НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 № 02АП-8447/2021

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А31-16876/2020

07 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года .   

Полный текст постановления изготовлен декабря 2021 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Минаевой Е.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,

при участии в судебном заседании:

представителя истца – Малышевой В.В., действующей на основании доверенности от 01.10.2021,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное)

на решение Арбитражного суда Костромской области от 03.09.2021 по делу №А31-16876/2020

по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) (ИНН: 4401216678, ОГРН: 1164401000026)

к Администрации Судиславского муниципального района Костромской области (ИНН: 4427000137, ОГРН: 1024402635718),

третьи лица: Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области (ИНН: 4401011720, ОГРН: 1024400532860)

областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» (ИНН: 4401090440, ОГРН: 1084401005930),

о взыскании убытков, 

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) (далее – Истец, Фонд) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к Администрации Судиславского муниципального района Костромской области (далее – Ответчик, Администрация) о взыскании убытков в сумме 23 887 рублей 86 копеек.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 03.09.2021 в иске отказано.

Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы указывает, что основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований явился вывод суда о  том, что  Администрация не производит выплаты приемному родителю и, соответственно, не является страхователем, тогда как в качестве страхователя Администрация зарегистрирована в установленном законом порядке, в том числе и для целей  применения Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области, куда явился представитель Фонда.

В судебном заседании представитель Фонда поддержала свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Администрация представила отзыв на жалобу, в котором указала на законность принятого судом решения, просит в удовлетворении жалобы отказать.

Администрация и третьи лица о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, Администрация и ОГКУ «Центр социальных выплат» заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Администрации и третьих лиц.

В суд апелляционной инстанции от Истца поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве.

На основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Согласно данным ЕГРЮЛ Истец 01.10.2021 прекратил свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения, его правопреемником является Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области  (ИНН: 4401001182, ОГРН: 1024400517580).

Следовательно, Истец подлежит замене на его правопреемника - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов жалобы апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, в силу указанной статьи возмещение вреда допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличии причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями, вины причинителя вреда.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец, требуя возмещения ущерба, должен доказать наличие всех указанных элементов ответственности в их совокупности. В отсутствие хотя бы одного из указанных условий не возникает обязанность лица возместить причиненный вред.

Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ  «О страховых пенсиях» (далее – Закон  № 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (часть 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Частью 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как следует из материалов дела и установлено судом  первой инстанции, Администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и 30.06.1991 зарегистрирована в качестве плательщика страховых взносов.

Шубина Ольга Васильевна является получателем страховой пенсии по старости.

09.12.2013 между Шубиной О.В. (приемный родитель) и Межрайонным комитетом социальной защиты населения, опеки и попечительства, осуществляющий функции органа опеки и попечительства (комитет) заключен договор о приемной семье № 1, по условиям которого Орган опеки и попечительства устраивает, а приемные родители принимают на воспитание в приемную семью подопечную Урусову Карину Андреевну, 27.02.2003 года рождения.

В силу пунктов 1.2, 1.3 договора приемный родитель осуществляет опеку (попечительство) над несовершеннолетним подопечным возмездно. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, установлен Законом Костромской области от 05.11.2001 № 27-ЗКО «О размерах вознаграждения приемных родителей».

Срок действия договора (пункт 4.1) - со дня подписания и до совершеннолетия подопечного.

В связи с отсутствием сведений о трудоустройстве Шубиной О.В. Фонд 20.03.2020 отнес пенсионера к категории неработающих и принял решение о выплате сумм страховой пенсии с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

16.07.2020 Администрация представила в Фонд сведениям по форме СЗВ-М (дополняющие) за январь - май 2020 в отношении застрахованных лиц, в том числе Шубиной О.В.

Как указал Фонд, несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-М за указанные периоды повлекло излишнюю выплату Шубиной О.В. страховой пенсии в размере 23 887 рублей 86 копеек  за период 01.01.2020 по 30.06.2020, о чем был составлен протокол от 14.09.2020 № 1859.

Между тем, Законом Костромской области от 19.02.2018  № 346-6-ЗКО с 01.04.2018 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

Законом Костромской области от 05.11.2001 № 27-ЗКО «О размерах вознаграждения приемных родителей» утверждены размеры ежемесячного вознаграждения приемных родителей.

Постановлением Администрации Костромской области от 02.07.2018  №278-а «Об утверждении порядка выплаты ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемным родителям в Костромской области» установлено, что выплату вознаграждения производит ОГКУ «Центр социальных выплат» в размерах, установленных Законом № 27-ЗКО.

В силу пункта 1 статьи 6 Федеральными законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

В данном случае Администрация не является стороной договора о приемной семье № 1 от 09.12.2013, равно как и не производит выплат, причитающихся приемным родителям.

Выплаты приемному родителю производит ОГКУ «Центр социальных выплат» в соответствии с установленным порядком выплаты ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемным родителям в Костромской области, утвержденным Постановлением Администрации Костромской области от 02.07.2018  № 278-а.

Доказательств, подтверждающих, что Администрация является страхователем в отношении приемных родителей, либо заключение Администрацией  гражданско-правовых договоров с приемными родителями и произведение  выплат таким лицам, Фонд в материалы дела не представил.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Фонд не доказал совокупность обстоятельств, влекущих применение меры ответственности в виде возмещения убытков.

С учетом изложенного суд правомерно отказал Фонду в удовлетворении заявленного требования.

Иные доводы заявителя жалобы подлежат отклонению, как не влияющие на оценку правильности решения, принятого судом первой инстанции, и не являющиеся основанием для его отмены или изменения.

С учетом изложенных обстоятельств, апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 03.09.2021 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.

Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 48, 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л:

в порядке процессуального правопреемства заменить истца по делу  №А31-16876/2020 на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области (ИНН: 4401001182, ОГРН: 1024400517580).

Решение Арбитражного суда Костромской области от 03.09.2021 по делу №А31-16876/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий       

Судьи

М.В. Немчанинова

Е.В. Минаева

Л.И. Черных