АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http://altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул
Дело А03-10442/2012
04 сентября 2012 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Сбитнева А.Ю., при ведении протокола судебного заседания с использованием технических средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Солдатовой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Барнаульский аппаратурно-механический завод» к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о признании недействительным решения от 03.05.2012 № 032/009/117-2012 в части,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 20.07.2012 № 516/101;
от заинтересованного лица - ФИО2, удостоверение № 194 от 30.05.2012, доверенность от 28.05.2012 № 18; ФИО3, доверенность от 06.08.2012 № 32,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд обратилось ОАО «Барнаульский аппаратурно-механический завод»(далее – общество; заявитель) с заявлением (с учетом уточнений) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края (далее – управление; заинтересованное лицо) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 03.05.2012 № 032/009/117-2012 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 18 317 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 4 953 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 774 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 790 руб., а также соответствующих сумм пени в размере 2 189 руб. 22 коп. и штрафных санкций в сумме 56 127 руб. 80 коп., предложения обществу уплатить указанную недоимку, пеню и штрафные санкции, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и предложения отражения в предоставляемой отчетности и индивидуальных сведениях доначислений по результатам выездной проверки (по оспариваемому эпизоду выплаты донорам).
Требования мотивированы тем обстоятельством, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам – донорам за дни сдачи крови, не являются объектом обложения страховыми взносами, поскольку их выплата осуществляется вне рамок трудовых отношений. Кроме того, заявитель указал, что в решении управления отсутствуют выводы о вине общества, что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, вменяемого обществу, а также не учтены доводы о наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление указало, что поскольку названные выплаты не предусмотрены перечнем сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установленным в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ), то эти выплаты подлежат включению в облагаемую базу для начисления страховых взносов.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои доводы и возражения.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Управлением в отношении общества была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование вФедеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
В ходе проверки было установлено, что ОАО «Барнаульский аппаратурно-механический завод» допущены нарушения требований статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в частности, занижена облагаемая база для начисления страховых взносов ввиду исключения среднего заработка, выплачиваемого работникам – донорам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, что отражено в акте выездной проверки от 09.04.2012 № 032/009/117-2012 (л.д. 30-37).
По результатам проверки 03.05.2012 управлением было вынесено решение № 032/009/117-2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 56 127 руб. 80 коп., обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 280 639 руб. и пеню в сумме 21 729 руб. 07 коп., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и отразить в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР суммы страховых взносов, доначисленных по результатам проверки.
Общество не согласилось с указанным решением в части доначисления страховых взносов на выплаты в размере среднего заработка, выплачиваемого работникам – донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха, в том числе на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 18 317 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 4 953 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 774 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 790 руб., пени в размере 2 189 руб. 22 коп. и штрафных санкций в сумме 56 127 руб. 80 коп., а также предложения обществу уплатить указанную недоимку, пеню и штрафные санкции, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и отразить в предоставляемой отчетности и индивидуальных сведениях доначисления по результатам выездной проверки (по оспариваемому эпизоду выплаты донорам), в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
На основании подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
При этом статьей 7 Федерального закона № 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу пункта 1 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 339-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для таких плательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Выплаты организацией суммы среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха в статье 9 Закона N 212-ФЗ не поименованы и, следовательно, на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Трудовым кодексом установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 Трудового кодекса российской Федерации) и компенсации (главы 24 - 28 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.
Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» руководители предприятий, учреждений, организаций, обязаны: оказывать содействие государственным и муниципальным организациям здравоохранения в привлечении граждан в ряды доноров; беспрепятственно отпускать работника, являющегося донором, в организацию здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов; предоставлять безвозмездно необходимые помещения для взятия крови; предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.
Согласно статье 186 Трудового кодекса Российской Федерации при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Совокупный анализ положений статей 129, 164, 186 Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» позволяет сделать вывод о том, что суммы выплаченные в виде сохранения за работником его среднего заработка за дни сдачи крови носят компенсационный характер в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации.
Указанные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в указанных случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Данные выплаты обусловлены наличием трудовых отношений (выплачиваются работодателем работнику, в размере средней заработной платы).
Таким образом, законодатель указывает на наличие связи выплаты работнику заработной платы с днями сдачи крови работниками. Выплаты при сдаче крови являются компенсацией работнику утраченного заработка и должны включаться в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с разъяснением, изложенным в письме Минздравсоцразвития от 15.03.2011 N 784-19, в связи с внесением Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ с 1 января 2011 года в статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ изменений, страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ облагаются как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (статья 186 Трудового кодекса).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доначисление обществу страховых взносов на выплаты в размере среднего заработка, выплачиваемого работникам – донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыхав сумме 27 834 руб., а также соответствующих сумм пени в размере 2 189 руб. 22 коп., является правомерным.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ основанием для привлечения плательщика страховых взносов на обязательное страхование к ответственности является совершение им нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, под которым названной нормой понимается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие), за которое названным Федеральным законом установлена ответственность.
Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Федеральным законом № 212-ФЗ, несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях неисполнения ими обязанностей, предусмотренных названным Федеральным законом (статья 41 Федерального закона № 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона № 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Статьей 43 Федерального закона № 212-ФЗ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. В том числе, кроме обстоятельств, перечисленных в пунктах 1 - 3 части 1 названной статьи, исключающими вину лица в совершении правонарушения могут быть иные обстоятельства, признанные таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, как это следует из части 4 пункта 1 статьи 43 названного Закона.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 43 Федерального закона № 212-ФЗ, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
Следовательно, в силу статей 40, 42, 43 Закона лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения при отсутствии события вменяемого правонарушения, отсутствии вины лица в совершении правонарушения, наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения.
Допущенная обществом неуплата сумм страховых взносов на выплаты в размере среднего заработка, выплачиваемого работникам – донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха, в ходе проверки установлена и в решении пенсионного фонда отражена.
Факт неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов сам по себе свидетельствует о наличии вины в действиях общества, ответственность за которые предусмотрена пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Обстоятельств, исключающих возможность привлечения страхователя к ответственности, судом не установлено.
Таким образом, общество правомерно привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов, произошедшую в результате невключения им в базу для исчисления страховых взносов выплат работникам – донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, предусмотрен пунктом 1 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ.
Так, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В части 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Заявитель указал, что заявленные им в ходе рассмотрения материалов проверки доводы о наличии смягчающих обстоятельств (совершение нарушения впервые; социальная значимость деятельности общества; наличие задолженности перед поставщиками) не были учтены управлением при вынесении решения.
Оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что оснований считать указанные обстоятельства влияющими на обстоятельства совершения правонарушения не имеется, что указанные заявителем обстоятельства в рассматриваемом случае не могут быть признаны в качестве смягчающих ответственность.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Алтайского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Барнаульский аппаратурно-механический завод» к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о признании решения от 03.05.2012 № 032/009/117-2012 недействительным в части отказать.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Арбитражного суда
Алтайского края А.Ю. Сбитнев