АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01,
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул | Дело № А03 - 22277/2018 | 12 февраля 2019 года |
Резолютивная часть решения суда объявлена 11.02.2019
Решение изготовлено в полном объеме 12.02.2019.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Чайка А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Челобаевой Ю.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Уголь плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул Алтайского края
к ликвидационной комиссии Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края, г. Камень-на-Оби Алтайского края
об обязании включить в промежуточный ликвидационный баланс требование в размере 225 383 руб. 21 коп., из которых 218 023 руб. 21 коп. неосновательного обогащения, 7 360 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца – ФИО1 по доверенности № 1/2019 от 09.01.2019,
от ответчика – не явился, извещен надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л:
10.12.2018 общество с ограниченной ответственностью «Уголь плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул Алтайского края (далее – истец, ООО «Уголь плюс») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края (далее – суд) с исковым заявлением к ликвидационной комиссии Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края, г. Камень-на-Оби Алтайского края (далее – ответчик, ликвидационная комиссия) об обязании включить в промежуточный ликвидационный баланс требование в размере 225 383 руб. 21 коп., из которых 218 023 руб. 21 коп. неосновательного обогащения, 7 360 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Определением суда от 17.12.2018 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 07.02.2019, однако в связи с возникшей необходимостью, с учетом графика судебных заседаний судьи Чайка А.А., суд определением от 06.02.2019 перенес судебное заседание на 11.02.2019.
Представитель ответчика в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ликвидационной комиссией Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края 24.04.2018 утвержден промежуточный ликвидационный баланс. По состоянию на 04.02.2019 промежуточный ликвидационный баланс утвержден и зарегистрирован 26.04.2018 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю. Поскольку истец не заявил кредиторские требования в момент формирования промежуточного ликвидационного баланса, требования кредиторов Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края будут удовлетворяться согласно сформированному промежуточному ликвидационному балансу.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика.
В определении от 17.12.2018 суд предложил лицам, участвующим в деле, выразить согласие либо возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие сразу после завершения предварительного судебного заседания. Принимая во внимание, что дело к судебному разбирательству подготовлено, при отсутствии возражений сторон суд в порядке статей 136, 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции по существу в отсутствие представителя ответчика.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме, представила дополнительные документы, пояснила, что ответчик извещен о наличии задолженности с 2017 года, на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса 24.04.2014 Комитетапо управлению муниципальным имуществом Администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края,было вынесено решение Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-14834/2017, которое ответчик оспаривал всуде апелляционной инстанции, следовательно, о наличии задолженности ликвидатору былоизвестно.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.03.2018 по делу № А03-14834/2017, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2018, с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Камень-на-Оби в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Уголь плюс» взыскано 218 023 руб. 21 коп. неосновательного обогащения, 7 360 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
06.07.2018 Арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-14834/2017 был выдан исполнительный лист серии ФС № 020261990.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Камень-на-Оби начата процедура ликвидации.
18.05.2017 Администрацией г. Камень-на-Оби Алтайского края принято Постановление № 374 «О ликвидации муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Камень-на-Оби», создана ликвидационная комиссия.
Сообщение о ликвидации Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Камень-на-Оби опубликовано в «Вестнике государственной регистрации» N 23 (586), часть 1 от 15.06.2016, с общедоступностью указанного сообщения в сети Интернет.
В сообщении указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента публикации сообщения по адресу: <...>.
Запись о начале ликвидации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 27.05.2016.
Уведомление о ликвидации в адрес истца не направлено.
Основанием для обращения истца в суд явилось невключение требований истца как кредитора в промежуточный ликвидационный баланс.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В силу статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Пунктом 2 статьи 62 ГК РФ предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (пункт 1 статьи 63 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 4 статьи 63 названного Кодекса в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Как указал в Постановлении от 15.01.2013 N 11925/12 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 Кодекса).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации. При этом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 ГК РФ).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регулирующим отношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации.
Согласно статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 №14449/12 и Постановлением Президиума ВАС РФ 13.10.2011 N7075/11, необходимые для государственной регистрации документы (в том числе, заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс) должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, в связи с чем представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08,08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что недопустимо внесение в ликвидационные балансы недостоверных сведений - составление балансов без учетаобязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно, и которые непо вине кредиторов не были отражены в балансах, при этом достоверность сведений особлюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без выполнения которогоосуществление государственной регистрации ликвидации невозможно, что представлениеликвидационного баланса, не отражающего размер Фактической задолженности ликвидируемогоюридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений врегистрирующий орган, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрацииликвидации указанного юридического лица (Письмо ФНС России от 30.12.2015 NГД-4- 14/23321 «О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов» N4 (2015).
Порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом, ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника, внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица, и не произвел расчета по таким обязательствам (Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13,10,2011 N7075/11, установленный статьями 61 - 64 ГК РФ).
В силу пункта 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Таким образом, в случае ненадлежащего исполнения ликвидатором возложенных на него статьями 63, 64 ГК РФ обязанностей кредитор вправе требовать в судебном порядке включения этой задолженности в промежуточный ликвидационный баланс.
Как было указано выше, решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.03.2018 по делу № А03-14834/2017, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2018, с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Камень-на-Оби в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Уголь плюс» взыскано 218 023 руб. 21 коп. неосновательного обогащения, 7 360 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
06.07.2018 Арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-14834/2017 был выдан исполнительный лист серии ФС № 020261990.
08.08.2018 истец направил в адрес руководителя ликвидационной комиссии письмо с требованием о включении суммы неосновательного обогащения в промежуточный ликвидационный баланс Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края.
В ответ на указанное письмо ответчик сообщил, что по состоянию на 24.04.2018 промежуточный ликвидационный баланс утвержден и, поскольку ООО «Уголь плюс» не заявило кредиторские требования в момент формирования промежуточного ликвидационного баланса, требования кредиторов Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края будут удовлетворяться согласно сформированному промежуточному ликвидационному балансу.
Таким образом, истцу было отказано в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Надлежащих и достоверных доказательств исполнения ликвидируемым должником обязательств перед истцом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено.
Доводы ответчика о том, что истец не заявил кредиторские требования в момент формирования промежуточного ликвидационного баланса, а следовательно требования кредиторов Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края будут удовлетворяться согласно сформированному промежуточному ликвидационному балансу, судом отклоняются, поскольку опровергаются представленными в материалы дела документами.
Из материалов дела следует, что ликвидатор был осведомлен о задолженности перед кредитором, что подтверждается решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.03.2018 по делу № А03-14834/2017, постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2018 по делу № А03-14834/2017, исполнительным листом серии ФС № 020261990.
На момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса 24.04.2018 Комитетапо управлению муниципальным имуществом Администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края,Арбитражным судом Алтайского края было принято решение по делу № А03-14834/2017, которое ответчик оспаривал всуде апелляционной инстанции, следовательно, о наличии задолженности ликвидатору былодостоверно известно, однако, сумма неосновательного обогащения в промежуточномликвидационном балансе отражена не была.
Таким образом, ликвидатору ответчика было известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим возврата неосновательного обогащения в судебном порядке, о наличии судебных разбирательств.
Поскольку на момент рассмотрения спора Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Камень-на-Оби из Единого государственного реестра юридических лиц не исключен, возможность включения спорной суммы в промежуточный ликвидационный баланс не утрачена.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что бездействие ликвидационной комиссии, выразившиеся в невключении имеющейся перед истцом задолженности в ликвидационный баланс, не соответствуют положениям пунктов 1, 2 статьи 63 ГК РФ и нарушают права истца, как кредитора ликвидируемого должника.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
При принятии искового заявления к производству истец уплатил государственную пошлину в установленном размере и порядке.
Таким образом, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 65, 71, 75, 110, 156, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ликвидационную комиссию Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Камень-на-Оби Алтайского края включить в промежуточный ликвидационный баланс требование в размере 225 383 руб. 21 коп., из которых 218 023 руб. 21 коп. неосновательного обогащения, 7 360 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с ликвидационной комиссии Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края, г. Камень-на-Оби Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Уголь плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул Алтайского края 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск, в течение месяца со дня принятия решения, либо в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, г. Тюмень, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.А.Чайка