НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 14.09.2010 № А03-10827/2010

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Барнаул

15сентября 2010 года

Дело № А03-10827/2010

Резолютивная часть решения оглашена 14.09.2010г.

В полном объеме решение суда изготовлено 15.09.2010г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Дружининой Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ларичихинский леспромхоз», с.Ларичиха

к Управлению лесами Алтайского края, г.Барнаул

о признании незаконным и отмене постановления от 04.08.2010г. №07-1-21/347 о назначении административного наказания,

при ведении протокола судьей Дружининой Н.М.,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Овсянниковой Т.А., доверенность от 11.01.2010г.,

от заинтересованного лица – Чаркиной А.С., доверенность от 11.01.2010г., Безугляка В.В., доверенность от 10.03.2010г.,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Ларичихинский леспромхоз», с.Ларичиха (далее – заявитель, Общество, ОАО «Ларичихинский леспромхоз») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления лесами Алтайского края (далее – Управление) от 04.08.2010г. №07-1-21/347 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 2 статьи 8.25, частью 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований указало на допущенные в ходе административного производства процессуальные нарушения, выразившиеся в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя Общества и с нарушением сроков его составления. Управлением нарушен срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ. Кроме того, наличие в действиях Общества составов вменяемых правонарушений считает недоказанным.

Управление в отзыве на заявление указало на отсутствие оснований для отмены оспариваемого постановления. По его мнению, при составлении протокола об административном правонарушении от 02.07.2010г. №07-1-21/347 нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену постановления о назначении административного наказания, Управлением допущено не было. Заявитель был уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении 21.06.2010г. уведомлением от 17.06.2010г. № 03-22-271, направленным адресату заказным письмом № 65605626121916. Поскольку вмененные заявителю правонарушения относятся к административным правонарушениям в области окружающей среды, срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год. Наличие в действиях составов вменяемых Обществу административных правонарушений подтверждается материалами дела.

В судебном заседании представитель Управления пояснил, что при проверке соблюдения условий договора аренды было выявлено, что Обществом не убраны и не сожжены порубочные остатки в квартале №2, выделе №12, делянке №3 и в квартале №2, выделе №5,18, делянке №2 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества. Общество допустило нарушения требований подпункта «б» пункта 3 и подпункта «в» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. №417, пункта 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007г. №184, подпункта «б» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007г. №414, пунктов 3.4.14, 3.4.15, 3.4.34 Договора, а также порядок осуществления рубок насаждений. В действиях Общества содержатся составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 2 статьи 8.25, частью 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, статьей 8.32 КоАп РФ.

Представитель Общества наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.25 КоАП РФ, оспаривал, поскольку нарушение Правил рубки им допущено не было. Пояснил, что уведомление о вызове на составление протокола об административном правонарушении Общество не получало. Местом нахождения заявителя является с.Ларичиха, тогда как на имеющемся в материалах дела уведомлении стоит штемпель с.Тальменка.

Для представления Управлением доказательств вручения почтового уведомления заявителю, в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.09.2010г. до 12 час. 00 мин.

В продолженном после перерыва судебном заседании представитель заявителя представил суду справку Отделения почтовой связи, согласно которой доставка почтовых отправлений на имя Общества осуществляется работниками Отделения почтовой связи по его местонахождению.

Представитель Управления в судебное заседание 14.09.201ё0г. не явился, доказательства надлежащего уведомления Общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не представил.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ОАО «Ларичихинский леспромхоз» является арендатором участка лесного фонда в соответствии с договором аренды участка лесного фонда от 30.12.2008г. №П-15/1.

На основании указанного Договора и в соответствии с поданными лесными декларациями от 26.06.2009г. и 16.09.2009г. Общество в июле-октябре 2009г. осуществляло заготовку и вывозку древесины в лесосеках, расположенных в квартале №2, выделе № 12, делянке № 3 и в квартале №2, выделе №5,18, делянке №2 Инского участкового лесничества Ларичихинского  лесничества.

Окончание пожароопасного периода 2009г. с 02.11.2009г. установлено Приказом управления лесами Алтайского края от 02.11.2009г. №162.

Начало пожароопасного периода 2010г. установлено с 20.04.2010г. Приказом управления лесами Алтайского края от 20.04.2010 № 73.

21.05.2010г. в ходе проверки соблюдения условий Договора на вышеуказанных лесосеках должностными лицами Управления выявлено, что порубочные остатки на площади 10га уложены в кучи, но не сожжены до начала пожароопасного сезона 2010г.

Таким образом, Общество при проведении работ по заготовке древесины в квартале № 2,выделе № 12, делянке № 3 и в квартале № 2, выделе №  5, 18, делянке № 2 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества допустило нарушения требований подпункта «б» пункта 3 и подпункта «в» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. №417, пункта 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007г. №184, подпункта «б» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007г. №414, пунктов 3.4.14, 3.4.15, 3.4.34 Договора, а также порядок осуществления рубок насаждений.

По данному факту в отношении Общества 02.07.2010г. составлен протокол об административном правонарушении № 07-1-21/347.

На основании указанного протокола и материалов проверки заместителем начальника Управления лесами Алтайского края Шершневым В.И. 04.08.2010г. вынесено постановление № 07-1-21/347, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25, части 2 статьи 8.25, части 4 статьи 8.25, части 1 статьи 8.31, статье 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в пределах санкции статьи 8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Полагая, что имеются основания для отмены вышеуказанного постановления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

Суд находит заявленные требования обоснованными в силу следующего.

В силу подпункта «в» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Кроме того, согласно части 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ, подпункту «б» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

Согласно пункту 5 Правил пожарной безопасности в лесах, указанные в подпункте «б» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков.

Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды утверждены Приказом Минсельхоза России от 16.12.2008г. №532. В силу пункта 3 указанных Требований меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров заключаются в числе прочих и в снижении природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, своевременного проведения санитарных рубок, очистки лесов от захламленности и очистки лесосек от порубочных остатков.

Как следует из материалов дела Общество в июле - октябре 2009г. осуществляло заготовку и вывозку древесины в лесосеках, расположенных в квартале № 2 выделе № 12 делянке № 3 и в квартале № 2 выделе № 5, 18 делянке № 2 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества. При очистке мест рубок порубочные остатки на площади 10га были уложены в кучи, но не сожжены до начала пожароопасного сезона 2010 года, что является нарушением подпункта «б» пункта 3 и подпункта «в» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах.

Нарушение Правил пожарной безопасности образует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.32 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек.

В нарушение требований подпункта «б» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах РФ, Общество при заготовке древесины не выполнило работы по очистке мест рубок от порубочных остатков путем их сжигания.

Нарушение Обществом Правил санитарной безопасности в лесах РФ влечет административную ответственность по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ.

В силу пункта 61 Правил заготовки древесины очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины одним из нескольких способов, в том числе, сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период.

Из материалов дела следует, что Общество при очистке лесосеки выполнило работы по сбору порубочных остатков в кучи, но не произвело сжигание куч порубочных остатков до начала пожароопасного сезона, чем нарушило пункт 61 Правил заготовки древесины.

Нарушение Обществом Правил заготовки древесины влечет административную ответственность по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 3.4.14, 3.4.15, 3.4.34 Договора Общество обязано осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и условиями настоящего Договора: соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, Правила санитарной безопасности в лесах, при заготовке древесины соблюдать порядок, сроки и технологию, предусмотренные Правилами заготовки древесины.

Таким образом, при производстве работ по заготовке древесины и очистке мест рубок Обществом было допущено нарушение положений договора аренды лесного участка от 30.12.2008г. № П-15/1.

Использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.

Факт совершения Обществом административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 8.25, частью 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, статьей 8.32 КоАП РФ, подтверждается имеющимся в материалах дела актом проверки от21.05.2010г. с приложенной фототаблицей, договором аренды лесного участка от 30.12.2008г. №П-15/1, лесными декларациями ОАО «Ларичихинский леспромхоз» от 26.06.2009г. и от 16.09.2009г., протоколом об административном правонарушении от 02.07.2010г. №07-1-21/347.

Таким образом, суд находит обоснованным привлечение Общества к административной ответственности, предусмотренной вышеназванными нормами.

При этом суд исключает из числа правонарушений нарушения порядка осуществления рубок лесных насаждений, поскольку оспариваемое постановление не содержит обстоятельств данного нарушения. Ссылки на нормы, устанавливающие порядок проведения рубок лесных насаждений, которые были нарушены Обществом, материалы дела не содержат.

Доводы заявителя о вынесении оспариваемого постановления с нарушением срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, суд находит необоснованными.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, постановление о привлечении к административной ответственности не может быть вынесено по истечении одного года со дня обнаружения.

Административные правонарушения, вмененные Обществу, находятся в 8-ой главе КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Исходя из вышеизложенного, учитывая время обнаружения правонарушений, срок давности привлечения Общества к административной ответственности, за допущенные административные правонарушения по состоянию на 21.07.2010г. не истек.

Вместе с тем, Управлением допущены существенные нарушения установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении фиксируются среди прочих сведений событие административного правонарушения, объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола законному представителю юридического лица разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом. Данным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении административный орган обязан убедиться в надлежащем извещении законного представителя общества.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 02.07.2010г. №07-1-21/347 составлен в отсутствие законного представителя ОАО «Ларичихинский леспромхоз». При этом доказательства надлежащего извещения Общества о времени и месте составления протокола на момент его составления у административного органа отсутствовали.

Представленное в материалы дела почтовое уведомление от 17.06.2010г. № 03-22-271, направленное адресату заказным письмом № 65605626121916, не может служить доказательством извещения заявителя о времени и месте составления протокола, поскольку не содержит отметки органа почтовой связи с.Ларичиха, где находится Общество. К имеющемуся на уведомлении штемпелю органа почтовой связи с.Тальменка суд относится критически, поскольку согласно справке Тальменского почтамта ОСП от 09.09.2010г. №22.66.15-01/03 доставка почтовых отправлений и периодических печатных изданий на имя ОАО «Ларичихинский леспромхоз» осуществляется работниками отделения почтовой связи ОПС Ларичиха Тальменского почтамта по его местонахождению.

Учитывая изложенное, суд считает, что Управлением была нарушена процедура привлечения к административной ответственности.

По своей правовой природе данные нарушения суд признает существенными, поскольку Общество было лишено возможности осуществлять защиту своих прав и интересов по делу об административном правонарушении. Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение. Возможность устранения этих нарушений отсутствует.

Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, суд признает оспариваемое постановление незаконным и отменяет его полностью.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Открытого акционерного общества «Ларичихинский леспромхоз», с.Ларичиха удовлетворить.

Постановление Управления лесами Алтайского края (далее – Управление) от 04.08.2010г. №07-1-21/347 о назначении административного наказания признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г.Томск или в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, г.Тюмень.

Судья Н.М.Дружинина