НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 08.12.2020 № А03-4518/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76, тел.: (385-2) 29-88-01
http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2020 года  Решение изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года 

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Трибуналовой О.В.,

при использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания  секретарем Кондратьевой П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение   № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» 

(ИНН 2223031158, ОГРН 1022201390166) г. Барнаул Алтайского края,

к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда  социального страхования Российской Федерации, г. Барнаул Алтайского края, об  оспаривании решений, 

при участии:
от заявителя – не явился, извещен;

от заинтересованного лица – Дьячук А.А. (удостоверение, доверенность от  07.11.2019 № 13-46-179, диплом рег. номер 580 от 30.04.1999), 

У С Т А Н О В И Л:

Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 1  Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» (далее по  тексту - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке  статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к  Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального  страхования Российской Федерации (далее по тексту – Фонд социального страхования) о  признании незаконными: 

- решение № 10 от 12.02.2020 о непринятии к зачету расходов на выплату  страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по случаю  временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 132 892 рублей 01  копейки. 


- решение № 10-пдс от 12.02.2020 о возмещение излишне понесенных расходов в  размере 149 824 рублей 38 копеек; 

- решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение  нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных  случаях на производстве и профессиональных заболеваний о возмещение излишне  понесенных расходов 22н/с от 12.02.2020 в части назначенного штрафа, 

- решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за  совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах   № 15 от 12.02.2020 в части назначенного штрафа. 

Заявление мотивировано необоснованностью оспариваемых решений Фонда в  части не принятия к зачету предъявления страхователем листков нетрудоспособности,  выданных осужденным с нарушением пункта 1.9.2 Порядка проведения экспертизы  временной нетрудоспособности осужденных к удостоверяющих временную  нетрудоспособность, а также в части непринятия к зачету средств по листкам  нетрудоспособности выданным после отчисления с должности осужденных в  соответствии с части 3 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее по  тексту – Закон № 255-ФЗ). Кроме того, Фондом необоснованно пособия по временной  нетрудоспособности осужденным, работающим на условиях неполного рабочего времени,  пособия временной нетрудоспособности начислены из минимального оплаты труда  (МРОТ) с учетом продолжительности рабочего времени, поскольку пособие не может  быть меньше МРОТ. Также при вынесении решений от 12.02.2020 № 22н/с, № 15 Фондом  не исследовалось наличие смягчающих обстоятельств, размер штрафных санкций не  соразмерен характеру совершенного нарушения, с учетом статуса Учреждения. 

Заинтересованное лицо в отзыве и письменных пояснениях на заявление с  требованиями Общества не согласно, ссылается на законность и обоснованность  оспариваемых решений. 

Подробно доводы и возражения сторон, участвующих в деле, отражены в  заявлении и отзывах на него. 

В судебном заседании представитель Фонда возражал против удовлетворения  заявленных требований по доводам, изложенным в отзывах. 

Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела,  арбитражный суд установил следующее. 

Из материалов дела следует, что Учреждение зарегистрировано в качестве  страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской 

Федерации – филиале № 3.

В период с 01.10.2019. по 26.12.2019 Фондом проведена плановая выездная  проверка заявителя по вопросам: 


3.  правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты  (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования  этих средств за период с 01.01.2016 по 31.12.2018; 

По результатам проведенной проверки расходов на выплату страхового  обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной  нетрудоспособности в связи с материнством Фонд составил акт проверки от 27.12.2019   № 275-р и 12.02.2020 вынес решение № 10 о не принятии к зачету расходов на выплату  страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством в общей сумме 132 892,01 руб. 

Проверив исчисление, полноту и своевременность уплату (перечисления)  страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, Фонд  составил акт проверки от 27.12.2019 № 275-д и 12.02.2020 вынес решение № 10-пдс о  взыскании со страхователя расходы, излишне понесенные Фондом в связи с неполнотой  или недостоверностью представленных страхователем сведений в сумме 149 824,38 руб. 

Кроме того, проверив правильность исчисления, полноту и своевременность  уплату (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования  этих средств, а также полноту и достоверность сведений, представленных страхователем  для обеспечения застрахованных лиц страховым обеспечением за период с 01.01.2016 по  31.12.2018, Фонд решениями от 12.02.2020 № 15, № 22 н/с привлек Учреждение  страхователя к ответственности по части 1 статьи 47 Федеральным законом от 24.07.2009   № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд  социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), назначив штраф в размере 

 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на  производстве и профессиональных заболеваний» (далее по тексту – Закон № 125-ФЗ),  назначив штраф в размере 79,31 рублей. 

Общество, не согласившись с указанными решениями в части непринятия к зачету  расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай  временной нетрудоспособности в связи с материнством в общей сумме 132 892,01 рублей,  о взыскании расходов, излишне понесенных Фондом, в размере 149 824, 38 руб., в также с  соразмерностью назначенного административного штрафа, обратилось в арбитражный  суд с настоящим заявлением. 

Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в  обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу о необоснованности  заявленных требований, в силу следующего. 

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с 


заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов,  незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и  законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном  заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону  или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа  или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые  действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение  и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и  действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий:  несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и  законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической  деятельности. 

В соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ  «Об основах обязательного социального страхования» (далее по тексту – Закон № 165)  страховщик обеспечивает контроль за правильным начислением, своевременной уплатой  и перечислением страховых взносов страхователями, имеет право: проверять документы  по учету и перечислению страховых взносов страхователя, а также проверять документы,  связанные с выплатой страхового обеспечения. В свою очередь страхователи обязаны:  вести учет начислений страховых взносов, предъявлять страховщику для проверки  документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств  обязательного социального страхования. 

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты  (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай  временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы)  Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы  осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ 

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского  страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ). 

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой  страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки плательщиков страховых  взносов. 


В силу части 8 статьи 35 Закона № 212-ФЗ при проведении выездной проверки по  уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством орган контроля за уплатой страховых  взносов одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату  обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального  страховании в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ 

«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в  связи с материнством» (далее - Закон № 255- ФЗ). 

Основанием для оспаривания решений от 12.02.2020 № 10 и № 10-пдс явилось не  согласие с выводами Фонда в части назначения и выплаты пособий осужденным, не  привлеченным к оплачиваемому труду и при исчислении пособий из МРОТ при работе на  условиях неполного рабочего времени. 

Согласно статье 4 Закон № 255-ФЗ предоставление страхового обеспечения лицам,  осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду,  осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 

Основания и порядок выплаты пособий указанной категории лиц  регламентированы в Положении об обеспечении пособиями по обязательному  государственному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к  оплачиваемому труду, утвержденном постановлением Правительства Российской  Федерации от 15.10.2001 № 727 (далее - Положение № 727). 

В силу пункта 4 Положения № 727 осужденные имеют право на получение  пособий, в том числе по временной нетрудоспособности, если до освобождения от  работы в связи с нетрудоспособностью трудовые обязанности исполнялись ими в  соответствии с установленным графиком работ. Основанием для назначения пособия по  временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок  нетрудоспособности (абзац 2 пункта 8 Положения № 727). 

В соответствии с пунктом 1.9.2 Порядка проведения экспертизы временной  нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к  оплачиваемому труду и выдачи им документов, удостоверяющих временную  нетрудоспособность, утвержденного совместным приказом Министерства  здравоохранения России. Министерства Юстиции России и Фонда социального  страхования Российской Федерации от 14.07.2003 № 316/185/180 (далее - Порядок   № 316/185/180) листок нетрудоспособности не выдается осужденным, не привлеченным к  оплачиваемому труду. 

В ходе проведения проверки Фонд социального страхования установил, что  Учреждением оплачивались за счет средств Фонда социального страхования листки  нетрудоспособности, выданные осужденным, указанным актах проверки от 27.12.2019, не  привлеченным к оплачиваемому труду, в связи с чем решениями Фонда не приняты  расходы к зачету и возложена обязанность по возмещению средств пособий по временной  нетрудоспособности. 

Учреждение в обосновании заявленных требований, ссылаясь на часть 2 статьи 5  Закона № 255-ФЗ, указало, что страховое возмещение осуществлено правомерно,  поскольку наступление страхового случая произошло в период тридцати дней со дня  прекращения привлечения к труду осужденных в данных исправительных учреждения. 


По мнению Учреждения, правовые последствия тридцатидневного срока не имеют  ограничений и распространяются на осужденных. 

Согласно части 2 статьи 5 Закона № 255-ФЗ пособие по временной  нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев,  указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору,  осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат  обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в  связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в  течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности  либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования. 

Однако, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации  права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом  только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного  строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства. 

Такие ограничения могут быть связаны, в частности, с применением в качестве  меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным  за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность  которого состоит в том, что при его исполнении на осуждённого осуществляется  специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и  свобод и возложении на него определённых обязанностей. 

В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской  Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы  граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными  уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской  Федерации. 

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих  порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними  нормативных правовых актов (часть 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса  Российской Федерации). 

На основании части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской  Федерации общественно полезный труд является одним из основных средств  исправления осужденных. 

Согласно части 1 статьи 102, части 1 статьи 104, части 1 статьи 105 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации на осужденных к лишению свободы  трудовое законодательство распространяется лишь в части материальной  ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники  безопасности, производственной санитарии. 

Таким образом, гарантии, предусмотренные трудовым законодательством в части  порядка оформления прекращения трудовых отношений, соблюдения процедуры  увольнения и наличия, предусмотренных на то оснований, на осужденных к лишению  свободы не распространяются. 

Как уже было указано выше, в силу статьи 4 Закона № 255-ФЗ представление  страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к 


оплачиваемому труду, осуществляется в порядке, определяемом Правительством  Российской Федерации, а нормативными актами (Положением № 727 и Порядком   №№ 316/185/180) предусмотрено, что основанием для назначения пособия является факт  привлечения к труду на момент наступления страхового случая и, следовательно,  гарантии, закрепленные в части 2 статьи 5 Закона № 255-ФЗ на осужденных не  распространяются. 

Следовательно, Фондом социального страхования оспариваемыми решениями  ( № 10 и № 10-пдс) правомерно не приняты расходы к зачету и возложена обязанность по  возмещению средств пособий по временной нетрудоспособности осужденным, не  привлеченным к оплачиваемому труду. 

Пособия по временной нетрудоспособности, исчисляются из среднего заработка  осужденных в соответствии с Законом № 255-ФЗ (пункта 26 Порядка № 727). 

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособие по временной  нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица,  рассчитанного за расчетный период (два календарных года, предшествующие году  наступления временной нетрудоспособности), включая время работы (службы, иной  деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Если работник в расчетный  период не имел заработка либо средний заработок в расчете за полный календарный  месяц ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным  законом на день наступления временной нетрудоспособности, средний заработок для  определения размера пособия принимается равным МРОТ. 

С учетом части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо  на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего  времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя  из которого исчисляется пособие, определяется пропорционально продолжительности  рабочего времени застрахованного лица. 

Таким образом, средний заработок определяется пропорционально  продолжительности рабочего времени только в случаях, когда при исчислении пособия  средний заработок принимается равным МРОТ. 

Фактический средний заработок, учитываемый при исчислении пособий, не  подлежит уменьшению в зависимости от продолжительности рабочего времени.  Условием применения при расчете пособия коэффициента продолжительности рабочего  времени к среднему заработку является режим работы застрахованного лица на условиях  неполного рабочего времени на момент наступления страхового случая. 

Средний дневной заработок для исчисления указанного пособия определяется  путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (часть 3 статьи  Законна № 255-ФЗ). 

В соответствии с частью 5 статьи 14 Закона № 255-ФЗ размер пособия по  временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного  пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной  нетрудоспособности. 

Таким образом, порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности для  застрахованных лиц установлен законодательно, при этом размер исчисленного пособия 


зависит от заработка, полученного в расчетном периоде, на который начислены  страховые взносы, страхового стажа застрахованного лица, условий трудового договора. 

Согласно части 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации  работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. 

Учет фактически отработанного времени Заявителем отражается в табелях учета  отработанного времени, которые в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона  от 06.12.2011 № 402-Ф3 «Об бухгалтерском учете» являются первичными учетными  документами для целей бухгалтерского и налогового учета на основании которых  рассчитывается заработная зарплата, отражается в расходах, заполняются расчетные  листки. 

На основании Положения об оплате труда осужденных, отбывающих наказание в  Учреждении если работник проработал неполный месяц, то минимальный размер оплаты  труда должен определяться пропорционально времени, проработанному в данном месяце. 

На осужденных к лишению свободы распространяется продолжительность  рабочего времени, в соответствии Трудовым кодексом Российской Федерации. 

Учитывая вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Фондом  правомерно произведен расчет начислений пособий временной нетрудоспособности  осужденным, работающим на условиях неполного рабочего времени, из МРОТ с учетом  продолжительности отработанного рабочего времени. 

Учреждение возражений относительно правильности расчета начисленных пособий  не заявило и опровергающих его доказательств не представило, в силу части 3.1 статьи 70  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации этот расчет считаются  признанным заявителем. 

При указанных выше обстоятельствах суд не усматривает оснований для  признания оспариваемых Учреждением решений от 12.02.2020 № 10, № 10-пдс  незаконными, в связи с чем требования в данной части не подлежат удовлетворению. 

Не принятая к зачету в счет уплаты страховых взносов сумма, начисленная  работнику с нарушением установленного законодательством порядка, означает, что эта  спорная сумма подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном  порядке. 

Соответственно, непринятие к зачету; расходов на обязательное социальное  страхование на случай временной нетрудоспособности влечет за собой неполную уплату  страховых взносов, что является основанием для привлечения страхователя к  ответственности в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона № 212- ФЗ в виде штрафа в  размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов и для начисления  соответствующей суммы пеней. 

Поскольку в ходе проверки сделан обоснованный вывод о непринятии к зачету  расходов страхователя на выплату обеспечения застрахованным лицам в общей сумме  132892,01 руб., соответственно, данная сумма пособия правомерно была отнесена к  расчетной базе для целей исчисления страховых взносов, поскольку суммы начисленных  работникам выплат пособий за счет средств фонда, которые не приняты к зачету,  подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях. 

Занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов повлекло за собой  образование недоимки, в связи с чем Учреждению, в соответствии с части 1 статьи 47 


Закона № 212-ФЗ начислен штраф на сумму неуплаченных страховых взносов в размере  803,97 руб. и в соответствии со статьей 26.29 Закона № 125-ФЗ начислен штраф в размере  20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов в размере 79,31 руб. 

Общество, оспаривания решения от 12.02.2020 № 22 н/с, № »15, которыми  начислены недоимки, пени и вышеуказанный административный штраф, ссылается на не  исследование Фондом наличия смягчающих обстоятельств и начисления не соразмерных  штрафных санкций. 

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение  правонарушения, предусмотрен пунктом 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ. 

Так, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение  правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения  тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под  влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной  зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к  ответственности за совершение правонарушения; 4) иные обстоятельства, которые судом  или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть  признаны смягчающими ответственность. 

Таких обстоятельств заявителем не представлено и судом не установлено.

Доводы заявителя об отсутствии умысла в совершении правонарушения, которое  произошло ввиду высокой загруженности работников и кадровой перестановкой  бухгалтеров, суд не признает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, так  как обязанность правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять)  страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой  страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым  взносам возложена на Учреждение как на плательщика страховых взносов (частью 2  статьи 28 Закона № 212-ФЗ). 

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему  убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном  исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности. 

Закрепленное в законе право суда оценивать условия совершения правонарушения,  его характер, степень общественной опасности, последствия, в целях возможного  дифференцированного подхода при применении наказания согласуется с  конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод,  неотвратимости наказания, его справедливости, соразмерности тяжести совершенного  нарушения. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,  изложенной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера,  исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции  Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. 

В указанном Постановлении отмечено, что принцип соразмерности, выражающий  требования справедливости, предполагает установление публично-правовой  ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от  тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины 


правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих  индивидуализацию при применении взыскания. 

Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к  физическим и юридическим лицам. 

Довод представителя заявителя о несоразмерности размера штрафа судом  отклоняется, так как в данном случае размер штрафа определяется законом и сам по себе  не свидетельствует о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность. 

Суд считает, что назначенный оспариваемыми решениями незначительный штраф  соответствует требованиям принципам законности, справедливости, неотвратимости и  целесообразности юридической ответственности, от которой социально значимые  учреждения не освобождены. 

При этом, судом также учтен незначительный размер штрафа, который не принесет  социально значимый характер деятельности Учреждения 

Таким образом, суд считает требования заявителя в части назначения  несоразмерного штрафа необоснованными и не подлежащими удовлетворению, а  оспариваемые решения от 12.02.2020 № 22н/с, № 15 законными и обоснованными. 

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о  признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий  (бездействия) незаконными 

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 1  Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» в  удовлетворении требований отказать. 

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в  апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца  со дня принятия решения, в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд  Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в  законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде  апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в  восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. 

Судья О.В. Трибуналова