НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 № 02АП-11261/13

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

31 января 2014 года

Дело № А82-12238/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 января 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зориной О.С.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Угличском муниципальном районе Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.11.2013(с учетом определения от 24.01.2014) по делу №А82-12238/2013, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.,

по заявлению Государственного учреждения Санаторий «Углич» Российской академии сельскохозяйственных наук

(ИНН: 7612005375, ОГРН: 1027601303388)

к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Угличском муниципальном районе Ярославской области

(ИНН: 7612029425, ОГРН: 1027601303014),

о признании частично недействительным решения от 28.08.2013 № 7,

установил:

государственное учреждение Санаторий «Углич» Российской академии сельскохозяйственных наук (далее – Санаторий, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Угличском муниципальном районе Ярославской области (далее – Управление, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 28.08.2013 № 7 в части доначисления страховых взносов в размере 266 931 руб. 65 коп. на суммы выплат работникам компенсации за питание и проезд от места пребывания до места его постоянной работы, 53 870 руб. 70 коп. пеней и 54 191 руб. 20 коп. штрафа за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.11.2013 (с учетом определения от 24.01.2014 об исправлении опечатки) заявленные требования Санатория удовлетворены.

Пенсионный фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Санаторию в удовлетворении требований.

Заявитель апелляционной жалобы, ссылаясь на статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и позицию Минздравсоцразвития России (письма от 23.03.2010 № 647-19, от 19.05.2010 № 1239-19, от 26.05.2010 № 1343-19) указывает, что выплаты сотрудникам, которые не предусмотрены трудовыми договорами, облагаются страховыми взносами, как производимые в рамках трудовых отношений работников с работодателем.

Пенсионный фонд считает, что выплаты работодателя в пользу работника в виде компенсации за питание и расходов на проезд от места пребывания работника до места его постоянной работы не подпадают под понятие компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления и поименованных в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Управление считает, что частичная компенсация стоимости питания и расходов на проезд к месту работы и обратно подлежит включению в объект для начисления страховых взносов.

Подробно позиция Пенсионного фонда изложена в апелляционной жалобе.

Санаторий в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание 23.01.2014 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 13 часов 30 минут 30.01.2014.

После перерыва стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, каких-либо ходатайств не заявили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 15.11.2013 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением в отношении Санатория была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, результаты проверки отражены в акте от 24.07.2013 № 16.

В ходе проверки Управлением установлена неполная уплата страхователем взносов, поскольку Санаторий не включил в базу для исчисления страховых взносов некоторые виды выплат, произведенных в пользу работников, а именно: компенсацию за питание и проезд.

По итогам рассмотрения материалов проверки и возражений страхователя, Управлением принято решение от 28.08.2013 № 7 о привлечении Санатория к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере 54 191 руб. 20 коп. Данным решением Санаторию предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 270 955 руб. 99 коп. страховых взносов, 55 997 руб. 50 коп. пеней.

Частично не согласившись с указанным решением Управления, Санаторий обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом «а» части 1 статьи 5, статьями 7 и 8, частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 18, частью 1 статьи 47 Федерального закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в редакции, действовавшей в спорный период), статьями 15, 16, 40, 56, 57, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации и пришел к выводам о том, что произведенные Санаторием выплаты в возмещение части расходов работников на проезд к месту работы и обратно и на оплату питания в столовой не являлись оплатой труда (вознаграждением за труд), поэтому доначисление страховых взносов и пеней на спорные выплаты и привлечение Санатория к ответственности за неуплату страховых взносов является неправомерным.

Второй арбитражный апелляционный суд, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) Санаторий является плательщиком страховых взносов.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2011) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Таким образом, данной нормой права определено, что к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам в рамках сложившихся меду работником и работодателем трудовых отношений.

Соответственно, в базу для начисления страховых взносов подлежат включению выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.

На основании части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен (часть 6 статьи 8 Закона № 212-ФЗ).

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности (статья 16 ТК РФ).

В соответствие со статьей 56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Следовательно, понятие трудовых отношений ограничено определенными рамками и не может применяться к любым отношениям, возникающим между работодателем и работником, заключившими трудовой договор. Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (статья 132 ТК РФ).

Статьей 40 ТК РФ установлено, что коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 164 ТК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, разделом 9 коллективного договора Санатория на 2009-2012 год, утвержденного конференцией трудового коллектива, установлены социальные гарантии, льготы и компенсации (т.1, л.д.12-28).

Работникам, прибывающим на работу и обратно на общественном транспорте или такси ввиду особого графика работы, Санаторий обязуется возмещать стоимость проезда ежемесячно на основании служебной записки начальника подразделения и приказа (пункт 9.12 коллективного договора).

Список должностей работников, которым возмещались расходы на проезд к месту работы и обратно, и размер возмещения утвержден приказами директора Санатория от 20.02.2008 № 25 и от 29.03.2011 № 38/а (т.1, л.д.62, 65-68, 85-86).

Пунктом 9.15 коллективного договора установлено, что Санаторий обязуется организовывать работникам питание в столовой с оплатой согласно приказу.

Согласно приказов от 24.03.2008 № 38 и от 01.03.2011 № 33/а работникам Санатория частично (в размере от 15 до 25 руб.) возмещалась стоимость питания в столовой (т.1, л.д.63-64).

Между тем, по смыслу части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам (в рамках трудовых отношений). Толкование применяемых норм права приведено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.05.2013 № 17744/12, принятом по результатам пересмотра судебных актов по делу № А62-1345/2012, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

В рассматриваемом случае спорные выплаты компенсационного характера, производимые Санаторием своим работникам, не связаны с условиями труда, условиями трудовых договоров, показателей, характеризующих продолжительность и результативность трудового участия работников. Спорные выплаты не являлись стимулирующими, не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Таким образом, несмотря на то, работники состоят с Санаторием в трудовых отношениях, основанием для выплаты в возмещение части расходов работников на проезд к месту работы и обратно и на оплату питания в столовой указанным лицам, служит не наличие трудовых отношений, а локальный нормативный акт, установивший условия для таких выплат компенсационного характера.

Учитывая изложенное, спорные выплаты в возмещение расходов работников Санатория на проезд к месту работы или обратно и на оплату питания в столовой относятся к выплатам компенсационного характера и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Довод Пенсионного фонда о том, что выплаты в пользу работника за питание и расходов на проезд от места пребывания работника и до места его постоянной работы не подпадают под понятие компенсационных выплат, установленных статьей 9 Закона № 212-ФЗ, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании заявителем апелляционной жалобы норм права.

На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.11.2013 (с учетом определения от 24.01.2014 об исправлении опечатки) законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических установленных по делу обстоятельств. Оснований для удовлетворения жалобы Пенсионного фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

При обращении с апелляционной жалобой Пенсионным фондом была уплачена госпошлина в размере 1 000 руб.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины. Таким образом, на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату Пенсионному фонду, как излишне уплаченная за рассмотрение апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.11.2013 (с учетом определения от 24.01.2014) по делу №А82-12238/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Угличском муниципальном районе Ярославской области (ИНН: 7612029425, ОГРН: 1027601303014) – без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Угличском муниципальном районе Ярославской области 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 442 от 06.12.2013.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий

Т.В. Хорова

Судьи

О.Б. Великоредчанин

Л.И. Черных