НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 05.11.2009 № А03-11386

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Барнаул Дело № А03-11386//2009

Резолютивная часть решения оглашена 05 ноября 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2009г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Кальсиной А.В., при личном ведении протокола, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления по строительству и архитектуре, ЖКХ и транспорту администрации городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края, ЗАТО Сибирский

к Межрайонной ИФНС России № 4 по Алтайскому краю, г.Новоалтайск,

Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, г.Барнаул

О признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России № 4 по Алтайскому краю, г.Новоалтайск № РА-102-11 от 16.06.2009 года и решения Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 14.08.2009 года по апелляционной жалобе

При участии в заседании:

От заявителя: Панова В.Н. - заместителя главы администрации, по доверенности № 287 от 29.10.09 г.; Шелудяковой Г.К. – главного специалиста по доверенности № 266 от 30.09.09 г.;

От ИФНС: Чепровой О.Е. - старшего госналогинспектора, по доверенности от 12.02.2009г. № 04-10/03496;

Быковских Е.М. - заместителя начальника юротдела, по доверенности от 11.01.2009г. № 04/00001;

От УФНС: Чепровой О.Е. - старшего госналогинспектора, по доверенности от 09.07.2009г.;

У С Т А Н О В И Л:

Управление по строительству и архитектуре, ЖКХ и транспорту администрации городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 4 по Алтайскому краю, г.Новоалтайск, Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, г.Барнаул о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России № 4 по Алтайскому краю, г.Новоалтайск № РА-102-11 от 16.06.2009 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и решения Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 14.08.2009 года по апелляционной жалобе.

В настоящем судебном заседании представитель заявителя в соответствии со ст. 49, 150,151 АПК РФ и в рамках предоставленной доверенности просит суд исключить требование о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю по апелляционной жалобе от 14.08.2009г. и исключить Управление Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю из числа заинтересованных лиц.

Отказ Управления по строительству и архитектуре, ЖКХ и транспорту администрации городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края от требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, г.Барнаул судом принят. Производство по делу в этой части прекращено, Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, г.Барнаул исключено из числа заинтересованных лиц.

На удовлетворении заявленных требований представители заявителя настаивают по основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях.

Представитель инспекции просит в удовлетворении заявленных требований отказать, приводя при этом доводы, изложенные в отзыве.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив расчеты, суд установил следующие обстоятельства.

В период с 31.10.2008г. по 27.03.2009г. Межрайонной ИФНС России № 4 по Алтайскому краю проведена выездная налоговая проверка Управления по строительству и архитектуре, ЖКХ и транспорту администрации городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на имущество организаций за период с 01.01.2006г. по 31.12.2007г..

По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 21.05.2009г. № АП-102-11 и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.06.2009г. № РА-102-11.

Согласно решению был дополнительно начислен налог на имущество организаций в сумме 22 489 015 рублей, пени в размере 3 881 935 рублей 77 копеек, а также применен штраф в соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ в размере 4 497 803 рубля.

В соответствии со ст. 139 НК РФ налогоплательщик обратился в Управление ФНС России по Алтайскому краю с апелляционной жалобой и Решением Управления ФНС России по Алтайскому краю от 14.08.2009 решение Межрайонной ИФНС России №4 по Алтайскому краю от 16.06.2009 № РА-102-11 оставлено без изменения и утверждено.

Не согласившись с вынесенным решением и, полагая, что оно нарушает права и законные интересы налогоплательщика, управление обратилось в суд с настоящим заявлением.

В ходе проверки инспекцией было установлено, что Постановлением Администрации ЗАТО Сибирский от 30.12.2005г. № 345 изъяты из хозяйственного ведения Муниципального унитарного многоотраслевого коммунального предприятия в муниципальную казну объекты муниципальной собственности и, в соответствии с Распоряжением Администрации ЗАТО Сибирский от 26.02.2006г. № 26-Р (в редакции от 14.06.2006г.) Управлению по строительству и архитектуре, ЖКХ и транспорту администрации городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края предписано осуществлять учет объектов казны муниципального образования на балансовом счете 010100000 «Основные средства» (л.д.28,30). В составе указанного имущества был передан так же и жилой фонд.

В 2006-2007 годах часть жилья была приватизирована квартиросъемщиками.

Инспекция сочла, что Управлением в нарушение ст. ст. 374, 375 НК РФ налог на имущество не исчислялся на неприватизированный жилой фонд. Арифметическая точность исчисления доначисленных сумм налогов, пени и штрафа сторонами не оспаривается.

Инспекция не согласилась с доводами заявителя о том, что Управление, как орган администрации городского округа ЗАТО Сибирский, является органом местного самоуправления и не может быть признаноорганизациейи,соответственнонеможетбытьпризнаноналогоплательщиком.

При этом инспекция исходила из того, что согласно выписке из ЕГРЮЛ Управление по строительству и архитектуре, ЖКХ и транспорту администрации городского округа ЗАТО Сибирский по Алтайскому краю зарегистрировано в качестве юридического лица 28.12.2005 г. и в силу п. 2 ст. 373 НК РФ является субъектом налоговых правоотношений и плательщиком налога на имущество.

Не принят во внимание инспекцией и тот факт, что бюджетом заявителя не предусмотрено выделение средств на уплату налога за спорное имущество, исходя из того, что отсутствие средств на уплату налога не может являться основанием для отмены или изменения налогового обязательства.

Исходя из того, что в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, инспекция не приняла довод Управления о том, что оно лишь учитывает на балансе имущество муниципальной казны и, следовательно, у налогового органа отсутствуют основания для начисления налога Управлению.

Инспекция сочла, что поскольку спорное имущество находилось на балансе Управления, то оно являлось объектом обложения налогом на имущество, а обязанность по исчислению указанного налога возлагалась на само Управление. При этом сам факт того, что учет имущества происходил по правилам бюджетного, а не бухгалтерского учета, по мнению инспекции, не имеет принципиального значения, так как бюджетный учет является частью бухгалтерского учета, что подтверждается определением ВС РФ от 13.01.2009 г. № КАС 08-679.

Инспекция отмечает, что после принятия имущества, в том числе и неприватизированного жилого фонда, на свой баланс балансодержатель, в том числе и государственное учреждение, становится плательщиком налога на имущество. При этом налоговое обязательство по исчислению и уплате налога на имущество не ставится в зависимость от субъекта либо объекта налоговых правоотношений.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (часть 1 статьи 215 ГК РФ).

В силу части 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения «О казне муниципального образования городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края», утвержденного решением Совета депутатов городского округа ЗАТО Сибирский от 25.12.2008 №52 формирование, учет, управление и распоряжение объектами муниципальной казны осуществляет администрация ЗАТО Сибирский через органы администрации ЗАТО Сибирский в соответствии с правовыми актами Совета депутатов городского округа ЗАТО Сибирский и указанным Положением.

Материалами дела подтверждается, что Распоряжениями администрации городского округа ЗАТО Сибирский от 26.02.2006 № 26-р «Об учете объектов казны муниципального образования городского округа ЗАТО Сибирский» и от 14.06.2006 № 91-р «О внесении изменения в распоряжение администрации городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края от 26.02.2006 № 26-р имущество казны Управлению не передавалось. Данными распоряжениями Управление обязывалось вести учет объектов казны муниципального образования городского округа ЗАТО Сибирский, согласно прилагаемому перечню, на балансовом счете 010100000 «Основные средства».

В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются, в частности, российские организации.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 НК РФ).

Из положений указанных норм права следует, что наличие объекта налогообложения налогом на имущество обусловлено нахождением этого имущества на балансе организации в качестве объектов основных средств.

Порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе основных средств в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н, вступившей в законную силу с 01.01.2006.

Пунктом 10 названной Инструкции предусмотрено, что счет 010100000 "Основные средства" предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Судом установлено, что заявителем уплачен налог на имущество, используемое в процессе его деятельности для управленческих нужд, но не уплачен налог за имущество муниципальной казны, которое учтено на балансовом счете.

Суд считает, что начисление оспариваемым решением управлению к уплате спорного налога за муниципальное имущество осуществлено инспекцией с нарушением требований пункта 1 статьи 374 НК РФ, так как объектом налогообложения признается имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств.

Муниципальное имущество не закреплено за Управлением во владение, пользование и распоряжение, в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также не закреплено за ним как основное средство, используемое в процессе деятельности учреждения.

Поскольку налоговым органом не представлены доказательства того, что спорное имущество, переданное Управлению для учета, является для последнего основным средством, то у инспекции отсутствовали правовые основания для начисления налога и пени за его несвоевременную уплату.

В спорных правоотношениях Управление осуществляет учет имущества муниципальной казны, не являясь его правообладателем.

Данные обстоятельства подтверждаются и тем, что Управлением фактически ведется два баланса: Баланс Управления и Баланс казны муниципального образования.

Бюджетный учет Управлением объектов имущества казны в соответствии с требованиями Инструкции N25 не ведет к изменению их правового режима и возникновению объекта обложения налогом на имущество.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 13.01.2009 N КАС08-679, положения Инструкции N25hне регулируют вопросы налогообложения, следовательно, и не возлагают на Управление обязанность по уплате налога на имущество.

Исходя из изложенного, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления Управлению налога на имущество организаций в сумме 22 489 015 рублей, пени в размере 3 881 935 рублей 77 копеек, штрафа в размере 4 497 803 рубля.

При таких обстоятельствах решение Межрайонной ИФНС России №4 по Алтайскому краю о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.06.2009 №РА-102-11 подлежат признанию недействительным, как принятое с нарушением норм материального права.

Расходы по госпошлине суд относит на инспекцию.

Руководствуясь ст. ст. 4,29, 49,65,69,101,110,150,151,156,189,197-201 АПК РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Принять отказ Управления по строительству и архитектуре, ЖКХ и транспорту администрации городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края от требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, г.Барнаул. Производство по делу в этой части прекратить. Исключить Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, г.Барнаул из числа заинтересованных лиц.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России №4 по Алтайскому краю, г.Новоалтайск № РА-102-11 от 16.06.2009 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», вынесенное в отношении Управления по строительству и архитектуре, ЖКХ и транспорту администрации городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края, как не соответствующее требованиям гл. 30 НК РФ.

Меры обеспечения, принятые Определением арбитражного суда Алтайского края от 03.09.2009г. отменить. Исполнительное производство, возбужденное по исполнительному листу АС № 000495258 от 03.09.2009г. прекратить.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, г.Тюмень в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Арбитражного суда

Алтайского края А.В. Кальсина