НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 05.02.2015 № А03-23646/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03. info@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул

Дело № А03-23646/2014

06 февраля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 05.02.2015

Полный текст решения изготовлен 06.02.2015

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Юдиной Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Отдел (инспекция) государственного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о привлечении индивидуального предпринимателя Липуновой Елены Владимировны (ОГРН 312222332800021, ИНН 222204084970) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14. 43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в заседании:

от заявителя – Третьяков С.В., по доверенности № 44 от 12.01.2015,

от лица, привлекаемого к ответственности – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Отдел (инспекция) государственного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Липуновой Елены Владимировны (далее – Предприниматель, ИП Липунова Е.В.) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Определением суда от 18.12.2014 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).

Определением суда от 15.01.2015  дело принято к рассмотрению по общим правилам искового производства (административного производства) в соответствии с  п. 4 ч. 5 ст. 227 АПК РФ.

В обоснование своих требований заявитель указал,  что Предпринимателем при осуществлении предпринимательской деятельности (принятие, смешивание, хранение и реализация нефтепродуктов) допускается нарушение требований технических регламентов, которое  выразилось следующем:  по результатам  испытаний нефтепродуктов, отобранных по адресу: 659700, Алтайский край, с. Поспелиха, пер. Черметовский, 1,выявлено несоответствие образца заявленной марки автомобильного бензина АИ-92 класса 3 марке бензина, указанной в паспорте № 17 от 04.01.2014 -  октановое число по исследовательскому методу составило 83, 1, в то время как цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина АИ-92 класса 3 должно составлять не менее 92.

ИП Липунова Е.В. в письменном отзыве на заявление требования считала необоснованными. Указала, что не является ответственной за осуществление мероприятий по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов, и фактически не имела возможности проводить соответствующие мероприятия. Приемкой и реализацией бензина фактически занимается оператор АЗС, в обязанности которого входит проверка комплектности сопроводительных документов и  правильный разлив бензина по емкостям. Таким образом, полагает, что в ее действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

В настоящее предварительное судебное заседание предприниматель не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом.

Суд проводит предварительное судебное заседание в ее отсутствие согласно ст.136 АПК РФ.

В предварительном судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал, привел свои пояснения.

Согласно ст. 137 АПК РФ в случае, если в предварительном судебном заседании лица, участвующие в деле, не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции и дело не подлежит рассмотрению коллегиальным составом, а также в случае неявки в предварительное судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу и не заявивших возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, арбитражный суд выносит определение о завершении подготовки дела к судебному разбирательству и открытии судебного заседания.

Суд считает дело подготовленным к судебному разбирательству. От лиц, участвующих в деле, возражений против проведения судебного заседания в одну дату с предварительным заседанием не поступило. При этом лица, участвующие в деле, извещены судом о возможности проведения судебного заседания тем же определением суда, которым извещены о времени и месте проведения предварительного судебного заседания.

Суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель заявителя свои доводы поддержал.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В период с 19 ноября 204 года по 15 де­кабря 2014 года в соответствии с приказом
№ 1559 от 14.11.2014, изданным с целью рассмотрения обращения гражданина (вх. СМТУ № 88 от 29.10.2014), Управлением были проведены контрольно-надзорные мероприятия за соблюдением  Предпринимателем  по адресу: 659700, Алтайский край, с. Поспелиха, пер. Черметовский, 1, требований, установленных Федеральными Законами:
№ 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании», № 294-ФЗ от 26.12. 2008
г. «О защите прав юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», технический регламент «О требовани­ях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный Постановлением Правительства от 27.02.2008г. № 118, (далее по тексту - технический регламент), на стадии хранения и реализации бензина автомобильного АИ 92 класса 3.

В ходе проведения проверки было выявлено следующее:

Индивидуальный предприниматель Ляпунова Елена Владимировна через автозаправочную станцию «Южная» стационарного типа принимает, смешивает, хранит и реализует нефтепродукты потребителям. На момент проверки в резервуаре № 1 нахо­дился бензин автомобильный АИ-92 класса 3 в количестве 6501 л на сумму 188529 руб., полученный по товарным накладным № 6/11/10 от 06.11.2014 и № 27/09/09 от 07.09.2014; реализовывался через топливораздаточные колонки № 1 и № 3 в сопро­вождении паспорта продукции № 17 от 04.01.2014 на автомобильный неэтилированный бензин марки «Регуляр Евро-92» по ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бен­зины неэтилированные. Технические условия».

19 ноября 2014 года в 12 часов 30 минут заявителем было произведено взятие пробы нефтепро­дукта в соответствии с п. 9.8 «Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения». Образец направлен на испытания в аккредитованный испыта­тельный центр ФБУ «Алтайский ЦСМ».

Согласно полученным результатам испытаний, проведенных в целях идентифи­кации продукции, и отраженных в протоколе испытаний № 5927 от 15.12.2014, проба № 72, выявлено несоответствие образца заявленной марки автомобильного бензина марке бензина, указанной в паспорте № 17 от 04.01.2014, так как по резуль­татам испытаний октановое число по исследовательскому методу составило 83,1, что не соответствует требованиям техниче­ского регламента от 18 октября 2011 года «Обозначение марки автомобильного бензина и дизельного топлива» пункта 1.2 - «Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (92) определенного исследовательским методом. В п.3.1, таблицы 1 ГОСТ Р 51866-2002 представ­лены требования к неэтилированному автомобильному бензину марки Регуляр Евро-92, для которого октановое число, определенное исследовательским методом, установлено не менее 92.

Выявленные нарушения нашли отражение в акте проверки № 75 от 15.12.2014, на основании которого,  старшим государственным инспектором административного органа был составлен протокол № 04-73  об административном правонарушении от 16.12.2014 в отношении ИП Липуновой Е.В. по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.43 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности.

Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает ответственность за  нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.

Объективная сторона административного правонарушения, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2012 N 1474 "О применении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам технического регулирования и об органах государственного контроля (надзора за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" применяется при производстве и выпуске в обращение продукции, сопровождаемой документами об оценке (подтверждении) соответствия, выданными до 31.12.2012 в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также соответствующей экологическим классам, действующим на территории Российской Федерации согласно требованиям технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, до окончания срока действия таких документов об оценке (подтверждении) соответствия, но не позднее 30.06.2014. Требования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации применяются при производстве и выпуске в обращение продукции до окончания срока действия сопровождающих такую продукцию документов об оценке (подтверждении) соответствия в случае, если эти документы об оценке (подтверждении) соответствия выданы и приняты до дня официального опубликования указанного решения Комиссии Таможенного союза. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к автомобильному бензину, дизельному топливу, судовому топливу и мазуту, установленных техническим регламентом Таможенного союза.

В п. 29 Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118, предусмотрено, что каждая партия каждой марки продукции, находящаяся в обороте (за исключением розничной торговли), должна иметь паспорт продукции. Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем или продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции), содержит наименование и марку продукции, сведения об изготовителе (продавце) продукции, включая его адрес, нормативные значения характеристик, установленные настоящим регламентом для данного вида продукции, фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний, дату отбора проб, номер резервуара (номер партии), из которого данная проба отобрана, дату изготовления продукции, дату проведения анализа продукции, а также сведения о наличии (наименование и содержание) или отсутствии в продукции присадок. Паспорт подписывается руководителем предприятия или уполномоченным им лицом и заверяется печатью.

В п. 3.2 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, также предусмотрено, что при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о наименовании и марке топлива; соответствии топлива требованиям Технического регламента Таможенного союза. При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливно-раздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках. По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.

В п. 4.13 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - ТР ТС 013/2011), установлено, что каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом). Паспорт должен содержать:

наименование и обозначение марки топлива;

наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);

обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);

нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС; дату выдачи и номер паспорта;

подпись лица, оформившего паспорт; сведения о декларации соответствия; сведения о наличии присадок в топливе.

Согласно ч. 2.1 ст.2 Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы.

Согласно п.п.1, 1.2 Приложения 1 Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис. Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом.

В п.3.1, таблицы 1 ГОСТ Р 51866-2002 представ­лены требования к неэтилированному автомобильному бензину марки Регуляр Евро-92, для которого октановое число, определенное исследовательским методом, установлено не менее 92.

Из содержание протокола об административном правонарушении от 16.12.2014 следует, что Предпринимателю вменяется нарушение, выразившееся в хранении и реализации бензина автомобильного АИ-92 класса 3 (по представленному паспорту продукции № 17 от 04.01.2014 «Регуляр Евро-92» по ГОСТ Р 51866-2002), отобранного из резервуара № 1 и реализуемого потребителям через топливораздаточные колонки № 1 и № 3,  не соответствующего  требованиям Технического регламента по марке бензина – с заниженным октановым числом.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ  доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Факт осуществления реализации бензина, не соответствующего требованиям Технического регламента, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами актом проверки, протоколом об административном правонарушении, протоколом испытаний.

Из акта отбора образцов от 19.11.2014, протокола испытаний № 5927 от 15.12.2014, проба № 72, следует, что проба была взята непосредственно из резервуара № 1 по адресу: 659700, Алтайский край, с. Поспелиха, пер. Черметовский, 1, упакована в темную стеклянную бутылку, герметично закупорена, опечатана, этикетка не нарушена и установлено несоответствие образца заявленной марки автомобильного бензина марке бензина, указанной в паспорте № 17 от 04.01.2014, что является нарушением технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826.

При этом, следует из материалов дела, взятие проб при проведении контрольно-надзорных мероприятий осуществлено в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в соответствии с положениями Постановления Госстандарта от 01.09.2003 N 99 "Об утверждении порядка проведения государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора" (далее - Порядок проведения контроля).

Материалами дела подтверждается, что отбор образцов топлива был произведен с соблюдением пункта 11 Порядка проведения контроля, непосредственно государственным инспектором в присутствии представителя юридического лица, оформлен актом отбора образцов. Присутствие понятых в соответствии с указанным Порядком проведения контроля не требуется.

Таким образом, взятие проб топлива при проведении контрольно-надзорных мероприятий осуществлено в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поэтому акт отбора образцов проб, протокол испытания и акт проверки являются надлежащими доказательствами.

Доказательств соответствия хранящихся  и реализуемых  нефтепродуктов предприниматель в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представила.

На основании вышеизложенного суд установил, что ИП Липунова Е.В., осуществляя предпринимательскую  деятельность  (принятие, смешивание, хранение и реализация нефтепродуктов) допустила нарушение требований технических регламентов, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с диспозицией ч. 1 статьи 14.43 КоАП РФ субъектами  данного вида правонарушения являются  изготовители, исполнители и продавцы, не соблюдающие  соответствующие требования.

Предприниматель является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, применительно к обеспечению соблюдения требований технических регламентов, находящихся непосредственно в сфере его компетенции и ответственности (требования технических регламентов к условиям хранения, реализации  и т.п.

Субъективная сторона совершенного Предпринимателем правонарушения характеризуется формой вины в виде неосторожности, так как  ИП Липунова Е.В. предвидела возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывала на предотвращение таких последствий либо не предвидела возможности наступления таких последствий, хотя должна  была и могла их предвидеть.

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

ИП Липунова Е.В., осуществляя предпринимательскую деятельность самостоятельно, на свой риск, должна была знать о порядке изготовления данной продукции.

Доказательства невозможности соблюдения требований действующего законодательства ИП Липуновой Е.В. не представлены.

Нарушений процессуальных норм в ходе привлечения Предпринимателя к административной ответственности не допущено.

За факт реализации предпринимателем нефтепродуктов с нарушением требований технических регламентов и государственных стандартов частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и, исходя из общих правил назначения административного наказания, закрепленных в положениях ст. 4.1 КоАП РФ, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Согласно ч. 2 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При отсутствии в материалах дела данных о наличии отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, суд находит возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Липунову Елену Владимировну (ОГРН 312222332800021, ИНН 222204084970), 01.11.1961 года рождения, место рождения: г. Барнаул Алтайского края, адрес регистрации: Алтайский край,
г. Барнаул, ул. Сухэ-Батора, 9-45, дата регистрации 23.11.2012 МИФНС № 14 по Алтайскому краю,  к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Реквизиты получателя штрафа: УФК по Новосибирской области (СМТУ Росстандарта л/с 04511781550); код ОКТМО 50701000; номер счет получателя 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области  г. Новосибирск; БИК 045004001; ИНН 5407270200, КПП 540701001, КБК – 172 116 900 1001 6000 140 «денежные взыскания (штрафы)». 

Документ, подтверждающий уплату штрафа, представить в суд, в противном случае копия судебного акта по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда будет направлена судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Судья                                                                                       В.В. Синцова