АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, г. Барнаул, пр. Ленина, 76, тел. 61-92-78, факс 61-92-93, http://altai-krai.arbitr.ru, е-mail: arb_sud@intelbi.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело №А03-10013/2008-26
06 октября 2008 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Михайлюк Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирь», ст.Смазнево Заринского района, об оспаривании постановления Межрайонной ИФНС России №5 по Алтайскому краю, г.Заринск, от 05.09.2008г. № 162 по делу об административном правонарушении,
при ведении протокола судебного заседания судьей Михайлюк Н.А.,
с участием в судебном заседании представителей:
от заявителя – Януш К.Ю., доверенность от 20.10.2006г., Комиссаров Ю.Л., директор,
от заинтересованного лица - Алишковский А.В., доверенность от 11.01.2008г. №2,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Сибирь» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Алтайскому краю от 05.09.2008г. №162 о привлечении его к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Считает, что указание в акте проверки о проведении проверки в магазине «Продукты» не соответствует фактическим обстоятельствам дела. В действительности акт составлен после сдачи Обществом в налоговую инспекцию документов о снятии ККТ с регистрации. Утверждение налогового органа о получении Обществом уведомления от 16.01.2007г. о выходе ККТ из Госреестра также не соответствует действительности. Кроме того, указанное уведомление считает ненадлежащим, так как в соответствии с пунктом 19 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, в случае истечения нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, её снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно. При этом налоговый орган уведомляет пользователя о снятии с регистрации указанной контрольно-кассовой техники не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока её амортизации. Полагает также, что налоговым органом оспариваемое постановление вынесено за пределами пресекательного срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Инспекция в отзыве на заявление просит в удовлетворении заявления отказать. Полагает, что поскольку пунктом 19 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, налоговому органу предоставлено право самостоятельно снять с учета ККТ, обязанность уведомления об этом возникает только в случае самостоятельного снятия ККТ с учета налоговым органом. Решение о снятии с учета спорной ККТ налоговым органом не принималось, следовательно, и обязанности уведомить об этом пользователя у инспекции не возникло. Считает, что на пользователе лежит обязанность самостоятельно отслеживать истечение нормативного срока амортизации ККТ. Довод Общества о том, что им не было получено уведомление от 16.01.2007г., считает не соответствующим действительности, так как в материалах дела имеется уведомление о вручении данного документа. С доводом Общества о пропуске срока для привлечения к административной ответственности инспекция не согласна.
В судебном заседании 30 сентября 2008 года объявлялся перерыв до 06 октября 2008 года для представления налоговым органом материалов административного дела.
Представители заявителя и инспекции в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в заявлении и отзыве на него.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки должностными лицами инспекции кассовых документов на контрольно-кассовую машину Астра-100Ф, заводской номер 00041605, принадлежащих ООО «Сибирь», выявлен факт осуществления в период с 13.07.2008г. по 13.08.2008г. наличных денежных расчетов при продаже товаров с применением контрольно-кассовой машины, исключенной из Государственного реестра и с истекшим сроком амортизации.
Указанный факт административного правонарушения зафиксирован в акте проверки от 26.08.2008г. №002174. Протокол об административном правонарушении №208 составлен 28.08.2008г. в присутствии законного представителя юридического лица.
По результатам проверки налоговым органом вынесено постановление №162 от 05.09.2008г. о привлечении ООО «Сибирь» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд считает, что заявление общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении наличных денежных расчетов в случае продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона №54-ФЗ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.
В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники, их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации (пункт 5 статьи 3 Федерального закона №54-ФЗ), которая в соответствии с Классификатором основных средств, включаемых в амортизационные группы, составляет от пяти до семи лет.
Согласно пункту 8 ранее действовавшего приказа Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22.06.1995 №ВГ-3-14/36 «Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах» по окончании срока применения модели ККТ налоговые органы снимают с учета эту модель. При этом организации о снятии с учета таких ККТ уведомляются инспекцией за 30 дней до истечения срока их применения.
Согласно пункту 19 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 №470, снятие с регистрации ККТ может осуществлять налоговый орган самостоятельно. При этом он уведомляет пользователя о снятии ККТ с регистрации не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока её амортизации.
В связи с изложенными нормами объективная сторона состава административного правонарушения, вменяемого обществу, образуется только при использовании им ККТ, исключенной из государственного реестра, с истекшим нормативным сроком эксплуатации при условии уведомления инспекцией пользователя о снятии данной ККТ с учета.
Уведомление от 16.01.2007г. с предложением Обществу в течение 30 дней с момента получения уведомления снять контрольно-кассовую машину с налогового учета, направленное пользователю более чем за год до истечения нормативного срока эксплуатации, нельзя признать надлежащим.
Кроме того, ещё 04 октября 2005 года Общество обратилось к руководителю Инспекции с просьбой направлять почтовую корреспонденцию Обществу по адресу: г. Заринск, ул. Горького,26, и представленные в дело извещения от 08.07.2006г. и от 27.04.2007г. свидетельствуют о том, что эта просьба налоговым органом выполнялась.
Однако, уведомление от 16.01.2007г. №12-21/00481 по указанному почтовому адресу Обществу не направлялось и Обществом оспаривается факт его получения.
Предельный срок использования контрольно-кассовой машины Астра-100Ф, заводской номер 00041605, истек 25.05.2008г. Однако, налоговый орган не снял с учета указанную ККТ в соответствии с пунктом 19 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, и не уведомил об этом пользователя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что инспекцией не доказана вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, что влечет признание незаконным оспариваемого постановления.
Довод же заявителя о вынесении налоговым органом оспариваемого постановления за пределами пресекательного срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, суд находит несостоятельным.
В данном случае срок давности привлечения Общества к административной ответственности правильно исчислен налоговым органом с даты применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов, а не с даты истечения нормативного срока её амортизации.
Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и полностью отменить постановление Межрайонной ИФНС России №5 по Алтайскому краю, г.Заринск, от 05.09.2008г. № 162 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «Сибирь» к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 10-дневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Судья Н.А. Михайлюк