НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 № 02АП-9053/2016

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-5157/2016

28 марта 2017 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2017.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е. ,

судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.

при участии представителей

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 10.06.2016 № 21-05/227),

от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 13.09.2016 № 02-25/09),

ФИО3 (доверенность от 27.06.2016 № 02-25/05)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим

налогоплательщикам по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.08.2016,

принятое судьей Шипиловой Э.В., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016,

принятое судьями Немчаниновой М.В., Великоредчаниным О.Б., Черных Л.И.,

по делу № А29-5157/2016

по заявлению акционерного общества «Транснефть-Север»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной

налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми

от 29.12.2015 № 09-09/5

и установил:

акционерное общество «Транснефть-Север» (далее – АО «Транснефть-Север», Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее – Инспекция, налоговый орган) от 29.12.2015 № 09-09/5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на доходы физических лиц, соответствующих сумм пеней и штрафа.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.08.2016 заявленное требование удовлетворено в полном объеме.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального права, применив нормы, не подлежащие применению (пункт 3 статьи 217, подпункт 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации). По мнению Инспекции, выплаты, произведенные Обществом в счет возмещения лицам, выполняющим работы вахтовым методом, стоимости проезда от места их постоянного жительства до места работы и обратно, не являются компенсационными. Такие затраты не могут рассматриваться как связанные с исполнением трудовых обязанностей, поскольку, находясь в пути, работник не исполняет трудовые функции, а дни нахождения в пути не включаются в расчет рабочего времени.

Подробно доводы Инспекции приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании с доводами налогового органа не согласились, указав на законность обжалуемых судебных актов.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку АО «Транснефть-Север» за период с 01.01.2012 по 31.12.2013, результаты которой отразила в акте от 20.11.2015 № 09-09/5.

В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о занижении Обществом налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в связи с необоснованным невключением в состав доходов выплат физическим лицам, работающим по вахтовому методу, по оплате проезда от места жительства (пункта сбора) к месту работы.

Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 29.12.2015 № 09-09/5, согласно которому Обществу предложено удержать и перечислить в бюджет сумму неудержанного налога на доходы физических лиц в сумме 1 463 309 рублей, уплатить пени в сумме 411 082 рублей 61 копейки и штраф по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 89 637 рублей.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми
от 08.04.2016 № 74-А решение нижестоящего налогового органа в оспариваемой части оставлено без изменения.

АО «Транснефть-Север» не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 210, подпунктом 1 пункта 2 статьи 211, пунктом 3 статьи 217, подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 8, 129, 164, 297, 313, 372 Трудового кодекса Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2014 № 16954/13, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу, что выплаты по возмещению работникам оплаты проезда от места жительства (пункта сбора) до вахтового поселка и обратно являются компенсационными, не входят в систему оплаты труда и непосредственно связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, вследствие чего не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

На основании пункта 3 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) такие виды доходов физических лиц, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления как компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

При этом глава 23 Кодекса не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

В соответствии со статьей 297 Трудового кодекса Российской Федерации вахтовый метод является особой формой осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

В статье 313 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Как следует из материалов дела, в проверяемый период Общество компенсировало своим работникам проезд от места их постоянного жительства до места производства работ (вахты) и обратно. Данные расходы уменьшали налогооблагаемую прибыль организации, при этом налог на доходы физических лиц при осуществлении указанных выплат не удерживался и в бюджет не перечислялся.

Суды установили, что генеральным директором ООО «Северные магистральные нефтепроводы» 29.06.2012 утвержден коллективный договор, согласно которому предусмотрена обязанность оплачивать иногородним работникам стоимость проезда от места жительства до местонахождения предприятия.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, учитывая приведенные нормы права, суды пришли к правильному выводу, что определенные коллективным договором спорные выплаты не входят в систему оплаты труда, являются компенсационными, так как связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение налогового органа в оспариваемой части.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд округа отклонил как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Инспекция на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.08.2016 и постановление Второго
арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 по делу № А29-5157/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.Е. Бердников

Судьи

И.В. Чижов

Т.В. Шутикова