НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 06.10.2009 № А03-8602/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Барнаул Дело № АОЗ-8602/2009

06 октября 2009г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе председательствующего Старцевой М.В., судей Дружининой Н.М. и Музюкина Д.В., рассмотрев заявление открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», г. Барнаул, о признании недействующим постановления Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края №54 от 27.05.09г. «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в границах Алтайского края»,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Хохловой Л.В.,

с участием представителей сторон:

от заявителя – Лагутина М.Г., доверенность от 31.03.09г. №45Н/20;

от заинтересованного лица – Бубнов О.А., доверенность от 10.03.09г. №П/459/01, удостоверение № 252;

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее по тексту – ОАО «МРСК Сибири», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением признании недействующим постановления Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 54 от 27.05.09г. «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в границах Алтайского края».

Заявление ОАО «МРСК Сибири» обосновано тем, что постановление от 27.05.2009г. № 54 противоречит положениям пункта 12 Методических указаний по определению платы за технологическое присоединение к электрически сетям, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам России от 23.10.2007г. №277-э/7, поскольку при утверждении размера платы за технологическое присоединение не были учтены экономически обоснованные расходы общества на оплату труда и отчисления на социальные нужды, а также затраты на автоуслуги.

Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края в отзыве на заявление требования отклонило указав, что регулирование правоотношений как установление платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям входит в компетенцию Главэкономики. Расходы на оплату труда работников заявителя, связанных с технологическим присоединением и отчисления на социальные нужды были учтены при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а действия по их исключению при установлении платы за технологическое присоединение основаны на требованиях действующего законодательства и не противоречат пункту 12 Методических указаний. Довод заявителя о необоснованном исключении при установлении размера платы за технологическое присоединение расходов на услуги автотранспорта по мнению Главного управления также является несостоятельным, поскольку договор на возмездное оказание услуг от 10.01.2007г. № 1912 был заключен по результатам конкурса, увеличение тарифов на автотранспортные услуги было принято исходя из предложения общества и обусловлено заключенным договором.

Представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила требования, указав, что оспариваемое постановление № 54 от 27.05.09г. не соответствует пунктам 18 и 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и пункту 12 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 23.10.2007г. № 277-э/7.

Заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требовании по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением № 54 от 27.05.09г. «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в границах Алтайского края» Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края установило и ввело в действие с 05.06.2009г. ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» на территории Алтайского края на уровне напряжения 10 кВ и ниже и присоединенной мощности менее 10000 кВА.

Заявитель обратился в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края с заявлениями от 18.02.2009г. №№1.1-12.2./770 и 1.1.-12.2./771 об установлении платы за технологическое присоединение заявителей с присоединяемой мощностью свыше 15 кВт и присоединяемой мощностью, не превышающей 15 кВт, соответственно. По результатам рассмотрения заявлений были открыты дела об установлении размера платы за технологическое присоединение № 19/09-03 и № 18/09-03 соответственно, о чем общество уведомлено извещениями от 05.03.2009 №№ К/1680/09-03, К/1679/09-03.

В рамках рассмотрения дела Главным управлением была проведена экспертиза предложений общества об установлении размера платы.

Вопрос об установлении платы за технологическое присоединение к сетям ОАО «МСРК Сибири» рассмотрен на заседании правления Главэкономики 07.04.2009г. Однако учитывая несогласие представителей ОАО «МРСК Сибири» с рассчитанным в рамках рассмотрения дела объемом необходимой валовой выручки, в заседании правления был объявлен перерыв с целью обеспечения обществу возможности представить дополнительные обосновывающие материалы. Письмом от 20.04.2009 № 11-02-121/1979 общество представило дополнительные обосновывающие материалы, по результатам рассмотрения которых проведена дополнительная экспертиза.

Продолжение заседания правления состоялось 27.05.2009г., на котором было принято решение об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири». Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания правления Главэкономики от 27.05.2009 № 19.

Не согласившись с принятым постановлением от 27.05.2009 № 54, заявитель обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», частью 4 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установление для территориальных сетевых организаций платы за технологическое присоединение отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4.34. Положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации края от 19.01.2006г. №9, Главное управление устанавливает плату за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям.

С учетом изложенного, регулирование рассматриваемых правоотношений входит в компетенцию Главэкономики.

Согласно пункту 12 Методических указаний для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих мероприятий:

а) подготовку сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором, а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) выполнение технических условий сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

г) проверку сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий;

д)участие сетевой организации в осмотре (обследовании)
 присоединяемых устройств должностным лицом федерального органа
 исполнительной власти по технологическому надзору при участии
 собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта
 оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления;

е) фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств в электрической сети.

Между тем, из содержания указанной нормы не следует безусловная обязанность регулирующего органа учесть расходы на оплату труда.

Так, в соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, (далее - Основы) регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При установлении регулируемых тарифов (цен) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.

Кроме того, абзацем седьмым пункта 32 Основ ценообразования прямо предусмотрено, что одни и те же расходы (независимо от их предназначения) не могут учитываться при установлении тарифа на передачу электрической энергии и при установлении платы за технологическое присоединение.

Таким образом, учет отдельных расходов в составе платы за технологическое присоединение в случае, если указанные расходы по тем или иным причинам уже учтены при установлении тарифов на иные виды деятельности, не допускается.

ОАО «МРСК Сибири» обратилось в Управление Главэкономики с предложением учесть при установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям расходы на оплату труда в размере 6342,071 тыс. рублей и отчислений на социальные нужды в размере 1674,307 тыс. рублей.

Учитывая, что указанные расходы уже были учтены при установлении постановлением от 15.11.2008 № 38 тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ОАО «МРСК Сибири», во включении данных расходов было отказано (протокол заседания правления Главэкономики от 27.05.2009 № 19 по второму вопросу, страницы 8, 9 экспертного заключения по делу №№ 18/09-03, 19/09-03, страницы 3-5 экспертного заключения по дополнительным материалам по указанным делам).

По мнению заявителя, данные расходы при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии не учитывались. Между тем указанный довод не соответствует действительности.

Так, в соответствии с расчетом расходов на оплату труда филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» по Алтайскому краю (таблица 1.16), протоколом заседания правления Главэкономики от 15.11.2008 № 38, страницами 32-38, приложением № 2 экспертного заключения по делу № 21/09/01 обществом при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии был предложен объем затрат на оплату труда в размере 1011225,21 тыс. рублей, в том числе технологическое присоединение 6791 тыс. рублей. Таким образом, предложение общества о включении затрат на оплату труда без учета затрат на оплату труда, связанных с технологическим присоединением, составляло 1004434,21 тыс. рублей.

В результате экспертизы предложений общества расходы на оплату труда были скорректированы за счет снижения размера средней заработной платы (17958,94 рубля), а также определения среднесписочной численности работников (3532 человека) и составили 761171,65 тыс. рублей (страница 38 экспертного заключения по делу № 21/09/01, приложение 2 к нему). При этом как среднесписочная численность работников, так и фонд оплаты труда по ним рассчитывался и учитывался при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии с учетом работников, осуществляющих функции по технологическому присоединению. Такое решение было принято с целью обеспечения общества источниками финансирования заработной платы таких работников до установления платы за технологическое присоединение в установленном порядке.

Наличие указанных расходов в составе платы за услуги по передаче электрической энергии подтверждается сопоставлением принятых Управлением Главэкономики расходов, указанных в приложении 2 к экспертному заключению по делу № 21/09/01 «Итого средства на оплату труда ППП» -761171,65 тыс. рублей и «Итого средства на оплату труда в тарифах на передачу электрической энергии» - 761171,65 тыс. рублей. В случае, если расходы на оплату труда работников, связанных с технологическим присоединением, не учитывались бы при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, то расходы по данным строкам отличались. Данное обстоятельство подтверждается предложением общества по строке «Итого средства на оплату труда ППП», которое составляет 1011225,21 тыс. рублей, а по строке «Итого средства на оплату труда в тарифах на передачу электрической энергии» предложение общества указано в размере 1004434 тыс. рублей.

Учитывая, что расходы на оплату труда при установлении платы за технологическое присоединение не учитывались, основания для учета отчислений на социальные нужды также отсутствуют.

Таким образом, расходы на оплату труда работников заявителя, связанных с технологическим присоединением, и отчисления на социальные нужды были учтены при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а действия по их исключению при установлении платы за технологическое присоединение основаны на требованиях действующего законодательства и не противоречат пункту 12 Методических указаний.

Довод заявителя о необоснованном исключении при установлении размера платы за технологическое присоединение расходов на услуги автотранспорта также является несостоятельным в силу следующего.

Так, обществом заявлены плановые расходы на услуги автотранспорта в размере 2916,859 тыс. рублей.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включаются расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования при определении расходов, указанных в пунктах 22 - 26 и 29 настоящего документа, регулирующие органы используют:

1) регулируемые государством тарифы (цены);

2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;

3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.

Как следует из калькуляции работ по мероприятиям, осуществляемым при технологическом присоединении к электрическим сетям на 2009 год (приложение № 2 к расчету платы за технологическое присоединение), представленной заявителем при открытии дела, расходы на услуги автотранспорта за базовый период 1 квартал 2008 года составили 10 тыс. рублей. Учитывая отсутствие достоверных данных, подтверждающих наличие иного размера понесенных расходов, Управлением Главэкономики были приняты расходы на автотранспортные услуги в размере 10 тыс. рублей*4 квартала с учетом увеличения транспортных тарифов в 2009 году по договору от 10.01.2007 № 1912 на возмездное оказание услуг (в редакции дополнительного соглашения от 27.03.2008 № 2) в 1,33 раза. Учитывая, что указанный договор был заключен по результатам конкурса, увеличение тарифов на автотранспортные услуги было принято исходя из предложения общества и обусловлено заключенным договором.

Таким образом требования заявителя о несоответствии оспариваемого постановления от 27.05.2009г. № 24 не пунктам 18 и 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и пункту 12 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» не принимается судом во внимание.

Суд, принимая данное решение, учитывает также результаты рассмотрения Федеральной службой по тарифам спора между ОАО «МРСК Сибири» и Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края по постановлению Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 27.05.2009г. № 54 «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Межрегиональная распределительная комиссия Сибири» в границах Алтайского края, об отказе в удовлетворении требований ОАО «МРСК Сибири», отраженные в Приказе от 24.09.2009г. № 352-тп «Об урегулировании спора, связанного с установлением платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для целей определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок), между ОАО «МРСК Сибири» и Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Из положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что удовлетворение заявленных требований возможно при наличии одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые акты, решения, действия (бездействия) должны нарушать права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на них какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие одного из названных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Заявитель не представил доказательств того, что принятым Постановлением от 27.05.2009г. № 54 Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в границах Алтайского края» его права нарушены.

На основании вышеизложенного, суд оставляет заявленные требования без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 29, 194-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

Признать постановление Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 54 от 27.05.09г. «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в границах Алтайского края» соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004г. «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и Методическим указаниям по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 23.10.2007г. № 277-э/7.

Отказать открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в удовлетворении заявленных требований.

Решение суда вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий М.В. Старцева

Судья Н.М. Дружинина

Судья Д.В. Музюкин