НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 14.02.2019 № А03-14610/18

АРБИТРАЖНЫЙ    СУД      АЛТАЙСКОГО     КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                            Дело № А03-14610/2018                              21 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения суда объявлена 14 февраля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2019 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания с использованием технических средств аудиозаписи секретарем Федоровой И.Н., рассмотрев дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Пролетарский» к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 11.07.2018  № 032V12180000925,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Межрайонную ИФНС №1 по Алтайскому краю,

при участии в заседании представителей сторон:

- от заявителя – ФИО1 по доверенности от 15.08.2018 (лист дела 48),

- от заинтересованного лица – ФИО2 доверенность от 11.04.2018,

- третье лицо - не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

сельскохозяйственный производственный кооператив «Пролетарский» (далее – заявитель, страхователь, СПК «Пролетарский», кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края  (далее – заинтересованное лицо, Управление, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах  от  11.07.2018  № 032V12180000925 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, ссылаясьнаположения статей 15, 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), раскрывающих понятие трудовых отношений и трудового договора, указав на то, что является необоснованным увеличение Управлением базы по страховым взносам в 2015-2016  на сумму 138 088 руб. за счет включения в нее оплаченных административных штрафов, наложенных на сотрудников Кооператива, поскольку выплаты по административным штрафам не являются оплатой труда работников или компенсационными, стимулирующими выплатами, следовательно, не являются объектом обложения страховыми взносами. Кооператив считает, что не подлежит обложению страховыми взносами также оплата за физических лиц земельного налога, т.к. данные выплаты не связаны с трудовыми отношениями, возникшими между Кооперативом и арендодателями земельных участков. Также указал, что необоснованными являются выводы Управления ПФР в п. 7.1.3. акта проверки о непредставлении истребованных по требованию карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов на определенных работников, в связи с чем основания для привлечения Кооператива к ответственности, предусмотренной ст. 48 Федерального закона № 212-ФЗ отсутствуют.

Пенсионный фонд заявленные требования не признал. Считает оспариваемое решение законным и обоснованным. Просит суд отказатьвудовлетворении заявленных требований. Указал на то, что поскольку события, с которыми связаны спорные выплаты, производимые страхователем впользу работников, имели место исключительно при наличии трудовых отношений между Кооперативом и его сотрудниками и эти выплаты не поименованывстатье 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховыхвзносахвПенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), устанавливающих перечень выплат, не облагаемых страховымивзносами, то они, по мнению Пенсионного фонда, подлежат обложению страховымивзносами.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС №1 по Алтайскому краю (далее по тексту – Инспекция, Третье лицо).

Третье лицо свою позицию по делу не высказало, отзыв на заявление не направило, будучи извещенным  явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие Межрайонная ИФНС №1 по Алтайскому краю.

Судом в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство откладывалось.

В судебном заседании представители сторон, участвующих в деле, на своих доводах и возражениях настаивали, представили дополнительные доказательства.

Представленные сторонами в распоряжение суда дополнительные документы приобщены к материалам дела.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв, после окончания которого, судебное заседание продолжено.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Пролетарский»в соответствии с п.1 пп. 1 ст.5 Федерального Закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24.07.2009, относится к страхователям, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и является плательщиком страховых взносов.  Зарегистрирован в качестве страхователя 05.11.2003.

Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бийскен и Бийском районе Алтайского края проведена выездная проверка СПК «Пролетарский» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховых взносов на ОПС в ПФР), на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, за период с 01.01.2015 года по 31.12.2016.

В ходе проведенной проверки Управлением установлено, что плательщиком страховых взносов в нарушение ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов не включены суммы административных штрафов, наложенные в 2015-2016 годах на сотрудников Кооператива в общей сумме 138 088 руб., а также суммы земельного налога, оплаченного за сотрудников Кооператива, в размере 210 437,93 руб.(далее – Эпизод 1).

Кроме того, плательщиком страховых взносов не были представлены по требованию Управления ПФР 14 документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, что повлекло за собой ответственность, предусмотренную ст. 48 Федерального закона № 212-ФЗ (далее – Эпизод 2).

По результатам рассмотрения материалов выездной проверки 11.07.2018 Управлением ПФР принято решение № 032V12180000925 о привлечении СПК «Пролетарский» к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 и ст. 48 Федерального закона № 212-ФЗ, в виде штрафа на общую сумму 21 690,11 руб.,  страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 94 450,53 руб., пени в сумме 11 026,17 руб., штраф, а также внести исправления в документы бухгалтерского учета, представить корректирующие сведения.

  Не согласившись с решением, в досудебном порядке,  Кооператив обратился  в вышестоящий орган - ГУ ОПФ РФ по Алтайскому краю с жалобой. Однако решением ГУ ОПФ РФ по Алтайскому краю от 21.08.2018 № 8  жалоба СПК «Пролетарский» оставлена без удовлетворения.

Полагая, что указанное решение  Пенсионного фондане соответствует действующему законодательству  и нарушают права и законные интересы страхователя, СПК «Пролетарский» обратился в суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, пришел к выводу об обоснованности заявленного требования в части.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными,  необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» которым признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 30, ст. 3738).

Принимая во внимание переходные положения законодательства, установленные ст.ст.19-20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, суд признал подлежащими применению к рассматриваемому периоду положения Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009, действующего до 01.01.2017.

Выводы суда относительно доначислений  по страховым взносам,  начисления пени, а так же  привлечения Кооператива к ответственности по обстоятельствам не исчисления страховых взносов с возмещения административных штрафов водителям СПК по постановлениям Инспекции безопасности дорожного движения в отношении автотранспорта предприятия и также с сумм земельного налога, оплаченного за сотрудников Кооператива (Эпизод 1).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Иные вознаграждения, начисляемые плательщиками-организациями в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, признаются объектом обложения страховыми взносами, если это предусмотрено федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу части 1 статьи 1 Закона № 212 - ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Согласно части 1 статьи 5 Закона № 212 - ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 статьи 7 Закона № 212 - ФЗ).

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 8 Закона № 212 - ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В силу положений статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ СПК «Пролетарский» относится к категории страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанных правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной проверки органом Пенсионного фонда установлено, что Кооперативом в проверяемом периоде производились  выплаты -  возмещение административных штрафов водителям СПК по постановлениям и  ГИБДД  в  отношении автотранспорта кооператива (ФИО3 в сумме 5050 руб.,  ФИО4 в сумме 41560 руб.,  ФИО5 в сумме 11 907 руб., ФИО6 в сумме 1020 руб.,  ФИО7 в сумме 33683 руб.,  ФИО8 в сумме 1010 руб.,  ФИО9 в сумме 7748 руб.,  ФИО10 в сумме 6235 руб.,  ФИО11 в сумме 2050 руб. и  ФИО12 в сумме 27 825 руб.).

Так же в ходе проверки установлено, что на основании договора аренды земельного участка при множественности лиц на стороне арендодателя от 05.03.2004 кооперативу  передан во временное владение и пользование земельный участок, принадлежащий в долях работникам страхователя. И в проверяемый период   Кооперативом производилась оплата за сотрудников СПК сумм земельного налога в размере 210437,93 руб. Оплата земельного налога арендодателям состоящим в трудовых отношениях с СПК производилась путем выдачи из кассы предприятия денежных сумм, соответствующих сумме земельного налога, оплаченного сотрудниками предприятия за сданные в аренду земельные доли.

Пенсионный фонд посчитал необоснованным не включения данных выплат (за штрафы и налоги) в облагаемую базу, поскольку установил, что данные выплаты не поименованы в ст.9 Закона № 212-ФЗ и выплачены в рамках трудовых отношений (Эпизод 1).

Доводы Управления в данной части подлежат отклонению,  поскольку  в нарушение ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ Пенсионный  фонд не представил  доказательств того, что спорные выплаты являются оплатой труда данных работников, т.е. носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов,  надбавок, периода трудового стража, или являлись компенсационными, стимулирующими выплатами по смыслу ст. 129 ТК РФ.

Как уже указывал ранее суд, согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статьей 129 ТК РФ установлено, что  заработная  плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Исходя из представленных суду материалов, суд приходит к выводу, что произведенные Кооперативом выплаты не были предусмотрены ни трудовыми договорами, ни коллективным договором, ни локальными нормативными актами страхователя. В рассматриваемом случае кооперативом производилось работникам возмещение их расходов в виду уплаты им административных штрафов в связи с выполнением ими работ на автотранспорте организации в отношении которых были установлены должностными лицами несоответствия параметров эксплуатации, выплаченный размер суммы земельного налога в данном случае не зависел от факта и интенсивности использования земельного участка арендатором (кооперативом). Сумма платежа (земельного налога), оплаченного кооперативом в пользу физлиц в качестве платы за пользование объектом недвижимости, не облагается страховыми взносами.

Таким образом, спорные выплаты не являются оплатой труда работников или компенсационными, стимулирующими выплатами в смысле статьи 129 ТК РФ.

Произведенные выплаты не обладают признаками заработной платы, поскольку призваны возместить их конкретные затраты, не связанные с непосредственным выполнением им трудовой функции, их размер не зависит от сложности, количества и качества выполняемой работы, выплаты не носят гарантированного характера и не производятся автоматически.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Доказательств,  свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работника, носили систематический характер, зависели от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, либо являлись стимулирующими  выплатами, предусмотренными трудовыми договорами с конкретными работниками, в настоящей рассматриваемой ситуации проверяющими не выявлены и в судебное заседание не представлены.

 В связи с этим, выплаты, производимые организацией в пользу работников, на основании действующих положений части 1 ст. 7 Закона  № 212-ФЗ не облагается страховыми в общеустановленном порядке с учетом положений ст.9 Закона  № 212-ФЗ, то есть,  в соответствии с действующим страховым законодательством такие выплаты не являются объектов обложения страховыми взносами.

Исходя из изложенного, суд соглашается с доводом Кооператива о том, что  в данном случае отсутствовало  занижение базы для начисления страховых взносов в размере 348 525,93 руб. Соответственно, начисление пени, а также привлечение заявителя к ответственности за занижение базы для страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N212-ФЗ, по Эпизоду 1 являются незаконными.

Как следствие, требования СПК «Пролетарский» в рассматриваемой части подлежат удовлетворению судом.

В части привлечения СПК «Пролетарский» к ответственности по ст. 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 2800 руб.  суд пришел к следующему выводу (Эпизод 2).

В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В целях обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов; представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам; представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов (часть 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ).

В силу ч. 22 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ при проведении выездной проверки у плательщика страховых взносов могут быть истребованы необходимые для проверки документы.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона №          212-ФЗ плательщику страховых взносов необходимо представить в течении 10 дней со дня вручения требования необходимые для проверки документы.

Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ (статья 48 Закона N 212-ФЗ).

Таким образом, объективную сторону данного правонарушения составляет отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных названным Законом, а также отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.

При рассмотрении данного эпизода суд,  изучив  представленные в материалы дела доказательства, установил, что в адрес СПК «Пролетарский» органом контроля  направлено требование № 032V03180000104 от 21.03.2018 о предоставлении документов,  пунктом 7 которого, Фонд обязал  кооператив предоставить карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2015 год на 237 застрахованных лиц, а за 2016 год на 224 застрахованных лица.

 Документы  представлены  частично, включая карточки индивидуального учета сумм            начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов, за проверяемые периоды.

Так было установлено,  что страхователем не представлены карточки на работающих (застрахованных) лиц: ФИО13 за 2015 год, ФИО4 за 2015 год, на ФИО5 за 2015- 2016 года, на ФИО6 за 2015  год,  на ФИО14 за 2015-2016  года, на ФИО8 за 2015 год, на ФИО9 за 2015- 2016 года, на ФИО10 за 2015-2016 года, на ФИО11 за 2016 год, на ФИО12 за 2016 года. Общее  количество, не представленных документов,  составило 14 шт.

В судебном заседании представитель Управления пояснила, что база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется в соответствии со ст. 8 Закона N 212-ФЗ. Проверка базы проводится с целью исследования, расчета и сравнения количественных и суммовых данных о выплатах физическим лицам, отраженных проверяемым плательщиком в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам, с фактическими данными бухгалтерского учета плательщика обо всех видах выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц. По вопросу полноты и правильности исчисления базы для начисления страховых взносов проверяются все операции, отраженные плательщиком по дебету и кредиту счета 70, предназначенного для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также о выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации. Затем производится сверка данных, отраженных на счетах 70, 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банке», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», с суммами, отраженными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета, а также с данными первичных документов, на основе которых они составлены.

Работодатели должны вести учет начисленных в пользу своих сотрудников выплат и иных вознаграждений, а также рассчитанных с них сумм страховых взносов. Для ведения такого учета в 2016 году Пенсионный фонд РФ и ФСС России рекомендуют использовать бланк карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. Форма карточки приведена в Приложении к письму ПФР №АД-30-26/16030, ФСС РФ №17-03-10/08/47380 от 9 декабря 2014 года. Главная цель данного документа – отразить полную и достоверную информацию о начисленных выплатах сотрудникам в натуральной и денежной формах и рассчитанных страховых взносах, а также социальных расходах.

Учет страховых и социальных взносов за работника обязателен на предприятии, соответственно такие карточки (в любой форме,  избранной (удобной) страхователем) обязательны.

При этом установлено, что страхователь ведет (заполняет) по каждому застрахованному лицу такие карточки индивидуального учета, и они были представлены (за исключением 14) проверяющим.

Так же представитель Управления указал, что при проведении проверки, изучении представленных документов (расчетных ведомостей; банковских документов; кассовых документов; приказов о приеме работников на работу; приказов о прекращении трудового договора с работниками; штатного расписания; расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам форма РСВ-1 ПФР; договоров гражданско-правового характера; сводных ведомостей начисления заработной платы, и т.д.) проверяющими установлено, что данные лица состояли в трудовых отношениях в Кооперативе, им производились начисления заработной платы и иные выплаты.

Пояснения заявителя, по каким причинам в отношении части застрахованных лиц карточки не представлены Пенсионному фонду, ни с разногласиями на акт, ни при рассмотрении материалов проверки не представлены.

В судебном заседании представитель заявителя указал на то, что фактически проверяющие могли обозреть эти документы при выходе на территорию  заявителя (в подлинниках), а возможно их не могли предоставить в связи с тем, что они ведутся в электронном виде, в месте с этим пояснений относительно причин непредставления данных документов  суду  представитель  не дал.

 Суд отклоняет доводы заявителя, исходя из следующего.

В судебном заседании представитель заявителя указал на то, что страхователь добросовестно ведет всю бухгалтерскую, налоговую документацию, и, соответственно, соблюдает порядок ведения документов, предусмотренных законодательством о страховых взносах.

Согласно п. 2 ст. 37 Закона N 212-ФЗ истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, если организация ведет карточки индивидуального учета в бухгалтерской программе, то истребованные регистры плательщик страховых взносов вправе представить в виде распечатки на бумажном носителе, заверенной подписью уполномоченного лица и печатью данной организации.

Плательщику, применяющему электронный документооборот, для заверения информации, следует применять электронную подпись в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, определены в ст. 6 данного Закона.

Суд полагает, что перечень запрошенных Фондом документов соответствовал  перечню, указанному в пункте 7.4 Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденных распоряжением Пенсионного фонда Российской Федерации от 03.02.2011 N 34р (карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и страховых взносов (пункт 7.4.8)). Соответственно, документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, Фонд у СПК «Пролетарский»  истребовал правомерно.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (часть 5 статьи 37 Закона N 212-ФЗ).

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, это лицо в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (часть 6 статьи 37 Закона N 212-ФЗ).

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Вместе с этим, судом установлено, что в нарушение пункта 6 статьи 7 Закона N 212-ФЗ СПК «Пролетарский»  не сообщил  о причинах, по которым истребуемые документы не могут быть представлены им в установленные Фондом сроки, в том числе, о том, что какие-либо документы у него вообще не ведутся либо отсутствуют, а также не уведомил  Фонд о сроках, в течение которых необходимые документы могут быть представлены им в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд соглашается с заинтересованным лицом о правомерности привлечения СПК «Пролетарский»  к ответственности по ст. 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 2800 руб. за непредставление по требованию органа контроля № 032V03180000104 от 21.03.2018 карточек  индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов в количестве 14 штук.

 Следовательно требования заявителя о  признания решения от 11.07.2018  № 032V12180000925 в части применения  ст. 48 Закона № 212-ФЗ и привлечения страхователя к ответственности по данной статье не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании представитель заявителя ходатайствовал о снижении суммы штрафа. Рассмотрев данное ходатайство, суд пришел к следующему.

В силу требований пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации

при наличии смягчающих обстоятельств снизить размер штрафа.

Однако в судебном заседании представитель заявителя не указал на обстоятельства, которые могли бы быть расценены судом как смягчающие.

При этом суд учитывает, что  заявитель не раскаялся (не признал вину) в допущенном правонарушении. Настаивал на отмене решения в этой части.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для снижения размера штрафа, примененного к страхователю в соответствии со ст. 48 Закона N 212-ФЗ.

Доводы СПК «Пролетарский» о том, что Федеральный закон № 212-ФЗ утратил силу, а значит, установленные им санкции не могут быть применены в данном случае,  судом отклонены как  несостоятельные.

С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон № 250-ФЗ), статьей 20 которого установлено, что контроль за правильностью исчисления, полпогой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

До дня вступления в силу Федерального закона № 250-ФЗ применялся Федеральный закон № 212-ФЗ.

В связи с тем, что Управлением ПФР выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов проводилась за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, то к рассматриваемому периоду подлежат применению положения Федерального закона № 212-ФЗ, действующего до 01.01.2017.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

Правила распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, установлены статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса. В силу части 1 данной статьи кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

По совокупности изложенного, суд считает необходимым взыскать с Управления судебные расходы, понесенные заявителем при рассмотрении заявления, по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

требования сельскохозяйственного производственного кооператива «Пролетарский» удовлетворить частично.

Решение государственного учреждения – Управления  Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 11.07.2018  № 032V12180000925,проверенное на соответствие Федеральному закону «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», признать недействительным в части привлечения к ответственности по статье 47 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере 18890,11 рублей, начисления пени в размере 11026,17 рублей, доначисления страховых взносов в размере 94450,53 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов сельскохозяйственного производственного кооператива «Пролетарский».

Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива «Пролетарский»  судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Алтайского края.

Судья                                                                                                                       Л.Ю. Ильичева