НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 10.05.2011 № А03-4204/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Барнаул

Дело № А03-4204/2011

  Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено 13 мая 2011 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семилуцкой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации «Алтайагроспецмонтаж» к Управлению лесами Алтайского края об оспаривании постановления о назначении административного наказания,

при участии представителей сторон: от заявителя – Иваненко В.В. по доверенности от 01.02.2011, от административного органа – Безугляка В.В. по доверенности от 11.01.2011, Бруг М.В. по доверенности от 12.04.2011,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации «Алтайагроспецмонтаж» (далее – заявитель, Общество, ООО УПТК «Алтайагроспецмонтаж») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления лесами Алтайского края (далее – Управление) от 21.02.2011 г. № 07-01-21/13о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 и 4 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требований заявитель указал, что ООО УПТК «Алтайагроспецмонтаж» неоднократно обращалось к Управлению лесами с предложениями изменить договор в соответствии с новыми материалами лесоустройства, а также с заявлениями в установленном законом порядке внести изменения в Лесохозяйственный регламент по Боровлянскому лесничеству и с этой целью в январе 2009 года передало Управлению лесами материалы нового лесоустройства.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.09.2010 по делу № А03-4866/2010 было признано незаконным бездействие Управления лесами, выразившееся в невнесении изменений в Лесохозяйственный регламент по Боровлянскому лесничеству, суд обязал Управление внести соответствующие изменения в Лесохозяйственный регламент по Боровлянскому лесничеству по материалам нового лесоустройства, произведенного Филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект». Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2010 по делу № 07АП-10517/10 вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконности бездействия Управления был подтвержден.

В течение 2010 года ООО УПТК «Алтайагроспецмонтаж» предоставляло Управлению лесами лесные декларации по Договору аренды лесного участка от 22.12.2008 № 7/5, которые были приняты без замечаний и возражений со стороны Управления, а также не были возвращены на доработку в течение декларируемого периода.

Административный орган в отзывах на заявления требования считает необоснованными.

В судебном заседании представитель Общества просил удовлетворить заявленные требования, представители Управления против удовлетворения требований возражали.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ООО УПТК «Алтайагроспецмонтаж» является арендатором участка лесного фонда на основании договора аренды лесного участка от 22.12.2008 № 7/5 (далее – Договор). Согласно Приложению № 4 к Договору допустимый объем заготовки древесины в спелых и перестойных хвойных лесных насаждениях составляет 10 500 куб.м. (т. 1, л.д. 59-68, 73).

17.01.2011 при исследовании отчета об использовании, охране, защите воспроизводстве лесов, лесоразведении, утвержденного приказом МПР РФ от 09.07.2007 № 175 за 2010 г. (далее - Отчет) должностными лицами Управления было установлено, что Обществом в течение 2010 года произведена рубка хвойных спелых и перестойных хвойных лесных насаждений объемом 19 921, то есть Общество превысило допустимый объем заготовки древесины в спелых и перестойных хвойных лесных насаждениях на 9 421 куб.м., что является нарушением части 4 статьи 29 Лесного кодекса РФ, Лесохозяйственного регламента Боровлянского лесничества, проекта освоения лесов, пункта 4 Правил заготовки древесины, условий Договора, предусмотренных пунктами 3.4.14. и 3.4.37, а также Порядка осуществления рубок лесных насаждений.

По данном факту в отношении Общества 01.02.2011 составлен протокол № 07-1-21/3 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 4 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

21 февраля 2011г. заместителем начальника Управления Шершневым В.И. принято постановление № 07-1-21/13, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суд считает требования Общества не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 1 Лесного кодекса РФ в качестве основных принципов лесного законодательства определены - сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения лицами, осуществляющими использование лесов в границах лесничества.

Приказом МПР РФ от 19.04.2007 N 106 утвержден Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений. Согласно п.п. 3.2, 6.1.1 указанного документа в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств (лесопарков), в соответствии с частью 5 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливается, в частности, расчетная лесосека для заготовки древесины при осуществлении рубок спелых и перестойных лесных насаждений.

В соответствии с п. 2 Приказа МПР от 08.06.2007 № 148 «Об утверждении порядка исчисления расчетной лесосеки» расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.

В силу п. 4 указанного Приказа расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству и лесопарку отдельно для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам.

Исчисление расчетной лесосеки осуществляется отдельно для осуществления сплошных рубок, выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесом (за исключением молодняков первого класса возраста) на основании данных лесоустройства, государственного лесного реестра или специальных обследований лесов.

В соответствии с лесохозяйственным регламентом Боровлянского лесничества расчетная лесосека по выборочным рубкам спелых и перестойных лесных насаждений в целом по лесничеству составляет 37900 куб. м. (т. 1, л.д. 127). Из этого количества допустимый ежегодный объем изъятия ликвидной древесины для ООО УПТК «Алтайагроспецмонтаж» установлен в размере 10 500 куб.м. (т. 1, л.д. 128).

Аналогичный объем ликвидной древесины установлен и в Приложении № 4 к Договору (т. 1, л.д. 73), а также в проекте освоения лесов по Договору, п. 3.6, Таблица 3.6.1 (т. 1, л.д. 138).

Между тем, как следует из представленного Обществом Отчета, Обществом в течение 2010 года произведена рубка хвойных спелых и перестойных хвойных лесных насаждений объемом 19 921 куб. м., то есть Общество превысило допустимый объем заготовки древесины в спелых и перестойных хвойных лесных насаждениях на 9 421 куб.м. (т. 1, л.д. 123).

В соответствии с п. 3.4.14. Договора Общество обязано осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и условиями настоящего Договора.

Согласно п. 3.4.37. Договора Общество обязано проводить заготовку древесины в объеме, не превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины) в соответствии с лесохозяйственным регламентом, проектом освоения лесов и условиями Договора.

Использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что в Приложении № 4 к Договору установлен не допустимый объем древесины, а "среднегодовые объемы пользования лесов" (т. 1, л.д. 3), судом отклоняется, поскольку слово "среднегодовые" в тексте Приложения № 4 к Договору отсутствует. В свою очередь, согласно п. 1.4 Договора в Приложении № 4 содержатся объемы заготовки древесины (т. 1, л.д. 60).

В соответствии с подп. «а» п. 3 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 N 184, для заготовки древесины допускается осуществление рубок спелых, перестойных лесных насаждений.

При этом согласно п. 4 названных Правил, заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества по видам целевого назначения лесов, категориям рубок, хозяйствам и преобладающим породам.

Следовательно, осуществление Обществом выборочной рубки спелых и перестойных хвойных лесных насаждений на территории Боровлянского лесничества в объеме, превышающем расчетную лесосеку, нарушает п. 4 Правил заготовки древесины.

Нарушение правил заготовки древесины влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Следовательно, нарушение Обществом Правил заготовки древесины одновременно является нарушением порядка осуществления рубок лесных насаждений.

Нарушение Обществом порядка осуществления рубок лесных насаждений влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную рубку, лесных насаждений.

В силу ч. 4 ст. 29 Лесного кодекса РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).

Вырубка древесины в количестве, превышающем объемы, указанные в расчетной лесосеке и проекте освоения лесов является незаконной.

Аналогичные разъяснения даны в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7), согласно которым под незаконной порубкой следует понимать, в числе прочего, рубку деревьев, осуществляемую сверх установленного количества.

Суд считает доказанным наличие в действиях Общества объективной стороны правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 2 и 4 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ.

Доводы Заявителя о незаконности бездействия Управления, выразившегося в невнесении изменений в Лесохозяйственный регламент Боровлянского лесничества, а также ссылка на решение арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-4866/2010, судом отклоняются, поскольку Лесохозяйственный регламент Боровлянского лесничества, на основании которого Обществом был составлен Проект освоения лесов на 2010 год, является действующим. Окончательное решение по делу № А03-4866/2010 не принято, поскольку постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 12.04.2011 постановление от 30.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-4866/2010 Арбитражного суда Алтайского края в части принятия нового судебного акта об обязании Управления лесами по Алтайскому краю дать мотивированный ответ обществу с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж" на обращение от 23.12.2009 в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" отменено. В этой части дело направлено на новое рассмотрение в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Доводы Общества о том, что рубка лесных насаждений в Боровлянском лесничестве произведена им в вышеуказанных объемах на законных основаниях, поскольку Лесные декларации были приняты Управлением без замечаний, судом также отклоняются ввиду следующего.

В силу ч. 1 ст. 26 Лесного кодекса РФ Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с Проектом освоения лесов.

В соответствии с п. 11 Приказа Минсельхоза РФ от 08.12.2008 № 529 «О лесной декларации» Управлению предоставлено право в пятидневный срок со дня получения Лесной декларации отказать в ее приемке в случае выявления ее несоответствия форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесного участка, недостоверных сведений.

В силу абзаца 2 этого же пункта Приказа несоответствие Лесной декларации вышеуказанным требованиям может быть выявлено и после ее приемки. В этом случае, в течение декларируемого периода Управление вправе направить Лесопользователю требование о внесении соответствующих изменений.

Таким образом, сам факт приемки Лесной декларации не может свидетельствовать о соответствии ее Лесохозяйственному регламенту, Проекту освоения лесов и условиям Договора.

Кроме того, письмом от 06.05.2010 № 193 начальник отдела Управления лесами Елизаров В.А. уведомил Общество о несоответствии заявленных в лесной декларации объемов заготовки Договору № 7/5 и Проекту освоения лесов и потребовал привести Лесные декларации в соответствие вышеуказанным документам. Названное письмо получено Обществом 25.05.2010 (т. 1, л.д. 119-120).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У Общества имелась возможность осуществить рубку спелых и перестойных хвойных лесных насаждений на территории Боровлянского лесничества в 2010 году в объеме, не превышающем объемы, указанные в расчетной лесосеке, Договоре и проекте освоения лесов.

Оспариваемое постановление вынесено в рамках полномочий административного органа, с соблюдением установленного порядка и сроков давности привлечения к административной ответственности. Меру назначенного наказания суд с учетом ч.ч. 3 и 4 ст. 4.4 КоАП РФ, а также наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, считает обоснованной.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации «Алтайагроспецмонтаж» об отмене постановления Управления лесами Алтайского края № 07-01-21/13 от 21.02.2011 о привлечении общества с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации «Алтайагроспецмонтаж» к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 и 4 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья Д.В. Музюкин