АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru
г. Барнаул
Дело № А03-880/2021
Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 09 июня 2021 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вершининым А.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Розница К-1» (ИНН 2225074005, ОГРН 1052242262478), г.Барнаул, к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Росприроднадзора о признании незаконным и отмене постановления № 05-078/2020 от 29.12.2020 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей:
от заявителя – Фридман М.И. (паспорт, доверенность от 15.10.2020),
от заинтересованного лица – Коргун М.А. (паспорт, доверенность № 19 от 21.10.2020).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Розница К-1» (ИНН 2225074005, ОГРН 1052242262478), г.Барнаул, (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Росприроднадзора (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 05-078/2020 от 29.12.2020 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования мотивированы своевременным представлением отчетности. Указывает, что декларация направлена посредством телекоммуникационных сетей, обязанность направления почтового отправления Общества отсутствовала. В случае установления вины общества просит применить положения ст.4.1.1 КоАП РФ и заменить административный штраф на предупреждение. Полагает, что имеются основания, предусмотренные ч.3 ст.3.4 КоАП РФ.
Административный орган в отзыве на заявление указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления, полагает, что в действиях заявителя установлен состав вмененного административного правонарушения. Отмечает, что документов, свидетельствующих о направлении ООО «Розница К-1» отчетности посредством почтового отправления или представления на бумажном носителе в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования не имеется.
Более подробно позиция лиц, участвующих в деле, изложена в заявлении и отзыве на него, представленных в материалы дела.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 18.11.2020 г. № АА-10-03-31/4Q070 Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Росприроднадзора поручено возбуждение дела об административном правонарушении и проведение административного расследования в отношении ООО «Розница К-1», по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, за непредставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2019 год.
В связи с изложенным, 24.11.2020 в отношении ООО «Розница К-1» Управлением вынесено определение № 05-078/2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № 05-078/2020 от 30.11.2020 у Общества истребованы необходимые материалы (сведения).
При проведении административного расследования установлено следующее.
По данным официального сайта ФНС России по состоянию на 24.11.2020 (ЕГРЮЛ - сведения о юридическом лице) общество с ограниченной ответственностью «Розница К-1» является действующим хозяйствующим субъектом, в стадиях банкротства, ликвидации, реорганизации не состоит. Обществу присвоен ОГРН 1052242262478, ИНН 2225074005, адрес (место нахождения): 656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Мерзликина, 5. Основной вид деятельности (ОКВЭД) - 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и тачными изделиями в неспециализированных магазинах, дополнительные виды деятельности — 10.71 Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения; 47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах.
По состоянию на 24.11.2020 Обществом не представлена отчетность о выплате нормативов утилизации отходов от использования товаров и декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров,включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2019 год, что является нарушением требований п. 17 ст.24.2 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 11 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2015 г. № 1342), п. 10 Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после, утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. № 1417).
Внесение ООО «Розница К-1» экологического сбора за 2019 г. в сумме 2058829,20 рублей подтверждается платежным поручением Алтайского отделения №8644 ПАО Сбербанк г. Барнаул от 14.04.2020.
Усмотрев в действиях ООО «Розница К-1» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо административного органа 23.12.2020 составило в отношении заявителя протокол об административном правонарушении № 05-078/2020.
Рассмотрев указанный протокол и дополнительные материалы, 29.12.2020 административным органом в отношении заявителя вынесено постановление №05-078/2020 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса, в виде штрафа в размере 70 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Давая оценку доказательствам и доводам, приведенными лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица ииндивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальныепредприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров - государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), должны обеспечивать, выполнение установленных Правительством Российской Федерации норм утилизации.
Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:
- товаров, произведенных на территории Российской Федерации;
- упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации (п. 1.1 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).
Согласно п. 7 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ, производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.
При этом, согласно п.9 ст.24.2 Федерального закона № 89-ФЗ, обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:
со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;
со дня уплаты экологического сбора.
Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 16 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).
В соответствии с п. 17 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ, отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Порядок, форма и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров установлены Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2015 г. № 1342) (далее - Правила).
Отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год (п. 9 Правил).
Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 11 Правил).
Порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий; календарный год установлен Положением о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. №1417) (далее - Положение).
Отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год (п. 9 Положения).
Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 10 Положения).
Как следует из материалов дела, по состоянию на 24.11.2020 Обществом не представлена отчетность о выплате нормативов утилизации отходов от использования товаров и декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров,включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2019 год.
Внесение ООО «Розница К-1» экологического сбора за 2019 г. в сумме 2058829,20 рублей подтверждается платежным поручением Алтайского отделения №8644 ПАО Сбербанк г. Барнаул от 14.04.2020.
ООО «Розница К-1» через личный кабинет природопользователя fhttps://lk.fsrpn.ru/) 31.03.2020 направлены: декларация о количестве товаров (электронный идентификатор отчета - ED6DXSI8 от 31.03.2020), отчет о выполнении нормативов утилизации (электронный идентификатор' отчета - ED6DXSI9 от 31.03.2020). Вместе с тем, документов, подтверждающих прием отчетности от 31.03.2020 уполномоченным органом, не имеется. Отчетность от 31.03.2020 отклонена. Обращение о причинах отклонения отчетности (№094753) направлено Обществом в службу технической поддержки Росприроднадзора только 01.12.2020г. Согласно ответу службы технической поддержки от 03.12.2020г., отклонение отчетности может свидетельствовать о проблемах с электронно-цифровой подписью либо ошибках в загруженных файлах. 01.12.2020 отчетность вновь направлена ООО «Розница К-1» через личный кабинет природопользователя: декларация о количестве товаров (электронный идентификатор отчета - EOBK197F от 01.12.2020), отчет о выполнении нормативов утилизации (электронный идентификатор отчета - ЕОВК197Р от 01.12.2020). Отчетность, представленная Обществом 01.12.2020, принята уполномоченным органом.
Таким образом, отклонение отчетности, направленной Обществом 31.03.2020, может быть связано с неполадками в работе личного кабинета природопользователя. Вместе с тем, в соответствии с п. 6 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (утв. постановлением Правительства РФ, от 8 декабря 2015 г. №1342), п. 13 Положения декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. №1417), Отчет и Декларация в случае отсутствия технической возможности использования программных среза системы учета отходов направляются посредством почтового отправления с описью вложения иуведомлением о вручении или представляются на бумажном носителе в одном экземпляре лично:
- производителем товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту его государственной регистрации;
- производителем товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору сфере природопользования по месту его государственной регистрации;
- ассоциацией - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно являются производителями товаров и импортерами товаров, Отчетность и Декларация представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (п. 6.1 Правил, п. 13 Положения).
Документов, свидетельствующих о направлении ООО «Розница К-1» отчетности посредством почтового отправления или представлении на бумажном носителе в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, не имеется.
Указанное свидетельствует о том, что Обществом не приняты исчерпывающие меры по своевременному предоставлению отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2019 год.
Материалами дела установлено нарушение Обществом требований п. 17 ст.24.2 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 11 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2015 г. № 1342), п. 10 Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после, утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. № 1417).
Нарушение Обществом вышеуказанных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Розница К-1» события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено доказательств принятия им всех необходимых мер по соблюдению требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2015 г. №1342), Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после, утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. № 1417) и недопущению нарушения.
С учетом вышеустановленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Розница К-1» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка и сроков привлечения юридического лица к административной ответственности судом по материалам дела не установлено.
Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает, т.к. общество не относится к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае суд полагает возможным применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признать совершенное правонарушение малозначительным.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
При этом в пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности. При этом, административный орган и суд обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности конкретного деяния, совершенного конкретным лицом в конкретных условиях и при столь же конкретных последствиях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив обстоятельства дела, характер совершенного заявителем правонарушения и степень его общественной опасности, отсутствие негативных последствий правонарушения и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, оплату экологического сбора, суд полагает, что совершенное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениями и в действиях заявителя не усматривается пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в связи с чем считает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению суда, в данном случае рассмотрением дела об административном правонарушении и установлением вины лица, совершившего правонарушение, достигаются предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В абзаце втором пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Постановление Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора по делу об административном правонарушении № 05-078/2020 от 29.12.2020 отменить в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Л.Г. Куличкова