АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Алтайский край, г.Барнаул, пр-т Ленина 76
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № АОЗ-22297/05-33
06 марта 2006 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Кайгородова А.Ю., при ведении им протокола судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Алтайскому краю, г. Новоалтайск, к открытому акционерному обществу «Алтайкровля», г. Новоалтайск, о взыскании 74 944 руб. 45 коп. налоговых санкций
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 16.05.2005 г. №; 10266
от заинтересованного лица: ФИО2 По доверенности от 10.01.2006 г.
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Алтайскому краю, г. Новоалтайск (далее – налоговая инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к открытому акционерному обществу «Алтайкровля», г. Новоалтайск (далее – заинтересованное лицо, налогоплательщик) о взыскании 74 944 руб. 45 коп. налоговых санкций, примененных по п.1 ст. 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль организаций за 5 месяцев 2005 г.
Заявитель на удовлетворении заявления настаивает по основаниям, изложенным в обоснование заявления.
Заинтересованное лицо по заявлению возражает, указывает, что материалы камеральной налоговой проверки налогоплательщику не направлялись, он не был извещен о времени и месте рассмотрения этих материалов и был лишен возможности заявить свои возражения.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество «Алтайкровля» состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Алтайскому краю и, в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса РФ, является плательщиком налога на прибыль организаций.
Согласно ч. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей.
С 2003 года ОАО «Алтайкровля» перешло на уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли, о чем уведомило заявителя 30.12.2002 г.
В соответствии с п. 1 ст. 285 Налогового кодекса РФ отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Согласно п. 3 ст. 289 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей. Срок уплаты авансовых платежей для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, установлен п. 1 ст. 287 Налогового кодекса РФ – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
Налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль организаций за 5 месяцев 2005 г.
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, в ходе которой установлено, что при сроке представления декларации за 5 месяцев 2005 г. до 28.06.2005г. декларация фактически представлена с нарушением срока – 29.06.2005 г.
За совершение налогового правонарушения, на основании ст. 101 Налогового кодекса РФ, заинтересованное лицо по решению инспекции от 26.07.2005 г. № 727 привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе данной декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не менее 100 руб. Сумма штрафа составила 74 944 руб. 45 коп.
Требованием об уплате налоговой санкции № 668 от 10.08.2005 г. заинтересованному лицу было предложено добровольно уплатить сумму штрафа в размере 74 944 руб. 45 коп. в срок до 25.08.2005 г.
До настоящего времени сумма штрафа заинтересованным лицом не погашена, что и послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Однако, как установлено судом в судебном заседании, подтверждено материалами дела и не оспаривается инспекцией, материалы камеральной проверки заявителем заинтересованному лицу не направлялись, последний не был извещен о месте и времени рассмотрения материалов проверки и был лишен возможности заявить свои возражения.
Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях регулируются главами 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что данная норма предусматривает общий порядок привлечения к налоговой ответственности, соблюдение которого является обязанностью налоговых органов в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации форме, поскольку упрощенная процедура привлечения к налоговой ответственности Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику гарантировано право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях, давать налоговым органам и их должностным лицам пояснения по вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов.
Соблюдение установленного законодательством порядка привлечения к налоговой ответственности является гарантией соблюдения законных прав и интересов налогоплательщиков.
Материалами дела подтверждается тот факт, что налоговым органом нарушен порядок привлечения заинтересованного к налоговой ответственности.
Согласно п.6 ст. 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований статьи 101, закрепляющей процедуру производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Суд приходит к выводу о том, что допущенные нарушения процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности существенно нарушают права последнего.
При таких обстоятельствах суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Государственная пошлина, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отнесению на заявителя, однако инспекция, в силу закона, от ее уплаты освобождена.
Руководствуясь статьями 4, 17, 27, 29, 34, 35, 48, 110, 167-171, 176, 177, 215, 216, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента его принятия.
Судья А. Ю. Кайгородов