НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 № 02АП-10001/13

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

19 декабря 2013 года

Дело № А31-7404/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2013 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зориной О.С.,

при участии в судебном заседании:

представителей Администрации: Карповой Н.Н., действующей на основании доверенности от 09.01.2013, Петровой Т.В., действующей на основании доверенности от 01.08.2013,

представителей Фонда: Орловой Л.Ф., действующей на основании доверенности от 16.08.2013, Кузьминой Н.Г., действующей на основании доверенности от 16.08.2013,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Нерехте и Нерехтскому району Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.09.2013 по делу №А31-7404/2013, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.,

по заявлению Администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области (ИНН: 4405006664; ОГРН: 1054443168933)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Нерехте и Нерехтскому району Костромской области (ИНН: 4405005251; ОГРН: 1024400760592),

о признании недействительным решения от 08.04.2013 № 3,

установил:

Администрация муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области (далее – Администрация, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Нерехте и Нерехтскому району Костромской области (далее – Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 08.04.2013 № 3.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 25.09.2013 заявленные требования Администрации удовлетворены.

Пенсионный фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы, ссылаясь на статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, указывает, что выплаты, которые не предусмотрены трудовыми договорами, но производятся в рамках трудовых отношений работников с работодателем, являются связанными с трудовыми договорами. Таким образом, выплаты работникам, не установленные в трудовых договорах, подлежат обложению страховыми взносами, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Пенсионный фонд считает, что к пособиям, на которые распространяются положения пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, относится пенсия по старости. Однако заявитель жалобы полагает, что ежемесячная доплата к пенсии не является пенсией по старости и компенсацией, подпадающей под действие статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а поэтому подлежит обложению страховыми взносами на общих основаниях.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.

В судебном заседании апелляционного суда, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Костромской области, представители сторон изложили свои позиции по рассматриваемому спору.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 25.09.2013 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении Администрации проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, по результатам которой составлен акт от 06.03.2013 № 2.

08.04.2013 Пенсионным фондом вынесено решение № 3 о привлечении Администрации к ответственности в виде штрафа в размере 1 463 рублей 48 копеек за неуплату уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. Кроме того, данным решением Администрации предложено уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 7 317 рублей 37 копеек и пени в сумме 941 рубль 55 копеек.

Администрация с решением Пенсионного фонда не согласилась и обратилась с заявлением в суд.

Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь положениями Федеральных законов от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», требования Администрации признал обоснованными.

При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов относятся к одному из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению и не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением или элементом оплаты труда.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) (в редакции, действовавшей в 2010 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2011 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

На основании части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; а государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (пункты 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон № 166-ФЗ) пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности).

В соответствии со статьей 5 Закона № 166-ФЗ назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия.

Пунктом 4 статьи 7 Закона № 166-ФЗ установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 11 Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ), муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положением части 1 статьи 24 Закона № 25-ФЗ установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Решением Совета депутатов городского поселения города Нерехта от 24.06.2010 № 600 утверждено Положение «О ежемесячной доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы в городском поселении города Нерехта», которым установлены основания и порядок выплаты ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств бюджета городского поселения города Нерехта (л.д.10-17).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Викторова Г.В. и Монина Н.А. при выходе на пенсию переведены с должности муниципального служащего на должности, не входящие в перечень муниципальных должностей, Викторова Г.В. в соответствии с трудовым договором от 01.07.2011 № 4 принята на работу в должности ревизора финансового отдела, Монина Н.А. в соответствии с трудовым договором от 04.02.2010 № 117 принята на работу в должности секретаря Совета депутатов городского поселения города Нерехта (л.д.32-35).

В соответствии с Положением от 24.06.2010 № 600 Викторовой Г.В. и Мониной Н.А. Администрацией ежемесячно в 2010-2012 производились доплаты к пенсии по старости в сумме 500 рублей ежемесячно, которые, по мнению Пенсионного фонда, подлежат обложению страховыми взносами.

Между тем, по смыслу части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам (в рамках трудовых отношений). Толкование применяемых норм права приведено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые производятся работникам, представляют собой оплату их труда и (или) связаны с выполнением работниками трудовой функции.

В рассматриваемом случае спорные доплаты к пенсии по старости не связаны с режимом работы или условиями труда, условиями трудовых договоров, показателей, характеризующих продолжительность и результативность трудового участия работников. Спорные выплаты не являлись стимулирующими, не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Таким образом, не смотря на то, что Викторова Г.В. и Монина Н.А. состоят с Администрацией в трудовых отношениях, основанием для выплаты ежемесячной доплаты к пенсии указанным лицам служит не наличие трудовых отношений, а локальный нормативный акт, установивший условия для такой доплаты к пенсии.

Кроме того, в трудовых договорах, заключенных с данными работниками, отсутствуют положения о выплате за выполняемую ими трудовую функцию такого вида вознаграждения, как ежемесячная доплата к пенсии за выслугу лет, выплачиваемая к трудовой пенсии муниципального служащего.

Учитывая изложенное, спорные выплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет местных бюджетов относятся к выплатам по государственному пенсионному обеспечению, не являются объектом обложения страховыми взносами (стимулирующей выплатой, вознаграждением или элементом оплаты труда) и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Довод Пенсионного фонда о том, что доплата к государственной пенсии не является самой пенсией и не подпадает под действие статьи 9 Закона № 212-ФЗ, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании заявителем апелляционной жалобы норм права.

Ссылка заявителей апелляционной жалобы, что при проверке таких лиц, которые получали ежемесячную доплату к пенсии в сумме 500 рублей, было выявлено 6 человек, но доначисления произведены только 2: Мониной Н.А. и Викторовой Г.В., поскольку с ними заключены трудовые договоры с Администрацией и существуют трудовые отношения, не может быть признана обоснованной, поскольку спорные доплаты подлежат начислению и выплате только при определенных условиях, установленных Положением, утвержденным решением от 24.06.2010 № 600, и которые Администрацией выполнялись, не зависимо от того, работающий это пенсионер или нет, что также представителями Пенсионного фонда не оспорено.

На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 25.09.2013 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических установленных по делу обстоятельств. Оснований для удовлетворения жалобы Пенсионного фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Костромской области от 25.09.2013 по делу №А31-7404/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Нерехте и Нерехтскому району Костромской области (ИНН:4405005251, ОГРН: 1024400760592) – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий

Т.В. Хорова

Судьи

О.Б. Великоредчанин

Л.И. Черных