НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 24.10.2017 № А03-8746/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г.Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru, e-mail: a03.info@arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                               РЕШЕНИЕ

г.БарнаулДело № А03-8746/2017

31 октября 2017 года                                                                             

Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2017

В полном объеме решение изготовлено 31 октября 2017

        Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Пономаренко С.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевой Е..А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края (ОГРН 1062225028018, ИНН 2225082380), г.Барнаул, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (ОГРН 1042202274036, ИНН 2225065191), г.Барнаул,  об обязании  возвратить из соответствующего бюджета  48 711 руб., излишне уплаченных в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду,

при  участии в заседании представителей сторон:

от истца – Красилов А.В., по доверенности №52 от 09.12.2016, паспорт;

          от ответчика- Иванова Н.М., по доверенности №16 от 27.04.2017, паспорт; Петухова Е.А., по доверенности №18 от 27.04.2017,удостоверение,

у с т а н о в и л:

          Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края (далее организация, УПФР в г.Барнауле) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края  с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (Управление Росприроднадзора) об обязании  возвратить из соответствующего бюджета  48 711 руб., излишне уплаченных в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду.

         Управление Росприроднадзора в отзыве на исковое заявление  и их представители в судебном заседаниипросят отказать  в удовлетворении заявленного требования. Полагают от деятельности УПФР в г.Барнауле  образуются отходы, поэтому на нем лежит обязанность по оплате их размещения (хранения, захоронения) за исключением твердых коммунальных отходов, плату за размещение которых вносят соответствующие операторы. Нет сведений о  видах твердых бытовых отходов, которые вывозились исполнителями  по оказанию соответствующих услуг, в том числе по бумаге и картону, которые не относятся к твердым коммунальным отходам,  возможно не все отходы бумаги и картона вывозятся и  истец в данной части  является плательщиком  за негативное воздействие на окружающую среду.  Не исключает, что УПФР в г.Барнауле  заключило договоры на оказание услуг, по которым  осуществлялись вывоз и утилизация  (захоронение) отходов без их размещения.

 В судебное заседание представитель УПФР в г.Барнауле настаивал на удовлетворении  требований.

Согласно п.1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ в редакции от  29.12.2015, действующей с 01.01.2016), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

          - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

          - сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

          -хранение, захоронение отходов производства  и потребления (размещение отходов).

           Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п.2 ст.16).

           В соответствии с п.1 ст. 16.1 Закона №7-ФЗ п лату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

           Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

           Согласно п.2 ст. 16.1 учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

           По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

           Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 (далее Критерии). Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

           Как указано, в силу п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

           Таким образом, законодательством в настоящее время с 01.01.2016 не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона N 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

          - наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

          - отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

           Контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет  Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 N 780).

         Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 февраля 2016 г. N 110 за территориальными органами  закреплены полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по  плате за размещение отходов производства и потребления.

          Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей.

          Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 разъяснено, что  характерными примерами указанных объектов IV категории являются офисные помещения, школы, детские сады и т.д.

          Освобождение, которое предусмотрено в п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, является безусловным, поскольку  объекты  IV категории наносят окружающей среде минимальный вред.

          Согласно  Письмам Росприроднадзора от 14.10.2016 N 0Д-06-01-35/21270, от  21.02.2017 N АС-06-02-36/3591 освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории.

           Заявитель принял меры  с целью освобождения от уплаты экологических платежей к получению свидетельства о постановке офисных зданий на государственной учет как  IV категории в порядке, предусмотренном ст. 69.2 Закона №7-ФЗ-  направило в  Управление Росприроднадзора заявки от 19.07.2016 на 8 объектов.

            Письмом от 28.07.2016  №3977 Управление Росприроднадзора  отказало в принятии заявок в связи с отсутствием  государственной информационной системы.

            УПФР в г.Барнауле направило письмом от 15.11.2016  аналогичные заявки на 8 объектов в  Главное управление  природных ресурсов и экологии Алтайского края.

            Письмом от 21.11.2016  №41/К/10366 указанное Главное управление  также отказало в постановке  объектов на государственный учет, так как они не  оказывают негативное  воздействие на окружающую среду и не подлежат постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

            Таким образом уполномоченным органом признано, что объекты УПФР в г.Барнаула  не относятся к  объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), а являются объектами, не  оказывающими негативное  воздействие на окружающую среду.

            Спор заключается в том,  обязан ли заявитель, не имеющий объектов негативного воздействия на окружающую среду, воспользоваться  льготами, предоставленными владельцам объектов    IV категории,  наносящими окружающей среде минимальный вред.

Суд соглашается с  УПФР в г.Барнауле, что, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют  хозяйственную деятельность с использованием объектов негативного воздействия на окружающую среду,  обязанность по внесениюплаты за такую деятельность (негативное воздействие на окружающую среду) у них отсутствует.    

Согласно ст. 16.4 Закона N7-ФЗ лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

УПФР в г.Барнауле  вносило квартальные авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 1, II, III кварталы 2016 года,  а именно за размещение отходов, что подтверждается платежными поручениями №637133 от 18.04.2016, №288715 от 18.07.2016, №794191 от 17.10.2016. Всего внесены платежи на сумму  48 711 руб.

В силу ч. 2 ст. 16.5 Закона N7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить млату, или зачету в счет будущего отчетного периода.Зачет, возврат излишне уплаченных сумм платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по письменным заявлениям лиц, обязанных вносить плату (с приложением ими документов, подтверждающих переплату и документов, необходимых для проведения сверки по платежам), по результатам рассмотрения которых принимается решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм платы.

11.01.2017 УПФР в г.Барнауле  направило  письмо в Управление Росприроднадзора с просьбой о возврате уплаченных в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов суммы платежей за 2016 год в размере: 48711,00 руб.

           Требование о возврате платежей мотивировано тем, что  УПФР в г.Барнауле не имеет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, соответственно  плату за  негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов от своей  деятельности платить не должно.

           Также указало, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

  Письмом от  10.02.2017  №1500 Управление Росприроднадзора отказало в возврате указанной суммы в связи с тем, что субъектом  Российской Федерации не утверждены единые тарифы  регионального оператора  по обращению с одним из видов отходов- твердыми коммунальными отходами, не заключены соглашения  между органами государственной власти   и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, поэтому до  утверждения  тарифов и заключения  соответствующего соглашения  плату  за размещение  твердых коммунальных отходов  должны исчислять и  уплачивать за отсутствующих регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами при  их размещении те организации, от деятельности которых возникают отходы.

Суд соглашается с заявителем, что если на объекте его деятельности  образуются отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, но при этом отсутствуют  виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях, он не  уплачивает платежи за негативное  воздействие на окружающую среду, в том числе за операторов по их  обращению и размещению. Предоставление льготы   владельцам объектов    IV категории,  наносящим окружающей среде минимальный вред, предполагает  освобождение от каких-либо платежей  и владельцев объектов, не наносящим вред окружающей среде, к которым отнесено  УПФР в г.Барнауле.

             Заявитель представил контракты на оказание услуг по  сбору, транспортированию, обработке и  утилизации  твердых бытовых отходов.  Считает состав твердых бытовых отходов и твердых коммунальных отходов одинаковым.

             К операторам  по обращению с твердыми коммунальными отходами, которыми в соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Закон № 89-ФЗ) являются индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, непосредственно УПФ в г.Барнауле не относится.

            Образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. Организация  образует отходы, но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях,  следовательно, у  заявителя объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется.

           Уплаченные УПФР в г.Барнауле платежи  не могут  быть отнесены  Управлением Росприроднадзора к  платежам за  операторов  по размещению  отходов, так как  они в установленном порядке не введены,  каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, сборы (статья 57 Конституции РФ).  Соответственно ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать за других лиц платежи, не предусмотренные Законом N 7-ФЗ и при отсутствии утвержденных тарифов, в которые должны включаться   платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Руководствуясь статьями  110 (ч.1), 110, 167-170, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд                             

Р   Е   Ш   И   Л:

           Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай возвратить Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края из соответствующего бюджета излишне внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 48 711 руб.

           Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (ОГРН 1042202274036, ИНН 2225065191), г.Барнаул в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края (ОГРН 1062225028018, ИНН 2225082380), г.Барнаул 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

           Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд,  г.Томск в течение месяца со дня принятия решения. Лицо, обжаловавшее решение в апелляционном порядке, вправе обжаловать вступившее в законную силу решение суда в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, г.Тюмень в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

 Судья                                                                                        С.П. Пономаренко