НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 07.11.2023 № А03-6377/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, http:// www.altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

                                            Дело № А03-6377/2023

Резолютивная часть решения суда оглашена 07 ноября 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Мороз А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), г. Барнаул, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю, г. Барнаул, о признании незаконным отказа изменить налоговую базу  и произвести  перерасчет налога на имущество физических лиц за период с 01.01.2020 по 31.10.2020, выразившегося в бездействии в виде не предоставления ответа на заявления ФИО1, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю изменить налоговую базу по налогу на имущество физических лиц в отношении нежилого помещения (магазина) по адресу: <...>, Н2; кадастровый номер 22:63:030311:4192, установив ее за период с 01.01.2020 по 31.10.2020 в размере 40 369 628 руб., произвести перерасчет налога в сторону уменьшения на 381 041,15 руб.,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной оценки» (ИНН <***> ОГРН <***>), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Алтайскому краю,

при участии представителей:

от заявителя - ФИО2 (паспорт, диплом, доверенность от 13.01.2017),

от заинтересованного лица - ФИО3 (доверенность 04-11/03299 от 13.02.2023, удостоверение, диплом),

от третьего лица - не явились, извещены.

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), г. Барнаул, (далее – заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю, г. Барнаул, (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным отказа изменить налоговую базу  и произвести  перерасчет налога на имущество физических лиц за период с 01.01.2020 по 31.10.2020, выразившегося в бездействии в виде не предоставления ответа на заявления ФИО1, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю изменить налоговую базу по налогу на имущество физических лиц в отношении нежилого помещения (магазина) по адресу: <...>, Н2; кадастровый номер 22:63:030311:4192, установив ее за период с 01.01.2020 по 31.10.2020 в размере 40 369 628 руб., произвести перерасчет налога в сторону уменьшения на 381 041,15 руб.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что, несмотря на то, что кадастровая стоимость помещения решением суда установлена по состоянию на 06.11.2020, она должна быть применена ко всему налоговому периоду, а именно с 01.01.2020 – то есть с 1 января года определения кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки. Предприниматель полагает, что отказ налогового органа произвести исправления в налоговой базе налога на имущество и, как следствие, перерасчет налога на имущество за период с 01.01.2020 по 31.10.2020, уменьшив его на 381 041,15 руб., повлекло нарушение прав ИП ФИО1 при осуществлении им экономической деятельности, возложив необоснованное налоговое бремя в указанном размере.

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление и дополнениях к нему возражало против удовлетворения заявления. Отмечает, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст. 16 Федерального закона №237-ФЗ, является дата внесения сведений в ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости и внесения изменений в сведения ЕГРН об объектах недвижимости, повлекших за собой изменение их кадастровой стоимости. Налоговый орган указывает, что поскольку изменения кадастровой стоимости внесены 06.11.2020, налоговым органом произведен перерасчет налога на имущество за период с 06.11.2020 по 31.12.2020.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной оценки» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Алтайскому краю.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Алтайскому краю представило отзыв, полагает, что  кадастровая стоимость, определенная на основе измененной площади объекта недвижимости (2084,1 кв.м.) может быть применена только к периоду, начиная с 06.11.2020 (дата внесения сведений об указанной площади в ЕГРН).

Третье лицо КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной оценки» письменный отзыв на заявление не представило.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судебное заседание в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ проведено в отсутствии не явившихся представителей третьих лиц.

В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивала, представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявления.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Индивидуальному предпринимателю ФИО1 принадлежит на праве собственности нежилое помещение (магазина) по адресу: <...>, Н2; кадастровый номер 22:63:030311:4192.

Решением Алтайского краевого суда от 21.04.2022 по делу № 3а-789/2022 в отношении объекта с кадастровым номером 22:63:030311:4192 установлена кадастровая стоимость по состоянию на 06.11.2020 в размере 40 190 286 руб.

30.12.2022 ФИО1 обратился с заявлением в налоговый орган вх. № 10063, № 10064 о перерасчете налога на имущество за 2020 год с учетом вышеуказанного решения Алтайского краевого суда от 21.04.2022.

10.01.2023 налоговым органом произведен перерасчет налога на имущество за период с 06.11.2020 по 31.12.2020 в сторону уменьшения на 75 869,00 руб., исходя из кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, о чем направлен ответ, выраженный в письме № 12-18/00331 от 11.01.2023 на заявления от 30.12.2022 № 10063/ЗГ, №10064/ЗГ.

Заявитель, полагая, что налоговый орган незаконно отказал изменить налоговую базу и произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за период с 01.01.2020 по 31.10.2020, а также бездействовал, не предоставляя ответ на заявления, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав пояснения представителей, исследовав письменные материалы по делу, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований, в силу следующего. 

Статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяющей порядок судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания правомерности оспариваемых актов и действий, а также обстоятельств, на которых они основаны, возложена на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение либо совершили действие.

Суммы имущественных налогов, подлежащих уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, представляемых в соответствии с пунктом 4 со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная, с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Законом Алтайского края от 13.12.2018 № 97-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», принятого Постановлением АКЗС от 04.12.2018 №345, такой датой установлено 01 января 2020 года.

ФИО1 в судебном порядке оспорены результаты определения кадастровой стоимости в соответствии с ч. 7 ст. 22 ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (установлена дата 01.01.2020).

Решением Алтайского краевого суда от 21.04.2022 по делу 3а-789/2022 в отношении объекта с кадастровым номером 22:63:030311:4192 установлена кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости 40 190 286 руб. по состоянию на 06.11.2020.

В соответствии с положениями части 3 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 (в редакции на момент внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Аналогичные положения предусмотрены действующей редакцией настоящей нормы, согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Соответственно, в настоящем случае с учетом приведенных выше положений законодательства период применения (действия) установленной судом кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером 22:63:030311:4192 определен судом первой инстанции с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости - 06.11.2020 (дата начала действия вновь определенной кадастровой стоимости).

В силу п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

Согласно п.15. ст.378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости дата начала применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда 01.01.2021 (дата указана в выписке из ЕГРН).

Как указано в решении суда Алтайского краевого суда от 21.04.2022 по делу 3а-789/2022 датой обращения индивидуального предпринимателя ФИО1 с заявлением об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения считать 31.12.2021.

Соответственно, налоговый период, в котором было подано заявление, с 01.01.2021 по 31.12.2021.

Следовательно, установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период и подлежит применению с 2021 года.

Между тем кадастровая стоимость объекта недвижимости ИП ФИО1 определена по состоянию на 01.01.2020 в соответствии с Законом Алтайского края от 13.12.2018 № 97-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

В соответствии с Законом РФ от 21.03.1991 №943-1 (ред. от 28.12.2022) «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

В соответствии с ч. 2 п. 6 ст. 18 ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом:

- с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Формулировка «не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости» указывает на невозможность применения вновь установленной кадастровой стоимости в размере рыночной цены в период, на который не распространяется действие оспариваемой кадастровой стоимости (т.е. кадастровой стоимости, установленной в ходе государственной оценки).

Таким образом, изменение кадастровой оценки не может распространяться на период, предшествующий дате установления оспариваемой кадастровой стоимости.

Данная позиция подтверждается Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021).

Согласно выписке ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости датой определения и начала применения кадастровой стоимости помещения является 06.11.2020 (дата внесения сведения о кадастровой стоимости).

Поскольку изменения кадастровой стоимости внесены 06.11.2020, налоговым органом правомерно произведен перерасчет налога на имущество за период с 06.11.2020 по 31.12.2020.

В соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона №237-Ф3 подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки.

Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них, и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.

Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (ч. 1 и ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 237-03).

Согласно п. 12.1 Методических указаний определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным данными указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.

С учетом изложенного датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст. 16 Федерального закона №237-ФЗ, является дата внесения сведений в ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости и внесения изменений в сведения ЕГРН об объектах недвижимости, повлекших за собой изменение их кадастровой стоимости.

Довод заявителя о возможности применения новой кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, указанного объекта недвижимости, установленной решением Алтайского краевого суда от 21.04.2022 по делу 3а-789/2022, для исчисления налога на имущество с 01.01.2020 по 31.10.2020 основан на неверном толковании норм права, в связи с чем, подлежит отклонению.

До даты обращения ФИО1 в инспекцию, информация об изменении кадастровой стоимости по объекту с кадастровым номером №22:63:030311:4192 в Межрайонную ИФНС России № 14 по Алтайскому краю не поступала.

В связи с чем, выставленное налоговое уведомление № 38667261 от 01.09.2021 содержало актуальную информацию и не привело к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Во взаимосвязи перечисленных норм, а также с учетом приказа ФНС России от 17.06.2020 №ЕД-7-21/386@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 07.09.2016 №ММВ-7-11/477@» при перерасчете налога, уплачиваемого на основании налогового уведомления, срок уплаты налога устанавливается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, при этом налоговое уведомление, содержащее перерасчет налога, направляется не позднее 30 дней до наступления указанного срока.

Согласно пункту 3 статьи 52 Налогового кодекса в налоговом уведомлении должен быть указан, в частности, срок уплаты налога.

Таким образом, в случае перерасчета налога, в результате которого сумма к уплате отсутствует (в том числе в связи с ранее уплаченной суммой налога), налоговое уведомление не формируется.

Аналогичная позиция налогового органа отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2023 № 204-0.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отказ изменить налоговую базу  и произвести  перерасчет налога на имущество физических лиц за период с 01.01.2020 по 31.10.2020, вынесен в полном соответствии с законодательством РФ, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его незаконным.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом отказе обстоятельства, налоговым органом доказаны, правомерность их вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, подтверждена, выводы Инспекции соответствуют закону.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отказ изменить налоговую базу и произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за период с 01.01.2020 по 31.10.2020, выразившийся в бездействии в виде не предоставления ответа, учитывая ответ, выраженный в письме № 12-18/00331 от 11.01.2023 на заявления от 30.12.2022 № 10063/ЗГ, №10064/ЗГ, не нарушает права и законные интересы заявителя.

Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Отсутствие совокупности обстоятельств, предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  является основанием для отказа заявителю в удовлетворении требований.

При указанных обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                          Л.Г.Куличкова