
За нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу обособленного подразделения организации денежной наличности, частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность как должностных, так и юридических лиц.
Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объектом правонарушения является установленный порядок общественных отношений в области финансов, налогов и сборов.
Объективная сторона данных правонарушений состоит в нарушении порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу обособленного подразделения организации денежной наличности.
Субъектами данного правонарушения являются должностные лица и юридические лица.
Материалами дела подтверждаются факты нарушения порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу обособленного подразделения организации денежной наличности, свидетельствует о том, что организация ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» не исполнила требования Указания от 11.03.2014 № 3210-У.
Общество указало, что отсутствуют обособленные подразделения на территории ОАО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», в организации имеется кассовая книга ОАО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», в которую вносятся записи о поступлении (выдаче) наличных денежных средств в день их поступления (выдачи), указанная инспекторами денежная сумма в размере 1 553 500,00 рублей отражена в кассовой книге Общества (головного предприятия).
Проанализировав представленные доводы, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения на основании следующего.
Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. Создание рабочих мест является определяющим критерием для признания подразделения обособленным. При этом под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (часть 6 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обособленное подразделение образуется и в том случае, когда по месту его нахождения оборудовано только одно рабочее место. При этом неважно, отражено или не отражено создание обособленного подразделения в учредительных или иных организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях) организации. Не имеет значения также объем полномочий, которыми это обособленное подразделение наделено (абз. 20 п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании пункта 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» заключается в том, что надлежащим образом не организована работа сотрудников обособленного подразделения ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ», которая обеспечила бы соблюдение Обществом требований Указания от 11.03.2014 № 3210-У, а именно заявитель не принял меры по недопустимости нарушения порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу обособленного подразделения организации денежной наличности.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований Указания от 11.03.2014 № 3210-У в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые организация не могла бы предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, на момент составления данного протокола не представлено.
Сведений, свидетельствующих о том, что ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» приняло все исчерпывающие меры для обеспечения соблюдения требований Указания от 11.03.2014 № 3210-У на момент составления протокола не представлено.
Следовательно, именно ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» несет ответственность за несоблюдение ее работниками требований Указания от 11.03.2014 № 3210-У.
Несоблюдение организацией ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» требований Указания от 11.03.2014 № 3210-У вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей сотрудниками организации ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ», не является обстоятельством, освобождающим саму организацию ОАО «ОЭЗ ТРТ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» от ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет.
Таким образом, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, бездействия Общества правомерно квалифицированы по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, событие и состав административного правонарушения признаются судом доказанными.
В ходе привлечения общества к административной ответственности процессуальных нарушений со стороны административного органа не допущено.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Вместе с тем, оспариваемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении какого-либо административного правонарушения, в том числе состав которого имеет формальный характер, а также такого, за совершение которого предусмотрен высокий размер штрафных санкций, установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности и возможность проведения административного расследования.
В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
При указанных обстоятельствах, категория малозначительности относится к числу оценочных, является правом арбитражного суда и определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Оценка возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражным судом установлено, что Общество не имело намерений скрыть выручку, получить какую-либо выгоду, неоприходование наличных денежных средств в кассу обособленного подразделения обусловлено неправильным толкованием норм Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, при этом суд учитывает, что наличные денежные средства в кассу Общества оприходованы в тот же день.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, арбитражный суд приходит к выводу о том, что совершенное Обществом правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, в силу чего, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, признает совершенное правонарушение малозначительным.
Установив малозначительность при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, арбитражный суд признает оспариваемое постановление незаконным и отменяет его полностью.
Руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать постановление Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю по делу об административном правонарушении № КЮ-0135 от 16.08.2016 незаконным и отменить в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Л.Г. Куличкова