НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 19.02.2024 № А03-17093/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01,

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

Дело № А03-17093/2023

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2024 г.

В полном объеме решение изготовлено 04 марта 2024 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арефьевой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю о признании незаконным решения о внесении записи ГРН 2232200160245 от 19.05.2023 о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственностью "Комфортплюс" (ОГРН <***>, ИНН <***>), решения о внесении записи ГРН 2232200275569 от 14.08.2023 о недостоверности сведений об адресе общества с ограниченной ответственностью "Комфортплюс",

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю и общества с ограниченной ответственностью "Комфортплюс",

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 07.12.2023, удостоверение адвоката № 22/1340 от 31.07.2023,

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности № 23-2-10/001557 от 17.01.2024, диплом ААЭП № 2493 от 22.06.2012, служебное удостоверение,

от третьего лица (ООО "Комфортплюс") – ФИО4 по доверенности от 21.03.2023, удостоверение адвоката № 12/1206 от 26.09.2016,

от третьего лица (МИФНС № 14 по АК) – не явились, извещены надлежаще,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее – ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю (далее – МИФНС № 16 по Алтайскому краю, регистрирующий орган) о признании незаконными решения о внесении записи ГРН 2232200160245 от 19.05.2023 о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственностью "Комфортплюс" (далее – ООО "Комфортплюс", Общество), а также решения о внесении записи ГРН 2232200275569 от 14.08.2023 о недостоверности сведений об адресе ООО "Комфортплюс".

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является реальным руководителем ООО "Комфортплюс", которое фактически располагается по адресу: <...> зд. 104, стр.1, офис 6.

Для опровержения предположений налогового органа о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, ФИО1 было предложено не позднее 28.08.2023 явиться в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю (далее - МИФНС № 14 по Алтайскому краю), что заявитель и сделал 24.08.2023.

В ходе указанной встречи ФИО1 дал налоговому инспектору необходимые пояснения относительно адреса ООО «Комфортплюс» и подтвердил, что осуществляет функции директора в данном Обществе.

МИФНС № 16 по Алтайскому краю нарушен предусмотренный законом порядок для внесения записи о недостоверности сведений. Так, Обществу, его участнику и директору не направлялось "уведомление о недостоверности" в отношении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица,

Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о руководителе и адресе Общества являются достоверными.

Заявления заинтересованных лиц о недостоверности сведений в отношении директора ООО "Комфортплюс" в ИФНС не поступали.

Сведения об адресе Общества включены в ЕГРЮЛ в результате государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества на основании представленного заявления формы Р130014 с приложением необходимых документов, в том числе, подтверждающих правомерность использования Обществом адреса в пределах места нахождения и достоверность сведений об адресе.

МИФНС № 16 по Алтайскому краю и МИФНС № 14 по Алтайскому краю представили отзывы на заявление, в которых возражали против удовлетворения требований, указав, что в адрес регистрирующего органа поступило заявление от МИФНС № 14 по Алтайскому краю о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Комфортплюс", включенных в ЕГРЮЛ, по форме Р 34002.

На основании выявленных фактов и в соответствии с положениями пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации) внесена в ЕГРЮЛ запись от 19.05.2023 ГРН 2232200160245 о недостоверности сведений о руководителе ООО "Комфортплюс" ФИО1

В целях поддержания актуальности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также проверки достоверности сведений о месте нахождения ООО "Комфортплюс" Межрайонной ИФНС № 14 по Алтайскому краю проведен осмотр (обследование) юридического лица от 21.06.2023.

Из содержания протоколов осмотра (обследования) юридического лица ООО "Комфортплюс" от 26.04.2023, 21.06.2023 Б/Н, следует, что местонахождение ООО "Комфортплюс" по адресу: <...> зд. 104 стр. 1, офис 6 проведенным осмотром на момент составления протоколов не подтверждается.

В связи с данными обстоятельствами регистрирующим органом 14.08.2023 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2232200275569 о недостоверности сведений об адресе регистрации Общества.

Также МИФНС № 16 по Алтайскому краю указала на пропуск срока на обращение в суд в отношении записи от 19.05.2023 ГРН 2232200160245.

Выслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующие имеющие значение для дела обстоятельства.

ООО "Комфортплюс" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.12.2017 с присвоением ОГРН <***>. Адрес регистрации Общества до 04.04.2023: <...>. 04.04.2023 в ЕГРЮЛ внесена запись о новом адресе: <...> зд. 104, стр. 1, офис 6. Участниками Общества (размер долей - 50% у каждого) являются ФИО1 и ФИО5 Директором ООО "Комфортплюс" является ФИО1

03.04.2023 в адрес регистрирующего органа от МИФНС № 14 по Алтайскому краю поступило заявление по форме Р 34002 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в котором сообщалось о том, что в соответствии со статьей 92 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведен осмотр юридического адреса. Согласно протоколу осмотра от 17.03.2023 Общество не находится по юридическому адресу: <...>.

Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении налогового органа, ФИО1 заработную плату от ООО "Комфортплюс" получал в минимальном размере - 15 тыс. руб.

РСВ и 6-НДФЛ представлены на 1 человека. Исходя из представленных сведений, размер средней заработной платы составляет 15 тыс. руб., при этом факта перечисления выплаты заработной платы по счетам не установлено.

ООО "Комфортплюс" заявлено 24 вида деятельности, в том числе основной: строительство жилых и нежилых зданий (ОКВЗД 41.20).

Сайт, электронный адрес и общедоступная информация в системе 2-ГИС и иных общедоступных источниках отсутствует.

Лицензии, сертификаты, свидетельство СРО не зарегистрированы.

Недвижимое имущество, транспортные средства, земельные участки в собственности Общества отсутствуют.

Согласно анализу расчетного счета отсутствуют платежи, характерные для ведения финансово-хозяйственной деятельности: расходы на услуги связи, интернета, бухгалтерские услуги, канцелярские товары, орг. технику, клининговые услуги и прочее.

ООО "Комфортплюс" открыто 11 расчетных счетов в различных кредитных учреждениях. Согласно операциям по счетам установлено, что контрагенты, операции с которым производится по счетам, и заявленные в книгах покупок и продаж по данным АСК НДС-2, разные, что свидетельствует об отличии товарного и денежного потоков и отсутствии реального исполнения договоров, заключенных контрагентами.

Анализом представленной налоговой отчётности установлено, что при значительной выручке от реализации товаров (работ, услуг) Общество исчисляет налоги в минимальных размерах, так, например, за 4 квартал 2021 года выручка от реализации товаров составляет 642 156 067,00 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, - 22 892 руб. Общество имеет высокий уровень расходов в общей сумме доходов и налоговых вычетов по НДС - 100%.

С целью выяснения обстоятельств, связанных с деятельностью ООО "Комфортплюс", на юридический адрес Общества и на адрес места жительства учредителя/ руководителя организации в соответствии со ст. 90 НК РФ направлены повестки о вызове на допрос в качестве свидетеля от 16.05.2022 № 4151, от 22.07.2022 № 6808, от 21.03.2023 № 1758. В назначенное время свидетель не явился, письменных пояснений не представил.

В рамках проведения мероприятий налогового контроля в соответствии со статьями 31, 93.1, 88 НК РФ в адрес ООО "Комфортплюс" направлялось 86 требований по ТКС, по 75 требованиям документы представлены не в полном объеме, остальные требования налогового органа оставлены Обществом без исполнения.

В связи с наличием совокупности выявленных обстоятельств, опровергающих факт выполнения ФИО1 функции единоличного исполнительного органа, сведения в отношении данного лица недостоверны (т. 1 л.д. 53-55).

На основании данного заявления МИФНС № 16 по Алтайскому краю в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации направила по адресу юридического лица, а также в адрес руководителя и учредителей Общества уведомление от 06.04.2023 № 24-2-15/55-Н о том, что содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о руководителе ООО "Комфортплюс" ФИО1 обладают признаками недостоверности. Инспекция сообщила о необходимости представить в регистрирующий орган в течение тридцати дней с момента направления указанного требования соответствующие сведения или документы, свидетельствующие о достоверности вышеуказанных сведений. Кроме того, в уведомлении сообщается, что в случае невыполнения указанной обязанности регистрирующим органом будет внесена в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (т. 1 л.д. 63).

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Почта России, уведомление, направленное по адресу юридического лица, получено адресатом 12.04.2023 (почтовый идентификатор: 80088083196113). Уведомления, направленные по адресам места жительства ФИО1 и ФИО5, вернулись отправителю после неудачных попыток вручения (почтовые идентификаторы: 80088083196137, 80088083196120, т. 1 л.д. 57-60).

26 апреля 2023 года по электронным каналам связи в регистрирующий орган поступили документы и пояснения по факту достоверности сведений о руководителе ФИО1 в ООО "Комфортплюс".

В письме от 26.04.2023 исх. № 45 было указано, что Обществом получено уведомление от 06.04.2023 № 24-2-15/55-Н. В ответ на уведомление ФИО1 сообщил, что сведения о руководителе ООО "Комфортплюс" достоверны. В подтверждение достоверности сведений к письму были приложены: решение от 14.01.2021 № 4 единственного участника ООО "Комфортплюс" ФИО6 о назначении с 15.01.2021 ФИО1 директором Общества, решение от 15.01.2021 № 5 единственного участника ООО "Комфортплюс" ФИО6 о продаже ФИО1 доли в уставном капитале ООО "Комфортплюс" в размере 100%, договор купли-продажи доли в уставном капитале от 15.01.2021, приказ от 15.01.2021 № 3 директора Общества ФИО1 о вступлении в должность (т. 1 л.д. 61-67).

Межрайонная ИФНС № 16 по Алтайскому краю направила в личный кабинет налогоплательщика ФИО1 письмо за исх. № 24-2-15/020676@ от 04.05.2023, в котором указала, что представленные пояснения не опровергают информацию о недостоверности сведений, заявителю было предложено в срок до 19.05.2023 явиться лично в Межрайонную ИФНС № 14 по Алтайскому краю в отдел камеральных проверок № 10 для подтверждения достоверности сведений в отношении ФИО1, в том числе в части осуществления деятельности от имени юридического лица.

В письме разъяснялось, что в случае неявки в установленный срок регистрирующий орган оставляет за собой право на внесение записи о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в отношении ФИО1 (т. 1 л.д. 68).

Заявитель в предложенный срок в Межрайонную ИФНС № 14 по Алтайскому краю не явился.

Регистрирующим органом 19.05.2023 в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН 2232200160245 о недостоверности сведений о ФИО1 как о руководителе ООО "Комфортплюс" (т. 1 л.д. 69).

В целях проверки достоверности и актуальности сведений об адресе ООО "Комфортплюс", включенных в ЕГРЮЛ, главным госналогинспектором МИФНС № 14 по Алтайскому краю ФИО7 (далее - главный госналогинспектор ФИО7) осуществлен осмотра объекта недвижимости по адресу: <...> зд. 104 стр. 1, офис 6. Из протокола осмотра от 21.06.2023 следует, что по адресу: <...> зд. 104 стр. 1, расположено 1 этажное административное здание с нежилыми помещениями на 1 этаже. Признаки ведения юридическим лицом финансово-хозяйственной деятельности по адресу регистрации отсутствуют. Должностные лица, сотрудники, представители, исполнительный орган и рабочие места юридического лица по обследуемому адресу отсутствуют. Лица, располагающие информацией о местонахождении вышеуказанного общества, отсутствуют. Связь с обществом по заявленному адресу отсутствует. Местонахождение ООО "Комфортплюс" по адресу: <...> зд. 104 стр. 1, офис 6 проведенным осмотром на момент составления протокола не подтверждается.

Вход на территорию огорожен. Управляющий на территорию не пропускает (т. 1 л.д. 44).

На основании данного протокола МИФНС № 16 по Алтайскому краю направила по адресу юридического лица, а также в адрес руководителя и учредителей Общества уведомление от 26.06.2023 № 24-12-15/55-А о том, что содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об адресе ООО "Комфортплюс" обладают признаками недостоверности. Инспекция сообщила о необходимости представить в регистрирующий орган в течение тридцати дней с момента направления указанного требования соответствующие сведения или документы, свидетельствующие о достоверности вышеуказанных сведений. Кроме того, в уведомлении сообщается, что в случае невыполнения указанной обязанности регистрирующим органом будет внесена в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (т. 1 л.д. 45).

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Почта России, уведомления, направленные в адрес Общества, в адрес директора и участника ООО "Комфортплюс" ФИО1, получены адресатом (почтовые идентификаторы: 80103485636309, 80103485636286).

Уведомление, направленное в адрес участника Общества ФИО5, после неудачной попытки вручения возвращено отправителю (почтовый идентификатор: 80103485636293, т. 1 д.д. 45-48).

Никаких документов и пояснений по факту недостоверности сведений об адресе ООО "Комфортплюс" в регистрирующий орган представлено не было.

В связи с данными обстоятельствами регистрирующим органом 14.08.2023 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2232200275569 о недостоверности сведений об адресе регистрации Общества (л.д. 49).

12.09.2023 ФИО1 обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю (далее – Управление) с жалобой на действия должностных лиц МИФНС № 16 по Алтайскому краю, выразившиеся во внесении в ЕГРЮЛ записей ГРН 2232200160245 от 19.05.2023 и ГРН 2232200275569 от 14.08.2023 в отношении ООО "Комфортплюс" (т. 1 л.д. 15-17).

03.10.2023 Управление приняло решение, выраженное в письме исх. № 07-08/16247@, которым: жалоба ООО "Комфортплюс" от 12.09.2023 в части признания незаконными действий должностных лиц МИФНС России № 16 по Алтайскому краю по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о ФИО1 как о руководителе ООО "Комфортплюс" (ГРН 2232200160245 от 19.05.2023) оставлена без рассмотрения, а в части признания незаконными действий должностных лиц МИФНС № 16 по Алтайскому краю по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе ООО "Комфортплюс" (ГРН 2232200275569 от 14.08.2023) оставлена без удовлетворения (т. 1 л.д. 18-22).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества с заявлением в арбитражный суд.

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 198части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

Правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом о государственной регистрации, издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 1 Федерального закона № 129-ФЗ).

Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган) (статья 2 Закона о государственной регистрации).

Таким уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба (ФНС России) (абзац второй пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506).

Ведение государственных ресурсов осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 4 Федерального закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Пунктом 2 статьи 4 Закона о государственной регистрации на регистрирующий орган возложена обязанность по ведению Единого государственного реестра юридических лиц, который в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 129-ФЗ является федеральным информационным ресурсом.

В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной, государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

Приказом ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@ утверждены Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее – Основания).

Согласно пункту 11 Оснований мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ, проводятся регистрирующим органом или по его поручению территориальными органами ФНС России.

Пунктом 4 указанных Оснований предусмотрено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее - заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ), а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

Пунктом 6 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.10.2020 N 2498-О разъяснено, что данные законоположения, рассматриваемые во взаимосвязи с иными нормами указанного Федерального закона (в том числе пунктами 4.2 - 4.4 статьи 9, пунктом 5 статьи 11, статьей 21.1 и др.), а также нормами статьи 64.2 ГК РФ об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц направлены в том числе на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота, в котором участвуют лишь юридические лица, обладающие правоспособностью, возникающей в соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращающейся в момент внесения в указанный реестр сведений об их прекращении.

Обеспечение достоверности реестра посредством проведения проверок соответствия действительности указанных в нем сведений имеет своей целью, в том числе исключение возможности использования реквизитов зарегистрированных в ЕГРЮЛ лиц, в действительности не осуществляющих хозяйственной деятельности, в целях оформления фиктивного документооборота, для совершения противоправных действий.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом (пункт 1 статьи 53 ГК РФ).

03.04.2023 в адрес регистрирующего органа поступило заявление от МИФНС № 14 по Алтайскому краю о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, по форме Р 34002.

Проанализировав содержание данного заявления, суд приходит к выводу о том, что в нем не содержится сведений о фактах, подтверждающих, что ФИО1 является номинальным директором Общества. Напротив, из заявления следует, что Общество осуществляет деятельность, ФИО1 получает зарплату, отчетность по форме РСВ и 6-НДФЛ сдается, в ней указан один работник – ФИО1 В ответ на 75 из 86 требований, направленных в адрес Общества налоговым органом по ТКС, ФИО1 были представлены документы.

То обстоятельство, что Общество имеет высокий уровень расходов в общей сумме доходов и налоговых вычетов по НДС - 100%, может свидетельствовать о неуплате Обществом налогов, но никак не о недостоверности сведений о руководителе Общества.

В ответ на уведомление от 06.04.2023 № 24-2-15/55-Н ФИО1 в письме от 26.04.2023 сообщил, что сведения о руководителе ООО "Комфортплюс" достоверны, приложил соответствующие документы.

Ссылка заинтересованного лица на то, что ФИО1 не выполнил содержащееся в письме за исх. № 24-2-15/020676@ от 04.05.2023 требование явиться лично 19.05.2023 в МИФНС № 14 по Алтайскому краю в отдел камеральных проверок № 10 для подтверждения достоверности сведений в отношении ФИО1, судом отклоняется по следующим основаниям.

Во-первых, ни установленный в требовании срок, ни сама форма уведомления не основаны на законе. Не предусмотрена законом и возможность направления такого рода уведомлений через личный кабинет налогоплательщика.

Во-вторых, поскольку ФИО1 не подтвердил факт получения им данного письма, суд протокольным определением от 18.01.2024 предложил заинтересованному лицу представить доказательства направления ФИО1 уведомления от 04.05.2023.

Во исполнение данного требования представителем МИФНС № 16 по Алтайскому краю был представлен лист формата А4, содержащий несколько таблиц (т. 1 л.д. 135). Из письменных пояснений представителя налогового органа следует, что это - информация из подсистемы АИС "Налог-3" (Внешний информационный обмен\ Журналы\ Журнал приема сведений от ГП-З/ПС MB/JIK) об интернет-обращении (вх. № 022661 от 26.04.2023), согласно которой "Состояние обработки документа - Получен ответ на письменное обращение", "Дата получения ответа от СЭД - 04.05.2023" (т. 1 л.д. 133-134).

Между тем, из данной распечатки не представляется возможным установить, что за "ответ на письменное обращение" был направлен ФИО1

При таких обстоятельствах суд считает недоказанным факт направления ФИО1 письма за исх. № 24-2-15/020676@ от 04.05.2023. Отсутствуют также и доказательства того обстоятельства, что ФИО1 заходил в свой личный кабинет налогоплательщика в период с 04.05.2023 по 19.05.2023. Между тем, законом не установлена обязанность налогоплательщика с определенной периодичностью заходить в личный кабинет с целью проверки наличия каких-либо писем от налоговых органов.

Кроме того, факт неявки ФИО1 19.05.2023 в Межрайонную ИФНС № 14 по Алтайскому краю в отдел камеральных проверок № 10 сам по себе не может свидетельствовать о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о ФИО1 как о руководителе ООО "Комфортплюс".

В свою очередь, как уже указывалось выше, заявление МИФНС № 14 по Алтайскому краю по форме Р 34002 от 03.04.2023 не содержит фактов, подтверждающих недостоверность таких сведений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что МИФНС № 16 по Алтайскому краю неправомерно внесла в ЕГРЮЛ запись ГРН 2232200160245 от 19.05.2023 о недостоверности сведений о ФИО1 как о руководителе ООО "Комфортплюс".

Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО "Комфортплюс" зарегистрировано по адресу: <...> зд. 104, стр. 1, офис 6.

В силу пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством, в том числе, проведения осмотра объектов недвижимости.

Пунктом 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговому органу предоставлено право на обследование территории.

В целях проверки достоверности и актуальности сведений об адресе Общества, включенных в ЕГРЮЛ, главным госналогинспектором ФИО7 осуществлен осмотра объекта недвижимости по адресу: <...> зд. 104, стр. 1, офис 6.

Из протокола осмотра от 21.06.2023 следует, что местонахождение ООО "Комфортплюс" по вышеуказанному адресу проведенным осмотром на момент составления протокола не подтверждается. Вход на территорию огорожен. Управляющий на территорию не пропускает.

Таким образом, главный госналогинспектор ФИО7 даже не попал на территорию, где находится здание, в котором располагается офис Общества (при этом указал, что здание № 1, в котором находится, офис, является одноэтажным, несмотря на то, что здание двухэтажное, что следует из протокола осмотра от 26.04.2023 и приложенной к нему видеозаписи).

Из представленной видеозаписи осмотра видно, что 21.06.2023 главный госналогинспектор ФИО8 зашел на проходную территории по адресу: <...> зд. 104. На вопрос госналогинспектора о том, есть ли в здании № 1, в офисе 6 ООО "Комфортплюс", сотрудник, представившийся как "управляющий", дважды подтвердил, что такая организация "есть". На территорию главный госналогинспектор ФИО8 пропущен не был (диск, т. 1 л.д. 80).

Таким образом, видеозапись осмотра не только не отрицает факт нахождения Общества по адресу: <...> зд. 104, стр. 1, офис 6, но, напротив, подтверждает данный факт.

В обоснование своих возражений заинтересованное лицо представило протокол осмотра от 26.04.2023, составленный госналогинспектором МИФНС № 14 по Алтайскому краю ФИО9 (далее – госналогинспектор ФИО9), из которого следует, что в результате визуального осмотра установлено, что дверь в офис Общества на момент осмотра закрыта, на двери имеется вывеска ООО "Комфортплюс" с указанием ОРГН и ИНН организации и его адреса (т. 1 л.д. 50).

Видеозапись осмотра подтвердила вышеуказанные обстоятельства. Кроме того, на вопрос госналогинспектора ФИО9 о том, бывают ли здесь сотрудники ООО "Комфортплюс", сопровождающий госналогинспектора сотрудник подтвердил факт появления в офисе работников Общества (диск, т. 1 л.д. 80).

Таким образом, протокол осмотра от 26.04.2023 и видеозапись осмотра не только не подтверждает факт отсутствия Общества по адресу: <...> зд. 104, стр. 1, офис 6, а, напротив, свидетельствует о том, что Общество реально располагается по указанному адресу и осуществляет деятельность по этому адресу.

Согласно выписке из ЕГРН объект недвижимости по адресу: <...> зд. 104, стр. 1 принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Стан" (далее – ООО "Стан") (т. 1 л.д. 136-141).

В качестве подтверждения адреса юридического лица Обществом в дело представлен договор аренды нежилого помещения от 27.03.2023, заключенный между ООО "Стан" и ООО "Комфортплюс", по условиям которого Общество принимает в аренду нежилое помещение общей площадью 30 кв.м., расположенное по адресу: <...> зд. 104, стр. 1, офис 6. Стоимость аренды: 12 000 руб. в месяц. Также представлены 6 квитанций к приходным кассовым ордерам, согласно которым ООО "Комфортплюс" ежемесячно вносило в кассу ООО "Стан" по 12 000 руб. за период: апрель-сентябрь 2023 г. (т. 1 л.д. 86-92).

Таким образом, Общество реально вносило арендную плату за аренду офиса, который указан как адрес Общества.

Юридическое лицо обязано обеспечивать в соответствии с требованиями закона нахождение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица по адресу государственной регистрации для связи с юридическим лицом и получать корреспонденцию.

Факт нахождения Общества по указанному в ЕГРЮЛ адресу подтверждается и тем, что Общество получает направленную в его адрес корреспонденцию.

Так, как указывает в отзыве сама МИФНС № 16 по Алтайскому краю, уведомление от 06.04.2023 № 24-2-15/55-Н, направленное по адресу Общества, получено адресатом 12.04.2023 (почтовый идентификатор 80088083196113).

Уведомление от 26.06.2023 № 24-12-15/55-А, направленное по адресу Общества, получено адресатом 05.07.2023 (почтовый идентификатор 80103485636286).

Таким образом, в деле не имеется доказательств, подтверждающих отсутствие Общества по указанному в ЕГРЮЛ адресу, и, напротив, имеется совокупность доказательств, позволяющих суду прийти к выводу о достоверности адреса Общества, указанного в ЕГРЮЛ.

При таких обстоятельствах у МИФНС № 16 по Алтайскому краю не было оснований для внесения в ЕГРЮЛ записи ГРН 2232200275569 от 14.08.2023 о недостоверности сведений об адресе ООО "Комфортплюс".

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 3 части 4 и пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае удовлетворения требований заявителя по данной категории дел в резолютивной части решения арбитражного суда должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, следовательно, арбитражный суд должен рассмотреть вопрос о возможности принятия мер к устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Суд полагает, что в данном случае надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя будет обязание МИФНС № 16 по Алтайскому краю внести в ЕГРЮЛ государственные регистрационные записи о недействительности государственных регистрационных записей от 19.05.2023 ГРН 2232200160245 и от 14.08.2023 ГРН 2232200275569.

МИФНС № 16 по Алтайскому краю заявила о пропуске ФИО1 срока на обращение в суд в отношении записи от 19.05.2023 ГРН 2232200160245.

Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 № 4-П, от 03.02.1998 № 5-П, от 28.05.1999 № 9-П, от 11.05.2005 № 5-П, от 20.02.2006 № 1-П, от 05.02.2007 № 2-П, от 19.07.2011 № 17-П, от 22.04.2013 № 8-П и от 27.06.2013 № 15-П).

В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иными федеральными законами либо арбитражным судом.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству лица, участвующего в деле (статья 117, часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Согласно материалам дела, запись ГРН 2232200160245 была внесена в ЕГРЮЛ 19 мая 2023 года, в суд ФИО1 обратился 24 октября 2023 года.

Как следует из пояснений ФИО1, о наличии спорных записей в ЕГРЮЛ заявитель узнал 22.08.2023 из решения МИФНС № 16 по Алтайскому краю о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Ссылка налогового органа на принципы открытости и общедоступности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, и, как следствие, о наличии у заявителя объективной возможности узнать о наличии записи в ЕГРЮЛ начиная с 19.05.2023, судом отклоняется, поскольку, учитывая, что ФИО1 ответил на уведомление МИФНС № 16 по Алтайскому краю 06.04.2023 № 24-2-15/55-Н и представил соответствующие документы, учитывая, что письма от 04.05.2023 он не получал (доказательства обратного материалы дела не содержат), то у заявителя не было объективных оснований полагать, что регистрирующим органом будет внесена в ЕГРЮЛ запись о недостоверности его как руководителя ООО "Комфортплюс".

По своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.04.2021 N Ф04-679/2021 по делу N А03-4330/2020).

Доказательств того, что ФИО1 реально стало известно о внесении в ЕГРЮЛ записи от 19.05.2023 ГРН 2232200160245, и как следствие, о нарушении его прав ранее 22.08.2023, материалы дела не содержат.

Исчисленный с 22.08.2023 по части 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на обжалование решений МИФНС № 16 по Алтайскому краю на дату обращения в суд не истек, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя по причине пропуска срока на обращение в суд у суда не имеется.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 руб. подлежат взысканию с МИФНС № 16 по Алтайскому краю.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, ФИО1 уплатил по чеку-ордеру от 24.10.2023 государственную пошлину в размере 3 000 рублей (т. 1 л.д. 14).

Вместе с тем, согласно абзацу второму подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей.

Заявителем было заявлено два требования, госпошлина при этом составляет 600 руб.

В связи с этим излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 2 400 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 19.05.2023 ГРН 2232200160245 о недостоверности сведений о лице, имеющем право действовать от имени общества с ограниченной ответственностью "Комфортплюс", а также решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 14.08.2023 ГРН 2232200275569 об адресе общества с ограниченной ответственностью "Комфортплюс" полностью незаконными как несоответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю внести в Единый государственный реестр юридических лиц государственные регистрационные записи о недействительности государственных регистрационных записей от 19.05.2023 ГРН 2232200160245 и от 14.08.2023 ГРН 2232200275569.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю в пользу ФИО1 600 руб. судебных расходов.

Возвратить ФИО1 из федерального бюджета 2 400 руб. излишне оплаченной государственной пошлины (чек-ордер от 24.10.2023).

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Д.В. Музюкин