НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 06.07.2015 № А03-10141/15


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ


656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76, тел.: (385-2) 61-92-78, 61-92-93 (факс)

http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

13 июля 2015 года                                                                                       Дело № А03-10141/2015

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 13 июля 2015 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Мищенко А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповым А.А.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  

муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик» (ИНН 2248004597, ОГРН 1042200840989), с. Ключи Ключевского района Алтайского края

к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов Ключевского района Алтайского края Емельяненко И.Г., с. Ключи Ключевского района Алтайского края

о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Ключевского района Алтайского края Емельяненко И.Г., выразившегося в несовершении действий по наложению ареста на денежные средства должника,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель Попов А.А. по доверенности без номера от 20.08.2012,

от судебного пристава-исполнителя ОСП по исполнению особо важных исполнительных производств: Полывянная А.Р., удостоверение ТО № 341653 от 12.11.2012,

от судебного пристава-исполнителя РСП Ключевского района: представитель Пилипенко Е.В. по доверенности № 22041/15/35711 от 15.06.2015, паспорт,

от УФССП по Алтайскому краю: представитель Пилипенко Е.В. по доверенности № 22907/15/27-Д от 24.02.2015, паспорт,

от третьих лиц – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальщик»(далее по тексту – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов Ключевского района Алтайского края Емельяненко И.Г., с. Ключи Ключевского района Алтайского краяо признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Ключевского района Алтайского края Емельяненко И.Г., выразившегося в несовершении действий по наложению ареста на денежные средства должника.

Определением от 01.06.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: должник по исполнительному производству – администрация Ключевского района Алтайского края (658980, ул. Центральная, 22, с. Ключи, Ключевской район, Алтайский край), а так же:

- Комитет по финансам, налоговой и кредитной политики администрации Ключевского района Алтайского края (658980, ул. Центральная, 22, с. Ключи, Ключевской район, Алтайский край);

- Комитет по образованию администрации Ключевского района Алтайского края (658980, ул. Делегатская, 1, с. Ключи, Ключевской район, Алтайский край);

- Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Ключевского района Алтайского края (658980, ул. Центральная, 22, с. Ключи, Ключевской район, Алтайский край);

- Комитет администрации Ключевского района Алтайского края по культуре и молодежной политике (658980, ул. Центральная, 22, с. Ключи, Ключевской район, Алтайский край);

- Комитет по социальной защите населения Ключевского района (658980, ул. Центральная, 19, с. Ключи, Ключевской район, Алтайский край);

Отдел администрации  Ключевского района по физической культуре и спорту (658980, ул. Центральная, 22, с. Ключи, Ключевской район, Алтайский край);

- Администрация Алтайского края (656035, пр. Ленина, 59, г. Барнаул, Алтайский край);

- Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (656056, ул. Пушкина, 17, г. Барнаул, Алтайский край);

Заявитель уточнил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Ключевского района Алтайского края Емельяненко И.Г., выразившееся в несовершении действий по обращению взыскания на денежные средства, входящие в казну Муниципального образования Ключевской район Алтайского края, и находящиеся на счетах главных распорядителей бюджетных средств Муниципального образования Ключевской район Алтайского края: Муниципального казенного учреждения Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района; Комитета по образованию Администрации Ключевского района Алтайского края; Управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации Ключевского района Алтайского края; Комитета Администрации Ключевского района Алтайского края по культуре и молодежной политике; Комитета по социальной защите населения Администрации Ключевского района; Отдела Администрации Ключевского района по физической культуре и спорту.

Уточнения были приняты судом.

Заявитель поддержал требования, указав, что судебный пристав- исполнитель не предпринял меры для наложения ареста на денежные средства, входящие в казну Муниципального образования Ключевской район Алтайского края должника, и находящиеся на счетах главных распорядителей бюджетных средств Муниципального образования Ключевской район, а именно комитетов и отделов Администрации района.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, судебный пристав-исполнитель пояснил, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 229-ФЗ).

Поддерживая позицию судебного пристава-исполнителя, третье лицо – Администрация Ключевского района Алтайского края указало, что комитеты администрации района созданы в соответствии с пунктом 2 статьи 41 федерального закона 06.10.2013 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и Уставом муниципального образования Ключевский район наделены правами юридического лица и являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. Комитеты администрации района имеют в Управлении лицевые счета получателей бюджетных средств, открытые как казенному учреждению. Все указанные комитеты являются главными распорядителями средств бюджета. Комитеты администрации района являются самостоятельными получателями бюджетныхсредств, имеют лицевые счета в Управлении Федерального казначейства и не являются должникамипо исполнительному документу.

Суд установил следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.10.2009 году по делу № А03-1364/2009 МУП «Коммунальщик» признано несостоятельным (банкротом). Конкурсный управляющий муниципального предприятия В.И.Кузьменко обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении учредителя МУП «Коммунальщик» администрации Ключевского района Алтайского (далее - Администрация района) к субсидиарной ответственности по обязательствам должника. Определением Арбитражного суда Алтайского края от 01 марта 2013 года исковые требования удовлетворены путем взыскания с администрации Ключевского района за счет казны муниципального образования Ключевский район Алтайского края 4134 410 руб.20 коп, в порядке субсидиарной ответственности.

16 декабря 2013 года конкурсным управляющим МУП «Коммунальщик» предъявлен в Управление федерального казначейства исполнительный лист АС №006454732, выданный Арбитражным судом Алтайского края 26.06.2013 по делу №АОЗ-1364/2009 о взыскании с Администрации района за счет казны муниципального образования Ключевский район Алтайского края 4134410 руб.20 коп, в порядке субсидиарной ответственности.

Поскольку решением Арбитражного суда предусмотрена субсидиарная ответственность Администрации района, исполнительный лист принят к исполнению на основании пункта 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации к лицевому счету Администрации района, как к получателю средств местного бюджета.

В соответствии с п.5 4.1 ст.13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов  должны быть указаны: для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве. В исполнительном листе судом указан орган - Администрация.

В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации администрация района является муниципальным казенным учреждением, обладающим статусом самостоятельного юридического лица.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований органы местного самоуправления своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Институт казны определен содержанием п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанными нормами, средства соответствующего местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования. Таким образом, Арбитражный суд принимая судебный акт о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования, определил орган выступающий должником по спору-администрация. Так как, органы Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю не наделены полномочиями, самостоятельно определять должника при исполнении исполнительного листа, он указывается судом.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, представляет платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, на полученное уведомление по данному делу и исполнительному листу. 27 января 2014 года администрацией района была подготовлена и представлена уточненная информация об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации на 2014 год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 241.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов предусматривает, что учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых в соответствии с настоящим Кодексом органом Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

Понятие единого счета бюджета содержится в статье 6 БК РФ, под которым понимается счет, открытый Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

В соответствии с федеральным законом от 06.10.2013 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», со статей 39 Устава муниципального образования Ключевский район Алтайского края администрация района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района и учредителем муниципальных (бюджетных) учреждений.

Комитеты администрации района созданы в соответствии с пунктом 2 статьи 41 федерального закона 06.10.2013      №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и Уставом муниципального образования Ключевский район наделены правами юридического лица и являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. Комитеты администрации района имеют в Управлении лицевые счета получателей бюджетных средств, открытые как казенному учреждению. Все указанные комитеты являются главными распорядителями средств бюджета.

Комитеты администрации района являются самостоятельными получателями бюджетныхсредств, имеют лицевые счета в Управлении Федерального казначейства и не являются должникамипо исполнительному документу.

На дату поступления исполнительного документа АС №006454732 16.12.2014г. в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, уже были приостановлены, ввиду не исполнения других исполнительных документов, в связи с отсутствием денежных средств на счетах должника, в связи с дефицитом бюджета.

Ввиду наличия задолженности администрации по заключенным муниципальным контрактам перед поставщиками, подрядчиками, по заработной плате перед работниками бюджетных учреждений в сумме превышающей доходы бюджета, расходные операции по счетам администрации находятся на финансовом контроле с 29 апреля 2013года. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, должна соблюдаться очередность осуществления расходных операций по оплате исполнительных документов.

Согласно решению районного собрания депутатов Ключевского района «О бюджете района на 2014 год» все указанные в нем комитеты являются главными распорядителями средств бюджета района, в подчинении которых находятся муниципальные учреждения, обращение взыскания на средства бюджета комитетов не законно и повлечет нарушение прав работников бюджетных учреждений, а так же неопределенного круга лиц, граждан Ключевского района пользующихся муниципальными услугами, оказание которых производится за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

В структуру администрации Ключевского района входят: отдел бухгалтерского учета и отчетности; Главное управление по экономическому развитию и имущественным отношениям; отдел по организационным вопросам и взаимодействию с органами местного самоуправления; отдел документационного обеспечения; правовой отдел; отдел по охране окружающей среды; отдел по жилищно-коммунальному хозяйству; отдел по социально-трудовым отношениям, охране труда и технике безопасности; отдел по ГОЧС и мобилизационной подготовке; отдел архитектуры и строительства; архивный отдел; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; отдел ЗАГС не обладающие статусом юридических лиц и не имеющие лицевых счетов.

В соответствии с пунктом 9 Положения о комитете по финансам, налоговой и кредитной политике утвержденного постановлением администрации района № 132 от 26.05.2006 года, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике наделяется правами юридического лица, имеет печать с изображением государственного герба и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку у администрации Ключевского района отсутствуют структурные (обособленные) подразделения, а комитеты при администрации имеют лицевые счета получателей бюджетных средств открытых как казенным учреждениям, УФК по Алтайскому краю приостановило операции на лицевых счетах Администрации.

Кроме того, Комитеты администрации района, являясь структурными (обособленными) подразделениями на правах самостоятельных юридических лиц в организационно-правовом устройстве муниципального образования, не являются таковыми в бюджетных отношениях.

Комитеты имеют лицевые счета получателей бюджетных средств открытые в отделении казначейства, главными распорядителями которых являются их руководители.

В соответствии с Приказом Федеральной службы судебных приставов от 15.05.2009г. №195 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», и согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника осуществляется при отсутствии у него денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

В силу данной нормы судебный пристав-исполнитель вправе осуществить исполнительные действия по аресту и реализации принадлежащего публично-правовому образованию имущества, не закрепленного за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на которое может быть обращено взыскание.

25 февраля 2015 года в отношении администрации Ключевского района возбуждено исполнительное производство № 1781/15/22041-ИП на основании исполнительного листа выданного Арбитражным судом Алтайского края, взыскателем по которому является МУП «Коммунальщик».

Администрацией района согласован перечень имущества казны района, не закрепленного за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, накоторое может быть обращено взыскание, для реализации с торгов с целью погашения долга передкредиторами МУП «Коммунальщик».

Имущество казны МО Ключевский район Алтайского края, находится на балансе администрации района. Денежных средств по казне района не числится и касса не ведется.

Все основные средства, здания, автотранспорт, оборудование, производственный инвентарь, закреплены на праве оперативного управления за администрацией района, согласно регламента об администрации Ключевского района Алтайского края №153 от 19.07.2005года.

Таким образом, обращением взыскания на имущество, находящееся у третьих лиц, а именно денежные средстванаходящиеся на счетах Муниципальных казенных учреждений «Комитетов администрацииКлючевского района Алтайского края» будут нарушены права и законные интересы получателей ираспорядителей бюджетных средств.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как следует из части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик» (ИНН 2248004597, ОГРН 1042200840989), с. Ключи Ключевского района Алтайского края оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца со дня его принятия, либо в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Арбитражного

суда Алтайского края                                                                       А.А. Мищенко