АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул
Дело № А03-7421/2013
16 июля 2013 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Трибуналовой О.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к индивидуальному предпринимателю Федотченко Анатолию Андреевичу (ИНН 225801145340, ОГРН 306223512300041), с.Михайловское Михайловского района Алтайского края, о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова представителей сторон, извещенных о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Федотченко Анатолию Андреевичу (далее по тексту - предприниматель) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано нарушением предпринимателем лицензионных требований.
Усмотрев в заявлении Управления признаки, предусмотренные частью 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), Арбитражный суд Алтайского края определением от 17.05.2013 принял заявление к производству в порядке упрощенного производства и установил сроки для представления лицами, участвующими в деле доказательств по делу, отзыва на заявление, возражений и доказательств в обоснование своей позиции.
В силу части 6 статьи 228 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства протоколирование с использованием средств аудиозаписи не ведется, протокол в письменной форме не составляется.
С учетом положений части 1 статьи 121 Кодекса лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются извещенными надлежащим образом, если ко дню принятия решения арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленной ему в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Заявитель и заинтересованное лицо о рассмотрении настоящего дела в порядке упрощенного производства извещены надлежаще, что подтверждается отметками о получении соответствующего определения на почтовых уведомлениях.
Согласно части 2 статьи 226 АПК РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков (часть 5 статьи 228 АПК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
Определением от 17.05.2013 о принятии заявления к производству в порядке упрощенного производства арбитражный суд предложил лицам, участвующим в деле в срок до 07 июня 2013 года представить все имеющиеся доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых основано заявление, письменный мотивированный отзыв на заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований; в срок до 02 июля 2013 года направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На момент рассмотрения настоящего дела от заинтересованного лица отзыва с возражениями на заявление и других доказательств не представлено.
Все поступившие в арбитражный суд от заявителя доказательства и иные документы размещены на официальном сайте Арбитражного суда Алтайского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Из материалов дела следует, что Федотченко Анатолий Андреевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ИНН 225801145340, ОГРН 306223512300041).
07.05.2013 сотрудником Рубцовского отдела УМАП, АТ и АДН Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании распоряжения от 17.04.2013 № 22_000477/31001 проведена, согласованная с прокуратурой Алтайского края (решение от 17.04.2013), внеплановая проверка индивидуального предпринимателя Федотченко А.А., владеющего лицензией на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом № 22-АСС-3005537 от 02.04.2007, в ходе которой выявлены и отражены в акте проверки от 07.05.2013 № 22_000477/31001 нарушения предпринимателем лицензионных требований и условий, а именно:
- в нарушение пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; подпункта «з» пункта 4 Положении «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280 (далее – Положение о лицензировании); пункта 2.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, предпринимателем не проводится послерейсовый медицинский осмотр водителей;
- в нарушение подпункта «з» пункта 4 Положения о лицензировании, абзаца 3 части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ и пункта 7 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, пункта 2.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2; пункта 2.3.6 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, предпринимателем нарушается график труда и отдыха водителей, а именно: согласно табелю рабочего времени за февраль 2013 водитель Ефменко Н.В. отработал 175 часов - сверх норматива 24 часа (при учете рабочего времени нормативная месячная продолжительность рабочего времени в феврале 2013 года составила 151 час.); согласно табелю рабочего времени за март 2013 (при учете рабочего времени нормативная месячная продолжительность рабочего времени в марта 2013 года составила 159 час.) водитель Кузнецов В.В. отработал 178,5 часов - сверх норматива 19,5 часов, водитель Карнаков К.Я. отработал 171,5 часов (сверхурочно 12,5 часов), водитель Ефименко Н..В. отработал 160 часов (сверхурочно 1 час.); предпринимателем при учете рабочего времени в путевых листах не проставляется время перерыва для отдыха и питания, не отмечается фактически отработанное время, в связи с чем продолжительность ежедневной работы (смены) водителей по фактическому времени выезда и заезда автомобиля на место стоянки превышает более 12 часов, что подтверждается табелем учета рабочего времени за февраль и март 2013 года и путевыми листами: № 156 от 01.03.2013 – водитель Ефименко Н.В., № 157 от 01.03.2013 - водитель Федотченко А.А., № 177 от 10.03.2013 – водитель Кузнецов В.В.;
- в нарушение подпункта «и» пункта 4 Положения о лицензировании; подпункта 2 пункта 6 раздела II, пункта 13 раздела III приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»; Указаний по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, предпринимателем путевые листы заполняются с нарушениями: в путевых листах автобусов в государственном регистрационном знаке транспортного средства не проставлен номер региона Российской Федерации (Алтайский край – 22), не проставляется уполномоченным лицом дата и время при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и заезде на постоянную стоянку, что подтверждается путевыми листами: № 156 от 01.03.2013, № 157 от 01.03.2013, № 177 от 10.03.2013.
По данному факту 07.05.2013 государственным инспектором Рубцовского отдела УМАП, АТ и АДН Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта составлен протокол № 30 об административном правонарушении (серия АКУ № 003318), согласно которому предпринимателем совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из указанного протокола, предприниматель с выявленными нарушениями согласился, указал, что нарушения будут устранены.
Изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Индивидуальный предприниматель Полянский А.С. осуществляет деятельность на основании лицензии № 22-АСС-305732 от 12.10.2011, сроком действия до 16.10.2016.
Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В свою очередь, под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Основные требования к деятельности организаций и водителей – предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения содержатся в Положении «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (ред. от 02.04.2012) и действовавшем на момент совершения правонарушения.
Подпунктами «з», «и» пункта 4 указанного Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (п.п. «з»); соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (п.п. «и»).
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Пунктом 4 статьи 20 вышеуказанного Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Согласно пункту 4 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В соответствии с пунктом 6 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
В нарушение указанных положений предпринимателем нарушается график труда и отдыха водителей (продолжительность рабочего времени водителей в феврале и марте 2013 года превышает нормативную месячную продолжительность рабочего времени), при учете рабочего времени в путевых листах не проставляется время перерыва для отдыха и питания, не отмечается фактически отработанное время; путевые листы (№ 156 от 01.03.2013, № 157 от 01.03.2013, № 177 от 10.03.2013) заполняются с нарушениями: в путевых листах автобусов в государственном регистрационном знаке транспортного средства не проставлен номер региона Российской Федерации (Алтайский край – 22), не проставляется уполномоченным лицом дата и время при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и заезде на постоянную стоянку.
Выявленные в ходе проверки нарушения лицензионных требований подтверждаются материалами дела и не оспариваются предпринимателем в протоколе об административном правонарушении.
Следовательно, не соблюдение предпринимателем требований проведения послерейсовых медицинских осмотров, режима труда и отдыха водителей, заполнения путевых листов, в указанный выше период является нарушением лицензионных условий.
При указанных обстоятельствах, несоблюдение вышеперечисленных правил со стороны предпринимателя является нарушением лицензионных условий.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вина предпринимателя в форме неосторожности подтверждается материалами дела, поскольку он предвидел возможность наступления вредных последствий своего бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий (либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть).
Вместе с тем суд отмечает, что срок привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, составляет три месяца со дня совершения правонарушения.
Таким образом, к настоящему времени срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности в части нарушений режима труда и отдыха водителей, заполнения путевых листов, истек, что подтверждается материалами дела.
В силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, суд отказывает административному органу в удовлетворении требований в части привлечения предпринимателя за нарушения требований по соблюдению режима труда и отдыха водителей и заполнения путевых листов.
Суд считает, что предприниматель подлежит привлечению к административной ответственности за допущенное нарушение лицензионных требований и условий - не соблюдение требований по проведению послерейсовых медицинских осмотров водителей.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Факт совершения правонарушения – не соблюдение требований по проведению послерейсовых медицинских осмотров водителей установлен материалами дела и оспаривается предпринимателем.
Нарушений процессуальных норм в ходе привлечения предпринимателя к административной ответственности Управлением не допущено.
Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Часть 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Принимая во внимание, что материалы дела не содержат доказательств совершения предпринимателем ранее административных правонарушений, допущенные предпринимателем нарушения лицензионных требований и условий не причинили вреда, имущественного ущерба и не повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, арбитражный суд назначает предпринимателю административное наказание в виде предупреждения.
В рассматриваемом случае указанный вид административного наказания, по мнению суда, сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Руководствуясь статьями 202-206, 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Федотченко Анатолия Андреевича, 19.10.1954 года рождения, уроженца с.Кирилловка Володарского района Кокчетавской области Республики Казахстан, зарегистрирован по адресу: ул.Некрасова,35 с.Михайловское Михайловского района Алтайского края, ИНН 225801145340, ОГРНИП 306223512300041, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г.Томск в срок не превышающий десяти дней со дня его принятия, в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.В. Трибуналова