НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 № 02АП-9451/19

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А31-6212/2019

25 ноября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2019 года .   

Полный текст постановления изготовлен ноября 2019 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Минаевой Е.В.,

судей Ившиной Г.Г., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.

при участии в судебном заседании представителей заявителя - ФИО2, действующей на основании доверенности от 25.06.2019; руководителя Управления - ФИО3

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 29.08.2019 по делу № А31-6212/2019

по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Костромской области (ИНН 4401013149, ОГРН 1024400534872),

о признании недействительным ненормативного правового акта в части,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области (далее – заявитель, Управление Минюста по Костромской области) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Костромской области (далее – ответчик, УФК по Костромской области, надзорный орган) от 29.03.2019 № 41-12-46/42-2232.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 29.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Минюста по Костромской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что УФК по Костромской области приняты и поставлены на учет бюджетные обязательства по выплате заработной платы за 2018 год, в размере доведенных Минюстом РФ лимитов бюджетных обязательств. Кроме того все заявки на кассовый расход по выплате заработной платы санкционированы ответчиком, кассовое исполнение принятых бюджетных обязательств по выплате заработной платы за 2018 год составляет 100% от принятых бюджетных обязательств, то есть 9 568 098 рублей. Кредиторская задолженность по уплате НДФЛ за 2018 год в сумме 1 475 рублей 46 копеек, возникшая в результате счетной ошибки, по мнению заявителя, не образует нарушения части 3 статьи 219 БК РФ. Управление Минюста по Костромской области настаивает, что перечисление НДФЛ по доходам, полученным работниками в декабре 2018 года в виде пособий по временной нетрудоспособности и в виде оплаты отпусков, заявитель вправе осуществить в январе 2019 года.

УФК по Костромской области представило мотивированный отзыв на жалобу, в котором опровергло доводы заявителя, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали занятую по делу правовую позицию.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 21.01.2019 по 15.02.2019  УФК по Костромской области на основании приказа от 16.01.2019 № 18 в отношении Управления Минюста по Костромской области проведена плановая выездная проверка использования средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Юстиция», в том числе полноты и достоверности отчетности о ее реализации за 2018 год, идентификатор контрольного мероприятия: 2019-ПВ.017.1003-4100.002.

В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что заявитель в нарушение требований пункта 3 статьи 219 БК РФ принял бюджетное обязательство в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, выразившееся в превышении суммы начисленной заработной платы над доведенными лимитами бюджетных обязательств по коду КБК 318 0304 4250290019 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов», нарушение в денежном выражении составило 1 475 рублей 46 копеек (пункт 1); в нарушение части 2 статьи 8 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» допущены нарушения требований по оформлению учетной политики, выразившиеся в отсутствии закрепления порядков учета основных средств, формирования резервов предстоящих расходов на оплату  отпусков в бухгалтерском учете.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.02.2019.

29.03.2019 в адрес Управления Минюста по Костромской области выдано представление № 41-12-46/42-2232, которым надзорный орган возложил на заявителя обязанность рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения.

Полагая, что пункт 1 представления ответчика от 29.03.2019 не соответствует закону и нарушает права заявителя, Управление Минюста по Костромской области обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания пункта 1 представления недействительным.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Согласно статье 265 БК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Статья 269.2 БК РФ предусматривает, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования.

Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (часть 2 статьи 270.2 БК РФ).

Согласно пункту 1 оспариваемого представления заявителем допущено нарушение требований пункта 3 статьи 219 БК РФ, что выразилось в принятии бюджетного обязательства в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, выразившиеся в превышении суммы начисленной заработной платы над доведенными лимитами бюджетных обязательств по коду КБК 318 0304 4250290019 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных органов)».

В силу пунктов 1, 2 статьи 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса. Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.

Пунктом 3 статьи 219 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В пункте 1 статьи 162 БК РФ также установлено, что получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по принятию и (или) исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (подпункт 2).

Порядок исполнения федерального бюджета по расходам в части учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета установлен Приказом Минфина России от 30.12.2015 № 221н (далее – Порядок № 221н).

В силу пункта 10 Порядка № 221н сведения о бюджетном обязательстве, возникшем на основании документа-основания, предусмотренного пунктом 4 графы 2 Перечня, направляются в орган Федерального казначейства с приложением копии договора (документа о внесении изменений в договор), в форме электронной копии документа на бумажном носителе, созданной посредством его сканирования, или копии электронного документа, подтвержденной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени получателя средств федерального бюджета, за исключением Сведений о бюджетном обязательстве, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Пунктом 4 графы 2 указанного Перечня (строка 10) к документам, на основании которых возникает бюджетное обязательство получателя средств федерального бюджета относятся приказ об утверждении Штатного расписания с расчетом годового фонда оплаты труда (иной документ, подтверждающий возникновение бюджетного обязательства, содержащий расчет годового объема оплаты труда (денежного содержания, денежного довольствия). К документам, подтверждающим возникновение денежного обязательства получателя средств федерального бюджета, относятся записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (ф. 0504425), расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401), расчетная ведомость (ф. 0504402), иной документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства по бюджетному обязательству получателя средств федерального бюджета, возникшему по реализации трудовых функций работника в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации.

В силу пункта 13 Порядка № 221н постановка на учет бюджетных обязательств (внесение изменений в поставленные на учет бюджетные обязательства), возникших из документов-оснований, предусмотренных пунктами 1 - 13 графы 2 Перечня, осуществляется органом Федерального казначейства по итогам проверки, проводимой в соответствии с настоящим пунктом.

В случае положительного результата проверки Сведений о бюджетном обязательстве, документа-основания на соответствие требованиям, предусмотренным пунктами 13 - 15 Порядка, орган Федерального казначейства присваивает учетный номер бюджетному обязательству и направляет получателю средств федерального бюджета извещение о постановке на учет бюджетного обязательства (пункт 16 Порядка № 221н).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по данным отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03411880150 по состоянию на 01.01.2019 (т.2 л.д.71), отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета на 01.01.2019 (т.2 л.д.123) Управлению Минюста по Костромской области в 2018 году расходными расписаниями Минюста РФ доведены лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО) в общей сумме 16 191 544 тысяч 91 копейки, в том числе по КБК 318 0304 4250290019 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных органов)» по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ в сумме 9 568 098 рублей.

Управление Минюста по Костромской области в апелляционной жалобе отмечает, что бюджетные обязательства по выплате заработной платы на 2018 год (КБК 318 0304 4250290019 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных органов)») приняты ответчиком и поставлены на учет в УФК по Костромской области в сумме 9 568 098 рублей, то есть в размере доведенных Минюстом РФ ЛБО.

Между тем в соответствии с подпунктом 5.1.2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н) по указанной выше подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» осуществляются расходы, в том числе на выплату заработной платы, надбавок, оплату отпусков, выплату пособий и компенсаций, иные выплаты.Кроме того, по данной подстатье осуществляются расходы по выплате удержаний, произведенных с заработной платы, к которым, в том числе, относится налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

Надзорным органом при проверке правильности использования фонда труда установлено, что по счету 303.01 «Расчеты» по налогу на доходы физических лиц на 01.01.2019 имелась кредиторская задолженность в сумме 1 475 рублей 46 копеек.

На основании изложенного надзорный орган пришел к выводу о том, что указанная задолженность возникла в связи с неуплатой НДФЛ с заработной платы государственных служащих Управления Минюста по Костромской области в 2018 году.

В силу пункта 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

На основании пункта 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

В силу абзаца 3 пункта 5 статьи 226 НК РФ под налоговыми агентами поднимаются российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 223 НК РФ, при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Таким образом, дата получения дохода в виде заработной платы — это последний день месяца, за который она начислена.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (пункт 6 статьи 226 НК РФ).

В данном случае, учитывая, что бюджетные обязательства доведены до заявителя КБК 318 0304 4250290019 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных органов)» по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ в сумме 9 568 098 рублей, Управлению Минюста по Костромской области надлежало исполнить денежные обязательства таким образом, чтобы заработная плата сотрудников заявителя и НДФЛ с выплаченных денежных средств в целом составляли 9 568 098 рублей и были уплачены в срок до 31.12.2018.

Указанный вывод полностью согласуется с требованиями пункта 3 статьи 242 БК РФ, согласно которому бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

Как было указано выше в 2018 году Управление Минюста по Костромской области начислено расходов, относящихся к подстатье 211 КОГСУ  в размере 9 569 573 рубля 46 копеек, в том числе начислено премии в декабре 2018 года в общей сумме 1 721 119 рублей 34 копейки, при выделенных лимитах бюджетных обязательств в сумме 9 568 098 рублей. Превышение составило 1 475 рублей 46 копеек.

Общая сумма начисленного денежного содержания государственных гражданских служащих и заработной платы работников за 2018 год равна сумме списания денежных средств на счет 401.20 «Расходы текущего года» и составляет 9 569 573 рубля 46 копеек.

Кредиторская задолженность отражена в журнале операций расчетов по оплате труда № 6 за декабрь 2018 года в сумме остатка по кредиту на 31.12.2018.

Сумма задолженности также отражена в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности на 01 января 2019 года (форма по ОКУД 0503169) по счету 303.01 в составе кредиторской задолженности в сумме 1 475,46 рублей, что соответствует отражению по счету 303.00 формы «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» на 01 января 2019 год.

Таким образом, суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, соглашается с квалификацией допущенного Управлением Минюста по Костромской области нарушения.

При этом само по себе санкционирование УФК по Костромской области  кассовых расходов по выплате заработной платы, при условии соответствия остатков принятых бюджетных обязательств и заявок на кассовый расход в декабре 2018 года, не исключает допущенных заявителем нарушений.

Довод заявителя о том, что задолженность по НДФЛ могла образоваться с выплат не только по заработной плате, но и с иных начислений (например, компенсация за неиспользованный отпуск) является бездоказательным, а, следовательно, подлежит отклонению.

Заявитель полагает, что принятие бюджетного обязательства в текущем году по выплатам прошлого года (кредиторская задолженность) не является принятием бюджетного обязательства в 2018 году сверх лимитов на эти цели, поскольку в силу части 3 статьи 169 БК РФ проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Однако в силу статьи 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

На основании части 1 статьи 5 БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Следовательно, имея доведенные до Управления Минюста по Костромской области ЛБО, получатель бюджетных средств не вправе принимать бюджетные обязательства в текущем финансовом году лимитами следующего года.

Учитывая изложенное, следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции о законности пункта 1 оспариваемого представления от 29.03.2019.

Таким образом, повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные участвующими в нем лицами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи и в совокупности с подлежащими применению положениями действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания недействительным пункта 1 оспариваемого представления.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного решение Арбитражного суда Костромской области от 29.08.2019 по делу № А31-6212/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Минюста по Костромской области - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее распределении не рассматривался.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Костромской области от 29.08.2019 по делу № А31-6212/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

Е.В. Минаева

Судьи

ФИО4

ФИО1