НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 01.12.2020 № А03-770/20


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76, тел.: (385-2) 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

03 декабря 2020 года                                                                            Дело № А03-770/2020

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 03 декабря 2020 года

Арбитражный  суд  Алтайского  края  в составе  судьи Трибуналовой О.В.,                 при использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания секретарем Кондратьевой П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю»                      (ИНН 2222013156,  ОГРН 1022201139608),г. Барнаул, к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2225023610 1,ОГРН 1022201759623), г. Барнаул Алтайского края, о признании незаконным решений от 04.12.2019 №76 и №76-ПДС в части,

при участии:

от заявителя – Приказчикова В.В. (удостоверение, доверенность от 31.12.2019, диплом от 05.07.2019 № 1042243084491);

от заинтересованного лица – Колпаковой С.Н. (паспорт, доверенность от 15.01.2020 №13-46-09, диплом рег. номер 214 от 26.06.1991),

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное казенного учреждения «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» (далее по тексту - Учреждение)  обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту – Фонд социального страхования) о признании незаконным решений от 04.12.2019 №76 и №76-ПДС в части.

Заявление мотивировано необоснованностью оспариваемого решения Фонда в части не принятия к зачету предъявления страхователем листков нетрудоспособности, выданных осужденным с нарушением пункта 1.9.2 Порядка проведения экспертизы  временной нетрудоспособности осужденных к удостоверяющих временную нетрудоспособность,  а также в части непринятия к зачету средств по листкам нетрудоспособности выданным после отчисления с должности осужденных в соответствии с части 3 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ (далее по тексту – Закон №255-ФЗ).

Заинтересованное лицо в отзыве и письменных пояснениях на заявление с требованиями Общества не согласно, ссылается на законность и обоснованность оспариваемых решений.

 Подробно доводы и возражения сторон, участвующих в деле, отражены в заявлении и отзывах на него.

 В судебном заседании представители сторон, на своих доводах и возражениях настаивали.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что Учреждение зарегистрировано в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской                             Федерации – филиале № 3.

В период с 01.08.2019 по 27.09.20109 Фондом проведена  выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, а также проверку полноты и достоверности сведений, представленных для обеспечения застрахованных лиц страховым обеспечением за период с 01.07.2017 по 31.12.2018.

По результатам проведенной проверки расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством Фонд составил акт проверки от 31.10.2019 №211-р  и 04.12.2019  вынес решение №76 о не принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общей сумме 540 232,97 руб.

Проверив полноту и достоверность сведений, представленных для обеспечения застрахованных лиц страховым обеспечением, Фонд составил акт проверки от 31.10.2019 №211-ПДС и  04.12.2019  вынес решение №76-ПДС о взыскании со страхователя расходы, излишне понесенные Фондом в связи с неполнотой  или недостоверностью представленных страхователем сведений в сумме 592 263, 21 руб.

Общество, не согласившись с указанными решениями  в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в общей сумме 510 277,92 руб. и о взыскании расходов, излишне понесенных Фондом, в размере 561 625 руб.

 Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, в силу следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными,  необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»  (далее по тексту – Закон №125) страховщик обеспечивает контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, имеет право: проверять документы по учету и перечислению страховых взносов страхователя, а также проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения. В свою очередь страхователи обязаны: вести учет начислений страховых взносов, предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ                            «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи  33 Закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.

В силу части 8 статьи 35 Закона № 212-ФЗ при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страховании в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ                                 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255- ФЗ).

Основанием для оспаривания решений  является непринятие к зачету предъявления страхователем листков нетрудоспособности, выданных осужденным с нарушением пункта 1.9.2 Порядка проведения экспертизы  временной нетрудоспособности осужденных к удостоверяющих временную нетрудоспособность,  а также в части непринятия к зачету средств по листкам нетрудоспособности выданным после отчисления с должности осужденных в соответствии с части 3 статьи 13 Закона №255-ФЗ.

Как следует из решения № 76 от 04.12.2019 по данному основанию у Учреждения не приняты к зачету расходы, произведенные заявителем за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в сумме 510277,92 рублей (540 232,97 рублей – 29 955,05 рублей, признанные заявителем).

Согласно решению № 76-ПДС от 04.12.2019 по данному основанию признаны необоснованными и подлежащими возмещению заявителем расходы страховщика за период с 01.07.2017 по 31.12.2018 в сумме  рублей (592263,21 рублей - 14054,26 рублей, признанные заявителем), в том числе 561625,00 рублей - расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду и 16 583,95 рублей - почтовые расходы.

Согласно статье 4Закон № 255-ФЗ предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Основания и порядок выплаты пособий указанной категории лиц регламентированы в Положении об обеспечении пособиями по обязательному государственному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 №727 (далее - Положение №727).

В силу  пункта 4 Положения №727 осужденные имеют право на получение пособий, в том числе по временной нетрудоспособности, если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работ. Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (абзац 2 пункта 8 Положения №727).

В соответствии с пунктом 1.9.2 Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденного совместным приказом Министерства здравоохранения России. Министерства Юстиции России и Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.07.2003 №316/185/180 (далее - Порядок №316/185/180) листок нетрудоспособности не выдается осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду.

В ходе проведения проверки Фонд социального страхования установил, что Учреждением оплачивались за счет средств Фонда социального страхования листки нетрудоспособности, выданные осужденным, указанным в приложении № 3 к акту проверки от 31.10.2019 № 211-ПДС и приложении №1 к акту поверки от 31.10.2019 №211-р, не привлеченным к оплачиваемому труду, в связи с чем решениями Фонда не приняты расходы к зачету и возложена обязанность по возмещению средств пособий по временной нетрудоспособности.

Учреждение в обосновании заявленных требований, ссылаясь на часть 2 статьи 5 Закона №255-ФЗ, указало, что страховое возмещение осуществлено правомерно, поскольку наступление страхового случая произошло в период тридцати дней со дня прекращения привлечения к труду осужденных в данных исправительных учреждения.

 По мнению Учреждений, правовые последствия тридцатидневного срока не имеют ограничений и распространяются на осужденных.

Согласно части 2 статьи 5 Закона №255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Однако, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осуждённого осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определённых обязанностей.

В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

На основании части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных.

Согласно части 1 статьи 102, части 1 статьи 104, части 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на осужденных к лишению свободы трудовое законодательство распространяется лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии.

Таким образом, гарантии, предусмотренные трудовым законодательством  в части порядка оформления прекращения трудовых отношений, соблюдения процедуры увольнения и наличия, предусмотренных на то оснований, на осужденных к лишению свободы не распространяются.

Как уже было указано выше, в силу статьи 4 Закона № 255-ФЗ представление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а нормативными актами (Положением №727 и Порядком №№316/185/180) предусмотрено, что  основанием для назначения пособия является факт привлечения к труду на момент наступления страхового случая и, следовательно, гарантии, закрепленные в части 2 статьи 5 Закона №255-ФЗ на осужденных не распространяются.

Следовательно, Фондом социального страхования оспариваемыми решения   правомерно не приняты расходы к зачету и возложена обязанность по возмещению средств пособий по временной нетрудоспособности.

Вместе с тем, Учреждением в материалы дела представлены приказы, подтверждающие привлечение к труду на дату  возникновения  нетрудоспособности (выдачи первых листков нетрудоспособности) в отношении осужденных Втулкина А.В., Гуляева В.В. и Демина А.Н.

Принимая во внимание, что факт привлечение к труду осужденных Втулкина А.В. Гуляева В.В. и Демина А.Н. на дату  возникновения  нетрудоспособности (выдачи первых листков нетрудоспособности) установлен в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу об обоснованном начислении и выплат пособий  указанным лицам.

При таких обстоятельствах требования Учреждения о признании незаконными решения подлежат удовлетворению в части  непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и обязания возместить расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и доплате страховых взносов на осужденных Гуляева В.В., Втулкина А.В. и Демина А.Н. 

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными

В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта  недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

признать решения  государственного учреждения – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.12.2019 № 76 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, №76-ПДС о возмещении и излишне понесенных расходов  в части непринятия к зачету и обязания возместить расходы, осуществить корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и доплате страховых взносов   на осужденных Гуляева В.В., Втулкина А.В. и Демина А.Н.  незаконными и отменить.

В остальной части федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                      О.В. Трибуналова