НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 20.10.2022 № А03-7670/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                        Дело № А03-7670/2022

26 октября  2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября  2022 года

В полном объеме решение изготовлено 26 октября  2022 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Трибуналовой О.В.,  при  ведении использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания секретарем Кондратьевой П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению краевого государственного бюджетного  учреждения  здравоохранения  «Центральная  районная  больница  г. Змеиногорска»,  г. Змеиногорск  Алтайского края  (ОГРН 1022200728989,  ИНН 2206000858),  к  Территориальному   фонду   обязательного   медицинского страхования Алтайского края,  г. Барнаул  (ОГРН 1022200906903,  ИНН 2221002257),   о признании недействительным и отмене  акта № 107 выездной плановой комплексной проверки использования средств    обязательного медицинского страхования в КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска»  от 07.12.2021  в части, с привлечением к участию в деле  в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,    Министерства  здравоохранения Алтайского края,

при участии:

от заявителя – не явился, уведомлен;

от заинтересованного лица –  Потаповой Е.В. (паспорт, доверенность №1-Д от 11.01.2021, диплом рег. номер 445 от 29.04.1994);

от третьего лица - не явился, уведомлен,

У С Т А Н О В И Л:

           краевое государственное бюджетное  учреждение  здравоохранения  «Центральная  районная  больница  г. Змеиногорска»  (далее – КГБУЗ «Центральная  районная  больница  г. Змеиногорска»,  Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее - Фонд) о признании  недействительным  акта   № 107 от  07.12.2021    выездной  плановой  комплексной  проверки  использования средств обязательного медицинского страхования в части начисления штрафа за нецелевое расходование денежных средств на выплаты отпускных и компенсаций за неиспользованные отпуска сотрудникам, принимающим участие в оказании медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в части: возврата в  бюджет Фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края средства, в размере 435 468,67 руб.,  снижении  размера штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС на сумму 88 178,97 руб. (с учетом уточнения).

           Не отрицая факта нецелевого расходования денежных средств на выплаты отпускных и компенсаций за неиспользованные отпуска сотрудникам, принимающим участие в оказании медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией COVID-19, Учреждение в обоснование заявленных требований указало, что сумма начисленных штрафных санкций в размере 88 178,97 руб. нарушает принцип соразмерности, выражающий требования справедливости при привлечении к ответственности, поскольку у учреждения отсутствовал умысел на совершение правонарушения, тяжких последствий, учреждение независимо от своей воли должно было выполнить обязательства перед своими работниками.  Спорные денежные средства  в сумме 435 468,67 руб. в добровольном порядке были  возвращены Учреждением, что подтверждается платежными  поручениями № 27667 от 16.12.2021, №27666 от 16.12.2021, № 33947 от 16.12.2021.

         Фонд в отзыве на заявление просил отказать в его удовлетворении, указал на законность и обоснованность акта № 107 от  07.12.2021   в оспариваемой части.

            К участию в деле  в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечено   Министерство  здравоохранения Алтайского края.

          Заявитель, третье лицо   в судебное заседание не явились,  в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены  надлежащим образом, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие их представителей.

           В судебном заседании представитель заинтересованного лица просила отказать в удовлетворении заявления.

           Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

           В ходе проверки, проведенной специалистами Фонда в период с 08 ноября по 07 декабря  2021 г., установлено, что в проверяемом периоде с 01.10.2019 по 30.09.2021 КГБУЗ «Центральная  районная  больница  г. Змеиногорска» средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) использованы не по целевому назначению, а именно расходованы на затраты, подлежащие оплате из других источников: на выплаты отпускных сотрудникам в части стимулирующих выплат за участие в оказании медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в размере 435 468,67  руб.  за 9 месяцев  2021.

            По результатам проверки был составлен акт № 107 от 07.12.2021 выездной плановой комплексной проверки использования средств ОМС в КГБУЗ Центральная  районная  больница  г. Змеиногорска», которым Фонд потребовал от Учреждения:

        - возвратить в бюджет Фонда средства в размере 835 477,16 руб. (в том числе 435 468,67 руб.),

          -за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, уплатить в бюджет Фонда штраф в размере 128 179,82 руб. (в том числе 88 178,97 руб., что составляет 10% от 881 789,67 руб.).

Не согласившись с актом проверки в части размера штрафа и возврата денежных средств, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению  в части по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ).

В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ, а также подпунктом 12 абзаца второго пункта 3.1. Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Алтайского края, утвержденного постановлением Адми­нистрации Алтайского края от 04.02.2011 № 48, (далее - Положение о ТФОМС), Фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

В силу части 6 статьи 14 Федерального закона № 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ  и пунктом 8.11. договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действовавшего в проверяемом периоде  2021 года (далее - Договор), медицинская организация обязана использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьями 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении полномочий по обеспечению прав граждан в сфере ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, переданных Российской Федерацией для осуществления органам государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, в том числе утверждение терри­ториальных программ обязательного медицинского страхования, соответству­ющих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС (далее - субвенция) (пункт 1 части 1, часть 2 статьи 6 Федерального закона № 326-ФЗ).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ в рамках базовой программы ОМС структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату и начисления на оплату труда.

В проверяемом периоде объем гарантированного бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС на территории Алтайского края устанавливался территориальными программами обяза­тельного медицинского страхования (далее - территориальные программы ОМС), являющимися составными частями Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2019 № 545), Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (постановление Правительства Алтайского края от 30.12.2020 № 577).

Согласно территориальной программе ОМС структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату и начисления на оплату труда.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой рас­чета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включает в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Согласно методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (пункт 192 раздела XII Правил обя­зательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н (далее - Правила ОМС)) в расчет тарифа на оплату медицинской помощи включаются затраты медицинской организации, непо­средственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потреб­ляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицин­ской услуги).

Согласно пунктам 196, 206 Правил ОМС затраты на оплату труда и начис­ления на выплаты по оплате труда определяются в соответствии с действующей системой оплаты труда.

В соответствии с Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 (далее - Постановление № 415), а также Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Феде­рации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской по­мощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 (далее - Постановление № 484), в 2020 году осуществлялись выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнитель­ную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также за вы­полнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосред­ственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Финансирование указанных стимулирующих выплат осуществлялось за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Данные стимулирующие выплаты, полученные медицинскими работни­ками в соответствии с Постановлениями № 415 и № 484, включались в размер среднего заработка медицинских работников и учитывались при расчете вы­плат к отпуску в соответствии со статьей 39 Трудового кодекса Российской Федерации.

Источником финансирования расходов, связанных с оплатой отпусков медицинских работников и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, за особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели, согласно распоряжениям Правительства РФ от 05.12.2020 № 3230-р, от 01.07.2021 № 1792-р также являлись иные межбюджетные трансферты из фе­дерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Правила предоставления указанных иных межбюджетных трансфертов устанавливались постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.07.2020 № 998, от 07.07.2021 № 1124.

Следовательно, расходы на увеличение выплат, рассчитываемых исходя из размера средней заработной платы, не предусмотрены в субвенциях, предо­ставляемых из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС, в тарифах на оплату медицинской помощи и территориальной программой ОМС, и не могут быть оплачены за счет средств обязательного ме­дицинского страхования, получаемых медицинскими организациями по дого­ворам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.

Аналогичные разъяснения приведены в письме Федерального фонда ОМС от 15.06.2020 № 7858/21/и.

Между тем, в ходе выездной плановой комплексной проверки использования средств ОМС в КГБУЗ «Центральная  районная  больница  г. Змеиногорска» Фондом установлено, что в проверяемом периоде за счет средств ОМС производились выплаты отпускных в части стимулирующих выплат за участие в оказании медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подлежащие оплате за счет средств иных межбюджетных трансфертов в рамках Постановлений № 415, № 484,   за  9 месяцев 2021   в размере  881 789,67  руб.

В ходе проверки медицинской организацией было предоставлено документальное подтверждение о возмещении данных расходов в сумме 446 321 руб. за счет средств соответствующего бюджета на лицевой счет по движению средств ОМС.

Оставшаяся сумма расходов на оплату медицинским работникам отпускных в части стимулирующих выплат за участие в оказании медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подлежащих возврату в бюджет Территориального фонда, составила  435 468,67 руб. (881 789,67   руб. - 446 321  руб.).

Денежные средства  в сумме 435 468,67 руб. в добровольном порядке были  возвращены Учреждением, что подтверждается платежными  поручениями № 27667 от 16.12.2021, №27666 от 16.12.2021, № 33947 от 16.12.2021.

         В рассматриваемом случае перечисление в бюджет указанных средств фактически будет означать не их возврат, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, не предусмотренных законодательством. Поскольку фактически денежные средства будут вновь возвращены опосредовано через ФОМ в бюджет. Следовательно, произойдет двойное перечисление спорных сумм, возврат первоначально перечисленных сумм для заявителя не возможен, что свидетельствует о двойной ответственности для заявителя, что не предусмотрено действующим законодательством. Сам по себе факт возврата спорных денежных средств не свидетельствует о том, что денежные средства являлись нецелевыми (Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2020 № 304-ЭС20-4520).

С учетом изложенного требования  заявителя  о признании  недействительным    акта проверки № 107  от  07.12.2021  в части возврата в  бюджет Фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края средств  в размере 435 468,67 руб., признаются судом  обоснованными  и подлежащими удовлетворению.  

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Положениями статьи 38, части 1 статьи 147 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, то есть расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации.

Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Факт использования денежных средств в общем размере 881 789,67  руб. не по целевому назначению Учреждение не оспаривает.

В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

За использование Учреждением не по целевому назначению средств в общем размере 881 789,67  руб.  Фондом по правилам части 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ  начислен штраф в размере 88 178,97  руб. (881 789,67    х 0,1%).

КГБУЗ «Центральная  районная  больница  г. Змеиногорска»заявило о снижении суммы штрафа, указав, что у Учреждения  отсутствовал умысел на свершение  правонарушения,   иного источника финансирования для выплатыотпускных и компенсации за неиспользованные отпуска сотрудникам, принимающимучастие в оказании медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекциейCOVID-19, у Учреждения в указанный период не было. КГБУЗ «Центральная  районная  больница  г. Змеиногорска» независимо от своей воли в целях недопущениянарушения прав сотрудников в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации должно было выполнить обязательства по выплатеотпускных и компенсации за неиспользованные отпуска сотрудникам,принимающим участие в оказании медицинской помощи больным новойкоронавирусной инфекцией COVID-19.

Фонд в отзыве на заявление указал, что возможность применения обстоятельств, смягчающих ответственность медицинской организации при выявлении фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, Федеральным законом № 326-ФЗ не предусмотрена.

Штраф, предусмотренный  частью 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ, является мерой обеспечения обязательств и не должен являться средством получения прибыли, носит компенсационный характер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Предоставленная суду возможность уменьшить неустойку в случае ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств является одним из правовых способов защиты от злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть по существу способом реализации требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 № 7-О).

Исходя из правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2015 № 5-КГ14-131, учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства ГК РФ предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.

В силу пунктов 71, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса об ответственности за нарушение обязательств» (далее - постановление Пленума № 7), если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

Правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются также в случаях, когда неустойка определена законом.

Согласно пункту 73 постановления Пленума № 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 65 АПК РФ).

На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства применительно к обстоятельствам, связанным с совершением правонарушения, его характером и последствиями, степень вины Учреждения, учитывая, что КГБУЗ «Центральная  районная  больница  г. Змеиногорска»осуществляет социально значимый вид деятельности, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, суд приходит к выводу о наличии в данном случае обстоятельств,  позволяющих снизить размер примененного к заявителю штрафа до 10% от назначенного Фондом, то есть до 8 817,97 руб.

Аналогичная правовая позиция относительно возможности снижения штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договорам на оказание и оплату медицин­ской помощи по ОМС, изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2021 по делу № А27-6222/2020.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в части признания недействительным и отмене содержащегося в акте выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в Учреждении № 107 от  07.12.2021    назначенного штрафа в размере 79361 руб., а также требования возвратить 435468,67 руб.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

акт   Территориального  фонда  обязательного  медицинского   страхования  Алтайского края № 107 от  07.12.2021   выездной  плановой  комплексной  проверки признать незаконным в части назначенного штрафа в размере 79361 руб., а также требования возвратить 435468,67 руб. и отменить.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края                        в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд,  г. Томск                       в течение месяца со дня принятия решения. Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                    О.В. Трибуналова