НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 20.05.2022 № А03-2918/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                               Дело № А03-2918/2022

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено 27 мая 2022 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арефьевой А.С.,  рассмотрев в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» дело по заявлению акционерного общества «Бийский техноторговый центр «Гарант» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю о признании незаконными решений № 15624 от 13.12.2021 и № 15625 от 13.12.2021 о приостановлении операций по счетам,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Знобищева В.Р. по доверенности от 01.03.2022, диплом СГИ № 451 от 23.01.2002, паспорт,

от заинтересованного лица – Белинского Е.М. по доверенности № 05-12/22749 от 28.12.2021, диплом АГУ № 005 от 31.05.2011, паспорт,

 от третьего лица – Касько Е.Г. по доверенности № 43-06/П/2626 от 22.07.2021, диплом Омской высшей школы милиции МВД СССР № 14237 от 29.07.1987, паспорт,

У С Т А Н О В И Л:

акционерное общество «Бийский техноторговый центр «Гарант» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю (далее - Инспекция № 1) о признании незаконными решений № 15624 от 13.12.2021 и № 15625 от 13.12.2021 о приостановлении операций по счетам.

В обоснование заявленных требований указано, что основанием для принятия оспариваемых решений явилось непредставление налоговой декларации по налогу на имущество за 2020 г., однако принадлежащий Обществу на праве собственности гараж с кадастровым номером 22:65:016110:347 не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, не включен приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21.11.2019 43/Пр/110 в перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем у заявителя отсутствовали законные основания для подачи налоговой декларации по налогу на имущество в отношении указанного гаража за 2020 г., а также уплаты налога на имущество.

Инспекция № 1 в отзыве на заявление указала на законность оспариваемых решений.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, которое в отзыве на заявление указало, что гараж, принадлежащий Обществу, в 2022 году включен в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с тем, что он расположен на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания».

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои доводы и возражения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Общество состоит на учете в Инспекции № 1, применяет упрощенную систему налогообложения.

На праве собственности Обществу принадлежит объект недвижимого имущества - гаражный бокс с кадастровым номером 22:65:016110:347, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Бийск, ул. В. Ленина, д. 268.

Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 22:65:016110:347 на 2020 год, утвержденная приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от 11.10.2019 № 97, составляет 6 016 694,90 руб.

Поскольку Обществом в налоговый орган в срок до 30.03.2021 декларация по налогу на имущество за 2020 год не представлена, Инспекцией № 1 на основании статьи 76 НК РФ приняты решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика от 13.12.2021 № 15625 в АО «Российский Сельскохозяйственный банк» (счет № 40702810950002535801), от 13.12.2021 № 15624 в ООО «Краевой коммерческий Сибирский социальный банк» (№ 40702810518030000802).

Не согласившись с решениями налогового органа  от 13.12.2021 № 15625, № 15624, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Общество  применяет упрощенный режим налогообложения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает, в частности, их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны исчислять налог на имущество в отношении только тех объектов, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Алтайского края налог на имущество организаций установлен Законом Алтайского края от 27.11.2003 № 58-ЗС «О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края» (далее – Закон № 58-ЗС).

В пункте 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

После принятия закона Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, переход к определению налоговой базы в отношении указанных объектов недвижимого имущества как их среднегодовой стоимости не допускается.

Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, пункту 4 статьи 1 Закона № 58-ЗС налоговая база определяется, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, поскольку в отношении гаражей налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость, то в силу положений, содержащихся в пункте 2 статьи 346.11 НК РФ, применение упрощенной системы налогообложения не освобождает Общество от обязанности по уплате налога на имущество организаций.

Общество полагает, что упоминание гаражей в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 НК не является основанием для исчисления налога исходя из его кадастровой стоимости, поскольку гараж с кадастровым номером 22:65:016110:347 по адресу: г. Бийск, ул. В. Ленина 268 не включен в перечень объектов по налогу на имущество, налоговая база которого определяется по кадастровой стоимости за 2020 г., в соответствии с приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21.11.2019 43/Пр/110.

Действительно, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21.11.2019 43/Пр/110, спорный гараж не включен.

Между тем, в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, то есть в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяется уполномоченным органом только в отношении объектов, поименованных в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. В отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, такой перечень не формируется.

Федеральным законом от 28.11.2019 № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступившим в законную силу с 01 января 2020 года,  внесены изменения в подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, добавлены, в том числе гаражи.

Соответствующие дополнения Законом Алтайского края от 28.11.2019 № 100-ЗС «О внесении изменения в статью 1 Закона Алтайского края «О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края» внесены и в пункт 4 статьи 1 Закон № 58-ЗС.

Следовательно, законом субъекта Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, такие объекты как гаражи поименованы в законе субъекта Российской Федерации и с 01 января 2020 года подлежат обложению налогом на имущество организаций на территории Алтайского края.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Министерства финансов Российской Федерации от  25.05.2021 № 03-05-05-01/40072.

Основанием для налогообложения в рамках статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящих гаражей (в том числе имеющих различное назначение и наименование) и гаражей, входящих в состав зданий (сооружений), машино-мест, объектов незавершенного строительства, являются сведения об этих объектах, имеющиеся в ЕГРН (в том числе кадастровый номер гаража) и соответствующих первичных документах.

Таким образом, объекты недвижимого имущества подлежат обложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости при условии, что эти объекты поименованы в законе субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии со статьей 378.2 Кодекса, сведения по ним имеются в Едином государственном реестре недвижимости и по ним определена кадастровая стоимость.

Общество указало, что спорный объект недвижимости с кадастровым номером 22:65:016110:347 не является гаражом, а входит в состав здания торгового центра с кадастровым номером 22:65016110:39, что также подтверждается позицией третьего лица, изложенной в отзыве. Здание относится к объектам недвижимости, указанным в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем у Общества отсутствовала обязанность подачи налоговой декларации НПО налогу на имущество за 2020 год.  В обоснование своей позиции заявитель ссылается на те обстоятельства, что в 2020 году и в 2021 году спорный объект не был включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, а в 2022 году включен в названный перечень исходя из вида разрешенного использования земельного участка «для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1).

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу части 4 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид).

Таким образом, надлежащими доказательствами, свидетельствующими о наименовании и назначении объекта недвижимости, вопреки позиции заявителя, будут являться правоустанавливающие документы.

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости указано, наименование спорного помещения с кадастровым номером 22:65:016110:347, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Бийск, ул. Владимира Ленина, д. 268, - гаражный бокс.

В представленных третьим лицом выписках из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости также указано наименование спорного помещения – гаражный бокс (л.д. 70-71).

Кроме того, заявителем было представлено свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимости – гаражный бокс.

Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что спорный объект недвижимости является гаражом. При этом фактическое использование спорного помещения не может изменять вид объекта недвижимости, указанный в правоустанавливающих документах.

Более того, из положений Федерального закона № 218-ФЗ следует, что по заявлению собственника здания, сооружения в Единый государственный реестр недвижимости могут быть внесены изменения сведений о наименовании данных здания, сооружения или помещения либо об изменении такого наименования (если такое изменение не связано с их реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением их назначения). Сведения о наименовании здания, сооружения или помещения могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника такого объекта недвижимости при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о виде разрешенного использования такого объекта недвижимости либо одновременно с внесением сведений о виде разрешенного использования такого объекта недвижимости.

Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих изменение сведений о наименовании спорного объекта недвижимости.

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год (пункт 1 статьи 379 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять декларации в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 386 НК РФ).

 Согласно выписке Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости Обществу на праве собственности с 27.02.2003 принадлежит гаражный бокс с кадастровым номером 22:65:016110:347, назначение объекта – нежилое.

Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 22:65:016110:347 на 2020 год, утвержденная приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от 11.10.2019 № 97, составляет 6 016 694,90 руб.

Следовательно,  в целях исполнения обязанности, установленной положениями статьи 386 НК РФ, заявитель обязан был исчислять налог на имущество организаций в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 22:65:016110:347, подпадающего по действие подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и представить декларацию по налогу на имущество организаций за 2020 год.

В соответствии с пунктом 3 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в следующих случае, в том числе непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом.

Поскольку заявитель не представил в установленный срок (30.03.2021) декларацию по налогу на имущество организаций за 2020 год, что Обществом, по сути, не оспаривается,  то налоговый орган правомерно вынес оспариваемые решения о приостановлении операций по счетам заявителя в банках.

Следовательно, оспариваемые решения Инспекции № 1 являются законными и обоснованными. Принятые в соответствии с законом ненормативные акты не могут нарушать права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю № 15624 от 13.12.2021 и № 15625 от 13.12.2021 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации.

 В удовлетворении требований акционерного общества «Бийский техноторговый центр «Гарант» полностью отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                            Д.В. Музюкин