НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 06.03.2006 № А03-23247/05

____________АРБИТРАЖНЫЙ СУД_АЛТАЙСКОГО КРАЯ____________

656015, г.Барнаул, пр.Ленина, 76

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № АОЗ-23247/05-2

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2006 г.

В полном объеме решение изготовлено 13 марта 2006 г.

  Судья Арбитражного суда Алтайского края Музюкин Д.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Краснодарский» к межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по Алтайскому краю о признании незаконными действий по отказу во включении в реструктуризацию задолженности, пеней и штрафов на сумму 2.727.427 руб., с участием третьего лица – межрайонной Инспекции ФНС России № 11 по Алтайскому краю,

при  ведении протокола судьей Музюкиным Д.В.,

с участием представителей: от заявителя – Пеньков А.А., доверенность от 15.11.2005 г.,

от заинтересованного лица – Смотрова Е.Д., доверенность от 14.12.05 г.,

от третьего лица – Розинкин А.Г., дов. № 04904 от 11.01.05 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Краснодарский» (далее – СПК «Краснодарский») обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по Алтайскому краю (далее - Комиссия) по отказу во включении в реструктуризацию задолженности, пеней и штрафов на сумму 2.727.427 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная ИФНС России № 11 по Алтайскому краю.

Заявитель неоднократно уточнял свои требования, и в окончательном варианте просил обязать Комиссию включить в соглашения о реструктуризации № 7/346 от 15.01.04 г. и № 7/346П от 05.02.04 г. по налогу на доходы физических лиц: задолженность в размере 752.043 руб., пени в размере 174.589 руб., штраф в размере 150.408 руб.; по задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть – 439.771 руб. 54 коп., пени – 73610 руб., на накопительную часть – задолженность в размере 94.290 руб., пени – в размере 12.497 руб. Всего: 1.707.208 руб.

Комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей в отзыве на заявление признала требования СПК «Краснодарский» частично, в размере 1.540.503 руб. А именно: в части включения задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 752.043 руб., штрафов в размере 174.589 руб.; в части задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть в размере 81.605 руб., пени – 5.035 руб.; на страховую часть – задолженность в размере 501.716 руб., пени – 25.519 руб.

Межрайонная ИФНС России № 11 по Алтайскому краю в отзыве на заявление указала, что заявление СПК «Краснодарский» удовлетворению не подлежит, т.к. на момент заключения соглашений СПК «Краснодарский» не имел никаких претензий; реструктуризация задолженности по НДФЛ не предусмотрена законодательством, поскольку заявитель является налоговым агентом.

В судебном заседании представитель СПК «Краснодарский» на требованиях настаивал. Представитель заинтересованного лица требования признал частично. Представитель третьего лица против удовлетворения требований возражал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

СПК «Краснодарский» заключил соглашение о реструктуризации долгов по налогам и сборам № 7/346 от 15.01.04 г и соглашение о списании сумм пеней и штрафов № 7/346П от 05.02.04 г. При этом в соглашения не были включены долги по налогу на доходы физических лиц с пенями и штрафами и задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с пенями и штрафами.

28.04.05 г. СПК «Краснодарский» обратился в краевую межведомственную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей с заявлением о реструктуризации задолженности по налогу на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование всего на сумму 2.727.427 руб.

В удовлетворении заявления было отказано. Отказ включения в реструктуризацию указанных сумм мотивирован ссылкой на решение федеральной межведомственной комиссии от 25.02.03 № 4, согласно которому долги по налогу на доходы физических лиц, пени и штраф, а также долги по страховым взносам, пени и штраф в пенсионный фонд реструктуризации не подлежат.

Заявитель считает отказ незаконным, поскольку в силу Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.01.03 г. № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» реструктуризации подлежат долги сельхозтоваропроизводителей по платежам в бюджет всех уровней.

Обязательным условием реструктуризации является оплата в полном объеме текущих платежей по налогам и сборам и другим денежным обязательствам в течение 1 месяца до принятия решения о реструктуризации долгов.

СПК «Краснодарский» способен оплатить текущие долги. Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 г. № 1002, утвержден порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам, которым определен перечень налогов, не подлежащих реструктуризации. Налог на доходы физических лиц и страховые взносы в пенсионный фонд в этом перечне не указаны, что дает СПК «Краснодарский» право включить указанный налог и сборы в реструктуризацию.

Суд считает отказ краевой межведомственной комиссии в части включения в реструктуризацию страховых взносов, пеней и штрафа на обязательное пенсионное страхование обоснованным в силу следующего.

Порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен статьей 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 и пунктом 2 статьи 24 названного Закона страхователь обязан уплачивать авансовые платежи в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ) установлены правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.

В силу части 3 статьи 9 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ порядок проведения реструктуризации долгов, базовые условия реструктуризации долгов, типовое соглашение о реструктуризации долгов определяются федеральной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. Порядок и условия проведения реструктуризации долгов конкретного должника устанавливаются в соглашении о реструктуризации долгов, заключаемом между кредиторами и соответствующим должником.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Порядка проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденного протоколом заседания Межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2003 N 4, определено, что задолженность организаций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ не подлежит реструктуризации.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме МНС РФ от 08.05.2003 N АС-6-29/534.

Статьями 10,11 Федерального закона от 17.12.01 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ предусмотрено, что в страховой стаж застрахованных лиц включают периоды работ и (или) иной трудовой деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы. Не уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нарушает конституционное право застрахованных лиц на получение страховой и накопительной частей пенсии.

При таких обстоятельствах включение в реструктуризацию долгов по страховым взносам является нарушением конституционных прав страхователей.

Отказ краевой межведомственной комиссии о включении в реструктуризацию долгов по налогу на доходы физических лиц, пеней и штрафов за его несвоевременную уплату суд считает неправомерным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налоговый кодекс Российской Федерации и законодательство, регулирующее вопросы реструктуризации задолженности по налогам и сборам, не содержат ограничений в части реструктуризации задолженности налоговых агентов, следовательно, налоговые агенты не лишены права обратиться с заявлением о реструктуризации удержанного, но не перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц, а также начисленных пеней и штрафа.

Суд отклоняет за недоказанностью довод представителя третьего лица о невозможности осуществления реструктуризации задолженности по НДФЛ ввиду того, что реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз. Из имеющихся в материалах дела определения Усть-пристанского районного суда от 11.06.04 г. и графика погашения задолженности невозможно определить, задолженность по уплате каких налогов, обязательных платежей и сборов была ранее реструктуризирована.

Поскольку на дату рассмотрения спора задолженность СПК «Краснодарский» по уплате налога на доходы физических лиц составляет 527.043 руб., размер начисленных пеней – 171.853 руб., сумма штрафа – 25.000 руб., суд удовлетворяет требование в указанной части. В остальной части заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 27, 29, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконными действия межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по Алтайскому краю, выразившиеся в отказе во включении в реструктуризацию задолженности сельскохозяйственного производственного кооператива «Краснодарский» сумм задолженности по единому налогу на доходы физических лиц в размере 527.043 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату единого налога на доходы физических лиц в размере 171.853 руб. 00 коп., штрафа за несвоевременную уплату единого налога на доходы физических лиц в размере 25.000 руб. 00 коп. и обязать межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по Алтайскому краю включить в реструктуризацию указанные суммы.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок.

Судья Д.В. Музюкин