НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 09.01.2014 № А03-14372/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул Дело № А03-14372/2013 13 января 2014 года

Резолютивная часть решения суда оглашена 09 января 2014 года

В полном объеме решение суда изготовлено 13 января 2014 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Дементьевой Ю.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегиональной общественной организации «Сибирская Федерация любительского собаководства» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 15 по Алтайскому краю об оспаривании постановления от 14.08.2013 № 565 о наложении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

- от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,

- от заинтересованного лица: Домрачева И.В., по доверенности от 19.11.13 № 05-27/15204, Захаров Р.А., по доверенности от 19.11.13 №05-27/15205

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональная общественная организация «Сибирская Федерация любительского собаководства» (далее – заявитель, организация, МРОО «Сибирская Федерация любительского собаководства», МРОО СФЛС) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 15 по Алтайскому краю (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый (административный) орган) об оспаривании постановления от 14.08.2013 № 565 о наложении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявленные требования мотивированы тем, что организация не нарушала порядка хранения денежных средств, а нарушила порядок выдачи денежных средств под отчет, что не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Инспекция с заявлением МРОО «Сибирская Федерация любительского собаководства» не согласилась, полагая, что инспекцией установлен и доказан состав административного правонарушения. Полагает, что вина заявителя заключается в том, что заявителем не была надлежащим образом организована работа, которая обеспечила бы соблюдение организацией требований Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации.

В предварительном заседании представитель заявителя требования поддержала, сослалась на доводы, изложенные в заявлении, представила дополнительные документы.

МРОО «Сибирская Федерация любительского собаководства», надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание 09.01.2014 не обеспечила.

С учетом мнения представителей налоговой инспекции дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом.

Представитель административного органа в судебном заседании 09.01.2014 заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление и дополнении к отзыву, представил материалы административного дела.

Представленные сторонами в распоряжение суда дополнительные документы приобщены к материалам дела.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

МРОО «Сибирская Федерация любительского собаководства» зарегистрирована в качестве юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022240529376.

Как следует из материалов дела, 31 июля 2013 года налоговой инспекцией на основании поручения № 121 от 30.07.2013 проведена проверка организации, расположенной по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 147, по вопросам исполнения Федерального закона «О применении ККТ при осуществлении наличный денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в части полноты оприходования выручки организации, полученной с применением контрольно-кассовой техники, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Для проведения анализа фактического применения контрольно-кассовой техники (бланков строгой отчетности) и оприходования выручки были запрошены: документы, подтверждающие прием наличных денежных средств (БСО), отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, приказ и расчет лимита остатка кассы, кассовая книга предприятия.

В ходе проведения проверки, выявлено следующие нарушение: выдача денежных средств в подотчет оформлена с нарушением п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011г. № 373-11), что привело к наличию в кассе организации сверхнормативных остатков на 24.07.2013 в сумме 13 864 руб. 00 коп.

Так, распорядительным документом (Приказ) Межрегиональной общественной организацией «Сибирская федерация любительского собаководства» определен, расчёт лимита остатка кассы по стоянию на 01.01.2013 и на момент проведения проверки в размере 9 000 руб. 00 коп., вместе с этим, 24.07.2013 выручка составила 16 250 руб. 00 коп., остаток на начало дня составлял 6 614 руб. 00 коп., т.е., наличные в кассе составили 22 864 руб. 00 коп. Расходный кассовый ордер от 24.07.2013 № 66 на сумму 20 000 руб. 00 коп., свидетельствующий о выдаче 24.07.2013 денежных средств под отчетному лицу, не принят во внимание, поскольку оформлен без письменного заявления подотчетного лица.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 02.08.2013
 № 000639.

05.08.2013 уполномоченным должностным лицом в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении № 19-264 по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, 14.08.2013 года начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 15 по Алтайскому краю вынес постановление № 565, которым организация признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с постановлением налоговой инспекции, МРОО «Сибирская Федерация любительского собаководства» обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы заявления и отзывы на него, выслушав представителей налоговой инспекции, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются как должностные, так и юридические лица.

При этом в качестве обязательного признака состава правонарушения указанная норма, предусматривает наличие у этих денежных средств статуса «свободных денежных средств». Соответствующий статус денежные средства сохраняют до момента выдачи их под отчет уполномоченному лицу на хозяйственно-операционные расходы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, налоговым органом организации вменяется несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.

По мнению инспекции, организация не имела права выдавать свободные денежные средства из кассы предприятия под отчет материально-ответственному лицу, председателю Правления МРОО СФЛС - Л.А. Зубковой, без ее письменного заявления, а должна было хранить их в кассе.

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 1.4 «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», утвержденного Центральным банком Российской Федерации 12.10.2011 г. N 373-П (далее - Положение) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 настоящего Положения лимита остатка наличных денег (далее - свободные денежные средства).

Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций.

Пунктом 4.1 указанного Положения установлено что, выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат проводится юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем по расходным кассовым ордерам.

Согласно п. 4.4 Положения, для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, работнику под отчет расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

Согласно пунктам 5.1 - 5.2 указанного Положения для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004. Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе: внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег); недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения; хранение на банковских счетах в банках свободных денежных средств, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения (пункт 6.1. Положения N 373-П)

Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций (пункт 1.4 Положения N 373-П).

Следуя материалам дела, 24.07.2013 в кассе организации в течении рабочего дня находились денежные средства в сумме 22 864 рубля, оприходованные в кассу МРОО СФЛС, при этом, приход указанной суммы денежных средств подтвержден приходными кассовыми ордерами. На конец рабочего дня в кассе организации находились денежные средства в сумме 2 864 рубля, поскольку должностному лицу организации в под отчет выданы денежные средства на сумму 20 000 руб., данная операция отражена в кассовой книге организации и оформлена расходным кассовым ордером от 24.07.2013 № 66, при этом основание выдачи денежных средств (оформление ордера) документально не подтверждено (отсутствует письменное заявление).

Суд приходит к выводу, что выявленная в действиях организации хозяйственная операция, заключающаяся в выдаче наличных денежных средств председателю Правления МРОО СФЛС, который не подал письменное заявление о сумме наличных денег и о сроке, на который необходимо выдать наличные деньги, нарушает порядок выдачи наличных денежных средств, а не порядок ведения кассовых операций.

Как следует из положений норм части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодателем предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В настоящем случае в качестве объективной стороны правонарушения административный орган вменил обществу хранение в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Между тем, как следует из материалов дела, проведенной проверкой в кассе организации не установлена денежная наличность сверх установленных лимитов, подлежащая сдаче в банк.

Представитель налоговой инспекции в судебном заседании на вопрос суда подтвердил, что действительно наличные денежные средства в кассе организации сверх установленного лимита на момент проверки не выявлены. Тем ни мнение, подотчетные денежные средства председателю правления МРОО СФЛС выданы, а расходный кассовый ордер от 24.07.2013 № 66 оформлен, без заявления подотчетного лица.

Однако, как было указано выше, одним из признаков состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение порядка хранения «свободных денежных средств». Между тем выдача наличных денежных средств под отчет материально-ответственному лицу на хозяйственно-операционные расходы, которое не представило письменное заявление, составленное в простой произвольной форме и содержащее собственноручное надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату, нарушает порядок выдачи наличных денежных средств, а не порядок их хранения.

За нарушение Порядка выдачи денежных средств под отчет административная ответственность по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена.

В данном случае в действиях организации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку факт выдачи денежных средств председателю Правления налоговым органом не оспаривается, а после выдачи денежных средств под отчет указанные денежные средства в кассу организации не были возвращены и доказательств их хранения в кассе МРОО СФЛС на момент проверки административным органом не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях организации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

На основании изложенного, оспариваемое постановление административного органа о привлечении МРОО «Сибирская Федерация любительского собаководства» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.

Нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», судом не установлено.

Оспариваемое постановление от 14.08.2013 № 565 о привлечении МРОО «Сибирская Федерация любительского собаководства» к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено, а протокол об административном правонарушении составлен уполномоченными должностными лицами административного органа.

Надлежащее извещение организации о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела заявителем не оспаривается.

Срок давности привлечения МРОО «Сибирская Федерация любительского собаководства» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.

Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.

При изложенных обстоятельствах постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю 14.08.2013 № 565 подлежит признанию незаконным и отмене полностью.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и за обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленное требование Межрегиональной общественной организации «Сибирская Федерация любительского собаководства» удовлетворить.

Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 15 по Алтайскому краю от 14.08.2013 № 565 о наложении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить в полном объеме.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья Л.Ю. Ильичева