АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, г. Барнаул, пр-т Ленина, 76, тел. 61-92-78
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-4314/07-10
05 июня 2007 г.
Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи Дружининой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Аверс», г. Барнаул,
об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Барнаула, по делу об административном правонарушении от 03.05.2007 г. № 61, о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дружининой Н.М.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Рау В.Ф., директор, решение собрания от 22.05.2006 г.;
от заинтересованного лица: Блохин Е.В., доверенность от 09.01.2007 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Аверс» (далее – ООО «Аверс»; заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Барнаула (далее – Инспекция ФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула) по делу об административном правонарушении от 03.05.2007 г. № 61.
Инспекция ФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула в отзыве на заявление указала, что постановлением Инспекции от 03.05.2007 г. № 61 ООО «Аверс» привлечено к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Поводом для привлечения ООО «Аверс» к административной ответственности послужило нарушение требований Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (и) или расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ, согласно которому (п. 1 ст. 2, ст. 5), контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В судебном заседании представитель Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула в обоснование законности оспариваемого постановления об административном правонарушении от 03.05.2007 г. № 61 сослался на выявленные нарушения Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (и) или расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ в ходе проведения проверки в компьютерном зале «Арена», принадлежащем ООО «Аверс», расположенном в г. Барнауле, пл. Победы, 12 «А»-14 «Б», при оказании услуг по сканированию и распечатке текста, без применения контрольно-кассовой техники, что подтверждается актом проверки от 23.04.2007 г. № 114, протоколом об административном правонарушении от 27.04.2007 г. № 45, объяснениями директора и администратора Общества Рау В.Ф., Семенихина А.Н.
В судебном заседании представитель ООО «Аверс» не оспорил обстоятельства, послужившие поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, однако полагает, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, установленных Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (и) или расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ. Обществом разработаны должностные инструкции бухгалтера-кассира, системного администратора локальной вычислительной сети, в которых закреплены обязанности должностных лиц, в том числе по применению ККМ при осуществлении наличных денежных расчетов, в трудовых договорах предусмотрена ответственность бухгалтера-кассира Рау Э.В., системного администратора Семенихина А.Н. за нарушение действующего законодательства, в бухгалтерии компьютерного зала «Арена» с 01.01.2007 г. установлена ККМ, а поэтому в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вина Общества в совершенном административном правонарушении отсутствует. Представитель просил постановление по делу об административном правонарушении от 03.05.2007 г. № 61 отменить как незаконное.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
23.04.2007 г. должностными лицами – главным государственным налоговым инспектором Анненковым В.А., специалистом первого разряда Балашовым В.В. Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула при проведении проверки выполнения Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (и) или расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ в компьютерном зале «Арена», принадлежащем ООО «Аверс», расположенном в г. Барнауле, пл. Победы, 12 «А»-14 «Б», выявлено оказание услуг по сканированию и распечатке текста на сумму 15 руб. 00 коп. без применения контрольно-кассовой машины при наличном денежном расчете. Установив в действиях ООО «Аверс» нарушения требований пункта 1 статьи 2, статьи 5 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (и) или расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ, инспектор возбудил в отношении Общества дело об административном правонарушении по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Постановлением Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула от 03.05.2007 г. № 61 ООО «Аверс» привлечено к административной ответственности по указанной норме.
Считая постановление Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула по делу об административном правонарушении от 03.05.2007 г. № 61 незаконным, ООО «Аверс» обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (и) или расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии со статьей 5 данного Закона организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении (постановлением Прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении), иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Материалами дела не подтверждается, что ООО «Аверс» допустило нарушения требований пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (и) или расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ, выразившиеся в оказании услуг по сканированию и распечатке текста, без применения контрольно-кассовой техники в компьютерном зале «Арена», принадлежащем ООО «Аверс», расположенном в г. Барнауле, пл. Победы, 12 «А»-14 «Б», поскольку в протоколе об административном правонарушении от 27.04.2007 г. № 45 и постановлении по делу об административном правонарушении от 03.05.2007 г. № 61 не отражены обстоятельства, которые позволяли ли бы определить каким должностным лицом ООО «Аверс» были допущены нарушения Закона, был ли не выбит кассовый чек или не выдан бланк строгой отчетности, при наличии у Общества имеющейся в помещении компьютерного зала «Арена» контрольно-кассовой машины «Элвес-Микро-К», версии: 01, зарегистрированной в установленном Законом порядке.
Суд считает, что Инспекция ФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула неправомерно сделала вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлекла ООО «Аверс» к административной ответственности.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004 г. № 10 (п. 10) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Суд считает нарушение прав ООО «Аверс» в ходе административного производства, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носит существенный характер. Поэтому оспариваемое постановление является незаконным, а заявление ООО «Аверс» подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Аверс», г. Барнаул, удовлетворить.
Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Барнаула по делу об административном правонарушении от 03.05.2007 г. № 61 признать незаконным и отменить.
Решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Алтайского края.
Судья Арбитражного суда
Алтайского края Н.М. Дружинина