НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 06.11.2020 № А03-5005/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул                                                                                      Дело № А03-12495/2020

Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено 09 ноября 2020 г.

Дело № А03-5005/2015

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания секретарем судебного заседания Арефьевой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Панацея» к государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными и отмене решения о возмещении излишне понесенных расходов от 02.06.2020 № 25-ПДС и требования о возмещении расходов от 02.07.2020 № 35-ПДС,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Тумбаева А.В., паспорт,

от заинтересованного лица –   Колпаковой С.Н. по доверенности № 13-46-09 от 15.01.2020, диплом АГУ №214 от 27.06.1991, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Панацея» (далее – ООО «Панацея», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования) о признании незаконными и отмене решения о возмещении излишне понесенных расходов от 02.06.2020 № 25-ПДС и требования о возмещении расходов от 02.07.2020 № 35-ПДС.

В обоснование заявления Общество указало на неправомерный вывод Фонда социального страхования о создании заявителем искусственной ситуации с целью получения средств на обязательное социальное страхование, выразившейся в формальном приеме на работу Захлебной В.В.  перед наступлением страхового случая, поскольку штатным расписанием предусмотрена должность снабженца, на которую была приятна Захлебная В.В., о подборе персонала Обществом была заранее подана заявка, в период нахождения Захлебной В.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет на должность снабженца временно принята Бирюкова Н.Е.

Фонд социального страхования представил отзыв на заявление, в котором указал на законность и обоснованность оспариваемых решения и требования.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении требований настаивала, представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения требований.

Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества и Фонда социального страхования, суд установил следующее.

ООО «Панацея» зарегистрировано в качестве страхователя в филиале № 3 отделения Фонда социального страхования и является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно копии трудового договора от 01.01.2019 и приказу о приеме на работу от 31.12.2018 № 1 на должность снабженца на основное место работы в ООО «Панацея» с 01.01.2019 принята Захлебная В.В. (т. 1 л.д. 142-145).

26.02.2019 Обществом в Фонд социального страхования был представлен реестр сведений для выплаты Захлебной В.В. пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

На основании представленных ООО «Панацея» сведений Фондом социального страхования Захлебной В.В. платежными поручениями от 01.03.2019 № 805882 и № 806353 произведена выплата пособия по беременности и родам в размере 59 706,85 руб. по листку нетрудоспособности № 332091436046, а также единовременного пособия за постановку на учёт в медицинском учреждении в ранние сроки беременности в размере 753,81 руб.

10.07.2019 Обществом в Фонд социального страхования вновь был направлен реестр сведений для выплаты Захлебной В.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 05.07.2019 по 23.10.2020, в связи с чем Фонд социального страхования, начиная с 06.08.2019, производил Захлебной В.В. выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком: за период с 05.07.2019 по 31.07.2019 в размере 6 565,46 руб., за период с 01.08.2019 по 31.12.2019 ежемесячно по 7 538,12 руб.  Общий размер пособия по уходу за ребенком, выплаченного Захлебной В.В., за период с 05.07.2019 по 31.12.2019 составил 44 256,06 руб.

На  основании решения директора филиала № 3 отделения Фонда социального страхования от 18.03.2020 № 72-ПДС (т. 1 л.д. 101) в период с 18.03.2020 по 10.04.2020 в отношении Общества проведена выездная проверка на предмет полноты и достоверности сведений, представленных для обеспечения застрахованных лиц страховым обеспечением, за период с 01.07.2017 по 31.12.2019.

В ходе проверки Фондом социального страхования было установлено, что приём на работу в Общество Захлебной В.В. перед наступлением страхового случая по беременности и родам носит формальный характер и направлен на неправомерное получение за счет средств Фонда социального страхованиясумм пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинское учрежденияе в ранние сроки беременности, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком (акт проверки, т. 1 л.д. 105-108).

По результатам рассмотрения акта и материалов проверки заинтересованным лицом было принято решение от 02.06.2020 о возмещении излишне понесенных расходов № 25-ПДС, согласно которому со страхователя - ООО «Панацея»  взысканы расходы, понесенные Фондом социального страхования в связи с неполнотой или недостоверностью представленных страхователем сведений, в сумме 104 716 руб. 72 коп. (т. 1 л.д. 115-121).

Требованием № 35-ПДС от 02.07.2020 на страхователя – ООО «Панацея» возложена обязанность в срок до 27.07.2020 возместить страховщику – Фонду социального страхования излишне понесенные им расходы в связи с неполнотой или недостоверностью представленных страхователем сведений в сумме 104 716 руб. 72 коп. (т. 1 л.д. 123-127).

Не согласившись с решением № 25-ПДС от 02.06.2020 и требованием № 35-ПДС от 02.07.2020, Общество  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд полагает, что требования Общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон № 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Согласно статье 6 Федерального закона № 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.

Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

В силу статьи 22 Федерального закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Частью 6 статьи 12 Федерального закона № 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, как следует из подпунктов 7, 10, 11 пункта 2 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона, являются видом страхового обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Федеральный закон № 81-ФЗ) пособие по беременности и родам является государственным пособием и выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (статья 3).

Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее - Закон № 255-ФЗ).

Из статьи 2 Закона № 255-ФЗ следует, что право на получение пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.

Частью 5 статьи 13 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

С 01.01.2011 пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в случае, если застрахованное лицо не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (пункты 1 и 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ).

В соответствии со статьями 4.2, 5, 10 Федерального закона № 81-ФЗ с 01.02.2019 размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, с учетом районного коэффициента 1,15 составлял 753,81 руб.

На основании части 4.1 статьи 11.1 Закона № 255-ФЗ, абзаца 1 статьи 13 Федерального закона № 81-ФЗ и подпункта «а» пункта 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н (далее - Порядок), ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо предоставляет следующие документы:     заявление о назначении пособия; копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход; копия документа о рождении предыдущего ребенка (детей) либо документа об усыновлении предыдущего ребенка (детей) (в случае смерти предыдущего ребенка представляется свидетельство о смерти); копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком; справка с места работы второго родителя о неполучении им пособия по уходу за ребенком; справка о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие (часть 6 статьи 13 Закона № 255-ФЗ и пункта 54 Порядка).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом № 81-ФЗ (часть 1 статьи 11.2 Закона № 255-ФЗ).

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 01.02.2019 в силу статьей 4.2, 5, 15 Федерального закона № 81-ФЗ с учетом районного коэффициента 1,15 составлял: 3769,07 руб. при рождении первого ребенка, 7538,12 руб. при рождении второго и последующих детей.

По общему правилу на основании положений статьей 4.6, 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплату застрахованным гражданам пособий в связи с материнством осуществляют страхователи (работодатели) по месту работы застрахованного лица в счет уплаты страховых взносов в Фонд.

С 2011 года на территории Российской Федерации Фонд реализует пилотный проект, направленный на осуществление страховых выплат по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда («прямые выплаты»).

На основании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 19.12.2016 № 417-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» и пункта 2 постановления Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 Алтайский край участвует в реализации данного пилотного проекта с 01.07.2017.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение №294).

В силу пункта 2 Положения № 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия.

В свою очередь, страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособий (пункт 2 Положения № 294).

Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные п. 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом (пункт 4 Положения № 294).

После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (в полном объеме), либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий (пункт 8 Положения № 294).

Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления суммы пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. Аналогичным образом осуществляется первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие (пункт 9 Положения № 294).

Таким образом, пособия в рамках механизма «прямых выплат» рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда в строго установленные законодательством сроки на основании представленных страхователями сведений (документов).

Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

В силу части 1 статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ территориальный орган Фонда по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В соответствии с пунктом 16 Положения № 294 обязанность по предоставлению достоверных сведений влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера возложена на страхователя.

Согласно пункту 17 Положения № 294 контроль за полнотой и достоверностью предоставляемых страхователями сведений, указанных в пункте 16 Положения, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке.

В ходе проверки Фондом социального страхования было установлено, что Захлебная В.В. принята в Общество директором Тумбаевым А.В. в соответствии с приказом от 31.12.2018 № 1 с 01.01.2019 на основное место работы, на должность снабженца с тарифной ставкой (окладом) 15 000 руб. в месяц на основании трудового договора № 01/01/19 от 01.01.2019, о чем сделана запись в трудовой книжке № 13 от 01.01.2019.

Из материалов дела следует, что с 15.02.2019 у Захлебной В.В. наступил отпуск по беременности и родам, а затем отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста до 3-х лет.

На основании представленного в Фонд социального страхования листка нетрудоспособности № 332091436046 заинтересованным лицом произведена выплата пособия по беременности и родам Захлебной В.В. в размере 59 706,85 руб., а также единовременного пособия за постановку на учёт в медицинском учреждении в ранние сроки беременности в размере 753,81 руб. (т. 1 л.д. 76, 77).

За период с 05.07.2019 по 31.12.2019 Фондом социального страхования Захлебной В.В. произведены  выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в частности, за периоды с 05.07.2019 по 31.12.2019 в размере 6565,46 руб., с 01.08.2019  по 31.12.2019 ежемесячно по 7538,12 руб.

Таким образом, из представленных в материалы дела документов следует, что Захлебная В.В. принята на работу непосредственно за 1,5 месяца перед началом отпуска по беременности и родам.

Обстоятельства создания ООО «Панацея» искусственной ситуации по трудоустройству Захлебной В.В. были зафиксированы в акте выездной проверки от 24.04.2020 № 72-ПДС.

Заявитель полагает, что Фонд социального страхования неправомерно пришел к выводу о создании искусственной ситуации с целью получения средств на обязательное социальное страхование, поскольку при приеме на работу Захлебная В.В. не уведомила Общество о беременности, при этом у работодателя отсутствует обязанность проверять этот факт и запрашивать документы, не предусмотренные трудовым законодательством,  должность снабженца существует в ООО «Панацея» с 16.01.2008 по настоящее время, Общество подавало заявку на подбор персонала (вакансия - снабженец).

Суд не может согласиться с доводами заявителя в связи со следующим.

Как следует из материалов дела,  приказом № 3 от 16.01.2008 на должность снабженца в ООО «Панацея» была принята Панова О.Г., трудовой договор с которой был расторгнут  по инициативе работника 30.11.2017 (т. 1 л.д. 130-131).

Согласно штатному расписанию Общества, составленному на 01.12.2015, в  ООО «Панацея» предусмотрена должность снабженца в количестве 1 единицы с тарифной ставкой (окладом) 20 000 руб. (т. 1 л.д. 21).

Приказом № 2-шт от 01.12.2017 директор Общества Тумбаев А.В. вывел 1 единицу должностью снабженец с окладом 20 000 руб. (т. 1 л.д. 139).

В соответствии с приказом № 1-шт от 01.01.2019 директор Общества Тумбаев А.В. ввел 1 единицу с должностью снабженца с окладом 15 000 руб. (т. 1 л.д. 141).

Согласно штатному расписанию Общества, составленному на 01.01.2019, в  ООО «Панацея» предусмотрена должность снабженца в количестве 1 единицы с тарифной ставкой (окладом) 15 000 руб. (т. 1 л.д. 140).

Таким образом, в период с 01.12.2017 по 01.01.2019 должность снабженца в ООО «Панацея», вопреки доводам заявителя, не была предусмотрена.

Кроме того, трудовой договор заключён с Захлебной В.В. в период длительных выходных нерабочих дней 01.01.2019. Приказ о её приёме на работу составлен 31.12.2018, который также являлся выходным нерабочим днём в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.10.2017 № 1250 «О переносе выходных дней в 2018 году». Факт того, что указанные дни в Обществе являлись нерабочими, подтверждается табелем учёта рабочего времени № 1 от 31.01.2019 за январь 2019 г., согласно которому у всех работников Общества, в том числе Захлебной В.В., в период с 01.01.2019 по 08.01.2019 проставлены выходные дни (т. 2 л.д. 2).

Таким образом, довод заявителя о том, что 01.01.2019 (в нерабочий праздничный день) Захлебная В.В. привлекалась Обществом к работе, противоречит табелю учета рабочего времени № 1 от 31.01.2019.

Обществом в материалы дела представлен приказ № 1-пр от 01.01.2019, которым снабженец Захлебная В.В. привлекалась к работе в нерабочий праздничный день 1 января 2019 года с оплатой за работу в нерабочий праздничный день в одинарном размере с предоставлением другого дня отдыха (т. 1 л.д. 23). При этом, как указало заинтересованное лицо, на момент проведения проверки названный приказ не был предоставлен, хотя Общество направляло свои возражения на акт выездной проверки от 24.04.2020 № 72-ПДС (т. 1 л.д. 126-129).

Фондом социального страхования в материалы дела представлена должностная инструкция снабженца, утвержденная руководителем Общества 16.01.2008, согласно которой должностными обязанностями снабженца является, в том числе получение по договорам товарно-материальных ценностей (лекарственных препаратов), хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, участие в оформлении заявки на получение, приём лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Между тем, Обществом не представлено доказательств, подтверждающих, что Захлебная В.В. выполняла свои должностные обязанности как 01.01.2019, так и в иной период до 15.02.2019, не представлено доказательств, свидетельствующих об объеме и характере выполняемых Захлебной В.В. обязанностей, о производственной необходимости и экономической целесообразности приема её на работу на должность снабженца.

Кроме того, из трудовой книжки Захлебной В.В. следует, что за период своей трудовой деятельности с 03.07.2006 она занимала должности ведущего  архитектора-дизайнера, архитектора, архитектора-дизайнера, последним местом работы Захлебной В.В. являлось ООО «Основа» (должность архитектора-дизайнера), из которого Захлебная В.В. уволена по собственному желанию 23.12.2016. Указанное свидетельствует о том, что в двух предшествующих году принятия на работу годах (2017 г. -2018 г.) Захлебная В.В. не являлась застрахованным лицом и не имела права на получение сумм страхового обеспечения за счёт средств обязательного социального страхования, в связи с чем вступление в трудовые отношения с Обществом в 2019 г. ей было необходимо для получения статуса застрахованного лица и возникновения у неё права на получение спорных пособий.

Указанные обстоятельства в совокупности позволяют суду согласиться с выводом Фонда социального страхования об отсутствии у Общества экономической обоснованности и целесообразности в приеме на работу Захлебной В.В.

Представленные заявителем в материалы дела документы не опровергают выводов Фонда социального страхования, изложенных в оспариваемом решении.

Суд полагает, что установленные заинтересованным лицом обстоятельства свидетельствуют о преднамеренном трудоустройстве Захлебной В.В. в целях создания искусственной и формальной ситуации для получения денежных средств за счет средств Фонда социального страхования.

Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования в силу статья 4 Федерального закона № 165-ФЗ является устойчивость его финансовой системы, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования.

В силу норм трудового законодательства организация вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Действующее законодательство Российской Федерации, действительно, не обязывает страхователя обосновывать экономическую необходимость в приеме на работу сотрудника. Страхователь вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение за труд в зависимости от квалификации, сложности, количества, (качества и условий выполняемой работы).

Однако, учитывая то, что спор возник о правомерности получения из Фонда социального страхования денежных средств на страховые выплаты, то в подобном случае решение вопроса не может зависеть только от объема правомочий Общества в сфере трудовых отношений. Все действия заявителя и им предоставленные документы должны быть оценены в совокупности.

Оформление трудовых отношений с Захлебной В.В., не работающей в течение последних двух лет и спустя 1,5 месяца с момента трудоустройства ушедшей  в отпуск по беременности и родам, а затем в отпуск по уходу за ребенком, свидетельствует о том, что заявитель, используя свои полномочия в сфере трудовых отношений, создал искусственную ситуацию по трудоустройству Захлебной В.В. с целью получения ею спорных пособий за счет средств Фонда социального страхования.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 № 2901/04, руководитель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, решение вопроса о правомерности предъявления к зачету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений. Таким образом, для получения соответствующего возмещения страхователь, являясь работодателем, должен доказать не только факт выплаты заработной платы и отчисления соответствующих взносов, но и подтвердить реальность трудовых отношений. Возмещение средств из бюджета Фонда является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил в суд доказательств, подтверждающих, что прием на работу сотрудника перед наступлением страхового случая был осуществлен в связи с производственной необходимостью, а не с целью  получения возмещения за счет средств Фонда социального страхования.

В свою очередь, Фонд социального страхования представил доказательства, свидетельствующие о создании Обществом искусственной ситуации приема на работу сотрудника в период перед наступлением страхового случая и с единственной целью – получение от Фонда социального страхования средств на обязательное социальное страхование (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в учреждения здравоохранения в ранние сроки беременности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком). Формальное соответствие представленных документов требованиям законодательства не является основанием для возмещения спорных расходов. В данном случае действия Общества не могут считаться добросовестными, так как совокупность вышеуказанных обстоятельств свидетельствует об обратном.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания оспариваемых решения и требования недействительными.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Панацея»  полностью отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                Д.В. Музюкин