НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 12.10.2023 № А03-9224/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

  Дело № А03-9224/2023 

                        07 ста 

Резолютивная часть решения изготовлена 12 октября 2023 года.

Решение суда изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Гуляева А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Евдокимовой Т.Ю., с использованием средств аудиозаписи, в режиме веб-конференции, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Территориальная сетевая организация «Сибирь» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Кемерово, к городскому округу – город  Барнаул в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью (ОГРН <***>,  ИНН <***>), г. Барнаул, о расторжении договоров аренды,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 (в режиме веб-конференции), по доверенности от 15.10.2021, диплом,

от ответчика  – ФИО2 (в режиме веб-конференции), по доверенности от 27.02.2023, диплом,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Территориальная сетевая организация «Сибирь» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к городскому округу – город  Барнаул в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью (далее - ответчик) о расторжении договоров аренды №365 от 16 июня 2020 года и № 386 от 01 октября 2021 года, заключенных в связи с существенным изменением обстоятельств, выразившихся в существенном изменении действующего законодательства Российской Федерации в области критериев для отнесении к территориальным сетевым организациям региона (Алтайского края), а именно - принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные исковые требования и просил расторгнутьспорные договоры арендыс 01.01.2023.

Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял уточненный иск в рассмотрению.

Ответчик в письменном отзыв на исковое заявление в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Выслушав пояснения истца, возражения ответчика и исследовав материалы по делу, суд установил следующие обстоятельства:

Как следует из материалов дела, истцом, как арендатором, и ответчиком, действующим через уполномоченный орган - Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, как арендодателем, заключены договоры аренды муниципального имущества от 16.06.2020 № 365 и от 01.10.2021 № 386, по условиям которых арендодатель передает во временное владение и пользование, а арендатор принимает за плату муниципальное имущество, указанное в акте приема-передачи (приложение), являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. Целью настоящего договора является надежное обеспечение качественного и бесперебойного оказания услуг по электроснабжению, эксплуатация, ремонт и развитие муниципального хозяйства, повышение надежности и экономичности его эксплуатации, в порядке, предусмотренном настоящим договором. Имущество является собственностью городского округа - города Барнаула Алтайского края (пункты 1.1-1.3 договоров).

Разделом 2 договоров согласованы права и обязанности сторон, в том числе и арендатора, который по условиям договоров обязан: использовать имущество по целевому назначению; поддерживать имущество в технически-исправном состоянии в соответствии с правилами технической эксплуатации, техническими нормами и регламентами; производить за свой счет текущий ремонт имущества; производить под контролем комитета по энергоресурсам и газификации города Барнаула капитальные ремонты имущества в соответствии с планами проведения ремонтных работ; обеспечить проведение аварийно­-восстановительных работ имущества; в случае аварии немедленно за свой счет принимать все необходимые и достаточные меры по её устранению; при обнаружении признаков аварийного состояния имущества в течение 1 (одного) дня с момента обнаружения сообщать об этом в аварийно-спасательную службу; заключить договоры обязательного страхования ответственности, предусмотренные действующим законодательством, а также страхования имущества со страховой компанией (страховщиком) на срок действия договора аренды.

В связи с существенным изменением действующего законодательства Российской Федерации, а именно – принятием постановления Правительства РФ от 30.04.2022 № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,       ООО «ТСО «Сибирь» лишилось статуса территориальной сетевой организации на территории Алтайского края с 01 января 2023 года, что подтверждается решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.11.2022 № 533 (прилагаем), а также информацией, размещенной на официальном сайте

          Управления по адресу: https://tarif.alregn.ru/directions/electricpower/(информацию прилагаем).

В связи с утратой ООО «ТСО «Сибирь» с 01 января 2023 года статуса территориальной сетевой организации на территории Алтайского края, письмом от 29.09.2022 № 370 ООО «ТСО «Сибирь» направило в Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула соглашения о расторжении договоров.

Письмом от 03.02.2023 № 200/156/исх-445 Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула уведомил ООО «ТСО «Сибирь» о том, что соглашения о расторжении Договоров будут подписаны после проведения мероприятий по определению специализированной организации для обслуживания объектов.

Письмом от 03.04.2023 № 93 в адрес Городского округа - города Барнаула и в адрес Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула была направлена досудебная претензия о расторжении договоров.

Письмом от 01.06.2023 № 200/21/отв-2307 Администрация города Барнаула сообщила о невозможности расторжения вышеуказанных договоров до принятия решения о возможности передачи объектов электросетевого хозяйства другой сетевой организации.

Вышеуказанный ответ на досудебную претензию послужил основанием для обращения истца в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим иском.

Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Пунктом 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Статьей 451 ГК РФ предусмотрен порядок расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

В соответствии со статьей 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Пунктом 2 статьи 451 ГК РФ предусмотрено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1)в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Заключая договоры аренды муниципального имущества от 16.06.2020 № 365 и от 01.10.2021 № 386 ООО «ТСО «Сибирь» и городской округ - город Барнаул Алтайского края, действующий через уполномоченный орган - Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, исходили из того, что ООО «ТСО «Сибирь» приняло в аренду объекты электросетевого хозяйства для оказания услуг по передаче электрической энергии, как территориальная сетевая организация на территории Алтайского края.

Постановлением от 30.04.2022 № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Правительство РФ внесло существенные изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» в отношении критериев отнесения к территориальным сетевым организациям, в частности для получения статуса территориальной сетевой организации в 2023 году необходимо владеть на праве собственности не менее 20 км линиями электропередачи (ЛЭП) (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, а также трансформаторными подстанциями суммой номинальных мощностей не менее 15 MBA, в 2024 году - не менее 50 км ЛЭП и не менее 30 MBAноминальной мощности трансформаторных подстанций, в 2025 году и последующие годы - не менее 300 км ЛЭП и не менее 150 MBAноминальной мощности трансформаторных подстанций.

Как указывает истец и не отрицает ответчик, ООО «ТСО «Сибирь» не располагает на праве собственности необходимым объемом имущества электросетевого назначения, установленным вышеуказанным Постановлением № 807.

До принятия постановления Правительства РФ от 30.04.2022 № 807,  для получения статуса территориальной сетевой организации на территории Алтайского края необходимо было владеть на праве собственности или праве аренды не менее 15 км линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, а также трансформаторными подстанциями суммой номинальных мощностей не менее 10 MBA.

Таким образом, после заключения договоров аренды произошло существенное изменение обстоятельств (изменение действующего законодательства РФ в отношении критериев отнесения к территориальным сетевым организациям), которые в момент заключения договора стороны не могли предвидеть и исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет. Изменение действующего законодательства РФ вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота. Дальнейшее исполнение договоров аренды без изменения его условий настолько нарушает соответствующее договорам соотношение имущественных интересов сторон и влечет для ООО «ТСО «Сибирь» такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договоров.

Из рассматриваемых договоров также не следует, что риск изменения обстоятельств несет ООО «ТСО «Сибирь».

Статус территориальной сетевой организации предполагает финансирование ее деятельности за счет тарифа для обеспечения оказания услуг по передаче электрической энергии, а также проведения ремонтов и обслуживания объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих территориальной сетевой организации (п. 2, 15 (1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004  № 861, п. 2, 15, 16, 17 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178).

С 01 января 2023 года в связи с утратой ООО «ТСО «Сибирь» статуса территориальной сетевой организации финансирование деятельности ООО «ТСО «Сибирь» прекращено.

Согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Требование (претензию) истца от 03.04.2023 № 93 о расторжении договоров ответчик добровольно не удовлетворил, сославшись на поиск другой сетевой организации, что подтверждается письмом от 01.06.2023 № 200/21/отв-2307.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о расторжении договоров аренды № 365 от 16.06.2020 и № 386 от 01.10.2021, заключенных между обществом с ограниченной ответственностью «Территориальная сетевая организация «Сибирь» и городским округом – город  Барнаул в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью.

В части требования о расторжении договоров аренды с 01.01.2023 суд отказывает, исходя из следующего.

Федеральным законом от 24.07.2023 №347-Ф3 «О внесении изменения в статью 453 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» внесены изменения в ст.453 ГК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения. В случае изменения или расторжения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора, если этим решением не предусмотрена дата, с которой обязательства считаются соответственно измененными или прекращенными. Такая дата определяется судом исходя из существа договора и (или) характера правовых последствий его изменения, но не может быть ранее даты наступления обстоятельств, послуживших основанием для изменения или расторжения договора.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.07.2023 №347-Ф3 данные изменения вступает в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 24.07.2023.

Исходя из анализа указанной статьи, можно прийти к выводу, что по итогам рассмотрения спора об изменении либо о расторжении договора суд может установить в решении дату, с которой обязательства считают измененными или прекращенными.

В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание, что положениями ст. 2 Федерального закона от 24.07.2023 №347-Ф3 действие закона не распространено на отношения до введения в действия данного закона, то соответственно, к настоящему спору новая редакция ч. 3 ст. 453 ГК РФ не применима.

Кроме того, в соответствии с положениями ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Соответственно в случае утраты организацией статуса ТСО она не вправе препятствовать перетоку электроэнергии через свои сети для подключенных к ним абонентов.

Также суд учитывает, что письмом № 200/21/отв-2307 в ответ на досудебную претензию о расторжении договоров аренды Администрация города Барнаула сообщила ответчику, что в рамках действующего законодательства комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула проводятся мероприятия по определению специализированной организации для обслуживания объектов. Муниципальное имущество, переданное на обслуживание ООО «ТСО «Сибирь» по договорам аренды, является технологически связанной составной частью единого комплекса объектов электросетевого хозяйства, обеспечивает электроснабжение жилых домов и социально значимых объектов. Учитывая, что объекты электросетевого хозяйства являются эксплуатационно-­опасными и требуют систематическое обслуживание, досрочно расторгнуть договоры аренды до принятия решения о возможности передачи другой сетевой организации не представляется возможным.

В связи с чем, имущество передано истцу для обеспечения выполнения истцом социально-значимой функции по обеспечению качественного и бесперебойного оказания услуг по электроснабжению.

В случае удовлетворения искового требования о расторжении договоров аренды с 01.01.2023 истец фактически будет ретроспективно освобожден от последствий неисполнения обязанностей по договорам аренды, в том числе предусмотренных пунктами 2.3 договоров (использовать имущество по целевому назначению; поддерживать имущество в технически-исправном состоянии в соответствии с правилами технической эксплуатации, техническими нормами и регламентами; производить за свой счет текущий ремонт имущества; производить под контролем комитета по энергоресурсам и газификации города Барнаула капитальные ремонты имущества в соответствии с планами проведения ремонтных работ; обеспечить проведение аварийно­-восстановительных работ имущества; в случае аварии немедленно за свой счет принимать все необходимые и достаточные меры по её устранению; при обнаружении признаков аварийного состояния имущества в течение 1 (одного) дня с момента обнаружения сообщать об этом в аварийно-спасательную службу; заключить договоры обязательного страхования ответственности, предусмотренные действующим законодательством, а также страхования имущества со страховой компанией (страховщиком) на срок действия договора аренды, и др).

 Утверждение ответчика о том, что с 1.01.2023 ООО «ТСО «Сибирь» лишилось возможности оказывать услуги по передаче электрической энергии потребителям, технологически присоединенным к объектам электросетевого хозяйства города Барнаула, а также возможности обеспечивать надежное и безаварийное электроснабжение таких потребителей, в том числе путем ремонтов и обслуживания арендованных объектов электросетевого хозяйства, документально не подтвержден и не обоснован.

Тем самым, при наличии оснований для расторжения договоров аренды в судебном порядке, в части удовлетворения требования о расторжении их с 01.01.2023 суд отказывает.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167, 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

                                                             Р Е Ш И Л:

Расторгнуть договор аренды № 365 от 16.06.2020 и договор аренды № 386 от 01.10.2021, заключенные между обществом с ограниченной ответственностью «Территориальная сетевая организация «Сибирь» и городским округом – город  Барнаул Алтайского края.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с городского округа – город  Барнаул Алтайского края в лице комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула в пользу общества с ограниченной ответственностью «Территориальная сетевая организация «Сибирь» 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                             А.С. Гуляев