НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 24.06.2010 № А03-3305/2010


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76, тел.: (385-2) 61-92-78, 61-92-93 (факс)

http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

01 июля 2010г. Дело № А03-3305/2010

Резолютивная часть решения изготовлена 24 июня 2010г.

Полный текст решения изготовлен 01 июля 2010г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Мищенко А.А., при личном ведении протокола, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Алтайскому краю, с.Павловск, Алтайский край, к Муниципальному образовательному учреждению общего образования «Инская средняя общеобразовательная школа», с.Иня, Шелаболихинский район, Алтайский край, о взыскании 19485 руб. 56 коп.,

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, извещен,

от заинтересованного лица - не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л:

В арбитражный суд Алтайского края обратилась Межрайонная ИФНС России № 7 по Алтайскому краю к Муниципальному образовательному учреждению общего образования «Инская средняя общеобразовательная школа» о взыскании 19485 руб. 56 коп., в том числе 18341 руб. 23 коп. задолженность по единому социальному налогу за полугодие 2009г. и 1144 руб. 33 коп. пени.

Налоговый орган в представленном ранее ходатайстве в порядке ст.49 Арбитражного процессуального Кодекса РФ заявил о частичном отказе от требований в связи с оплатой задолженности учреждением. С учетом уточнений налоговый орган просит взыскать с заинтересованного лица 8321 руб. 05 коп., в том числе 3156 руб. 07 коп. задолженность по единому социальному налогу за полугодие 2009г. в Федеральный бюджет РФ, 2446 руб. 05 коп. задолженность по единому социальному налогу за полугодие 2009г. в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РФ, 1574 руб. 60 коп. задолженность по единому социальному налогу за полугодие 2009г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ и 1144 руб. 33 коп. пени.

Согласно ст.49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Исследовав материалы дела, суд принимает частичный отказ от требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц и в соответствии с п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ прекращает производство по делу в данной части.

Представители сторон в судебное заседание не явились, согласно ст.123 Арбитражного процессуального Кодекса РФ о времени и месте заседания извещены надлежащим образом.

В судебном заседании установлено, что заявитель не исполнил определение суда от 20.05.2010г., сверку расчетов по ЕСН с учреждением не представил.

Для исполнения определения суда и представления истребованных документов, в соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального Кодекса РФв судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 30 мин. 24 июня 2010г..

После перерыва заседание продолжено.

Налоговый орган определение суда не исполнил, иных ходатайств, заявлений, пояснений по делу не представил.

В соответствии со ст.ст. 123, 156, 215 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей сторон.

Исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, проверив расчеты, суд установил следующие обстоятельства.

Муниципальное образовательное учреждение общего образования «Инская средняя общеобразовательная школа» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, в соответствии со ст.19 Налогового Кодекса РФ является налогоплательщиком и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23, статьи 80 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно части 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ учреждение, как лицо, производящее выплаты физическим лицам, является плательщиком единого социального налога.

В соответствии со ст.240 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Статьей 243 НК РФ предусмотрено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

Заинтересованным лицом представлена налоговая отчетность по единому социальному налогу за полугодие 2009г., согласно декларации сумма налога подлежащая к уплате в бюджет составляет 39356 руб. 00 коп., в том числе 25949 руб. 00 коп. в Федеральный бюджет РФ, 8650 руб. 00 коп. в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РФ, 4757 руб. 00 коп. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Согласно выписки из лицевого счета представленной налоговым органом в материалы дела, учреждение в установленный срок в полном объеме единый социальный налог за полугодие 2009г. не уплатило, задолженность с учетом уточнений составила 7176 руб. 72 коп., в том числе 3156 руб. 07 коп. в ФБ РФ, 2446 руб. 05 коп. в ТФОМС РФ, 1574 руб. 60 коп. ФФОМС РФ.

За несвоевременную уплату единого социального налога за полугодие 2009г. инспекцией в соответствии со ст.75 Налогового Кодекса РФ начислены пени в сумме 1144 руб. 33 коп., в том числе 995 руб. 64 коп. в ФБ РФ за период с 15.07.2009г. по 12.02.2010г., 58 руб. 23 коп. в ФФОМС РФ за период с 16.07.2009г. по 29.10.2009г., 90 руб. 46 коп. в ТФОМС РФ за период с 16.07. 2009г. по 29.10.2009г..

В соответствии со ст.ст. 69,70 Налогового Кодекса РФ инспекцией выставлено требование об уплате налога, пени № 15862от 25.08.2009г..

В связи с неисполнением указанного требования в установленный срок налоговая инспекция на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения налога.

Положения ст.215 Арбитражного процессуального Кодекса РФ предусматривают, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В ходе судебного разбирательства от Муниципального образовательного учреждения общего образования «Инская средняя общеобразовательная школа» поступил отзыв, в котором заинтересованное лицо пояснило, что суммы единого социального налога за полугодие 2009г. оплачены в установленные сроки в полном объеме. В обоснование доводов налогоплательщик представил оригиналы заявок на кассовый расход с отметкой Федерального казначейства об исполнении, в том числе по ЕСН в ФБ на сумму 25949 руб. 00 коп. - заявка на кассовый расход № 117 от 08.06.2009г. на сумму 17252 руб. 00 коп., заявка на кассовый расход № 125 от 08.06.2009г. на сумму 630 руб. 00 коп., заявка на кассовый расход № 144 от 08.07.2009г. на сумму 7949 руб. 00 коп., заявка на кассовый расход № 162 от 31.07.2009г. на сумму 118 руб. 00 коп.; по ЕСН в ТФОМС на сумму 8650 руб. 00 коп. - заявка на кассовый расход № 121 от 08.06.2009г. на сумму 5750 руб. 00 коп., заявка на кассовый расход № 129 от 08.06.2009г. на сумму 210 руб. 00 коп., заявка на кассовый расход № 148 от 08.07.2009г. на сумму 2650 руб. 00 коп., заявка на кассовый расход № 166 от 31.07.2009г. на сумму 40 руб. 00 коп.; по ЕСН в ФФОМС на сумму 4758 руб. 00 коп. - заявка на кассовый расход № 122 от 08.06.2009г. на сумму 3163 руб. 00 коп., заявка на кассовый расход № 130 от 08.06.2009г. на сумму 116 руб. 00 коп., заявка на кассовый расход № 149 от 08.07.2009г. на сумму 1457 руб. 00 коп, заявка на кассовый расход № 167 от 31.07.2009г. на сумму 22 руб. 00 коп.

Изучив представленные учреждением доказательства суд приходит к следующему.

Налогоплательщиком является учреждение, финансирование которого осуществляется за счет бюджетных средств.

Расчетными документами в бюджетных организациях являются платежные поручения, на их основании осуществляются операции по списанию и зачислению средств в учреждении Центрального банка Российской Федерации. Платежные поручения оформляются в соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" с учетом требований, установленных совместным Положением Центрального банка Российской Федерации и Минфина Российской Федерации от 13.12.2006 N 298-П/173н "Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства", и приказом N 8н (п. 1.2 приказа N 8н).

Согласно пункту 2.1.1 приказа N 8н для осуществления кассовых выплат получатели средств федерального бюджета представляют в органы Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе заявку на кассовый расход. Казначейство после проверки заявки на кассовый расход на соответствие установленным требованиям принимает ее к исполнению.

В соответствии с абзацами 1, 2 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 указанной статьи с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий расчетный счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Содержание данных норм свидетельствует о том, что законодатель считает обязанность по уплате налогов исполненной при условии предъявления налогоплательщиком платежного поручения в учреждение банка в случае реальной возможности поступления денежных средств в бюджет.

Финансирование деятельности Муниципального образовательного учреждения общего образования «Инская средняя общеобразовательная школа», являющегося бюджетным учреждением, происходит через бюджетные счета, открытые в органах федерального казначейства.

Таким образом, для бюджетного учреждения основанием проведения операций по кассовым выплатам из федерального бюджета является заявка на кассовый расход.

Кроме того, суд обращает внимание, что в представленных учреждением заявках на кассовый расход имеется отметка Федерального казначейства об исполнении и дата исполнения.

При таких обстоятельствах, суд всесторонне оценив представленные сторонами доказательства в обоснование своих требований и возражений, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Муниципального образовательного учреждения общего образования «Инская средняя общеобразовательная школа» 7176 руб. 72 коп. задолженности по единому социальному налогу за полугодие 2009г..

Налоговый орган в представленном заявлении также просит взыскать с учреждения пени в размере 1144 руб. 33 коп. за несвоевременную уплату ЕСН за полугодие 2009г..

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу главы 11 Налогового Кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Налоговое обязательство представляет собой юридическую обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог и сбор, установленный законом. Неуплата налога и сбора в срок должна быть компенсирована полным погашением образовавшейся задолженности и возмещением понесенного государством ущерба, возникшего из-за несвоевременного внесения налога и сбора. В качестве компенсации потерь, понесенных государством в результате задержки поступления сумм в бюджет, выступает пеня.

Поскольку суд по вышеуказанным доводам признал требования инспекции о взыскании задолженности с заинтересованного лица по ЕСН за полугодие 2009г. необоснованными, учитывая своевременную оплату учреждением налога, положения ст. 75 НК РФ, требования о взыскании пени в сумме 1144 руб. 33 коп. также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 27, 29, 49, 65, 110, 123, 150 (4), 156, 167-176, 212-216, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

В части взыскания с Муниципального образовательного учреждения общего образования «Инская средняя общеобразовательная школа», с.Иня, Шелаболихинский район, Алтайский край, в пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Алтайскому краю, с.Павловск, Алтайский край, 11164 руб. 51 коп. задолженности по единому социальному налогу за полугодие 2009г. в Федеральный бюджет РФ, производство по делу прекратить, в связи с отказом заявителя от требований.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в установленный законом месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г.Томск), через арбитражный суд Алтайского края.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень), через арбитражный суд Алтайского края.

Судья А.А. Мищенко