НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 05.04.2016 № А03-15782/15

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД  АЛТАЙСКОГО   КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru, e-mail: а03.info@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул                                                                                               Дело № А03-15782/2015

6 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 05.04.2016

Полный текст решения изготовлен 06.04.2016

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Юдиной Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению  открытого акционерного общества «Алтай- Кокс» (ИНН 2205001753) к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании незаконным и отмене постановления от 30.07.2015 № 30/2015 по делу об административном правонарушении,

при участии в заседании:

от заявителя – Зюзин Д.Н., по доверенности  № 259 от 18.12.2015,

от административного органа –  Машковцев В.В., по доверенности  от 11.01.2016
 № 07,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Алтай-Кокс» (далее – Общество, ОАО «Алтай-Кокс») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее – Управление) о признании постановления от 30.07.2015 № 30/2015 по делу об административном правонарушении незаконным, об отмене постановления от 30.07.2015 г. № 30/2015 по делу об административном правонарушении, и о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - ОАО «Алтай-Кокс», возбужденного Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании ч. 1 п. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Определением Арбитражного суда Алтайского края от 05.10.2015 производство по делу  № А03-15782/2015 приостановлено до вступления в законную силу решения Алтайского  краевого  суда от 10.06.2015 по делу № 3-93/2015 по заявлению открытого акционерного общества «Алтай-Кокс» (ИНН 2205001753) к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании незаконным решения от 19.11.2014 № 116 «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый ОАО «Алтай- Кокс», на 2015 год» в части п. 1 решения.

Решением  Алтайского  краевого  суда от 10.06.2015 по делу № 3-93/2015 отказано в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Алтай-Кокс» (ИНН 2205001753) к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании незаконным решения от 19.11.2014 № 116 «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый ОАО «Алтай- Кокс», на 2015 год» в части п. 1 решения.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 21.10.2015 решение Алтайского  краевого  суда от 10.06.2015 по делу № 3-93/2015 оставлено без изменения, вступило в законную силу.

Определением суда от 26.01.2016 производство по делу возобновлено.

В судебном заседании 18.02.2016 судом в порядке ст. 49 АПК РФ приняты  к производству уточненные требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления Управления  Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 30.07.2015 № 30/2015 по делу об административном правонарушении.

В обоснование требований заявитель указал, что в действиях Общества не усматривается события вмененного административного правонарушения, следовательно оспариваемое постановление содержит неправильное основание прекращения производства по делу.

Указал, что в оспариваемом постановлении административным органом неверно сформирован вывод о не ведении (ненадлежащем ведении) Обществом раздельного учета объемов производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя на основании исследования только форм статистической отчетности. Административный орган неправильно понимает суть субсчетов в бухгалтерском учете, а также различия в уровнях достоверности и детализации содержащейся  информации в субсчетах и аналитических счетах. В оспариваемом постановлении не содержится ни одного довода и/или доказательства того, что избранный Обществом вариант формирования информации о расходах по обычным видам деятельности на счетах 20-39 и установленные  состав и методика использования этих счетов, недопустимы в соответствии с положениями Плана счетов организаций, Инструкции по применению Плана счетов, Системы раздельного учета и/или Системы отчетности и приводят (или могут привести) к повторному (двойному) учету одних и тех же расходов по разным видам деятельности, в том числе регулируемому. При этом, порядок ценообразования, установленный законодательством РФ в сфере теплоснабжения, заключается в необходимости отнесения (включения) на расходы регулируемой организации по каждому регулируемому виду деятельности только тех экономически обоснованных расходов, которые относятся именно к нему и необходимы для осуществления именно этой деятельности, и в обязательном исключении возможности учета в цене (тарифе) по регулируемому виду деятельности одних и тех же расходов, или в ценах (тарифах) по нескольким видам регулируемой деятельности. Именно нарушение данного порядка ценообразования, а не только его внешнего выражения в локальных актах регулируемой организации – Общества, может являться событием административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.  Доказательств нарушения Обществом порядка ценообразования  в сфере теплоснабжения административным органом не представлено. Вывод административного органа о том, что Учетная политика Общества и  утвержденный План счетов не отражают принципы ведения раздельного учета по регулируемым видам деятельности, основан на неправильном применении и толковании норм законодательства РФ о бухгалтерском учете  и о государственном регулировании цен в сфере теплоснабжения.

Административный орган в отзыве на заявление указывает на законность и обоснованность выводов, изложенных в оспариваемом постановлении. Полагает, что ведение ОАО «Алтай-Кокс» раздельного учета в ином порядке является нарушением установленного порядка ведения раздельного учета. При отсутствии ведения раздельного учета доходов и расходов на субсчетах снижается степень достоверности информации, представляемой в целях регулирования и в рамках проведения контрольных мероприятий, так как счета 3- го уровня (аналитика в субсчетах) не отражаются в Плане счетов. На счетах и субсчетах должна содержаться исчерпывающая информация для расчета экономически обоснованного тарифа. Доводы Общества о том, что Управлением вывод об отсутствии ведения обществом раздельного учета сделан только лишь на основании форм статистической отчетности, считает не соответствующим  фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, такой вывод органа регулирования не противоречит законодательству в сфере государственного регулирования цен (тарифов) согласно пункту 2 Единой системы классификации. Указанное нарушение является иным нарушением установленного порядка ценообразования.

Более подробно позиция сторон изложена в заявлении, отзыве, дополнениях к ним.

Судебное заседание откладывалось согласно ст. 158 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении требований настаивал, представитель   административного органа заявленные требования считал необоснованными.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей  лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с письмом ОАО «Алтай-Кокс» от 25.04.2014
№ 103/04629 в Управление были представлены на рассмотрение материалы по расчету тарифов на теплоноситель на 2015 год и письмом от 25.04.2014 № 103/04631 Обществом представлено заявление с обосновывающими материалами по установлению тарифов на производство тепловой энергии на 2015 год.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества является производство кокса (код ОКВЭД 23.10). Кроме того, Общество осуществляет следующие виды производственной деятельности: производство теплоэнергии тепловой электростанцией;  передача тепловой энергии; сбор, очистка и распределение воды; строительство зданий и сооружений; проектирование производственных помещений; производство, передача и распределение электроэнергии: производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной гли­ны: производство строительных металлических конструкций; деятельность гостиниц с ресторанами: покупка и продажа собственного жилого недвижимого имущества; дошкольное образование; сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества; оптовая торговля твердым топливом;  оптовая торговля удобрениями;  издание газет; деятельность санитарно-курортных учреждений; транспортная обработка грузов; внутригородские автомобильные пассажирские перевозки; производство удобрений и азотных соединений; производство прочих основных органических химических веществ; прочая деятельность в области спорта.

В представленной Обществом статистической отчетности, при отнесении затрат на производство тепловой энергии отражен код «ОКВЭД 40.30.1 1» - производство пара и горячей           воды   (тепловая энергия) тепловыми электростанциями,  при  этом не используются уточняющие ОКВЭДы своей деятельности.

В отношении ОАО «Алтай-Кокс» Управлением проводился анализ производственной программы и финансовых потребностей на регулируемый вид деятельности, в ходе которого было выявлено, что в представленных Обществом материалах отсутствуют документы, подтверждающие ведение раздельного учета затрат по регулируемому виду деятельности, бухгалтерская и налоговая отчетность, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах не отражают ведение Обществом раздельного учета по регулируемому виду деятельности. Также представленная Обществом учетная политика, утвержденный план счетов не отражают принципы ведения раздельного учета по регулируемым видам деятельности.

На основании письма ФСТ России от 14.06.2013 № СЗ-5844/4, учетная политика и план счетов бухгалтерского учета должны быть приведены в соответствие с законодательством, в том числе и с Приказом ФСТ России № 91 от 12.04.2013 и представлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) до установления соответствующих цен (тарифов) на 2014 год.

ОАО «Алтай-Кокс» проинформировало Управление о формировании расчетов с учетом требований пунктов 10 и 12 Основ, приказа ФСТ России от 12.04.2013 №91.

Бухгалтерский учет в 2013 году Обществом осуществлялся в соответствии с учетной политикой, утвержденной приказом от 29.12.2012 № 565. ОАО «Алтай- Кокс» с 2011 года применяет автоматизированную форму бухгалтерского учета. Ведение бухгалтерского учета обеспечивается интегрированной информационной системой управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия на базе программного обеспечения SAPERP.

В представленном Обществом Рабочем плане счетов - за регулируемым видом деятельности - производство теплоносителя,  субсчет не закреплен.

Методикой калькулирования себестоимости предусмотрено, что в системе планирования и учета затрат ОАО «Алтай-Кокс» в качестве объектов планирования и учета затрат принимаются - места возникновения затрат.

В соответствии с Методикой калькулирования за каждым местом возникновения затрат закрепляется персонал и основные средства.

Пунктом 4.2.1 Методики калькулирования предусмотрено, что объектами калькулирования себестоимости работ, услуг являются энергетические ресурсы, вырабатываемые посредством работы ТЭЦ.

Номенклатура работ, услуг, вырабатываемых ТЭЦ включает: электроэнергию;  теплоэнергию в паре;  теплоэнергию в горячей воде;  химочищенную воду;  химобессоленную воду; мощности.

Согласно Методике калькулирования «Химический цех» - общий производственный участок для следующих МВЗ: «Участок по производству воды химобессоленной» и «Участок по производству воды химочищенной». Совокупные затраты, собранные на МВЗ «Химический цех», перераспределяются на указанные МВЗ пропорционально объему технической воды, используемой на технологические нужды, и раскладываются по каждой из статей, как «Затраты передела».

Общий объем выработки химочищенной воды калькулируется на МВЗ «Участок по производству воды химочищенной» путем сбора косвенных и прямых затрат на данном участке. Совокупные затраты участка распределяются пропорционально объему производственных м3 энергетического ресурса. В структуре себестоимости совокупные затраты МВЗ отражаются работой «Вода химочищенная м3».

Общий объем выработки химобессоленной воды калькулируется на МВЗ «Участок по производству воды химобессоленной» путем сбора косвенных и прямых затрат на данном участке. Затраты участка распределяются пропорционально объему произведенных м3 энергетического ресурса. В структуре себестоимости совокупные затраты МВЗ отражаются работой «Вода химобессоленная».

Согласно пункту 7 Единой системы классификации предусмотрено, что если в случае установления регулируемой организации тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат) раздельный учет расходов по каждому из регулируемых видов деятельности ведется регулируемой организацией по следующим элементам и видам затрат:

а) расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, определяемые в соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения: топливо: прочие приобретаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов;

б) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования: расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг); расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг); плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов; арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала;

 расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль; другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции.

На 2014, 2015 годы тарифы устанавливались методом экономически обоснованных расходов, и с учетом пункта 7 Единой системы классификации Общество обязано вести раздельный учет по перечню определенному в данном пункте, соответственно при формировании плановых расходов на очередной период регулирования представлять экономическое обоснование исходных данных.

Управлением было выявлено, что учетная политика и план счетов не приведены Обществом в соответствие с требованиями по ведению раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения. Обществом не были закреплены субсчета по регулируемым видам деятельности.

ОАО «Алтай-Кокс» указало на ведение раздельного учета в разрезе МВЗ по элементам и видам затрат в соответствии с Приказом ФСТ России № 91 от 12.04.2013, однако указанное обстоятельство не соответствует действительности, так как данное положение не предусматривает возможности ведения раздельного учета иначе как на счетах и субсчетах, ведение регулируемыми организациями раздельного учета в ином порядке рассматривается как нарушение действующего порядка ведение раздельного учета.

Учитывая изложенное, административный орган установил, что ведение ОАО «Алтай-Кокс» раздельного учета в ином порядке является нарушением установленного порядка ведения раздельного учета.

По данному факту 20.07.2015 консультантом контрольно-ревизионного отдела Управления в отношении Общества был составлен протокол № 30/2015 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Постановлением Управления  от 30.07.2015 № 30/2015 в действиях Общества был установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, вместе с тем, производство по делу об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Алтай-Кокс,  возбужденное по признакам части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с указанным постановлением, полагая, что состав вмененного административного правонарушения отсутствует, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению  по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Субъектом вменяемого правонарушения являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен (тарифов).

В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Правовое регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

В статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении»  (далее - Закон о теплоснабжении) определено, что теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (пункт 8); потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9); теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (пункт 11); регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора (пункт 18).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

На основании пункта 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27.07.2012 № 190-ФЗ), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вправе запрашивать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате и в сроки, которые определяются указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

На основании пункта 3 Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 13.05.2014 № 230, уполномоченным органом на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Алтайского края является Управление по тарифам.

В соответствии с пунктом 3.1 положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 № 695 «Об утверждении положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов» (далее - Положение), основными задачами управления по тарифам являются установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, газоснабжения.

Пунктом 4.17 Положения закреплено, что Управление по тарифам осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов).

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения заявителя к административной ответственности оспариваемым постановлением послужило выявленное к ходе проверки не ведение раздельного учета доходов и расходов по регулируемому  виду  деятельности по производству тепловой энергии.  

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2012 №190-ФЗ «О теплоснабжении» регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом обязательности веденияраздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые вилы деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии теплоносителя.

Пунктом 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Основы) предусмотрено, что регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения.

На основании  части 2 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» федеральный            орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливает единую систему классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также систему отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений, городских округов.

Согласно пункту 6 Приложения      № 1 к приказу ФСТ России от 12.04.2013 № 91 «Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов» (далее - Приказ ФСТ России 91), регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности: а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более; б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт; в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии; г) производство теплоносителя с дифференциацией по виду теплоносителя (вода,  пар, а также с дифференциацией по параметрам пара, если такая дифференциация предусмотрена при установлении тарифов или по способам очистки воды на водоподготовительных установках источника тепловой энергии); д) передача тепловой энергии и теплоносителя: е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя: ж) подключение к системе теплоснабжения: з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

Пунктом 4 Приложения № 1 к Приказу ФСТ России № 91 предусмотрено, что ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

В соответствии с приказом Минфина России от 31.10.2000 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее - Приказ), план счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в план счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Согласно Приказу, субсчета, предусмотренные в плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Утвержденный порядок ведения раздельного учета регулируемыми организациями объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов по видам деятельности предусматривает ведение учета только на счетах и субсчетах плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

На основании письма ФСТ России от 14.06.2013 № СЗ-5844/4, учетная политика и план счетов бухгалтерского учета должны быть приведены в соответствие с законодательством, в том числе и с Приказом ФСТ России № 91 от 12.04.2013 и представлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) до установления соответствующих цен (тарифов) на 2014 год.

Как было указано ранее, согласно пункту 4 Приложения № 1 к Приказу ФСТ России № 91 от 12.04.2013 раздельный учет ведется на счетах и субсчетах плана счетов, который в свою очередь утверждается в соответствии с учетной политикой.

Ведение раздельного учета на счетах 3-го уровня (аналитических) в разрезе МВЗ по элементам и видам затрат не соответствует порядку предусмотренному Приказом ФСТ России 91 от 12.04.2013. Следовательно, учетная политика Общества должна предусматривать ведение раздельного учета именно на счетах и субсчетах.

Учетная политика и план счетов не приведены Обществом в соответствие с требованиями по ведению раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения. Обществом не были закреплены субсчета по регулируемым видам деятельности.

ОАО «Алтай-Кокс» указало на ведение раздельного учета в разрезе МВЗ по элементам и видам затрат в соответствии с Приказом ФСТ России № 91 от 12.04.2013, однако данное положение не предусматривает возможности ведения раздельного учета иначе как на счетах и субсчетах, ведение регулируемыми организациями раздельного учета в ином порядке рассматривается как нарушение действующего порядка ведение раздельного учета.

Учитывая изложенное, ведение ОАО «Алтай-Кокс» раздельного учета в ином порядке является нарушением установленного порядка ведения раздельного учета.

При отсутствии ведения раздельного учета доходов и расходов на субсчетах снижается степень достоверности информации, представляемой в целях регулирования и в рамках проведения контрольных мероприятий, так как счета 3- го уровня (аналитика в субсчетах) не отражаются в Плане счетов. На счетах и субсчетах должна содержаться исчерпывающая информация для расчета экономически обоснованного тарифа.

Доводы Общества о том, что управлением по тарифам вывод об отсутствии ведения обществом раздельного учета сделан только лишь на основании форм статистической отчетности, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, такой вывод органа регулирования не противоречит законодательству в сфере государственного регулирования цен (тарифов) согласно пункту 2 Единой системы классификации.

Отсутствие раздельного учета является нарушением Основ ценообразования N 1075, так как положениями данного нормативного правового акта установлена обязательность ведения такого учета.

Следовательно, Обществом совершено правонарушение в области установленного порядка ценообразования, которое выразилось в неведении раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 как иное нарушение порядка ценообразования.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Материалами дела подтверждается факт отсутствия Обществом раздельного учета доходов и расходов по регулируемому  виду деятельности.

Поскольку указанные выше нарушения образуют состав, предусмотренный частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, суд считает установленным событие вменяемого правонарушения.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом принимает во внимание, что состав вменяемого административного правонарушения является формальным, то есть наличие события административного правонарушения не зависит от факта причинения вреда.

Вина заявителя в рассматриваемом случае выражается в том, что, имея возможность для соблюдения вышеназванных правил и норм, Общество не предприняло мер по их соблюдению.

Кроме того, заявитель не представил в материалы дела и доказательства, подтверждающие невозможность соблюдения изложенных выше требований законодательства Российской Федерации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств.

При таких обстоятельствах суд поддерживает вывод Управления о том, что материалами дела подтверждается наличие в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемое постановление вынесено в рамках полномочий административного органа, с соблюдением установленного порядка.

Кроме того, ОАО «Алтай-Кокс» обращалось в Алтайский краевой суд с заявлением о признании незаконным решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.11.2014 №116 «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый ОАО «Алтай-Кокс», на 2015 год» в части пункта 1 решения. В обоснование заявленных требований Общество ссылалось на то, что при установлении тарифа размер необходимой валовой выручки был определен управлением по тарифам с исключением расходов по статьям затрат.

Решением  Алтайского  краевого  суда от 10.06.2015 по делу № 3-93/2015 отказано в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Алтай-Кокс» (ИНН 2205001753) к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании незаконным решения от 19.11.2014 № 116 «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый ОАО «Алтай - Кокс», на 2015 год» в части п. 1 решения.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 21.10.2015 решение Алтайского  краевого  суда от 10.06.2015 по делу № 3-93/2015 оставлено без изменения, вступило в законную силу.

При этом, в соответствии с решением Алтайского краевого суда от 10.06.2015 по гражданскому делу № 3-93/2015 судом проанализированы заявленные Обществом для включение в состав необходимой валовой выручки расходы, которые были исключены при расчете размера необходимой валовой выручки, и установлено, в том числе, что представленная Обществом статистическая отчетность не позволяет регулирующему органу сделать вывод о наличии раздельного учета затрат по регулируемому виду деятельности. Учитывая отсутствие раздельного учета затрат по регулируемому виду деятельности, регулирующий орган обоснованно отказал во включении заявленных Обществом затрат в необходимую валовую выручку. Таким образом, в названном решении краевым судом установлен факт не ведения Обществом раздельного учета затрат по регулируемому виду деятельности.

Согласно статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Указанное  решение вступило в законную силу, поэтому установленные в нем обстоятельства суд принимает в качестве преюдициальных.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления.

В силу ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                                                         В.В. Синцова